Классификация рынка ценных бумаг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок ценных бумаг, несмотря на его единство, можно условно разделить на несколько сегментов, которые тоже называются рынками. Они характеризуются специфическими условиями, участниками торговли, ценными бумагами, обращающимися на них.

Классификация рынка ценных бумаг по организации торговли включает биржевой рынок, внебиржевой (розничный) рынок и электронный рынок.

По видам бумаг, обращающихся, в частности, на российском рынке сегодня выделяются:

• рынок государственных бумаг;

• рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): “голубые фишки” (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции “второго эшелона”, приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке;

• рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве — муниципальных

облигаций или облигаций субъекта федерации);

• рынки векселей разных эмитентов;

• рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).



Фондовая биржа

2.1.  Понятие и инфраструктура фондовой биржи. Механизмы определения цены на фондовой бирже.

 

Допустим, что инвестор А имеет какие-то ценные бумаги и хочет их продать, а (потенциальный) инвестор В имеет свободные деньги, которые хочет вложить в ценные бумаги. В процессе продажи бумаг должно произойти следующее:

I. В должен принять решение о том, какие бумаги он хочет приобрести

II. А и В должны встретиться (не обязательно физически)

III. А и В должны оговорить существенные условия сделки, в том числе:

а) цену сделки,

b) условия поставки и платежа,

с) срок исполнения сделки,

d) гарантии исполнения сделки и ответственность сторон.

IV. Должен быть заключен договор купли-продажи,

V. Сделка должна быть исполнена, т. е. должны произойти:

а) платеж за бумаги со стороны В,

b) поставка ценных бумаг А,

с) В должен проверить подлинность поставленных бумаг, а А — уплаченных

денег,

d) оформление соответствующих документов, удостоверяющих факт перехода прав собственности на ценные бумаги.

VI. В ряде случаев должна быть уведомлена третья сторона — эмитент ценных бумаг.

 Для обеспечения этих действий должны быть созданы следующие системы:

1) система раскрытия информации (информационные агентства, рейтинговые агенства и др.);

2) торговые системы (биржи и внебирживые);

3) система регистрации прав собственности;

4) системы клиринга;

5) система платежа (банковская система);

6) система ведения реестра (регистраторы и депозитарии).

Для раскрытия темы реферата позволю себе остановиться на раскрытии темы

частного случая торговой системы- фондовой биржи. 

Чтобы А и В встретились, им необходимо найти друг друга. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надежен потенциальный партнер по сделке. Эту функцию берут на себя посредники — брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Первыми такими системами исторически оказались фондовые биржи. Первоначальная роль бирж — просто сводить друг с другом тех, кто профессионально посредничает на рынке ценных бумаг. В дальнейшем они приняли на себя еще ряд функций (см. ниже).

Правила торговли на бирже предусматривают определенный механизм установления цены на ценные бумаги. Это может быть аукцион (их существует несколько видов, см. ниже), работу через специалиста — дилера или маркет-мейкера, выставляющего котировки данной ценной бумаги. Котировка -~ цена, по которой данный дилер готов купить (продать) лот ценных бумаг. Выставляя котировку, дилер не имеет права отказать кому бы то ни было в сделке по названной им цене (за исключением очень больших количеств ценных бумаг, для которых часто предусматриваются особые условия).

В случае биржевой торговли для ускорения и удешевления сделок широко применяется их стандартизация. Договора купли-продажи на бирже также строго стандартизованы, в них заранее включены все условия сделки, кроме имен участников и цены. Как правило, биржевые сделки заключаются на стандартные количества акций (чаще всего 100 штук), именуемые лотами. Сроки поставки и платежа тоже строго оговорены. В настоящее время в ряде торговых систем эти сроки сведены к одному дню, а три дня являются стандартом на развитом рынке. Ответственность сторон описана просто в правилах участия в торгах. Поэтому на них и допускаются не все желающие, но лишь те, кто связал себя достаточно жесткими обязательствами и доказал свою способность выполнять их.

Практически оформление всех документов принимает на себя биржа или специализированные отделы (бэк-офисы) брокерских фирм. Последнее чаще встречается на розничном рынке.

 Основной задачей биржи, как уже говорилось, является установление рыночной цены на тот или иной вид ценных бумаг и обеспечение совершения сделок по этой или близкой цене, заключенных на бирже. Для установления рыночной цены используется несколько механизмов.

Я упомяну из них четыре:

аукционы,

систему с котировками и маркет-мейкерами,

• систему, основанную на заявках,

• систему со специалистами.

Аукционная система наиболее известна и применяется чаще всего для первичного размещения или продажи не очень ликвидных бумаг. Она предполагает сбор заявок с последующим их сравнением и выбором наиболее привлекательных для контрагента. Есть несколько ее вариантов, различающихся условиями подачи заявок и заключения сделок.

• Голландский аукцион предполагает, что продавец, назначив заведомо завышенную стартовую цену, начинает ее снижать, пока не найдется покупатель.

• Английский аукцион предполагает прямую борьбу между покупателями, последовательно повышающими цену на предложенный лот. Покупателем оказывается тот, чье предложение останется последним.

• Закрытый аукцион предполагает предварительный сбор заявок с последующим выбором из них наиболее привлекательной.

Система с маркет-мейкерами (quote-driven system) обычно применяется для бумаг с ограниченной ликвидностью. Все участники торгов делятся на две группы — маркет-мейкеры и маркет-тейкеры. Маркет-мейкеры принимают на себя обязательства поддерживать котировки, т. е. публичные обязательства покупать и продавать данные бумаги по объявленными ими ценам. В обмен на такое обязательство остальные участники торгов (маркет-тейкеры) имеют право заключать сделки только с маркет-мейкерами. Очень условно можно сопоставить маркет-мейкеров с продавцами, постоянно стоящими на рынке, а маркет-тейкеров — с покупателями, которые приходят туда и, сравнив предложения продавцов, выбирают наиболее выгодное, но покупают только у продавцов.

Система, основанная на заявках (order-driven system), предполагает подачу на торги одновременно заявок на покупку и на продажу. Если цены двух заявок совпадают, сделка исполняется. Эта система используется для наиболее ликвидных бумаг, когда нет недостатка в заявках.

Наконец, система со специалистами предполагает выделенных участников — специалистов, которые служат посредниками между брокерами, подающими им свои заявки. Специалисты заключают сделки от своего имени со всеми участниками торгов. Их прибыль появляется в результате игры на мелких колебаниях курса, которые они в обмен обязаны сглаживать.

Технологически любая из систем может быть реализована как “на полу”, так и через посредство электронных сетей связи.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.