Проект мероприятий по экономии сырья и материалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходные данные для расчетов.

Расчет годового фонда.

Расчет годового фонда заработной платы персонала производится по формуле (2.1)

 

ЗП = Ч · СЗР ·12, (2.1)

 

где ЗП – годовой фонд заработной платы, руб.;

Ч – численность работников, чел.;

СЗР – среднемесячная заработная плата, руб.

 

Таблица 2– Расчет годового фонда заработной платы

Наименование показателя Величина показателя
1 2
Численность, чел. 10
Среднемесячная заработная плата работника, руб. 5000
Годовой фонд заработной платы, тыс. руб. 600

 

Расчет затрат на производство и реализацию продукции.

Зарплатоемкость показывает долю заработной платы в общей сумме затрат и рассчитывается по формуле (2.).

 

ЗП

ЗЕ = ------------ · 100%, (2.2)

ЗТ

 

где ЗЕ – зарплатоемкость продукции, %;

ЗТ – затраты на производство и реализацию продукции, руб.

Зарплатоемкость продукции – 30%

Годовой фонд заработной платы – 600 тыс. руб.

Затраты на производство и реализацию продукции будут равны 2000 тыс. руб.

 

Таблица 3 – Расчет затрат на производство и реализацию продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Сумма, тыс. руб. Процент к итогу, %

Затраты:

- сырье и материалы

- топливо, энергия

- заработная плата

- амортизация

- прочие затраты

680 34
120 6
600 30
450 22
150 8
Итого 2000 100

 

Расчет выручки от продажи продукции определяется из соотношения, выраженного формулой (2.3).

 

ЗТ

З = ------------, (2.3)

ВП

 

где З – затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб.;

ВП – выручка от продажи продукции, руб.

ЗТ – затраты на производство и реализацию продукции 2000 тыс. руб.

Затраты на 1 рубль выручки от продажи – 0,87 руб.

 

Таблица 4– Расчет выручки от продажи продукции

Наименование показателя Величина показателя
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. 2000
Затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб. 0,87
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 2299

 


Расчет объема производства продукции.

Определяется из соотношения средней цены, выручки от продажи продукции и объема продажи продукции, формула (2.4).

 

ВП

СЦ = ------------, (2.4)

ОПР

 

где СЦ – средняя цена 1 единицы продукции, руб.;

ОПР – объем продажи продукции в натуральных единицах измерения.

 

Таблица 5 – Расчет объема производства

Наименование показателя Величина показателя
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. 2299
Средняя цена 1 единицы продукции, руб. 5000
Объем продажи продукции, шт. 460

 

Расчет производительности труда

 

ВП

ПТ = ------------ , (2.5)

Ч

где ПТ – производительность труда 1 работника, руб.;

Ч – численность работающего персонала, чел.

 

Таблица 6 – Расчет производительности труда работников

Наименование показателя Величина показателя
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. 2299
Численность, чел. 10
Производительность труда 1 работника, тыс. руб. 229,9

 


Расчет затрат на 1 единицу продукции.

 

ЗТ

ЗТед. = ------------ , (2.6)

ОПР

 

где ЗТед. – затраты на 1 единицу продукции, руб.

 

Таблица 7 – Расчет затрат на 1 единицу продукции

Наименование показателя

Величина показателя

на весь выпуск продукции (460 шт.), тыс. руб. на 1 единицу продукции, руб.

Затраты:

- сырье и материалы

- топливо, энергия

- заработная плата

- амортизация

- прочие затраты

  680   1478
120 261
600 1304
450 978
150 326
Итого 2000 4348

 

Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции.

Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции выполняется по формулам (2.7) и (2.8).

 

П = ВП – ЗТ, (2.7)

 

где П – прибыль от продажи продукции, руб.;

 

П

Р = ------------ · 100%, (2.8)

ЗТ


где Р – рентабельность продукции, %.

 

Таблица 8 – Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции.

Наименование показателя Величина показателя
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. 2299
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. 2000
Прибыль от продажи, тыс. руб. 299
Рентабельность продукции, % 14,95

 

Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей эффективности их использования.

Взаимосвязь между средней нормой амортизации основных средств и среднегодовой стоимостью основных средств выражается формулой (2.9).

 

А

НА = ------------ · 100%, (2.9)

ОС

 

где НА – средняя норма амортизации основных средств, %;

ОС – среднегодовая стоимость основных средств, руб.

А – сумма амортизации основных средств на весь выпуск продукции, руб.

