Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке.
Результаты обследования представлены в таблице № 1.
Результаты состояния звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке
Таблица 1
а | о | у | ы | и | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | р | |
Ева | а | о | у | ы | и | с | сь | з | зь | ц | с | з | ч | сь | горл |
Лера | а | о | у | ы | и | с | сь | ж | ж | ч | ш | ж | ч | сь | горл |
Андрей | а | о | у | ы | и | с | сь | з | зь | ч | ш | ж | ть | сь | р |
Илья | а | о | у | ы | и | с | сь | з | зь | ц | с | з | ч | сь | горл |
Слава | а | о | у | ы | и | с | сь | з | зь | ч | сь | зь | ч | сь | горл |
рь | л | ль | н | г | к | х | д | т | в | ф | б | п | й | |
Ева | горл | л | ль | н | г | к | х | д | т | в | ф | б | п | й |
Лера | горл | л | ль | н | г | к | х | д | т | в | ф | б | п | й |
Андрей | рь | л | ль | н | г | к | х | д | т | в | ф | б | п | й |
Илья | горл | л | ль | н | г | к | х | д | т | в | ф | б | п | й |
Слава | горл | л | ль | н | г | к | х | д | т | в | ф | б | п | й |
По данным этой таблицы мы видим, что гласные звуки, а также звуки [с] , [с`] , [л] , [л`] , [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно . Наблюдаются замены звуков [з] , [з`], [ц], шипящих , [р] , [р`]. Например, [з], [з`] заменяются на [ж], [ц] на [ч], [ш] на [с] , [с`] , [ж] на [з] , [з`], [ч] на [т`] , [щ] на [с`]; звуки [р] и [р`] горловые . По результатам таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке у Андрея, а низкий у Леры и Славы.
Таблица № 2
Результаты состояния звукопроизношения в словах.
Гласные | Свистящие | Шипящие | Соноры | Йотиров. | Всего | |
Ева | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 12 |
Лера | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 12 |
Андрей | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 13 |
Илья | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 12 |
Слава | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 12 |
По данным этой таблицы мы видим, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Андрея (он набрал 13 баллов), у остальных детей по 12 баллов.
Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые, например, вместо [ч]- [ть], вместо [щ]- [сь], шипящие заменяются свистящими: [ш]- [с], [ж]- [з].
Также отмечается нестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются. Например, Лера звуки [з], [зь], [ц], [c], [сь], [л], [ль], [р], [рь] изолированно произносит правильно, но в речи [з], [зь] заменяются на [ж], [ц] заменяется на [ч], звуки [л], [ль], [р], [рь] отсутствуют в речи, звуки [с], [сь] заменяются на [ш]. Слава изолированно звуки [з], [ч] произносит правильно, а в речи [з] заменяет на [ж], [ч] на [ть].
У всех детей наблюдаются замены, искажения и отсутствия звуков в словах.
При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятная речь.
Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Заключение
Проведенное обследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения звукопроизношения имеют различную степень выраженности. Своеобразное количество дефектов произношения звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется отсутствием в речи тех или иных звуков, различными заменами, нестойким употреблением звуков в речи, искаженным произношением одного или нескольких звуков. Таким образом, такое соотношение можно объяснить наличием у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Мы полагаем, что добились поставленных целей, то есть раскрыли ключевые понятия и тему работы.
Также считаем, что выполнили все поставленные нами задачи, то есть нашли и проанализировали педагогическую и медицинскую литературу и применили знания на практике.
Список литературы.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2007.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
3. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи.
Чебоксары. 1980.
4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. 1978.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвития речи М., 1990
6. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
7. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
8. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. 1994.
10. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
12. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4.
13. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А.
Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
14. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.
15. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты ) Т. 1 / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Приложение 1
Протокол обследования № 1:
Ф.И. ребенка, возраст: Горбунова Ева, 5 лет.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, подвижность языка ограничена, тремор, гиперкинезы.
Губы: малоподвижны.
Зубы: норма.
Прикус: норма.
Челюсти: норма, малоподвижные.
Небо: норма.
Язык: норма; при выполнении упражнения «иголочка» язык отклоняется вверх, при выполнении упражнения «почистим зубки» язык вываливается изо рта.
Нос: норма.
Состояние звукопроизношения: [ш] заменяет на [с], [ж] заменяет на [з], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.
Тип физиологического дыхания: ключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная; речевым дыханием не владеет.
Протокол обследования № 2:
Ф.И. ребенка, возраст: Поздеева Лера, 6 лет.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, движения языка неточные, не в полном объеме выполняет.
Губы: вялые.
Зубы: норма.
Прикус: норма.
Челюсти: норма, малоподвижные.
Небо: норма.
Язык: норма; движения неточные ( узкий язык отклоняется вверх).
Нос: норма.
Состояние звукопроизношения: [з] и [з`] заменяет на [ж], [ц] заменяет на [ч], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.
Тип физиологического дыхания: ключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, темп средний, речевым дыханием не владеет.
Протокол обследования № 3:
Дата: 2019-05-28, просмотров: 277.