Документы, оформляемые в бухгалтерском учете при работе с наличными средствами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе организации используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе на начало месяца, оборот по дебету – суммы, поступившие в кассу, оборот по кредиту – суммы, выданные из кассы.

К счету «Касса» могут быть открыты субсчета:

1. «Касса организации»,

2. «Операционная касса»,

3. «Денежные документы» и др.

 

Вследствие каких хозяйственных операций могут увеличиться наличные средства в кассе? Систематизируем возможные варианты.

1. Получение наличных из банка по чеку:

- на выплату заработной платы работникам;

- на операционно-хозяйственные расходы по нормам, устанавливаемым банком;

- на командировочные расходы работников;

 

Дебет Кредит Содержание

50

51

Поступили в кассу денежные средства с расчетного счета

 

2. Получение выручки наличными:

- выручка за проданную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги):

 

Дебет Кредит Содержание

50

62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

Внесен покупателем аванс наличными

50

90-1

Окончательный расчет с покупателем

- выручка от реализации собственных основных средств и прочих активов наличными:

Дебет Кредит Содержание

50

91-1

Внереализационнын доходы

 

3. Расчеты наличными в кассу:

- суммы наличными от поставщиков:

Дебет Кредит Содержание

50

60

поступления от поставщиков как взносы или как возврат неиспользованных средств

 

- возврат выданных авансов наличными в кассу:

Дебет Кредит Содержание

50

60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

возврат выданных авансов наличными в кассу

 

- поступления наличными по ранее предъявленным претензиям:

Дебет Кредит Содержание

50

76-2

поступления по претензиям

 

- возврат переплаты по заработной плате:

Дебет Кредит Содержание

50

70

возврат сотрудником излишне выплаченной заработной платы

 

- возврат подотчетным лицом остатка подотчетной суммы:

Дебет Кредит Содержание

50

71

Сдан в кассу остаток неизрасходованного аванса подотчетным лицом

 

- возврат полученной ссуды или ее части, уплата процентов по ссуде:

Дебет Кредит Содержание

50

73-1

Расчеты по предоставленным займам

- возврат задолженности работника по недостаче, хищениям:

Дебет Кредит Содержание

50

73-2

Возмещение ущерба виновным лицом – сотрудником

 

- поступления различных задолженностей:

Дебет Кредит Содержание

50

76

поступления задолженностей от родителей по детским учреждениям, по исполнительным листам

 

- поступления платежей в счет доходов будущих периодов:

Дебет Кредит Содержание

50

98

Доходы, полученные в счет будущих периодов

 

 

4. Наличные расчеты по уставному капиталу, с дочерними предприятиями, внутренними подразделениями данного предприятия:

 

- взнос учредителей в счет их вкладов наличными в уставный капитал:

Дебет Кредит Содержание

50

75-1

Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал

 

- поступления наличными от дочерних предприятий:

Дебет Кредит Содержание

50

76-3

Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам

 

- поступления от внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы:

Дебет Кредит Содержание

50

79

Внутрихозяйственные расчеты

 

5. Займы наличными:

- кредиты банка наличными:

Дебет Кредит Содержание

50

66

Краткосрочные кредиты банка

50

67

Долгосрочные кредиты банка

 

- наличные для выдачи займов работникам:

Дебет Кредит Содержание

50

66

Краткосрочные кредиты банка для работников

50

67

Долгосрочные кредиты банка для работников

 

- поступления наличными по кредитам, предоставленным займодавцами (кроме банков), внутри страны и за рубежом

Дебет Кредит Содержание

50

66

Краткосрочные займы

50

67

Долгосрочные займы

 

6. Доходы наличными:

- известны результаты инвентаризации кассы:

Дебет Кредит Содержание

50

91-1

Выявлены и зачислены в доход излишки средств в кассе

 

- поступления наличными сумм процентов по векселям, доходов от долевого участия в других предприятиях, дивидендов по ценным бумагам, сумм санкций от должников, возмещенных убытков:

Дебет Кредит Содержание

50

91-1

Внереализационные доходы

 

