Международная инвестиционная позиция Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
В ЭКОНОМИКУ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2005

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

Введение.. 3

Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных тенденций.. 6

1.1.Понятие инвестиции. Правовой статус иностранных инвестиций в России. 6

1.2. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации. 10

1.3. Динамика иностранных инвестиций в России. 12

Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности Новгородской области.. 15

2.1. Географическое положение Новгородской области. 15

2.2. Приоритеты инвестиционной политики и внешнеэкономические связи Новгородской области. 16

Глава 3. Анализ эффективности и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Новгородскую область.. 20

3.1.Оценка эффективности инвестиционной политики. 20

3.2. Возможные направления инвестиционной политики региона. 23

Заключение.. 25

Список использованных источников.. 26

Приложение 1. 30

Приложение 2. 31

 

 




Введение

 

Обострение конкуренции на международных рынках капитала усиливает потребность в выработке и научном обосновании четкой политики государства по привлечению иностранных капиталовложений.

В последние годы центр тяжести управления социально-экономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Это обусловлено тем, что государство на данном этапе не способно обеспечить полноценное финансирование регионов и субъекты Федерации вынуждены самостоятельно искать пути развития, в связи с чем наблюдается тенденция расширения полномочий регионов в сфере привлечения торгово-экономических партнеров и инвесторов. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и исполнительными органами субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

В ряде регионов, в том числе в Новгородской области на протяжении десяти лет наблюдалась активизация инвестиционных процессов. Новгородской области удавалось сохранять стабильную политическую и экономическую обстановку, что в свою очередь благоприятно отражалось на установлении деловых контактов с иностранными партнерами.

С августа 1998 года в результате финансового кризиса в России были перечеркнуты надежды на скорый экономический рост. Новгородской области удалось одной из первых преодолеть последствия экономического краха без особых потерь. Правильно выбранная еще в начале 1990-х годов экономическая стратегия, разветвленная система внешнеэкономических связей и партнерских отношений, установленных с компаниями разных стран, положительный имидж надежного партнера в разного рода экономических операциях помогло преодолеть недоверие и опасения иностранных инвесторов.

Однако в 2004 году наметилась обратная тенденция: Новгородская область стала терять инвестиционную привлекательность.

Цель данной работы – получить представление о внешних связях Новгородской области и дать оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в данный субъект Федерации.

В задачи работы входит:

1. Изучить правовые основы и тенденции развития инвестиционного процесса в России с участием иностранных инвесторов.

2. Дать оценку инвестиционной политике и инвестиционным приоритетам Новгородской области.

3. Проанализировать основные итоги привлечения иностранных инвестиций в экономику Новгородской области и определить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.

Теоретическая и информационная база работы. Исследования инвестиционной привлекательности регионов (Л. Вардомский[1], Н. Зубаревич[2], О. Кузнецова[3] и др.) в основном сконцентрированы на изучении объективных закономерностей регионального экономического развития, связанных с экономико-географическим положением, природно-климатическими условиями, состоянием хозяйства, развитием инфраструктуры и др.

Особое внимание также уделялось региональному компоненту федеральной налоговой и бюджетной политики, а также налоговой и бюджетной политике собственно региональных властей. В этой области выделяются проект ТАСИС «Анализ тенденций развития регионов России»[4], проект Всемирного Банка «Реформирование региональных финансов», проект CEPRA «Типология российских регионов»[5] и др.

Исследуя поставленные в данной работе задачи, автор опирался на международно-правовые, национальные и региональные законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность; учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы теории инвестиций, публикации в журналах «Вестник Русского экономического общества», «Международная политика», «Финансовый контроль», «Управленческое консультирование», «Эксперт Северо-Запад», «Экономика России: ХХI век»; исследования Московского Центра Карнеги, материалы сайтов г. Великого Новгорода и Новгородской области и другие источники, освещающие особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и региона.

