Принципы гражданского права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принцип является философской категорией. Это означает, что он имеет одинаковое понятие в различных науках, в том числе юридических. Значение принципа связано со структурой таких ценностей, как «цель», «функция» и «задача». Условно соотношение между данными категориями можно выразить в следующей схеме:

Под целью понимается идеальный объект, к которому стремится субъект в процессе определённой деятельности.

Под функцией понимается направление деятельности, в котором необходимо двигаться субъекту для достижения поставленной цели.

Задача является средством достижения цели, поэтому часто задачи рассматривают как промежуточные цели, реализация которых необходима для достижения главной цели.

Принципы в этой структуре олицетворяют непременные правила, необходимые для достижения цели, реализации поставленных функций и задач. Таким образом, нарушение принципа не позволяет субъекту воплотить цель.

Аналогичное положение можно наблюдать и в гражданском праве. Целью гражданского права является достижение правового порядка в обществе. Функциями гражданского права является регулирование хозяйственных правоотношений (т.е. установление системы единых для всех правил поведения) и охрана прав субъектов. В задачи хозяйственного права входит установление системы контроля над соблюдением правил поведения и предоставление условий привлечения к юридической ответственности правонарушителей.

Для достижения цели, функций и задач в хозяйственном праве сложились следующие принципы:

1) признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;

2) неприкосновенность собственности. Собственнику гарантируется право свободно по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Государство закрепило в Конституции страны общую норму, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Перечень таких случаев имеет исчерпывающий характер и включает предельно ограниченное их число. При национализации и других видах принудительного изъятия у собственников имущества им возвращается его стоимость и возмещаются причиненные убытки, за исключением случаев конфискации имущества за совершение преступления или иного правонарушения. Обеспечивается защита права собственности от посягательства всех третьих лиц, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) свобода договора – предполагает свободу выбора субъектом возможности заключения договора, выбора конкретного вида договора, выбора партнёра по договору и конкретных условий в содержании договора. Понуждение к заключению договора со стороны кого бы то ни было, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также если сторона договора добровольно приняла на себя обязательство.

4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

5) беспрепятственное осуществление прав - граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права;

6) обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебной защиты;

7) соблюдение интересов общества, прав и законных интересов других лиц. Гражданские права могут быть ограничены при условии, что это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение гражданских прав возможно только на основании федерального закона. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные правовые акты федерального значения, равным образом как и законы субъектов Федерации, в этом случае юридической силой не обладают.

 

1.5. Источники гражданского права.

 

Под источниками гражданского права следует понимать формы выражения правил поведения, исходящих от государства либо признанных им в качестве общеобязательных. Это означает, что обо всех правилах, которые регулируют хозяйственные отношения, мы узнаём с помощью их формы, которая, в свою очередь, бывает писанной и неписанной. Следует обратить внимание на то, что не все источники хозяйственного права являются продуктом творчества государства. Некоторые из них складываются помимо воли государства и в силу данного факта признают им в качестве обязательных для применения в хозяйственной сфере (например, комплекс правовых обычаев).

Систему источников гражданского права в Российской Федерации составляют следующие их виды:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года – является основополагающим законом страны, потому что даёт определение Российской Федерации как государства, устанавливает её форму правления, форму государственного устройства, цели и задачи. Поскольку государство является, по сути, субъектом абстрактным, в правоотношениях его интересы представляют специально уполномоченные органы и должностные лица, общий перечень которых представлен в Конституции. В связи с реализацией государственной власти у граждан и юридических лиц возникают права и обязанности, которые также в общем виде закреплены в Конституции.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международно-правовые акты. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для хозяйственного права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»). В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

3. Кодифицированные акты – законы, созданные путём объединения ранее действовавших нормативно-правовых актов с добавлением новых правил. Результатом кодификации являются кодексы, регулирующие сходные группы общественных правоотношений. Основным законом хозяйственного права в большинстве современных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. После провозглашения в 1991 г. государственного суверенитета России и принятия в 1993 г. Конституции РФ был разработан новый Гражданский кодекс, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г. и часть третья - с 1 марта 2002 г., часть четвёртая – с 1 января 2008 г. Часть первая ГК содержит три обширных раздела (1. Общие положения; 2. Право собственности и другие вещные права; 3. Общая часть обязательственного права); часть вторая посвящена отдельным видам обязательств, часть третья - нормам наследственного права и международного частного права, часть четвёртая – институтам интеллектуальной собственности - патентное и авторское право.

