Институт: экономики и управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт: экономики и управления

Кафедра Экономики

Курсовая работа

«Денежно кредитная система: Сущность, функции и проблемы развития»

 

 

Москва

2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции . 3

Структура современной кредитной системы .. 3

Опыт стран с рыночной и переходной экономикой . 6

Функции денежно-кредитной системы .. 10

Глава 2. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики . 11

Теоретические аспекты трансмиссионного механизма . 11

Теоретическая основа трансмиссии . 12

Каналы трансмиссионного механизма . 14

Финансовые системы .. 20

Глава 3. Характеристика и проблемы развития Денежно-кредитной системы России и стран ЦВЕ .. 24

Проблемы денежно-кредитной систему в России . 24

Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточной Европы. 26

Последствия введения евро . 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 38



ВВЕДЕНИЕ

    На данный момент, в современных системах рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения. Сегодня очевидно, что медленный ход экономического реформирования страны во многом объясняется нежеланием банковского капитала вкладывать деньги в промышленное инвестирование, в модернизацию товарного производства. Существующее положение дел таково, что краткосрочные спекулятивные операции банкам выгоднее, чем долгосрочное инвестирование. Соответственно проценты за полученные кредиты (до 30% годовых) являются сдерживающим элементом реформирования производства. А инвестирование, производимое из средств бюджетов разных уровней, зачастую проистекает по пресловутому остаточному принципу, т.е. со значительным недофинансированием. Перечисленных выше факторов автор считает достаточным для определения выбранной темы как актуальной для рассмотрения, изучения и выявления некоторых ее особенностей.

    Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе мы рассмотрим структуру денежно-кредитной системы, выясним в чем состоят ее сущность и в чем ее функциональное значение. Также обратим внимание на опыт стран с рыночной и переходной экономикой. Во второй главе мы уделим внимание трансмиссионному механизму в аспекте денежно-кредитной политики, рассмотрим каналы влияния на реальный сектор экономики. Также в конце второй главы рассмотрим финансовые системы. В третьей главе мы подойдем к вопросу проблем денежно-кредитной системы в России и странах Центральной и Восточной Европы. Отдельно остановимся на вопросе последствий введения евро. В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги.

Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции

Финансовые системы

В зависимости от типа национальной финансовой системы денежно-кредитные импульсы могут проходить по тем либо иным каналам трансмиссионного механизма. В зарубежной экономической литературе различаются две финансовые системы - антагонисты. В первой, банковской финансовой системе (bank-based system or bank-oriented system), финансовые ресурсы распределяются преимущественно через банковский сектор экономики. Во второй, рыночной финансовой системе (market-based system or market-oriented system), финансирование реального сектора экономики осуществляется через рынок ценных бумаг. Наиболее яркими представителями обоих типов систем выступают Соединенные Штаты и Германия (см. табл. 2). В США финансовая система целенаправленно стоилась с упором на развитие рыночной конкуренции и диверсификации рисков. На протяжении десятилетий кропотливо велась работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Его основы были заложены после финансового кризиса и Великой Депрессии: в 1927 г. был принят Закон МакФэддена, запрещавший создание отделений банков в других штатах, в 1933 г. - Закон Гласса-Стигола, разделивший банки на коммерческие и инвестиционные, и т.д. В Германии после Второй мировой войны перед властями стояла сложнейшая задача воссоздания финансовой системы и подъема экономики из руин. Хотя в период оккупации Германии союзниками предполагалось на немецкую почву перенести англосаксонскую модель финансовой системы, тем не менее, в ходе послевоенного развития произошла концентрация финансовых ресурсов в руках банковского сектора. На авансцену выдвинулись крупные банки, которые сосредоточили в своей собственности большую часть промышленных предприятий. В результате финансовые ресурсы стали перераспределяться не через фондовый рынок, а через банковские институты. В настоящее время рыночная финансовая система наиболее ярко представлена кроме США в Великобритании и Канаде, а банковская финансовая система - кроме Германии в Австрии и Японии. Как правило, банковские системы больше присущи развивающимся странам, в то время как рыночные системы - развитым странам (см. табл. 3)[5]. Хотя в 1990-е гг. во всем мире наблюдается дрейф национальных финансовых систем в сторону рыночной системы, четкое разделение обоих типов систем продолжает сохраняться.

