Исходные данные для расчетов.
Расчет годового фонда.
Расчет годового фонда заработной платы персонала производится по формуле (2.1)
ЗП = Ч · СЗР ·12, (2.1)
где ЗП – годовой фонд заработной платы, руб.;
Ч – численность работников, чел.;
СЗР – среднемесячная заработная плата, руб.
Таблица 2– Расчет годового фонда заработной платы
Наименование показателя | Величина показателя |
1 | 2 |
Численность, чел. | 10 |
Среднемесячная заработная плата работника, руб. | 5000 |
Годовой фонд заработной платы, тыс. руб. | 600 |
Расчет затрат на производство и реализацию продукции.
Зарплатоемкость показывает долю заработной платы в общей сумме затрат и рассчитывается по формуле (2.).
ЗП
ЗЕ = ------------ · 100%, (2.2)
ЗТ
где ЗЕ – зарплатоемкость продукции, %;
ЗТ – затраты на производство и реализацию продукции, руб.
Зарплатоемкость продукции – 30%
Годовой фонд заработной платы – 600 тыс. руб.
Затраты на производство и реализацию продукции будут равны 2000 тыс. руб.
Таблица 3 – Расчет затрат на производство и реализацию продукции
Наименование показателя | Величина показателя | |
Сумма, тыс. руб. | Процент к итогу, % | |
Затраты: - сырье и материалы - топливо, энергия - заработная плата - амортизация - прочие затраты | 680 | 34 |
120 | 6 | |
600 | 30 | |
450 | 22 | |
150 | 8 | |
Итого | 2000 | 100 |
Расчет выручки от продажи продукции определяется из соотношения, выраженного формулой (2.3).
ЗТ
З = ------------, (2.3)
ВП
где З – затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб.;
ВП – выручка от продажи продукции, руб.
ЗТ – затраты на производство и реализацию продукции 2000 тыс. руб.
Затраты на 1 рубль выручки от продажи – 0,87 руб.
Таблица 4– Расчет выручки от продажи продукции
Наименование показателя | Величина показателя |
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. | 2000 |
Затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб. | 0,87 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 |
Расчет объема производства продукции.
Определяется из соотношения средней цены, выручки от продажи продукции и объема продажи продукции, формула (2.4).
ВП
СЦ = ------------, (2.4)
ОПР
где СЦ – средняя цена 1 единицы продукции, руб.;
ОПР – объем продажи продукции в натуральных единицах измерения.
Таблица 5 – Расчет объема производства
Наименование показателя | Величина показателя |
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 |
Средняя цена 1 единицы продукции, руб. | 5000 |
Объем продажи продукции, шт. | 460 |
Расчет производительности труда
ВП
ПТ = ------------ , (2.5)
Ч
где ПТ – производительность труда 1 работника, руб.;
Ч – численность работающего персонала, чел.
Таблица 6 – Расчет производительности труда работников
Наименование показателя | Величина показателя |
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 |
Численность, чел. | 10 |
Производительность труда 1 работника, тыс. руб. | 229,9 |
Расчет затрат на 1 единицу продукции.
ЗТ
ЗТед. = ------------ , (2.6)
ОПР
где ЗТед. – затраты на 1 единицу продукции, руб.
Таблица 7 – Расчет затрат на 1 единицу продукции
Наименование показателя | Величина показателя | |
на весь выпуск продукции (460 шт.), тыс. руб. | на 1 единицу продукции, руб. | |
Затраты: - сырье и материалы - топливо, энергия - заработная плата - амортизация - прочие затраты | 680 | 1478 |
120 | 261 | |
600 | 1304 | |
450 | 978 | |
150 | 326 | |
Итого | 2000 | 4348 |
Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции.
Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции выполняется по формулам (2.7) и (2.8).
П = ВП – ЗТ, (2.7)
где П – прибыль от продажи продукции, руб.;
П
Р = ------------ · 100%, (2.8)
ЗТ
где Р – рентабельность продукции, %.
Таблица 8 – Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции.
Наименование показателя | Величина показателя |
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 |
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. | 2000 |
Прибыль от продажи, тыс. руб. | 299 |
Рентабельность продукции, % | 14,95 |
Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей эффективности их использования.
Взаимосвязь между средней нормой амортизации основных средств и среднегодовой стоимостью основных средств выражается формулой (2.9).
А
НА = ------------ · 100%, (2.9)
ОС
где НА – средняя норма амортизации основных средств, %;
ОС – среднегодовая стоимость основных средств, руб.
А – сумма амортизации основных средств на весь выпуск продукции, руб.
Фондоотдача рассчитывается по формуле (2.10), фондовооруженность труда – (2.11), фондорентабельность – (2.12).