Фондоотдача рассчитывается по формуле (2.10), фондовооруженность труда – (2.11), фондорентабельность – (2.12).

 

ВП

ФО = ------------ , (2.10)

ОС

 

где ФО – фондоотдача, руб.;


ОС

ФВ = ------------ , (2.11)

Ч

 

где ФВ – фондовооруженность труда, руб./чел.;

 

П

ФР = ------------ · 100%, (2.12)

ОС

 

где ФР – фондорентабельность, %

 

Таблица 9 – Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей их использования.

Наименование показателя Величина показателя
Сумма амортизации на весь выпуск продукции, тыс.руб. 450
Средняя норма амортизации основных средств, % 16
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 2812,5
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. 2299
Фондоотдача, руб. 0,81
Численность, чел. 10
Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел 281,25
Прибыль, тыс. руб. 299
Фондорентабельность, % 10,6

 

Расчет среднего остатка оборотных средств и показателей их использования.

Величина среднего остатка оборотных средств находится по формуле (2.13), отражающей взаимосвязь выручки от продажи продукции, коэффициента оборачиваемости оборотных средств.

 


ВП

Кобс = ------------ , (2.13)

ОБС

 

где Кобс – коэффициента оборачиваемости оборотных средств;

ОБС - средний остаток оборотных средств, руб.

Период оборота оборотных средств находится по формуле (2.14),

Рентабельность – по формуле (2.15).

 

360

Побс = ------------ , (2.14)

Кобс

 

где Побс - период оборота оборотных средств, дни;

 

П

Робс = ------------ · 100%, (2.15)

ОБС

 

где Робс – рентабельность оборотных средств, %

 

Таблица 10 – Расчет среднего остатка оборотных средств и показателей их использования

Наименование показателя Величина показателя
1 2
Выручки от продажи продукции, тыс. руб. 2299
Коэффициента оборачиваемости оборотных средств 4
Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. 1915,8
Период оборота оборотных средств, дни 300
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 299
Рентабельность оборотных средств, % 15,6

 


Исходные данные для экономического моделирования влияния мероприятия на технико-экономические показатели предприятия.

 

Таблица 11 – Исходные данные для экономического моделирования

Наименование показателя Величина показателя
1 2

1. ПРОДУКЦИЯ:

1.1 Выручки от продажи продукции, тыс. руб.

1.2 Объем продажи продукции, шт.

1.3 Средняя цена 1 единицы продукции, руб.

2299
460
5

2. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА:

2.1 Численность предприятия, чел.

2.2 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

2.3 Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

 2.4 Производительность труда, тыс. руб./чел.

10
5.0
600
229,9

3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА:

3.1 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

3.2 средняя норма амортизации основных средств, тыс. руб.

3.3 Фондоотдача, руб.

3.4 Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

3.5 Фондорентабельность, %

2812,5
16
0,81
281,25
10,6

4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА:

4.1 Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

4.2 Коэффициента оборачиваемости оборотных средств

4.3 Период оборота оборотных средств, дни

1915,8
1,2
300

5. ЗАТРАТЫ НА ВСЕ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, тыс. руб.

5.1 Сырье и материалы

5.2 Топливо, энергия

5.3 Заработная плата

5.4 Амортизация

5.4 Прочие затраты

2000 680
120
600
450
150

6. ЗАТРАТЫ НА 1 ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, руб.

 в том числе

6.1 Сырье и материалы

6.2 Топливо, энергия

6.3 Заработная плата

6.4 Амортизация

6.4 Прочие затраты

2000 680
120
600
450
150

7. ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ:

7.1 Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

7.2 Затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб.

7.3 Рентабельность продукции, %

299
0,87
14,95

4 Методические рекомендации по разработке проекта мероприятий

 

В качестве основного проектного мероприятия по экономии сырья и материалов предлагаем сменить оборудование на станки для блок хауса BIGLOG 260 ( предназначены для работы с заготовками больших размеров. Оборудование для блок хауса этой модели позволяет обрабатывать заготовку толщиной – до 260мм (в зависимости от типа инструмента), высотой – до 280мм.).

Таким образом, введение нового вида станков приведет к увеличению качества продукции и соответственно к экономии сырья и материалов при производстве.

Цель и содержание мероприятия по внедрению современного оборудования для производства представлены в таблице 13.

