Индивидуализация юридического лица
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.

Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.

Для использования жилого помещения в служебных и (или) производственных целях необходимо осуществить его перевод из жилого в нежилой фонд, что не всегда возможно. Перевод жилого помещения в нежилой фонд допускается, если можно оборудовать в него отдельный доступ, а право собственности на это помещение не обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилой фонд допускается, если такая квартира расположена на первом этаже или выше первого этажа при условии, что помещения, расположенные непосредственно под этой квартирой, не являются жилыми (ст. 22 Жилищного кодекса).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию определяются нормами ГК РФ и другими законами (ст. 54 ГК РФ). Специального порядка регистрации фирменных наименований в нашей стране нет, поэтому они регистрируются в составе учредительных документов юридического лица при его создании и вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Фирменное наименование юридического лица состоит из двух частей: произвольной и обязательной. Например, фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму - "Общество с ограниченной ответственностью" (обязательная часть), само наименование - "Астраханьгазпром" (произвольная часть). Причем наименование не должно состоять только лишь из слов, обозначающих род деятельности организации. В сокращенном фирменном наименовании кредитных организаций разрешается использовать аббревиатуры, не предусмотренные действующим законодательством, но общепринятые в деловом обороте (например, АКБ, КБ, НКО, РНКО, НДКО и проч.).

Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является формальным нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму. Скажем, "Общество с ограниченной ответственностью "Светлана" и "Закрытое акционерное общество "Светлана". Запрещено использовать фирменные наименования, сходные до степени смешения, компаниями, осуществляющими аналогичные виды деятельности. В этом случае действует календарный приоритет, т.е. признается преимущественная юридическая сила ранее зарегистрированного фирменного наименования. Нужно сказать, что и до появления соответствующей законодательной нормы в судебно-арбитражной практике применялся такой же подход, т.е. признание преимущественной силы за ранее зарегистрированным фирменным наименованием.

Фирменное наименование в сокращенной форме, т.е. в форме логотипа, может быть включено в состав товарного знака, коммерческого обозначения (ст. 1476 ГК РФ). В отличие от других объектов исключительных прав передача права на фирменное наименование другим лицам (путем отчуждения или предоставления права его использования) не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).

В некоторых случаях законодательство устанавливает дополнительные требования. Во-первых, запрещается включать в наименования организаций, не удовлетворяющих требованиям Закона о товарных биржах и биржевой торговле, термины "биржа" или "товарная биржа" в любом словосочетании (ст. 5). Во-вторых, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка РФ лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что оно имеет право на осуществление банковских операций.

В-третьих, использование в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний также не всегда отвечает требованиям законодательства. Многие организации претендуют тем самым на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности. Используя элементы государственной символики, они вводят своих контрагентов в заблуждение, поэтому существует разрешительный порядок использования слов "Россия" и т.п. Разрешения выдает специальная правительственная комиссия. За использование этих слов в фирменных наименованиях организаций единовременно уплачивается государственная пошлина. Данное правило не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные объединения, которые, напротив, обязаны в своих наименованиях показывать территориальный характер деятельности.

Наряду с фирменным наименованием в качестве средства индивидуализации может использоваться коммерческое обозначение - такое название бизнеса, которое не совпадает с фирменным наименованием коммерческой организации или индивидуального предпринимателя (ст. 1538 ГК РФ). Зарубежными аналогами коммерческого обозначения являются понятия "вывеска" (Испания, Италия), "неофициальное наименование" (США), "вторичный символ" (Финляндия, Швеция). Коммерческое обозначение применяется для индивидуализации одного или нескольких предприятий (например, широко известное сейчас коммерческое обозначение "Сеть магазинов "Пятерочка"), однако для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения. Отдельные элементы коммерческого обозначения могут быть включены в состав товарного знака. Как и фирменное наименование, коммерческое обозначение может указываться на вывесках, бланках, в счетах, иной документации, объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке. Коммерческое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия являться известным в пределах определенной территории.

Законодательство не требует государственной регистрации исключительного права на коммерческое обозначение, однако оно прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (ст. 1540 ГК РФ).

 

2.9. Некоммерческие юридические лица:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 250.