ВП
ФО = ------------ , (2.10)
ОС
где ФО – фондоотдача, руб.;
ОС
ФВ = ------------ , (2.11)
Ч
где ФВ – фондовооруженность труда, руб./чел.;
П
ФР = ------------ · 100%, (2.12)
ОС
где ФР – фондорентабельность, %
Таблица 9 – Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей их использования.
Наименование показателя | Величина показателя |
Сумма амортизации на весь выпуск продукции, тыс.руб. | 450 |
Средняя норма амортизации основных средств, % | 16 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 2812,5 |
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 |
Фондоотдача, руб. | 0,81 |
Численность, чел. | 10 |
Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел | 281,25 |
Прибыль, тыс. руб. | 299 |
Фондорентабельность, % | 10,6 |
Расчет среднего остатка оборотных средств и показателей их использования.
Величина среднего остатка оборотных средств находится по формуле (2.13), отражающей взаимосвязь выручки от продажи продукции, коэффициента оборачиваемости оборотных средств.
ВП
Кобс = ------------ , (2.13)
ОБС
где Кобс – коэффициента оборачиваемости оборотных средств;
ОБС - средний остаток оборотных средств, руб.
Период оборота оборотных средств находится по формуле (2.14),
Рентабельность – по формуле (2.15).
360
Побс = ------------ , (2.14)
Кобс
где Побс - период оборота оборотных средств, дни;
П
Робс = ------------ · 100%, (2.15)
ОБС
где Робс – рентабельность оборотных средств, %
Таблица 10 – Расчет среднего остатка оборотных средств и показателей их использования
Наименование показателя | Величина показателя |
1 | 2 |
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 |
Коэффициента оборачиваемости оборотных средств | 4 |
Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. | 1915,8 |
Период оборота оборотных средств, дни | 300 |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | 299 |
Рентабельность оборотных средств, % | 15,6 |
Исходные данные для экономического моделирования влияния мероприятия на технико-экономические показатели предприятия.
Таблица 11 – Исходные данные для экономического моделирования
Наименование показателя | Величина показателя |
1 | 2 |
1. ПРОДУКЦИЯ: 1.1 Выручки от продажи продукции, тыс. руб. 1.2 Объем продажи продукции, шт. 1.3 Средняя цена 1 единицы продукции, руб. | 2299 |
460 | |
5 | |
2. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: 2.1 Численность предприятия, чел. 2.2 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 2.3 Годовой фонд заработной платы, тыс. руб. 2.4 Производительность труда, тыс. руб./чел. | 10 |
5.0 | |
600 | |
229,9 | |
3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА: 3.1 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 3.2 средняя норма амортизации основных средств, тыс. руб. 3.3 Фондоотдача, руб. 3.4 Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел. 3.5 Фондорентабельность, % | 2812,5 |
16 | |
0,81 | |
281,25 | |
10,6 | |
4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА: 4.1 Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. 4.2 Коэффициента оборачиваемости оборотных средств 4.3 Период оборота оборотных средств, дни | 1915,8 |
1,2 | |
300 | |
5. ЗАТРАТЫ НА ВСЕ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, тыс. руб. 5.1 Сырье и материалы 5.2 Топливо, энергия 5.3 Заработная плата 5.4 Амортизация 5.4 Прочие затраты | 2000 680 |
120 | |
600 | |
450 | |
150 | |
6. ЗАТРАТЫ НА 1 ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, руб. в том числе 6.1 Сырье и материалы 6.2 Топливо, энергия 6.3 Заработная плата 6.4 Амортизация 6.4 Прочие затраты | 2000 680 |
120 | |
600 | |
450 | |
150 | |
7. ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ: 7.1 Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 7.2 Затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб. 7.3 Рентабельность продукции, % | 299 |
0,87 | |
14,95 |
4 Методические рекомендации по разработке проекта мероприятий
В качестве основного проектного мероприятия по экономии сырья и материалов предлагаем сменить оборудование на станки для блок хауса BIGLOG 260 ( предназначены для работы с заготовками больших размеров. Оборудование для блок хауса этой модели позволяет обрабатывать заготовку толщиной – до 260мм (в зависимости от типа инструмента), высотой – до 280мм.).
Таким образом, введение нового вида станков приведет к увеличению качества продукции и соответственно к экономии сырья и материалов при производстве.
Цель и содержание мероприятия по внедрению современного оборудования для производства представлены в таблице 13.