 

Таблица 12 – Цель и содержание мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту основных средств

Наименование показателя Содержание показателя
1. Недостатки существующего способа производства продукции. Большие потери при раскрое материалов, вынужденные простои при ремонте оборудования.
2. Цель мероприятия Улучшение качества изделий, сокращение вынужденных простоев
3. Содержание мероприятия

Улучшение внешнего вида изделия, качества, повышение цен на продукцию.

Снижение численности работников за счет предварительного выявления проблем в оборудовании. Средняя заработная плата – без изменений

Покупка и внедрение диагностического оборудования фирмы КSGA

3.1. Продукция
3.2. Персонал предприятия. Заработная плата
3.3. Основные средства
3.4. Оборотные средства. Материальные ресурсы Увеличение потребление энергии, снижение удельного веса материальных затрат. Норма расходов на изготовление изделия не меняется
3.5. Организация производства и управление предприятием Организация рекламы для стимулирования объема продаж. Переход на непрерывную форму организации производственного процесса

Экономическое моделирование изменения цены, объема продаж и выручки от продаж проведем в таблице 13.

 

Таблица 13 – Расчет изменения выручки от продажи продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Отклоне-

ние (±)

Темп роста, %

факт проект
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 2299 2700 401 117
Объем продажи, шт. 460 600 140 130
Средняя цена продукции, тыс. руб. 5000 5500 500 110

 

Величина отклонения показателей находится по формуле 3.13.1, темп роста – формуле 3.13.2.

 

(3.13.1)

 

где ОТ – величина отклонения показателя;

Пп – величина проектного показателя;

Пф – величина фактического показателя.

 

(3.13.2)

 

где ТР – темп роста показателя, %.

Выручка от продажи в проектном варианте составит 2700 тыс. руб. Выручка от продажи продукции возрастет на 401 тыс. руб. (или на 17%). Увеличение выручки от продаж произойдет за счет роста объемов продажи с 460 до 600 шт. (или на 30%) и роста цены единицы продукции с 5000 руб. до 5500 руб. (или на 10%). Увеличение цены произойдет за счет улучшения качества. На величину продаж положительно повлияют экономия материалов, улучшение качества и рекламные мероприятия.

Экономическое моделирование изменения численности, производительности труда и заработной платы персонала проведем в таблице 15.

Экономическое моделирование изменения суммы затрат на сырье и материалы проведем в таблице 14.

 

Таблица 14 – расчет изменений затрат на производство и реализацию продукции на весь выпуск затрат и 1 единицу продукции

Наименова-ние показателя

Величина показателя

Отклонение (+ \ -)

Факт (460 шт.)

проект (600)

на весь выпуск, тыс. руб.

на 1 единицу продукции, руб.

затраты на весь выпуск

затраты на 1 единицу продукции, руб.

затраты на весь выпуск

затраты на 1 единицу продукции, руб.

сумма, тыс. руб. процент к итогу, % сумма, тыс. руб. процент к итогу, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Затраты:                
-сырье и материалы 680 34 1478 750 40 1250 70 -228
- топливо, энергия 120 6 261 125 6,6 208 5 -53
- заработная плата 600 30 1304 600 31,8 1000 0 -304
- амортизация 450 22 978 460 24,4 766 10 -212
- прочие 150 8 326 50 2,6 83 -100 -243
Итого 2000 100 4347 1885 100 3307 -15 -1040

 

Затраты на производство и реализацию в проектном варианте составят 1885 тыс. руб. Затраты сократятся на 15 тыс. руб. (или на 0,75%).

В структуре затрат проектного варианта наибольшую долю составят затраты на сырье и материалы (40%), заработную плату (31,8%) амортизацию (24,4%). Доля затрат на топливо и энергию будет равна 6,6%, прочие – 2,6%.

Причинами увеличения затрат являются увеличение выпуска продукции и увеличение затрат на новое оборудование.

На снижение затрат повлияли: снижение стоимости материалов за счет применения нового оборудования (включающего новые технологии обработки пиломатериалов). В результате влияния данных факторов затраты на 1 единицу продукции в проектном варианте снизятся на 1040 руб. и составят 3307 руб.

Экономическое моделирование изменения прибыли и рентабельности продукции выполним в таблице 15.

 

Таблица 15 – расчет изменения прибыли от продажи продукции и рентабельности продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (+/-) Темп роста, %
Факт проект    
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 2299 2700 401 117
Затраты, тыс. руб. 2000 1885 -115 94,27
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 299 815 516 272,5
Затраты на 1 рубль продукции, руб. 0,87 0,8 -0,07 108,75
Рентабельность продукции, % 14,95 43 28,05 -

 

В результате роста выручки от продаж и снижения затрат прибыль от продаж увеличится на 815 тыс. руб., затраты на 1 руб. продукции практически не изменятся, а рентабельность продукции предприятия увеличится с 14,95 до 43%.