Также к источникам хозяйственного права можно отнести Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., поскольку в нём закреплены составы административных проступков в сфере экономики. В Уголовном кодексе России от 13 июня 1996 г. содержатся составы экономических преступлений и санкции за их совершение. Комплекс экологических кодексов (Лесной кодекс от 2007 г., Водный кодекс 2007 г., Земельный кодекс 2001 г.) посвящён особенностям имущественных прав на природные объекты и требованиям к их эксплуатации в хозяйственной сфере.

4. Федеральные законы – законодательные акты парламента Российской Федерации – Федерального собрания. В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. В области корпоративного права это: Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях. Ряд важных законов издан о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. В области обязательственного права изданы Закон о рынке ценных бумаг, Закон о закупках, Закон о лизинге, Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд, Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности.

5. Указы Президента Российской Федерации. Президент является главой государства, основной функцией которого является выработка внутренней и внешней политики России. Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649 определены система органов государственного управления экономикой страны и их полномочия в области нормативно-правового регулирования рынка, контроля и надзора. Изданы указы о приватизации государственной собственности, мерах по защите прав акционеров, жилищной ипотеке и ряд других гражданско-правовых актов.

6. Постановления Правительства России. Законодательная компетенция Правительства РФ определена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" достаточно широко и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13), управление федеральной собственностью (ст. 14), обеспечение свободы экономической деятельности (ст. 14). Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам - в форме распоряжений. Среди постановлений Правительства РФ по общим вопросам хозяйственного права необходимо назвать Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд от 14 августа 1993 г., Правила поставки газа от 5 февраля 1998 г., Правила бытового обслуживания населения от 15 августа 1997 г., Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.

7. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов. Эти федеральные органы согласно п. 7 ст. 3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ. Иными федеральными органами являются Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов, Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба.

8. Локальные нормативные акты юридических лиц. Любое юридическое лицо в целях эффективной организации работы и решения уставных задач вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих юридических лиц. Данные акты применяются в сферах, относящихся к созданию и прекращению деятельности юридических лиц, управлению ими, ответственности руководителей и других лиц. Они получили название корпоративного права, корпоративных норм, внутриорганизационных подзаконных актов

9. Обычаи делового оборота – это правила, возникшие в практике предпринимательской деятельности и признанные повсеместно на территории России. Для признания их таковыми необходимы следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным в своем содержании; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно должно быть не предусмотрено законодательством. Обычаи делового оборота применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.

Судебные решения в Российской Федерации официально не рассматриваются как источники хозяйственного права, однако акты высших судебных инстанций (Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда) часто используются в качестве источников толкования закона.

          Тема: Субъекты гражданского права

Цели изучения темы заключаются в том, чтобы донести до студентов теоретический материал и организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы студенты знали понятия и термины:

  • Понятие и виды субъектов хозяйственных правоотношений. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность и сделкоспособность.
  • Физические лица как участники хозяйственных правоотношений. Индивидуальный предприниматель и особенность его правового статуса. Государственная регистрация предпринимателей.
  • Понятие, признаки и виды юридических лиц. Правоспособность юридических лиц. Порядок и особенности создания юридических лиц. Обособленные подразделения юридических лиц: филиалы и представительства. Индивидуализация юридического лица.
  • Государство как участник хозяйственных правоотношений. Формы участия государства в хозяйственном обороте. Государственные юридические лица. Ответственность государства за свою хозяйственную деятельность.
  • Прекращение деятельности субъектов хозяйственного права. Добровольное и принудительное прекращение хозяйствующего субъекта. Ликвидация и реорганизация юридических лиц. Особенности прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Студенты должны уметь отличать субъектов хозяйственного права от иных лиц, не признаваемых участниками хозяйственных правоотношений.

Студент должен иметь представление об основных субъектах хозяйственного права – физических лиц, юридических лиц, государства и муниципальных образований.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 221.