7. Целевое финансирование, субсидии наличными:

 

Дебет Кредит Содержание

50

86

Целевое финансирование

 



Приходный кассовый ордер

 

Факт любого наличного получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером - ПКО (форма № КО-1). Ордер выписывается в одном экземпляре на основании соответствующих оправдательных документов, на которые кассир ставит штамп с надписью «Получено» и датой. После проверки соответствия записей приходный ордер подписывается главным бухгалтером (или уполномоченным им лицом), заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3). Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организацией, по нему присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций. Далее ПКО передается кассиру, который оприходует наличные деньги, подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге. При получении наличных денег в кассу лицу, внесшему их, выдается отрывная квитанция от ПКО, заверенная подписями главного бухгалтера и кассира, печатью или оттиском.

Бланк ПКО можно оформить от руки или на компьютере.

В графе «Код по ОКПО» указывается код, присвоенный фирме Госкомстатом после регистрации.

В графы «Дебет» и «Кредит, корреспондирующий счет, субсчет» заносятся данные со счета и субсчета, выделенных для хозяйственной операции.

Графа «Кредит, код структурного подразделения» касается только обособленных подразделений. Код им присваивает головная организация.

Графу «Код целевого назначения» заполняют те, кому поступают средства целевого финансирования.

В строке «Основание» указывается содержание хозяйственной операции.

Строка «Сумма» служит для обозначения прописью полученной суммы. В отрывной квитанции предусмотрена такая же строка.

В строке «Приложение» следует перечислить прилагаемые первичные и другие документы с номером и датой. Так, сняв деньги с расчетного счета, указывают номер и дату банковского чека; получив обратно неиспользованные подотчетные суммы, - номер и дату авансового отчета.

Хозяйственные операции, ведущие к уменьшению наличных денег в кассе:

1. Выдача заработной платы:

Дебет Кредит Содержание

70

50

Выдана заработная плата

 

2. Сдача выручки на расчетный счет в банке:

Дебет Кредит Содержание

51

50

Сдана выручка в банк

 

3. Выдача сумм наличными:

- под отчет;

- в возмещение затраченных средств по авансовым отчетам;

- на покрытие перерасхода подотчетных сумм.

Дебет Кредит Содержание

71

50

Выданы денежные средства подотчетному лицу

 

4. Расчет наличными из кассы:

- расходы на основное производство, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг):

Дебет Кредит Содержание

20

50

Расходы, относимые на себестоимость продукции

 

- расходы на вспомогательное производство, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг):

Дебет Кредит Содержание

23

50

Расходы, относимые на себестоимость продукции

 

-  общепроизводственные расходы:

Дебет Кредит Содержание

25

50

Наем личного транспорта в общепроизводственных целях

 

- общехозяйственные расходы:

Дебет Кредит Содержание

26

50

Оплата наличными представительских расходов

 

- расходы обслуживающих производств и хозяйств:

Дебет Кредит Содержание

29

50

Расходы обслуживающих производств и хозяйств

 

- оплата расходов будущих периодов (арендная плата, плата за коммунальные услуги, телефон, подписку периодической печати):

Дебет Кредит Содержание

97

50

Оплата коммунальных услуг

 

- расходы, относимые на расходы на продажу:

Дебет Кредит Содержание

44

50

Закуплен материал для упаковки товара

 

- погашение задолженности поставщикам, выдача авансов:

Дебет Кредит Содержание

60,76

50

Выдача аванса поставщику

 

- возврат аванса, полученного наличными:

Дебет Кредит Содержание

62

50

Возврат аванса, полученного наличными

 

- расчеты с бюджетом по видам платежей:

Дебет Кредит Содержание

68

50

Уплачен налог на доходы физических лиц

 

- выплаты работникам пособий по социальному и медицинскому страхованию, пенсий:

Дебет Кредит Содержание

69

50

Выплачено пособие по социальному страхованию

 

- покрытие некомпенсируемых расходов, связанных с форс-мажорными обстоятельствами (пожары, стихийные бедствия), выплаты штрафов, пеней и неустоек:

Дебет Кредит Содержание

99

50

Выплата наличными неустойки по договору

 

- недостача денежных средств в кассе по результатам инвентаризации:

Дебет Кредит Содержание

94

50

Выявлена недостача в кассе

 

5. Расчеты по уставному капиталу, с дочерними предприятиями, внутренними подразделениями:

- наличными дивиденды:

Дебет Кредит Содержание

75-2

50

Выплачены дивиденды наличными

 

- наличными дочерним предприятиям или в погашение долга перед дочерними предприятиями:

Дебет Кредит Содержание

76-3

50

Погашение долга перед дочерними предприятиями

 

- наличными внутренним подразделениям, имеющим отдельные балансы:

Дебет Кредит Содержание

79

50

наличными внутренним подразделениям, имеющим отдельные балансы

6. Выдача и возврат ссуд:

- выдача ссуды работнику:

Дебет Кредит Содержание

73-1

50

Выдача ссуды работнику

 

- погашение наличными краткосрочного кредита банка:

Дебет Кредит Содержание

66

50

погашение наличными краткосрочного кредита банка

 

- погашение наличными долгосрочного кредита банка:

Дебет Кредит Содержание

67

50

погашение наличными долгосрочного кредита банка

 

- погашение наличными ссуды займодавца (кроме банка):

Дебет Кредит Содержание

66,67

50

погашение наличными ссуды займодавца

 

- предоставление ссуды другому предприятию наличными:

Дебет Кредит Содержание

58

50

предоставление ссуды другому предприятию наличными

 

7. Оплата наличными материальной помощи, путевок:

 

Дебет Кредит Содержание

91-2

50

Оплачены из кассы путевки

 

8. перечисление денежных средств из кассы переводами:

Дебет Кредит Содержание

57

50

Денежные средства переданы инкассаторам

 


Расходный кассовый ордер

 

Выдача наличных денег из кассы происходит в следующих случаях:

- выплата заработной платы и приравненных к ней платежей (премии, отпускные, пособия);

- выдача денег под отчет сотрудникам организации;

- сдача наличных денег в банк;

- выплаты поставщикам;

- выплаты учредителям;

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам – РКО (форма № КО-2) или по другим документам (платежным ведомостям, счетам и прочее) с наложением на них специального штампа, заменяющего РКО. РКО подписывают у руководителя, главного бухгалтера, кассира и получателя. Деньги по кассовым ордерам выдаются на основании документов, удостоверяющих личность получателя, в РКО отражаются основные реквизиты этого документа. Если же получатель действует по доверенности[19], то в ордере после него следует указать доверителя и прикрепить доверенность к РКО. Правила заполнения РКО остаются такими же, как и у ПКО, но есть особенности:

- в строке «Выдать» указывается ФИО физического лица или наименование юридического лица, получающего деньги;

- в строку «Получил» сумма прописью вписывается самим получателем, он же ставит дату и подпись;

- строка «По» заполняется реквизитами документа, удостоверяющего личность получателя денег.

Выписанный расходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги).

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом «Получено» или «Оплачено». При выдаче заработной платы, стипендий, премий и пр. основанием для выплат служат расчетно-платежные или платежные ведомости. В этих случаях на каждого получателя РКО не составляется. По истечении срока выдачи денег по ведомостям (трех рабочих дней) против фамилий лиц, не получивших причитающихся им денег, кассир ставит штамп «Депонировано». В конце ведомости он подсчитывает выплаченные и невостребованные деньги, расписывается и составляет реестр депонированных сумм. Если кто-то работал за кассира, он должен это указать в ведомости и расписаться. Кассиру и подменившему его работнику запрещено использовать одну ведомость. На депозит и выдачу составляется по РКО. Выплаченная зарплата записывается в кассовую книгу, а на ведомости ставится штамп «Расходный кассовый номер №_____». Депонированные суммы сдают в банк. Такой порядок соблюдают, выплачивая зарплату штатным работникам. На всех других лиц полагается оформлять отдельные ордера или ведомости.

Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге (форма № КО-4). Все организации обязаны ее вести, ежедневно отражая выданные и принятые суммы, а также остаток на начало и конец дня.

В зависимости от числа кассовых операций ее заводят на год, квартал или месяц. После окончания положенного времени опечатывают и, пронумеровав листы, прошнуровывают. На последней странице концы шнура заклеивают бумажной полоской со штампом «В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов», под которым должны расписаться руководитель и главный бухгалтер.

Каждая организация ведет только одну кассовую книгу – на компьютере или от руки. Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег. Листы, оформляемые на компьютере, ежедневно распечатывают в двух экземплярах: один подшивают в кассовую книгу, второй (отчет кассира) – к накопленным за день ПКО и РКО. Записи от руки делают чернилами или шариковой ручкой под копирку, сложив лист по линии отреза. Первая его часть остается в кассовой книге, вторая – отрывная – у кассира (после того как все намеченные на день операции закончены). Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию второй отрывной лист кассовой книги, который является отчетом кассира (с приложенными к нему ПКО и РКО), под расписку в кассовой книге. Отражать операции за несколько дней на одном листе не разрешается. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Если же в организации есть операционные кассы для проведения наличных расчетов с покупателями или заказчиками через ККМ, то в главную кассу сдается журнал кассира - операциониста (форма №КМ-4). Он служит для учета и контроля этих расчетов. Журнал, представляющий собой прошитые и пронумерованные страницы, сначала регистрируется в налоговой инспекции. На последнем листе должны стоять подписи инспектора, руководителя, главного бухгалтера и печать организации. ККМ печатает на ленте отрывные чеки, вручаемые покупателям, и фиксирует их в своей памяти. В конце рабочей смены кассир снимает Z-отчет, закрывающий смену. Ежедневные расчеты через ККМ оформляются в журнале, а затем из них переносятся в кассовую книгу организации.

Некоторые организации, у которых в штате несколько кассиров, ведут Книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме № КО-5[20]. Книга открывается на год. Ее ежедневно заполняет старший кассир. В начале рабочего дня он выдает своим подчиненным наличные суммы, необходимые для расходных операций. Получив их, кассиры расписываются в журнале. В конце рабочего дня они сдают остатки денежных средств и кассовые документы, после чего старший кассир расписывается в получении.

В ряде случаев организациям взамен ККМ разрешается использовать для расчетов наличными денежными средствами документы строгой отчетности. Бланки этих документов изготавливаются типографским способом, имеют строго установленную форму и выпускаются специализированными предприятиями. Им присваивается определенная серия и индивидуальный номер.

Инвентаризация кассы

 

Инвентаризация кассы[21] проводится с целью проверки правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствия остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.

Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

- при смене кассира;

- при выявлении недостач и хищений;

- перед составлением годовой отчетности.

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).
Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.
 По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки.

Наличие в кассе бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности нужно проверять по видам бланков. При этом в акте необходимо указать название, серию, номер, номинальную и фискальную стоимость, сроки гашения и общую сумму этих ценных бумаг. Реквизиты каждой ценной бумаги необходимо сопоставить с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации. На счетах это отражается следующей записью:

 

Дебет

Кредит

Содержание

50

91-1

излишки, выявленные инвентаризацией, зачислены в доход

94

50

выявлена недостача средств в кассе

73-2

94

недостача средств отнесена на виновника недостачи

91-2

94

если виновники не найдены, убытки списываются на расходы организации

 

Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу организации, расходуются по строго целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной стороне чека). Неиспользованный остаток денег сдается в кассу банка по РКО.

Иногда в предпринимательской деятельности организации возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждении банка и списанием их из кассы (инкассация, расчеты по платежным картам и прочее). Для этих целей используют счет 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия на учет сумм по этому счету являются квитанции учреждений банков, вторые экземпляры препроводительной ведомости к сумке с денежной выручкой и пр. На счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются следующим образом:

 

Дебет

Кредит

Содержание

57

50

Выручка сдана инкассаторам

51

57

Денежные средства зачислены на счет и отражены в выписке

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 256.