 

 

 


Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных
 тенденций

1.1.Понятие инвестиции.
Правовой статус иностранных инвестиций в России

 

В научной литературе существует немало определений инвестиций. С экономической точки зрения инвестиции - это часть валового внутреннего продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая прирост капитала в экономике[6]; долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли[7], вложения в любые экономические объекты и процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал.[8]

В мировой практике инвестиции подразделяют на венчурные, прямые, портфельные, аннуитет.

Массив правовых предписаний об иностранных инвестициях в Российской Федерации, разнороден и включает нормы гражданского, административного, финансового, валютного, налогового, таможенного и иного законодательства.

Общие права инвестора и свободу инвестиционной деятельности в Российской Федерации гарантирует Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет основы предпринимательской и в том числе инвестиционной деятельности, Налоговый кодекс рассматривает налоговые взаимоотношения инвестора и государства, Бюджетный кодекс определяет принципы распределения централизованных инвестиционных ресурсов в рамках бюджета развития Российской Федерации. Федеральные законы РФ в области инвестиций: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[9], «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[10], «О соглашениях о разделе продукции»[11], «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[12], «О бюджете развития Российской Федерации»[13], «Об акционерных обществах»[14], «О лизинге»[15] и др. определяют конкретное содержание и механизм реализации инвестиционных отношений. Органы исполнительной власти (Правительство, министерства и ведомства) вправе принимать свои нормативные акты на основании и во исполнение актов законодательства и указов Президента[16].

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ[17], определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Закон определяет иностранного инвестора как «иностранное юридическое лицо… которое вправе… осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации» (статья 4 п.1), а иностранную инвестицию как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав» (статья 15 п.2).

Несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Так, например, нельзя не отметить, что пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Федерального закона «О соглашении о разделе продукции», а Федеральным Собранием не приняты такие законопроекты, как «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».

Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты, в том числе Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами в международном центре по урегулированию инвестиционных споров при МБРР»[18] и Сеульская конвенция 1985 г. «О создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций при МБРР».[19]

Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами. Доля, приходящаяся на риски, связанные с изменениями в национальном законодательстве за 1998, 1999 и 2000 гг., составила для России 22, 18 и 16% соответственно. В то время как данный показатель в среднем по странам, входящим в Европейский Союз, не превышает 3-4%[20].

В 1994 году по инициативе МИДа был создан Консультативный совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИДе. Регионы с энтузиазмом поддержали такое решение. В 1999 году, опять же при активном участии МИДа, был разработан и принят Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В итоге появился ряд других нормативно-правовых документов на федеральном и региональном уровнях, создавших правовую базу деятельности регионов во внешней сфере.

Уже несколько лет департаменты МИДа проводят правовую экспертизу документов, которые планируются регионами к подписанию с зарубежными партнерами. В настоящее время в нашей базе данных находится 1248 действующих соглашений между субъектами Федерации и иностранными партнерами из 70 государств. Естественно, МИД не ограничивается только экспертной оценкой проектов, но и работает над созданием условий по обеспечению государственной поддержки их выполнения. С этой целью с Китаем, Польшей, Финляндией, Литвой, Украиной и Казахстаном подписаны межправительственные так называемые «зонтичные» соглашения о принципах организации межрегионального и приграничного сотрудничества.[21]

В 90-е годы российские регионы заключили более 300 международных соглашений, подготовленных с помощью Министерства иностранных дел РФ. Благодаря низким налогам все больше зарубежных инвесторов стали приходить, например, в Новгородскую область. С 1994 по 1999 год общий объем прямых зарубежных инвестиций в этот регион вырос со 153 до 600 миллионов долларов США. 49 % внутреннего валового продукта области создавалось на основе зарубежных инвестиций. По объему зарубежных инвестиций на душу населения Новгородская область в 90-е годы вышла на второе место после Москвы, а по темпам экономического развития за последние шесть лет - на третье.[22]

Динамичное развитие российской экономики и законодательства обуславливают дальнейшее изучение тенденций, выявление противоречий и определение дальнейших перспектив привлечения иностранных инвестиций в Россию. Определение таких перспектив возможно на основе показателей международной инвестиционной позиции Российской Федерации.






