Оценка финансового состояния ОАО «Омское АТП-1»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оценку финансового состояния следует начать со структурного анализа разделов баланса, который предполагает анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия и анализ размещения капитала. Анализ ликвидности баланса тесно связан с анализом платежеспособности. Для оценки платежеспособности или текущей финансовой устойчивости необходимо провести агрегирование статей актива по степени их ликвидности, а статей пассива по степени срочности обязательств.

Исходные данные для анализа структуры пассива баланса ОАО «Омское АТП-1» и результаты анализа представлены в таблице 4 приложений.

Прогрессирующий рост краткосрочных обязательств и, в частности кредиторской задолженности за 2004 год, является тревожный фактором, свидетельствующим об ухудшении финансовой устойчивости и самостоятельности предприятия в перспективе. Кроме того, при определенных условиях такие статьи пассива баланса как доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей и резервы по сомнительным долгам, являются, по существу, источниками собственных средств.Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствия переоценки основных фондов, резервный капитал и резервные фонды, фонды накопления, целевые финансирования и поступления, а также нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет. Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников для усиления финансовой устойчивости ОАО «Омское АТП-1» не может произойти т.к. у предприятия за последние восемь лет итоговый результат работы - убыток.

Анализируя структуру краткосрочной кредиторской задолженности ОАО «Омское АТП-1» (см. табл. 4) можно сделать следующие выводы:

- краткосрочные кредиты банков и различные займы за период 2002 - 2004 гг. увеличились в 6,4 раза, что свидетельствует о нехватке собственных средств;

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками возросла в 1,5 раза.

- задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами выросла в 1,5 раза, что увеличивает риск обращения ИМНС №10 по Омской области с вопросом о степени платёжеспособности ОАО «Омское АТП-1» с просьбой о рассмотрении данного предприятия на Межведомственном совещании с целью вынесения решения вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве);

- задолженность по оплате труда также увеличилась в 1,5 раза.

Всё выше описанное свидетельствует о низкой платёжеспособности ОАО «Омское АТП-1».

Далее рассмотрим итоги финансовой работы за 2002 г. по ОАО «Омское АТП-1».Основными видами деятельности в 2002 году являлись: организация и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц; снабжение теплоэнергией сторонних организаций; ремонт автотранспорта; аренда свободных помещений.

Предприятие имеет основных средств на общую сумму 20666 тыс. руб., с износом на сумму 17438 тыс. руб., в том числе: транспортных средств на 10361тыс. руб. В 2002году были списаны сильно изношенные транспортные средства на 77,0 тыс. руб. В 2002году в 1,24 произошло увеличение оплаты автоуслуг по странам СНГ по сравнению с 2001 годом, доходы от ремонта сторонних автомашин увеличились в 2,2 раза. Прибыль от основной деятельности по предприятию, определяющему выручку по «моменту оплаты» составила 766,0 тыс. руб. в том числе (см. табл. 5-6 приложений): за автоуслуги по СНГ - 758,3 тыс.руб.за ремонт автотранспорта - 2,1 тыс.руб. за отопление - 5,6 тыс.руб

Многие предприятия в 2002г расплачивались не денежными средствами, т.е. делали взаимозачеты, хотя ежедневно предприятию приходится изыскивать возможности для выдачи водителям наличных денежных средств на приобретение ГСМ, запасные части, командировочные расходы. Взаимозачеты: ОАО СКФ «Комфорт»-210 тыс. руб.; ООО «Надин»-706 тыс. руб.; ЗАО «Мелькрукк»-510 тыс. руб.; ООО «Монолит ХХ века»-882 тыс. руб.; ООО «Омсксбыт»-608 тыс. руб.; ООО «Спарта 21 век»-182 тыс. руб. Внерелизационные расходы составили 1017 тыс. руб., в том числе: Налог на имущество - 80 тыс. руб.; Целевой сбор на милицию - 3 тыс. руб.; Списание дебиторской задолженности срок давности которой истек - 220 тыс. руб.; Убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году - 703 тыс. руб.; Возврат кредиторской задолженности - 8 тыс. руб.