Экономическое моделирование изменения стоимости основных средств и показателей их использования проведем в таблице 16.

 


Таблица 16 – расчет изменения стоимости основных средств и показателей их использования

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (+/-) Темп роста, %
Факт проект    
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 2299 2700 401 117
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 299 815 516 272,5
Численность персонала, чел. 10 10 0 0
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 2812,5 3012 199,5 107
Фондоотдача, руб. 0,81 0,89 0,08 109
Фондорентабельность, % 10,6 27 16,4 -
Фондовооруженность труда, тыс. руб. / чел. 281,25 301 19,75 107

 

В результате внедрения нового оборудования среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на199,5 тыс. руб. (или на 7%).

В результате опережающего роста выручки от реализации (рост – 17%), фондоотдача увеличилась на 8 копеек (или на 9%), а фондовооруженность – на 19,75 тыс. руб. (или 7%). Фондорентабельность предприятия увеличилась на 16,4% и составила 27%.

Экономическое моделирование изменения среднего остатка оборотных средств и показателей их использования проведем в таблице 19.

Для обслуживания процесса производства скорректируем проектное увеличение среднего остатка оборотных средств на темп роста выпуска продукции. Принимая во внимание действие рекламных мероприятий, можно предположить, что дебиторская задолженность и ликвидные активы увеличатся также на темп роста выпуска. Таким образом, для расчетов принимаем: средний остаток оборотных средств равен 2665 тыс. руб. (2541 * 104,9 / 100).

 


Таблица 17 – Расчет показателей использования оборотных средств

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

факт

проект

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

2299

 2700

401

117,4

Прибыль от продажи продукции, тыс.руб.

299

815

516

355,9

Средний остаток оборотных средств, тыс.руб.

1915,8

2000

84,2

104,4

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,2

1,5

0,3

125

Период оборота оборотных средств, дни

300

240

-60

80

Рентабельность оборотных средств, %

15,6

40,75

25,15

261

 

Согласно проведенным расчетам, коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился на 0,3 оборота (или на 25%). Период оборота оборотных средств сократился на 60 дней (или на 20%). Рентабельность оборотных средств увеличилась на 25,15%.

 













Заключение

 

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия - его валовую прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства, от которого зависят объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.

Правильная организация использования затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли. Учет процесса производства позволяет предприятию выявить фактическую себестоимость оказанных услуг.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Поставленная цель была достигнута путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, анализа периодического материала, статей и аналитического материала на данную тему. Мною была проанализирована структура современных методов управления материальными ресурсами предприятия, система и движение сырья и материалов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса материальными ресурсами до выхода конечного продукта.

При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять материальными ресурсами предприятия, избегая излишних издержек.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, цель работы – достигнута. Тема раскрыта.

 



Библиографический список

 

1. Голубев,Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления[текст]/Е.П.Голубев//Маркетинг в России и за рубежом.-2006№.-с.89-104

2. Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 1999.

3. Филатов, O.K. Экономика предприятий (организиций) [текст]: учеб. для вузов / O.K. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.

4. Экономика предприятия [текст]: учеб. для вузов / И.А. Баев [и др.]. СПб.: Питер, 2006. - 384 с.

5. Экономика предприятия: Учеб.пособие. Практикум.-3-еизд., перераб и доп.-М.: Финансы и статстика,2003.-336с.:ил.

6. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.П.Любушин. – М.: Юнити, 2005. – 452 с.

7. Магура, М.И. Обучение персонала как конкурентное приемущество / М.И. Магура, М.Б.Курбатов. – М.: Управление персоналом, 2004.- 216 с.

8. Мазур, И.И. Управление проектами: учеб.пособие /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. -3-е изд.- М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.

9. Мельников, В.Г. Управление организацией: учеб.пособие для студентов вузов /В.Г. Мельников.-М.: КиоРус, 2004. – 239 с.

10. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях [текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.И.Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 652 с.

11. Организация производства и управление на предприятии [текст]: учеб. для вузов / О.Г. Туровец [и др.]. - М,: ИНФРА - М, 2005. - 544 с.

12. Романенко, И.В. Экономика предприятия [текст] / И.В. Романенко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 264 с.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.