Принцип является философской категорией. Это означает, что он имеет одинаковое понятие в различных науках, в том числе юридических. Значение принципа связано со структурой таких ценностей, как «цель», «функция» и «задача». Условно соотношение между данными категориями можно выразить в следующей схеме:
Под целью понимается идеальный объект, к которому стремится субъект в процессе определённой деятельности.
Под функцией понимается направление деятельности, в котором необходимо двигаться субъекту для достижения поставленной цели.
Задача является средством достижения цели, поэтому часто задачи рассматривают как промежуточные цели, реализация которых необходима для достижения главной цели.
Принципы в этой структуре олицетворяют непременные правила, необходимые для достижения цели, реализации поставленных функций и задач. Таким образом, нарушение принципа не позволяет субъекту воплотить цель.
Аналогичное положение можно наблюдать и в гражданском праве. Целью гражданского права является достижение правового порядка в обществе. Функциями гражданского права является регулирование хозяйственных правоотношений (т.е. установление системы единых для всех правил поведения) и охрана прав субъектов. В задачи хозяйственного права входит установление системы контроля над соблюдением правил поведения и предоставление условий привлечения к юридической ответственности правонарушителей.
Для достижения цели, функций и задач в хозяйственном праве сложились следующие принципы:
1) признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
2) неприкосновенность собственности. Собственнику гарантируется право свободно по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Государство закрепило в Конституции страны общую норму, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Перечень таких случаев имеет исчерпывающий характер и включает предельно ограниченное их число. При национализации и других видах принудительного изъятия у собственников имущества им возвращается его стоимость и возмещаются причиненные убытки, за исключением случаев конфискации имущества за совершение преступления или иного правонарушения. Обеспечивается защита права собственности от посягательства всех третьих лиц, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) свобода договора – предполагает свободу выбора субъектом возможности заключения договора, выбора конкретного вида договора, выбора партнёра по договору и конкретных условий в содержании договора. Понуждение к заключению договора со стороны кого бы то ни было, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также если сторона договора добровольно приняла на себя обязательство.
4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
5) беспрепятственное осуществление прав - граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права;
6) обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебной защиты;
7) соблюдение интересов общества, прав и законных интересов других лиц. Гражданские права могут быть ограничены при условии, что это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение гражданских прав возможно только на основании федерального закона. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные правовые акты федерального значения, равным образом как и законы субъектов Федерации, в этом случае юридической силой не обладают.
1.5. Источники гражданского права.
Под источниками гражданского права следует понимать формы выражения правил поведения, исходящих от государства либо признанных им в качестве общеобязательных. Это означает, что обо всех правилах, которые регулируют хозяйственные отношения, мы узнаём с помощью их формы, которая, в свою очередь, бывает писанной и неписанной. Следует обратить внимание на то, что не все источники хозяйственного права являются продуктом творчества государства. Некоторые из них складываются помимо воли государства и в силу данного факта признают им в качестве обязательных для применения в хозяйственной сфере (например, комплекс правовых обычаев).
Систему источников гражданского права в Российской Федерации составляют следующие их виды:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года – является основополагающим законом страны, потому что даёт определение Российской Федерации как государства, устанавливает её форму правления, форму государственного устройства, цели и задачи. Поскольку государство является, по сути, субъектом абстрактным, в правоотношениях его интересы представляют специально уполномоченные органы и должностные лица, общий перечень которых представлен в Конституции. В связи с реализацией государственной власти у граждан и юридических лиц возникают права и обязанности, которые также в общем виде закреплены в Конституции.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международно-правовые акты. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для хозяйственного права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»). В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.
3. Кодифицированные акты – законы, созданные путём объединения ранее действовавших нормативно-правовых актов с добавлением новых правил. Результатом кодификации являются кодексы, регулирующие сходные группы общественных правоотношений. Основным законом хозяйственного права в большинстве современных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. После провозглашения в 1991 г. государственного суверенитета России и принятия в 1993 г. Конституции РФ был разработан новый Гражданский кодекс, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г. и часть третья - с 1 марта 2002 г., часть четвёртая – с 1 января 2008 г. Часть первая ГК содержит три обширных раздела (1. Общие положения; 2. Право собственности и другие вещные права; 3. Общая часть обязательственного права); часть вторая посвящена отдельным видам обязательств, часть третья - нормам наследственного права и международного частного права, часть четвёртая – институтам интеллектуальной собственности - патентное и авторское право.
Также к источникам хозяйственного права можно отнести Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., поскольку в нём закреплены составы административных проступков в сфере экономики. В Уголовном кодексе России от 13 июня 1996 г. содержатся составы экономических преступлений и санкции за их совершение. Комплекс экологических кодексов (Лесной кодекс от 2007 г., Водный кодекс 2007 г., Земельный кодекс 2001 г.) посвящён особенностям имущественных прав на природные объекты и требованиям к их эксплуатации в хозяйственной сфере.
4. Федеральные законы – законодательные акты парламента Российской Федерации – Федерального собрания. В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. В области корпоративного права это: Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях. Ряд важных законов издан о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. В области обязательственного права изданы Закон о рынке ценных бумаг, Закон о закупках, Закон о лизинге, Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд, Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности.
5. Указы Президента Российской Федерации. Президент является главой государства, основной функцией которого является выработка внутренней и внешней политики России. Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649 определены система органов государственного управления экономикой страны и их полномочия в области нормативно-правового регулирования рынка, контроля и надзора. Изданы указы о приватизации государственной собственности, мерах по защите прав акционеров, жилищной ипотеке и ряд других гражданско-правовых актов.
6. Постановления Правительства России. Законодательная компетенция Правительства РФ определена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" достаточно широко и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13), управление федеральной собственностью (ст. 14), обеспечение свободы экономической деятельности (ст. 14). Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам - в форме распоряжений. Среди постановлений Правительства РФ по общим вопросам хозяйственного права необходимо назвать Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд от 14 августа 1993 г., Правила поставки газа от 5 февраля 1998 г., Правила бытового обслуживания населения от 15 августа 1997 г., Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.
7. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов. Эти федеральные органы согласно п. 7 ст. 3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ. Иными федеральными органами являются Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов, Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба.
8. Локальные нормативные акты юридических лиц. Любое юридическое лицо в целях эффективной организации работы и решения уставных задач вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих юридических лиц. Данные акты применяются в сферах, относящихся к созданию и прекращению деятельности юридических лиц, управлению ими, ответственности руководителей и других лиц. Они получили название корпоративного права, корпоративных норм, внутриорганизационных подзаконных актов
9. Обычаи делового оборота – это правила, возникшие в практике предпринимательской деятельности и признанные повсеместно на территории России. Для признания их таковыми необходимы следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным в своем содержании; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно должно быть не предусмотрено законодательством. Обычаи делового оборота применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.
Судебные решения в Российской Федерации официально не рассматриваются как источники хозяйственного права, однако акты высших судебных инстанций (Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда) часто используются в качестве источников толкования закона.
Тема: Субъекты гражданского права
Цели изучения темы заключаются в том, чтобы донести до студентов теоретический материал и организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы студенты знали понятия и термины:
Студенты должны уметь отличать субъектов хозяйственного права от иных лиц, не признаваемых участниками хозяйственных правоотношений.
Студент должен иметь представление об основных субъектах хозяйственного права – физических лиц, юридических лиц, государства и муниципальных образований.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.