Валовая прибыль от основной деятельности при учетной политике «по отгрузке» составила 476,4 тыс. руб., но с учетом оплаты налогов, пеней по налогам, уплаченным в 2002 году образовался убыток 432,0 тыс. руб. Затраты на производство в 2002 году составили 13052,0 тыс. руб. из них 53% составляют материальные затраты – 6976,0 тыс. руб., из которых на ГСМ израсходовано 4158,0 тыс. руб. Затраты на оплату труда составили 24% от всех затрат, что составляет 3151 тыс. руб., накладные расходы составили 2241 тыс. руб. из которых 784 тыс. руб. было заплачено за газ, воду, электроэнергию и другие производственные нужды, амортизация основных фондов составила 96 тыс. руб.

В связи с убыточностью производственной деятельности переоценка основных фондов в 2002 году не производилась. Вынужденная мера предприятия – продажа подержанных полностью амортизированных автомобилей. От этого вида деятельности получили прибыль в сумме 67 тыс. рублей. Был создан фонд потребления на сумму 96 тыс.руб. который использовался для оказания материальной помощи работникам в связи с длительной болезнью, смертью близких родственников, выплаты к профессиональному празднику «Дню работников автомобильного транспорта» и другие цели. Наиболее неплатежеспособные дебиторы: ООО «Надин»; ОАО «Бежица – Строй»; ОАО «Омскпиво»; ООО «Лик».

Акционерное общество планирует расширить свою деятельность на международном рынке, для этого уплачен вступительный взнос и ежегодные взносы действительного члена АСМАП. На балансе акционерного общества числится военизированная колонна в составе 78 автомашин. На основании федерального Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» № 31-ФЗ от 25.02.1997 г. сводный отряд ОАО «Омского АТП-1» включен в списки предприятий и организаций выполняющих работы по мобилизационной подготовке. Решением №1 от 14.01.2000г Инспекция МНС РФ по Омской области межрайонного уровня разрешено ОАО «Омскому АТП-1» реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.12.1999 года в сумме 1541,6 тыс.рублей, в том числе по налогам – 913,3 тыс.руб. сроком на 6 лет, по штрафам и пени - 628,3 тыс.руб. сроком на 4 года. По состоянию на 01.01.2002года оплачено по графику реструктуризации: НДС - 254,5 тыс.руб.; Аренда земли - 11,8 тыс.руб.; Проценты - 72,8 тыс.руб. В связи с оплатой долгов по состоянию на 01.01.2002 г в Пенсионный фонд и уплатой текущих платежей в течение года предприятию списано пени на сумму 251,1 тыс.рублей.

Далее рассмотрим итоги финансовой работы за 2003 г по ОАО «Омское АТП-1».Основными видами деятельности в 2003 году являлись те же виды, что и в 2002 г. Предприятие имеет основных средств на общую сумму 19950 тыс.руб., с износом на сумму 16947 тыс.руб., в том числе: транспортных средств на 9289тыс. руб. В 2003году были списаны сильно изношенные транспортные средства на 741,0 тыс.руб. В 2003 году предприятие перешло с учетной политики «по оплате» на учетную политику «по отгрузке». Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в табл. 7 приложений.