 

Таблица 2. Структура национальных финансовых активов и пассивов

Таблица 3.

Финансово развитые страны

Финансово неразвитые страны

1 Панама Нидерланды Бангладеш Дания 2 Тунис Таиланд Непал Перу 3 Кипр Канада Египет Чили 4 Португалия Австралия Коста-Рика Ямайка 5 Австрия ЮАР Барбадос Бразилия 6 Бельгия Южная Корея Гондурас Мексика 7 Италия Швеция Тринидад и Тобаго Филиппины 8 Финляндия Великобритания О-в Маврикий Турция 9 Норвегия Сингапур Кения - 10 Новая Зеландия США Эквадор -

 

Если достоинство рыночной финансовой систем заключается в эффективности распределения ресурсов, то главный «плюс» банковской системы состоит в её высокой стабильности. В рыночной системе оценка инвестиционных проектов (кредитоспособности заемщика) производится на основе общедоступной информации. В банковской системе, наоборот, в связи с тем, что кредитные учреждения налаживают тесные контакты со своими заемщиками и организуют мониторинг их рисков, информация, необходимая для анализа, носит частный закрытый характер. Вследствие информационной асимметрии эффективность распределения ресурсов в обеих финансовых системах зависит от разных факторов. В рыночной системе она определяется качеством общедоступных сведений и зависит от условий работы инвесторов и управляющих. Необходимо, чтобы инвесторы были обеспечены достаточным объемом высоко точной информации, позволяющей им самостоятельно принимать адекватные решения. Корпоративные управляющие, в свою очередь, должны придерживаться строгих дисциплинирующих правил во избежание риска недобросовестного поведения. В конечном итоге эффективность рыночной системы задается правовыми нормами, прежде всего, антимонопольным законодательством и стандартами раскрытия информации; системами налогообложения и отчетности; депозитарно-клиринговой инфраструктурой и другими институциональными факторами. В банковской системе эффективность распределения ресурсов достигается благодаря высокому качеству риск-менеджмента в банковских институтах. В случае чрезмерной информационной асимметрии, прежде всего, при кредитовании малого бизнеса, мониторинг, проводимый ссудодателем, обладает лишь частичной эффективностью. По этой причине банковская финансовая система больше присуща странам, где сложилась олигополия в реальном секторе.

В рыночной системе главную опасность для домохозяйств и фирм представляют колебания цен на финансовые активы, случающиеся вследствие экзогенных шоков. Из-за того, что экономические агенты располагают большими портфелями фондовых активов, они становятся чувствительными к волатильности финансовых рынков. Основной задачей центрального банка в рыночной системе является снижение волатильности финансовых рынков, что ведет к росту стабильности всей системы. В банковской финансовой системе домохозяйства и фирмы мало чувствительны к колебаниям цен на финансовые активы. Временные шоки, включая изменения в денежно-кредитной политике, не оказывают на них напрямую влияние, поскольку шоки поглощаются банковским сектором. Стабильность банковской системы достигается за счет долгосрочных связей между банками, корпорациями и домохозяйствами. Совместно они способны достигнуть больших экономических выгод, чем в одиночку. отсутствие постоянных шоков или структурных изменений, способных разрушить долгосрочные связи между тремя группами агентов. В рыночной финансовой системе, напротив, каждый экономический агент действует самостоятельно на свой страх и риск, в результате чего он максимизирует выгоды только в краткосрочной перспективе.

    Особенности структуры национальной финансовой системы определяют специфику работы трансмиссионного механизма. В частности, характеристики национальных банковских структур определяют ответную реакцию банковского кредитования на изменения в денежно-кредитной политике. Рассмотрим наиболее важные характеристики банковской системы, влияющие на трансмиссию.

