Опыт стран с рыночной и переходной экономикой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Прежде чем перейти к обзору работ, посвященных анализу характера и результатов проводимой денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой, необходимо отметить тот факт, что круг таких работ крайне узок. Большинство работ относятся к периоду до 1997 года, когда сами результаты политики финансовой стабилизации во многих странах были еще не до конца известны. Это определяет во многих случаях сослагательные рассуждения втора об особенностях денежной политики в условиях переходной экономики. В то же время, круг относительно новых работ, которые содержат оценку и эмпирические свидетельства о реализованной политике денежных властей крайне мал (например, Jonas, Mishkin, 2003). В этой связи мы хотели бы оговориться, что многие из указанных ниже работ в настоящее время потеряли свою актуальность и заслуживают, на наш взгляд, упоминания лишь в связи с темой главы – опыт стран с рыночной и переходной экономиками.

    Как известно, одной из ключевых проблем в денежно сфере в переходных экономик является контролирование (снижение) инфляции[1]. Хотя инфляция на начальном этапе перехода к рынку движима главным образом расширением денежного предложения и ликвидацией денежного навеса сдерживание цен не гарантируется лишь усилиями денежных властей. Кроме обычного давления со стороны спроса и затрат, авторы выделяют пять дополнительных источников влияния, которые являются проблемой при проведении денежной политики. Во-первых, либерализация цен в начале перехода выражается в поиске агентами равновесного уровня цен и существенным изменениям относительных цен, поскольку при плановой экономике цены на товары повседневного спроса были, как правило, занижены. Во-вторых, изменение относительных цен ведет к значительному перераспределению ресурсов внутри страны. Поскольку затраты предприятий на начальном этапе негибки (вследствие того, что предприятия неподготовлены к изменению структуры экономики), уменьшаются фискальные доходы и растут дефициты государственного бюджета, которые вследствие слабой фискальной политики финансируются в основном за счет расширения денежного предложения. В-третьих, инерционность инфляции в условиях падения спроса на товарных рынках и рынке труда приводило к постоянной умеренной инфляции (15-40% в год) во многих переходных экономиках[2]. Поскольку инерционность темпов роста цен является следствием сформировавшихся инфляционных ожиданий, эта проблема может вносить довольно существенный вклад в формирование инфляции в условиях переходной экономики. В-четвертых, с ростом дохода растет уровень цен в экономике на неторгуемые товары (в соответствие с эффектом Баласса-Самуэльсона), и при проведении стабилизационной политики денежным властям приходится определять, до какой степени инфляция является следствием роста относительных цен на неторгуемые товары. Хотя для переходных экономик доминирующим фактором роста цен являются факторы денежного предложения, а не эффект Баласса-Самуэльсона, последний может часто оказывается более значимым для переходных и развивающихся экономик на втором этапе развития, следующим за трансформационным спадом. И последнее, приватизация, построение институтов и создание конкурентных рынков занимает определенный период времени, при этом темпы формирования рыночной конкуренции и повышения эффективности в частном секторе могут значительно влиять на темпы инфляции в переходных экономиках. Переходные экономики оказываются более чувствительными не только к шокам, как внутренним, так и внешним, но и к действиям властей, пытающихся эти шоки нейтрализовать. Несогласованные решения монетарной и фискальной политики могут обернуться долгим и болезненным процессом перехода к рынку. В развитых экономиках первичные цели денежно-кредитной политики обычно направлены на увеличение роста экономики, уменьшение безработицы. В переходных же экономиках цели денежно-кредитной политики должны быть направлены на поддержание ценовой и финансовой стабильности. Это необходимо для того, чтобы как можно более быстро и с наименьшими потерями осуществить переход к рынку. Помимо этого, денежные власти должны определить стратегии и инструменты, с помощью которых планируется достижение первичных целей. Мишкин[3] в своей работе, подчеркнул, что отсутствие стабильности цен ведет к издержкам для общества, которые значительны для экономик с высокими темпами инфляции и не исчезают при замедлении темпов инфляции. К этим издержкам относятся:

1) Издержки от переинвестирования в финансовый сектор. Эти издержки представляют собой потери от упущенной альтернативы инвестирования в реальный сектор. Отсутствие стабильности цен, как правило, сопровождается

завышенными процентами по финансовым активам, что приводит к перетеканию капитала из реального в финансовый сектор. Таким образом, капитал работает не на увеличение роста и благосостояния экономики, а на раздувание финансового сектора. Результатом является падение инвестиций в реальный сектор и дальнейшее сокращение выпуска, т.е. уменьшение благосостояния граждан;

2) Издержки неопределенности общего уровня цен и относительных цен в экономике. Хотя в условиях гиперинфляции эти издержки могут быть сравнительно малы, в переходных экономиках, не переходящих эту грань, потери от неопределенности могут оказаться значительными. Они выражаются в том, что агенты, не принимающие риск, будут отказываться от выгодных инвестиционных проектов, что опять же приведет к снижению экономической активности и падению роста в экономике;

3) Издержки хранения денег в номинальной форме, возникающие вследствие падения реальной стоимости национальной валюты из-за постоянного роста цен. Поскольку в странах Восточной Европы и СНГ в основном наблюдалась достаточно высокая инфляция, издержки хранения денег могли быть значительными;

4) Инфляция приводит к обесценению денежных сбережений граждан, т.е. к уменьшению их благосостояния и покупательной способности, а значит, падению агрегированного спроса и сокращению выпуска;

5) Издержки от замедленной индексации налогов и налоговых вычетов, приводящие к недоинвестированию в реальный сектор и неоптимальному размещению ресурсов по отраслям. Издержки здесь возникают вследствие того, что при подсчете налоговой базы амортизационный вычет не индексируется на увеличение стоимости капитала, в то время как налогооблагаемая база растет в денежном выражении. Таким образом, если предположить, что в условиях неразвитых финансовых рынков фирмы осуществляют инвестиции преимущественно за счет собственных средств (амортизационные отчисления и чистая прибыль), объем ресурсов для инвестирования сокращается. Такие издержки существенны уже при умеренных темпах инфляции, а значит, могут создавать проблемы для роста переходной экономики на втором этапе перехода к рынку. Итак, издержки, возникающие в результате нестабильности цен, приводят к уменьшению инвестиций, отклонению их распределения от оптимального, и, как следствие, к замедлению роста выпуска. Кроме нестабильности цен, важным фактором, способствующим развитию кризиса, является нестабильность финансовых рынков.

    Долговые контракты в развивающихся странах, в отличие от развитых, в основном краткосрочны и деноминированы в иностранной валюте. Ожидание роста инфляции может привести к росту процентных ставок, что немедленно отрицательно отразится на движении денежной наличности фирм. Фирмы будут неспособны, платить проценты по долгам, при этом стоимость активов во внутренней валюте резко упадет вследствие ожиданий высокой инфляции. Если при этом финансовая система страны хрупкая, это может привести к сильному кризису финансовой системы и экономики.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.