В 2003 году предприятие сотрудничало с 42 клиентами на постоянной договорной основе по оказанию автоуслуг (см. табл. 8 приложений). Оплата за оказанные автоуслуги значительно улучшилась по основным клиентам. В 2003 году уменьшились неденежные формы оплаты на 2260549 рублей (14%) см. табл. 9 приложений. Валовая (прибыль) убыток от основной деятельности при учетной политике по «отгрузке» составила – 424 тыс. руб., но с учетом оплаты налогов, пеней по налогам, % по ссуде, уплаченным в 2003 году образовался убыток – 597тыс. руб. Затраты на производство в 2003 году составили – 14842,0 тыс.руб. из них 45% составляют материальные затраты - 6685 тыс.руб. из которых на ГСМ израсходовано - 4145 тыс.руб. Затраты на оплату труда составили 18,1% от всех затрат - 2683 тыс.руб., накладные расходы составили – 3960,0 тыс.руб., из которых – 793,0 тыс.руб. было заплачено за газ, воду, электроэнергию и др. производственные нужды, амортизация основных фондов составила 158,0 тыс.руб.

В 2003 году затраты на производство возросли на 14 % (см табл. 7-9), в том числе по статье: «Материалы - приобретение горюче-смазочных материалов» - наиболее важной статьи для автомобильного вида услуг на 14 %. В течение года неоднократно повышались цены (в сторону увеличения) на дизельное топливо. Качество приобретаемых автошин желает лучшего, а отсюда рост затрат на приобретение автошин на 7%. При большом спаде производства в 2000 году на рынке сбыта – грузоперезозки, расценки на оказание автоуслуг резко не повышались предприятием. В 2003 году вынуждены были поднять оплату труда слесарей- ремонтников, чтобы приостановить утечку кадров в «частный» бизнес. Командировочные расходы по Приказу Минфина от 06.07 2001г. были увеличены с 01.01.2002г. № 49н в 1,8 раза. Расчет себестоимости произведенных услуг представлен в табл. 10, а расчет и анализ чистых активов предприятия – в табл. 11 (см. приложения). В связи с убыточностью производственной деятельности переоценка основных фондов в 2003 году не производилась.

Вынужденная мера предприятия – продажа подержанных, полностью амортизированных автомобилей. От этого вида деятельности получили прибыль в сумме 675 тыс. рублей. Решением № 1 от 14.01.2000г. Инспекция МНС РФ по Омской области межрайонного уровня разрешило ОАО «Омское АТП-1» реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом в сумме 1541,6 тыс. рублей, в т.ч. по налогам – 913,3 тыс. руб. на 6 лет, штрафам и пени – 628,3 тыс. руб. на 4 года по состоянию на 01.12.99 г.

В течение года неоднократно повышалась заработная плата ремонтным рабочим, водителям увеличивались отчисления с 1 рубля привезенных доходов, пересматривалось штатное расписание ИТР, что привело к увеличению отчислений во внебюджетные фонды (ЕСН) в 1,33 раза по сравнению с 2002 годом. Арендная плата за землю увеличилась в 2 раза, что привело к увеличению налогов относимых на себестоимость в 1,44 раза. C вводом в действие ч.2 НК гл.27 «Налог с продаж» существенно изменился (в 2,41 раза уменьшился) НСП на предприятии. НСП облагаются операции по реализации товаров (услуг) за наличный расчет только физическим лицам, что упростило расчеты между юридическими лицами.

Далее рассмотрим итоги работы ОАО «Омское АТП-1» за 2004год. Основными видами деятельности акционерного общества не изменились. Уставной капитал общества составляет 379 тыс. руб., в том числе: 10873 обыкновенных (простых) акций номиналом 30 руб. и 1767 привилегированных акций номиналом 30 рублей, переведены решением общего собрания акционеров от 11.06.2003г. в простые. Реестр акционеров ведёт независимая фирма ЗАО «РК-Реестр».

В 2004 году дивиденты по решению общего собрания акционеров не начислялись. Добавочный капитал составляет на 01.01.2004г. 4696 тыс. руб. Предприятие имеет основных средств на общую 19473 тыс.руб. с износом на сумму 15932 тыс.руб. в том числе: транспортных средств на 8621 тыс. руб. В 2004 году были списаны сильно изношенные транспортные средства на 1242 тыс. руб. В 2004 году предприятие перешло с учётной политики «по оплате» на учётную политику «по отгрузке». Основные показатели деятельности представлены в табл. 12 приложений. В 2004 году предприятие сотрудничало с 45 клиентами на постоянной договорной основе по оказанию автоуслуг (см. табл. 13 приложений). Оплата за оказанные автоуслуги значительно улучшилась по основным клиентам (табл. 14 приложений).