 

Таблица «Независимые страны осуществившие полную долларизацию»

Последствия введения евро

ЕС является главным торговым партнером России, на долю которого приходится 40 % ее внешнеторгового оборота и иностранных инвестиций и еще большая доля внешней задолженности[15]. В связи с этим введение евро прямо затрагивает российские экономические интересы, по крайней мере, по шести основным направлениям:

1) уже началась реденоминация в евро всех российских активов и пассивов за рубежом, выраженных в западноевропейских валютах, включая государственный внешний долг, прочие обязательства, гарантированные государством, собственность, акционерный капитал российских (смешанных) предприятий, а также прочие ценные бумаги, депозиты и иные инструменты, принадлежащие в "зоне евро" российским юридическим и физическим лицам;

2) назревает пересмотр валютных условий российских внешнеторговых контрактов со странами "зоны евро". До сих пор значительная их часть заключается в долларах, особенно при поставках сырьевых товаров;

3) предстоит также пересчет в евро всех активов и пассивов в заменяемых валютах, размещенных в России. Это прежде всего вклады иностранных партнеров в совместные предприятия, иностранные ценные бумаги в российском финансовом обороте, депозиты и т. д.;

4) очевидно, в изменяющихся условиях Центральному банку Российской Федерации предстоит скорректировать корзину своих валютных резервов, а также решить вопрос, займет ли в ней евро лишь суммарную долю заменяемых валют или же большую часть. Правительству России предстоит решить вопрос о допуске евро на внутренний валютный рынок и об условиях такого допуска;

5) экономия на золотовалютных резервах ЭВС может привести к частичному сбросу золота центральными банками его стран-членов, что может сбить рыночные цены на золото. Соответственно следует тщательно отслеживать возможности такого сброса с целью оптимизации ценовых условий российских золотых продаж;

6) так как особенностью России является наличие на руках у населения значительной массы иностранных валют, заменяемых евро, можно ожидать их ажиотажного обмена и связанного с этим произвола банков. Во избежание этого нужно заранее заказать в ЕЦБ необходимую для обмена сумму банкнот евро.

Евро вполне может сыграть для России еще одну специфическую роль — выступить при профессиональном ведении дела инструментом дедолларизации российской экономики.

21 апреля 1998 г. Комиссия ЕС подготовила для первой сессии Комитета сотрудничества Россия — ЕС специальный аналитический документ под названием Документ Генерального директората II Комиссии ЕС, который содержит некоторые соображения по поводу того, в какой степени российские власти могли бы рассмотреть коррекцию доллара как денежного эквивалента в экономике России в пользу более сбалансированного подхода, который мог бы подразумевать привязку российского рубля к корзине валют с существенной ролью евро в ее наборе.

15 февраля 1999 г. на Конференции Брюссельского центра по изучению европейской политики (БЦИЕП) бывший посол ЕС в Москве М. Эмерсон, ныне занимающийся исследовательской работой в БЦИЕП и Лондонской школе экономики, изложил концепцию "евроизации" российской экономики. По его мнению, в виде стабильной евро под российскую экономику будет подведена прочная база, дающая надежду на избавление от долларизации и дефолта.

Долларизация России исторически сложилась потому, что именно в долларах деноминировано до 2/3 ее внешнего долга и платежей по нему; долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований; в основном только в долларах оформляются контракты на экспорт сырья.

    Такая долларизация с самого начала противоречила не только национальным интересам, но и характеру внешнеэкономических связей страны; сейчас она приходит в столкновение и с ведущими тенденциями мировой валютной конъюнктуры. В мире идет постепенный отказ от доллара, а его гипертрофия в мировой валютной системе оборачивается нестабильностью для его держателей, ибо: доля доллара в обслуживании 43 % мирового хозяйственного оборота никак не соответствует реальной доли США в 20 % ВВП и 15 % оборота мировой торговли. Поэтому она постепенно и объективно снижается;  доля США во внешней торговле самой России составляет не более 5 %, то есть рубль оказывается на 2/3 привязанным к наиболее экономически удаленной от него валюте и к экономике страны, с которой у народного хозяйства России существует минимум взаимоотношений. Это противоречит хозяйственным критериям добровольного вхождения любой страны в определенную валютную зону и делает для России долларизацию скорее психологическим, чем экономически оправданным феноменом, то есть объективно ставит формирование обменного курса рубля на базу не реальных экономических сопоставлений, а спекулятивных ожиданий. Как следствие, рубль не раз оказывался недооцененным по отношению к доллару даже не в кризисное время, что вело к утере части национального богатства России при товарообмене и к занижению реальной стоимости ее активов, приобретаемых иностранными инвесторами при капиталовложениях в ее экономику и при приватизации. Таким образом, доходы нерезидентов при покупке российских Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) оказывались намного выше, чем казначейские обязательства других государств.