Таблица 12 – Цель и содержание мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту основных средств
Наименование показателя | Содержание показателя |
1. Недостатки существующего способа производства продукции. | Большие потери при раскрое материалов, вынужденные простои при ремонте оборудования. |
2. Цель мероприятия | Улучшение качества изделий, сокращение вынужденных простоев |
3. Содержание мероприятия | Улучшение внешнего вида изделия, качества, повышение цен на продукцию. Снижение численности работников за счет предварительного выявления проблем в оборудовании. Средняя заработная плата – без изменений Покупка и внедрение диагностического оборудования фирмы КSGA |
3.1. Продукция | |
3.2. Персонал предприятия. Заработная плата | |
3.3. Основные средства | |
3.4. Оборотные средства. Материальные ресурсы | Увеличение потребление энергии, снижение удельного веса материальных затрат. Норма расходов на изготовление изделия не меняется |
3.5. Организация производства и управление предприятием | Организация рекламы для стимулирования объема продаж. Переход на непрерывную форму организации производственного процесса |
Экономическое моделирование изменения цены, объема продаж и выручки от продаж проведем в таблице 13.
Таблица 13 – Расчет изменения выручки от продажи продукции
Наименование показателя | Величина показателя | Отклоне- ние (±) | Темп роста, % | |
факт | проект | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 | 2700 | 401 | 117 |
Объем продажи, шт. | 460 | 600 | 140 | 130 |
Средняя цена продукции, тыс. руб. | 5000 | 5500 | 500 | 110 |
Величина отклонения показателей находится по формуле 3.13.1, темп роста – формуле 3.13.2.
(3.13.1) |
где ОТ – величина отклонения показателя;
Пп – величина проектного показателя;
Пф – величина фактического показателя.
(3.13.2) |
где ТР – темп роста показателя, %.
Выручка от продажи в проектном варианте составит 2700 тыс. руб. Выручка от продажи продукции возрастет на 401 тыс. руб. (или на 17%). Увеличение выручки от продаж произойдет за счет роста объемов продажи с 460 до 600 шт. (или на 30%) и роста цены единицы продукции с 5000 руб. до 5500 руб. (или на 10%). Увеличение цены произойдет за счет улучшения качества. На величину продаж положительно повлияют экономия материалов, улучшение качества и рекламные мероприятия.
Экономическое моделирование изменения численности, производительности труда и заработной платы персонала проведем в таблице 15.
Экономическое моделирование изменения суммы затрат на сырье и материалы проведем в таблице 14.
Таблица 14 – расчет изменений затрат на производство и реализацию продукции на весь выпуск затрат и 1 единицу продукции
Наименова-ние показателя | Величина показателя | Отклонение (+ \ -) | ||||||
Факт (460 шт.) | проект (600) | на весь выпуск, тыс. руб. | на 1 единицу продукции, руб. | |||||
затраты на весь выпуск | затраты на 1 единицу продукции, руб. | затраты на весь выпуск | затраты на 1 единицу продукции, руб. | |||||
сумма, тыс. руб. | процент к итогу, % | сумма, тыс. руб. | процент к итогу, % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Затраты: | ||||||||
-сырье и материалы | 680 | 34 | 1478 | 750 | 40 | 1250 | 70 | -228 |
- топливо, энергия | 120 | 6 | 261 | 125 | 6,6 | 208 | 5 | -53 |
- заработная плата | 600 | 30 | 1304 | 600 | 31,8 | 1000 | 0 | -304 |
- амортизация | 450 | 22 | 978 | 460 | 24,4 | 766 | 10 | -212 |
- прочие | 150 | 8 | 326 | 50 | 2,6 | 83 | -100 | -243 |
Итого | 2000 | 100 | 4347 | 1885 | 100 | 3307 | -15 | -1040 |
Затраты на производство и реализацию в проектном варианте составят 1885 тыс. руб. Затраты сократятся на 15 тыс. руб. (или на 0,75%).
В структуре затрат проектного варианта наибольшую долю составят затраты на сырье и материалы (40%), заработную плату (31,8%) амортизацию (24,4%). Доля затрат на топливо и энергию будет равна 6,6%, прочие – 2,6%.
Причинами увеличения затрат являются увеличение выпуска продукции и увеличение затрат на новое оборудование.
На снижение затрат повлияли: снижение стоимости материалов за счет применения нового оборудования (включающего новые технологии обработки пиломатериалов). В результате влияния данных факторов затраты на 1 единицу продукции в проектном варианте снизятся на 1040 руб. и составят 3307 руб.
Экономическое моделирование изменения прибыли и рентабельности продукции выполним в таблице 15.
Таблица 15 – расчет изменения прибыли от продажи продукции и рентабельности продукции
Наименование показателя | Величина показателя | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | |
Факт | проект | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 | 2700 | 401 | 117 |
Затраты, тыс. руб. | 2000 | 1885 | -115 | 94,27 |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | 299 | 815 | 516 | 272,5 |
Затраты на 1 рубль продукции, руб. | 0,87 | 0,8 | -0,07 | 108,75 |
Рентабельность продукции, % | 14,95 | 43 | 28,05 | - |
В результате роста выручки от продаж и снижения затрат прибыль от продаж увеличится на 815 тыс. руб., затраты на 1 руб. продукции практически не изменятся, а рентабельность продукции предприятия увеличится с 14,95 до 43%.