Валовая (прибыль) убыток от основной деятельности при учетной политике по «отгрузке» составила – 132 тыс. руб., но с учетом оплаты налогов, пеней по налогам, % по ссуде, уплаченным в 2004 году образовался убыток – 408тыс. руб. Затраты на производство в 2004 году составили – 18404,0 тыс.руб. из них 33% составляют материальные затраты - 8849 тыс.руб. из которых на ГСМ израсходовано - 6015 тыс.руб. Затраты на оплату труда составили 27% от всех затрат - 5036 тыс. руб., накладные расходы составили – 2491,0 тыс. руб., из которых – 1107,0 тыс. руб. было заплачено за газ, воду, электроэнергию и др. производственные нужды, амортизация основных фондов составила 227,0 тыс. руб.

В 2004 году затраты на производство возросли на 24 % (см табл. 14), в том числе по статье: «Материалы - приобретение горюче-смазочных материалов» - наиболее важной статьи для автомобильного вида услуг на 24 %. В течение года неоднократно повышались цены (в сторону увеличения) на дизельное топливо. Качество приобретаемых автошин желает лучшего, а отсюда рост затрат на приобретение автошин на 14%. При большом спаде производства в 2004 году на рынке сбыта – грузоперезозки, расценки на оказание автоуслуг резко не повышались предприятием. В 2004 году вынуждены были поднять оплату труда слесарей- ремонтников, чтобы остановить утечку кадров в «частный» бизнес. Командировочные расходы по Приказу Минфина от 06.07 2001г. были увеличены с 01.01.2002г. № 49н в 1,8 раза. Анализ себестоимости продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г. приведен в табл. 15 приложений.

В связи с убыточностью производственной деятельности переоценка основных фондов в 2004 году не производилась. Вынужденная мера предприятия – продажа подержанных, полностью амортизированных автомобилей. От этого вида деятельности получили прибыль в сумме 1035 тыс. рублей. На балансе акционерного общества числится военизированная колонна в составе 38 машин. На основании федерального Закона Р.Ф. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» № 31-ФЗ от 25.02.1997г. сводного наряда ОАО «Омского АТП-1» включено в списки предприятий и организаций, выполняющих работы по мобилизационной подготовке. Согласно наряда Советского РВК г.Омска № 1/436 от 29.04.1999г. ОАО «Омское АТП-1» поставляет в Вооруженные Силы РФ в составе колоны войскового типа 37 единиц подвижного состава. Решением № 1 от 14.01.2000г. Инспекция МНС РФ по Омской области межрайонного уровня разрешило ОАО «Омское АТП-1» реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом в сумме 1541,6 тыс. рублей, в т.ч. по налогам – 913,3 тыс. руб. на 6 лет, штрафам и пени – 628,3 тыс. руб. на 4 года по состоянию на 01.12.1999г. За период реструктуризации оплачено 565 тыс. руб.

В течение года неоднократно повышалась заработная плата ремонтным рабочим, водителям увеличивались отчисления с 1 рубля привезенных доходов, пересматривалось штатное расписание ИТР, что привело к увеличению отчислений во внебюджетные фонды (ЕСН) в 1,15 раза по сравнению с 2003 годом. Всё выше описанное свидетельствует о низкой платёжеспособности ОАО «Омское АТП-1».

Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за услуги, свидетельствуют о том, что ОАО «Омское АТП-1» активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, в том случае, когда платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность. Для более глубокого анализа дебиторской задолженности предприятия необходимо дополнительно запросить ее расшифровку с указанием сведений о каждом дебиторе, сумм дебиторской задолженности и сроках ее погашения.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.