    Характерно, что в этих условиях уже и российский финансовый рынок начал демонстрировать отказ от доллара. За последние пять лет доля внешней задолженности России, деноминированная в европейских валютах, возросла, по оценкам экспертов ЕС, с 1/4 до 1/3 и продолжает увеличиваться, в том числе из-за размещения евробондов.

По оценкам специалистов, новая валютная единица евро снимает ряд прежде уникальных преимуществ доллара, а именно:

1) с целью экономии на накладных расходах и валютных рисках многие европейские трейдеры переходят на евро как валюту контрактов даже в торговле сырьевыми товарами;

2) объединенный рынок капитала, заменяющий на базе евро прежде узкие и разрозненные рынки стран ее "зоны", станет со временем не менее емким и ликвидным, чем американский;

3) наконец, страны "зоны евро" имеют в МВФ блок в 30 % голосов против 18 % у США, а это немаловажно при известных особых отношениях МВФ и России.

В этих условиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданной привязки рубля исключительно к доллару и перехода на его привязку к корзине международных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается на коллективные золотовалютные резервы стран ее "зоны" и их упорядоченные государственные финансы (подчиняющиеся общим критериям стабилизациии) и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар. Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являются традиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определенную базу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов и наднациональных валютных органов ЕС, управляющих "зоной евро", что, естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США.

К тому же сам допуск евро во внутрироссийский валютный оборот вполне может предполагать встречные торгово-политические уступки со стороны ЕС.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операции по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.

    Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

    Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.

    Наша экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок.

 

    Денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Являясь основой для обеспечения устойчивости рубля, низкая инфляция способствует формированию позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов.

    Несмотря на проблемы рассмотренные в третьей главе, на примерах стран ЦВЕ, таких как, нестабильность денежно-кредитной системы, разрыв межгосударственных связей, «закредитованность» стран, долларизация, по мнению автора применительно к нашей стране не мнение важной проблемой является зависимость денежно-кредитной системы страны от ярко выраженной сырьевой составляющей структуры экономики страны и зависимость от внешне экономической конъюнктуры. В связи с этим добавим, что совокупные производственные мощности нашей страны имеют не удовлетворительное состояние, и в ближайшем будущем будут не в состоянии обеспечивать запросы современного российского, потребителя не говоря уже о зарубежных. Это, безусловно, является последствиями неправильной денежно-кредитной системы. В первой главе нами был рассмотрен опыт и некоторые проблемы, с которыми сталкивались зарубежные страны с переходными и рыночными экономиками. На наш взгляд, необходимо использовать оставленный этими странами опыт и применяя дифференцируемые методики внедрения такого опыта, в условиях особенностей национальной экономики существует реальная возможность пройти схожий период эволюции российской экономики с минимальными потерями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Вестник Банка России, Центральный банк РФ. - 16 декабря 2004. -      № 70

2. М. Капустин, Журнал «Международного права и международных отношений», №4, 2004

3. Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003.

4. Драбазнина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Трошин А. Н., Фомкина В. И. Финансы, денежное обращение и  кредит. – М., 2000.

6. Финансы, денежное обращение, кредит./Под ред. Сенчалова В. К., Архипова А. Н. – М.: Проспект, 2000.

7. Mishkin, F. (1996) “What Monetary Policy Can and Can not Do”, Osterreichische National Bank, Viena;

8. Aslund, A., P. Boone, S. Johnson (1996) “How to Stabilize: Lessons from Postcommunist Countries”, Brookings Papers on Economic Activity, 1, pp. 217–291.