По странам – лидерам

Название страны В млн долл. США В %
Великобритания 232, 5 34, 6
Дания 139, 5 20, 8
Гибралтар 137, 8 20, 5
США 65, 2 9, 7
Финляндия 44, 3 6, 6
Германия 22, 5 3, 4

 

Наиболее крупные иностранные инвестиции вложены в пищевую отрасль - 56,3%, химическую - 25,8, лесную и деревообрабатывающую - 9,4, в производство продукции стройиндустрии и связь - 3%. Удельный вес иностранных инвестиций в основном капитале за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям в 2000 г. составил 27,6%, в 1999 г. - 30,7 (в 1998 г. 36,4), тогда как в целом по России 6,2%.

По состоянию на июль 2004 года в экономику НО было привлечено почти 900 млн. долларов инвестиций.

В 2004 году наибольшая доля иностранных инвестиций в Новгородской области пришлась на пищевую (35,9%) и лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (59,5%). Так, в прошлом году были введены в эксплуатацию 2 лесоперерабатывающих предприятия с участием финского капитала: ЗАО «Пестово Ново» ООО «Сетново».

Кроме того, в Новгородском районе ведется строительство завода ООО «Флайдерер» по производству ДСП. Golden Lady инвестировала 3 млн долларов на реализацию инвестиционного проекта по производству чулочных изделий в Великом Новгороде.

Тем не менее, общий объем иностранных инвестиций в экономику Новгородской области в 2004 году снизился по сравнению с 2003 годом на 30,9% до 147 млн долларов.

За минувший год объем инвестиций в основной капитал области за счет всех источников финансирования сократился по сравнению с 2003 годом на 17,9% до 7,32 млрд рублей.[36]



Заключение

 

Давая оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в экономику Новгородской области, можно констатировать следующее.

1. В 90-х годах ХХ века администрация НО сделала ставку на крупных иностранных инвесторов. Зарубежный бизнес, заинтересованный в создании новых производств, должно было привлечь удобное географическое положение НО, наличие дешевой, но квалифицированной рабочей силы, огромный выбор площадок с инфраструктурой (прежде всего на простаивающих госпредприятиях). Стратегия сработала. НО добилась впечатляющих успехов в привлечении инвестиций и развитии внешнеэкономических связей со многими странами. Опыт НО стал активно изучаться в России и за рубежом.

2. Вместе с тем, администрация НО не уделяла достаточного внимания развитию отечественного бизнеса, не оказывала существенной поддержки традиционным производствам региона, которые пришли в полный упадок. В результате проводимой губернатором инвестиционной политики наилучшие показатели в области демонстрировали предприятия лесопереработки, компании по производству жевательной резинки, упаковки для сигарет и т.п., которые не способствовали решению системных проблем региона: развитию собственной промышленности, увеличению жизненного уровня населения.

3. «Инвестиционное чудо» НО в начале ХХI века себя исчерпало. Но опыт привлечения инвестиций в НО несомненно полезен для других регионов России и для федерального Центра в том числе. Он также показывает, насколько важно, разрабатывая региональную инвестиционную стратегию, учитывать интересы собственных предпринимателей и жителей региона.

4. Следует особо подчеркнуть, что региональные власти не могут решить проблемы инвестиционного законодательства на федеральном уровне. Это законодательство до сих пор фрагментарно и консервативно. Поэтому проблему улучшения инвестиционного климата в России необходимо решать комплексно: Центру совместно с регионами.

Приложение 1

 

 



Приложение 2

 

 


[1] Вардомский А. Региональные процессы в контексте федерализации России. М., 2000.

[2] Зубаревич Н., Трайваш А. Социально-экономическое положение регионов / Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». М., Карнеги-центр, изд. 2000 и 2001 гг.

[3] Кузнецова О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., 2001.

[4] www.iet.ru

[5] Типология российских регионов. М., CEPRA, 2002.

[6] Круглова Н.Ю. Хозяйственное право.- М.: Русская деловая литература, 1997, С.3.