Экономическое моделирование изменения стоимости основных средств и показателей их использования проведем в таблице 16.
Таблица 16 – расчет изменения стоимости основных средств и показателей их использования
Наименование показателя | Величина показателя | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | |
Факт | проект | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | 2299 | 2700 | 401 | 117 |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | 299 | 815 | 516 | 272,5 |
Численность персонала, чел. | 10 | 10 | 0 | 0 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 2812,5 | 3012 | 199,5 | 107 |
Фондоотдача, руб. | 0,81 | 0,89 | 0,08 | 109 |
Фондорентабельность, % | 10,6 | 27 | 16,4 | - |
Фондовооруженность труда, тыс. руб. / чел. | 281,25 | 301 | 19,75 | 107 |
В результате внедрения нового оборудования среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на199,5 тыс. руб. (или на 7%).
В результате опережающего роста выручки от реализации (рост – 17%), фондоотдача увеличилась на 8 копеек (или на 9%), а фондовооруженность – на 19,75 тыс. руб. (или 7%). Фондорентабельность предприятия увеличилась на 16,4% и составила 27%.
Экономическое моделирование изменения среднего остатка оборотных средств и показателей их использования проведем в таблице 19.
Для обслуживания процесса производства скорректируем проектное увеличение среднего остатка оборотных средств на темп роста выпуска продукции. Принимая во внимание действие рекламных мероприятий, можно предположить, что дебиторская задолженность и ликвидные активы увеличатся также на темп роста выпуска. Таким образом, для расчетов принимаем: средний остаток оборотных средств равен 2665 тыс. руб. (2541 * 104,9 / 100).
Таблица 17 – Расчет показателей использования оборотных средств
Наименование показателя | Величина показателя | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | |
факт | проект | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продажи продукции, тыс.руб. | 2299 | 2700 | 401 | 117,4 |
Прибыль от продажи продукции, тыс.руб. | 299 | 815 | 516 | 355,9 |
Средний остаток оборотных средств, тыс.руб. | 1915,8 | 2000 | 84,2 | 104,4 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | 1,2 | 1,5 | 0,3 | 125 |
Период оборота оборотных средств, дни | 300 | 240 | -60 | 80 |
Рентабельность оборотных средств, % | 15,6 | 40,75 | 25,15 | 261 |
Согласно проведенным расчетам, коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился на 0,3 оборота (или на 25%). Период оборота оборотных средств сократился на 60 дней (или на 20%). Рентабельность оборотных средств увеличилась на 25,15%.
Заключение
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия - его валовую прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства, от которого зависят объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.
Правильная организация использования затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли. Учет процесса производства позволяет предприятию выявить фактическую себестоимость оказанных услуг.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Поставленная цель была достигнута путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, анализа периодического материала, статей и аналитического материала на данную тему. Мною была проанализирована структура современных методов управления материальными ресурсами предприятия, система и движение сырья и материалов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса материальными ресурсами до выхода конечного продукта.
При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять материальными ресурсами предприятия, избегая излишних издержек.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, цель работы – достигнута. Тема раскрыта.
Библиографический список
1. Голубев,Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления[текст]/Е.П.Голубев//Маркетинг в России и за рубежом.-2006№.-с.89-104
2. Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 1999.
3. Филатов, O.K. Экономика предприятий (организиций) [текст]: учеб. для вузов / O.K. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.
4. Экономика предприятия [текст]: учеб. для вузов / И.А. Баев [и др.]. СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
5. Экономика предприятия: Учеб.пособие. Практикум.-3-еизд., перераб и доп.-М.: Финансы и статстика,2003.-336с.:ил.
6. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.П.Любушин. – М.: Юнити, 2005. – 452 с.
7. Магура, М.И. Обучение персонала как конкурентное приемущество / М.И. Магура, М.Б.Курбатов. – М.: Управление персоналом, 2004.- 216 с.
8. Мазур, И.И. Управление проектами: учеб.пособие /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. -3-е изд.- М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.
9. Мельников, В.Г. Управление организацией: учеб.пособие для студентов вузов /В.Г. Мельников.-М.: КиоРус, 2004. – 239 с.
10. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях [текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.И.Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 652 с.
11. Организация производства и управление на предприятии [текст]: учеб. для вузов / О.Г. Туровец [и др.]. - М,: ИНФРА - М, 2005. - 544 с.
12. Романенко, И.В. Экономика предприятия [текст] / И.В. Романенко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 264 с.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.