9. Bruno, M., W. Easterly (1996) “Inflation Crises and Long-Run Growth”, mimeo. Washington: World Bank.

10. van Els P., Locarno A., Morgan J. and Villetelle J.-P. Monetary policy transmission in the euro area: What do aggregate and national structural models tell us? ECB Working Paper №94, December 2001.

11. Demirguc-Kunt Asli and Levine Ross. Bank-based and Market-based Financial Cross-Country Comparisons. Unpublish Manuscript. University of Minnesota, June 1999.

12. Calvo G., C. Reinhart (2000) “Reflections on Dollarization” in Currency Unions. Stanford: Hoover Institute Press.

13. Goldfajn, I., G. Olivares (2001) “Full Dollarization: The Case of Panama”, Economia,2.

14. Hanke, S., K. Schuler (1999) "A Monetary Constitution for Argentina: Rules for Dollarization", Cato Journal, 18, pp. 405–419

15. Williamson, J. (2000) "Exchange Rate Regimes for Emerging Markets".

Washington DC: Institute for International Economics.

 


[1] Aslund, A., P. Boone, S. Johnson (1996) “How to Stabilize: Lessons from Postcommunist

Countries”, Brookings Papers on Economic Activity, 1, pp. 217–291.

 

 

[2] Bruno, M., W. Easterly (1996) “Inflation Crises and Long-Run Growth”, mimeo.

Washington: World Bank. p. 86-92

 

[3]. Mishkin, F. (1996) “What Monetary Policy Can and Can not Do”, Osterreichische

National Bank, Viena, p48-59, p110-114

 

[4] van Els P., Locarno A., Morgan J. and Villetelle J.-P. “Monetary policy transmission in the euro area: What do aggregate and national structural models tell us?”, p 65-87

ECB Working Paper №94, December 2001.

 

[5] Источник: Demirguc-Kunt Asli and Levine Ross. Bank-based and Market-based Financial Cross-Country Comparisons. Unpublish Manuscript. University of Minnesota, June 1999.,p25

 

[6] Источник: Baba N. and Hisada T. Japan's Financial System: Its Perspective and the Authorities' Roles in Redesigning and Administrating the System. IMES Discussion Paper №02-E-l, 2002.

 

[7] Вестник Банка России, Центральный банк РФ. - 16 декабря 2004. - № 70 (795) , c.27

 

[8] Материалы конференций Международного центра экономического роста (ICEG), с. 15-17

«Managing Capital Inflows in Eastern Europe» (Будапешт, ноябрь 2001 г.) и Центра европейской экономики

(ZEW) «Finnacial Economics of EU-Enlargement» (Маннгейм, ФРГ, май 2001 г.),

О. Буториной «Международные валюты: интеграция и конкуренция», май 2003 года, с 43.

[9] Goldfajn, I., G. Olivares (2001) “Full Dollarization: The Case of Panama”, Economia,

2, p. 168

 

[10] Berg A., E. Borenstein (2000) "The Choice of Exchange Rate Regime and Monetary

Target in Highly Dollarized Economies", IMF Working Paper, 29.p, 176 - p 183

[11] Williamson, J. (2000) "Exchange Rate Regimes for Emerging Markets".

Washington DC: Institute for International Economics. p. 75

[12] Hanke, S., K. Schuler (1999) "A Monetary Constitution for Argentina: Rules for

Dollarization", Cato Journal, 18, pp. 405–419.

 

 

[13] Goldfajn, I., G. Olivares (2001) “Full Dollarization: The Case of Panama”, Economia,

2.p. 172

 

[14] Calvo G., C. Reinhart (2000) “Reflections on Dollarization” in Currency Unions.

Stanford: Hoover Institute Press, p. 216

 

 

[15] М. Капустин, Журнал «Международного права и международных отношений», №4, 2004, c. 28


Институт: экономики и управления

Кафедра Экономики

Курсовая работа

«Денежно кредитная система: Сущность, функции и проблемы развития»

 

 

Москва

2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.