[7] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПБ.: Питер, 2002, С.70.

[8] Шумилов В.М. Международное экономическое право. - М.: «НИМП». 2001. С. 224.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 9. - Ст. 1096.

[10] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 28. - Ст. 3493; 2002, N 12, Ст. 1093.

[11] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 1, Ст.18; 1999. - N 2. - Ст.246.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации". – 1999. - № 10. - Ст. 1163.

[13] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 48. - Ст.5856.

[14] Собрание законодательства Российской Федерации: 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093, N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805.

[15] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст. 5394.

[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 123.

[17] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации,  1999, N 28, ст. 3493; 2002, N 12, ст. 1093.

[18] Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами: подписана в Вашингтоне 18.03.1965 // Советский журнал международного права. 1991. № 2.

[19] Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: подписана в Сеуле 11.10.1985 // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. М.:1995; http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33966.html.

[20] Gloumont R. Investments in Russian economy. Analysis and Recommendations // Price Waterhouse-Coopers. Corporate Report, 2000 (Add. Investment).

[21] Белов Е. Российские регионы на мировой арене. // Экономика России: ХХI век. – 2002 . - № 1(6).

[22] Регионы против Центра. // Международная политика. – 2000. - №5.

[23] Международная инвестиционная позиция РФ. // Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.

[24] Там же.

[25] Присвоение России инвестиционного рейтинга агентством «Fitch».// Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.

[26] Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия: Монография. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.

[27] Прямые иностранные инвестиции в российской экономике// http://www.iet.ru/trend/08-99/6.htm.

[28] Иностранные инвестиции в экономику России в I полугодии 2004 г. // Вестник Русского экономического общества. – 2004. - №137.

[29] Елизаветин М. География иностранных инвестиций в России. // Финансовый контроль. – 2005. - № 2(39).

[30] Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С. Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д. Войсиечовский - М., 2002.С.27.

[31] См.: Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2002. – 70 с. // Проект Тасис «Региональное экономическое развитие и антикризисные стратегии». Подпроект-2: Рекомендации по повышению эффективности работы региональной Администрации и Думы через усиление профессиональной подготовки персонала в области делового администрирования; Жуковский А.И. Особенности политического процесса на территории Новгородской области в 1996-2000 г.г. // Московский Центр Карнеги. Выборы и проблемы гражданского общества на Северо-Западе России №5, 2001 г.; Он же: Основные тенденции формирования системы подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих в Новгородской области.// Проект Тасис «Муниципальный менеджмент». Дополнительное образование муниципальных служащих. Учебно-методическое пособие. Муниципальное управление. Вып. 6. - 2000 г.

[32] Страхов В. Устойчивое развитие лесного сектора Новгородской и Вологодской областей с точки зрения проекта Тасис // Управленческое консультирование. - 2003. - N 2. - С. 38-51.

 

[33] Материалы сайта «Великий Новгород для делового человека». //http://nbp.natm.ru/invest/effect.htm.

[34] http://vnov.finam.ru/?fid=93&f=vnw&itm=4428.

[35] Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С. Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д. Войсиечовский - М., 2002.С.44.

[36] http://www.novgorodinform.ru/news/3858.html.

[37] Кром Е. В поисках своего лица. // Эксперт Северо-Запад #46 (155) от 8 декабря 2003 года.

[38] Архипов И. В ожидании чуда. // Эксперт Северо-Запад #43 (152) от 17 ноября 2003 года.


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
В ЭКОНОМИКУ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2005

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

Введение.. 3

Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных тенденций.. 6

1.1.Понятие инвестиции. Правовой статус иностранных инвестиций в России. 6

1.2. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации. 10

1.3. Динамика иностранных инвестиций в России. 12

Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности Новгородской области.. 15

2.1. Географическое положение Новгородской области. 15

2.2. Приоритеты инвестиционной политики и внешнеэкономические связи Новгородской области. 16

Глава 3. Анализ эффективности и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Новгородскую область.. 20

3.1.Оценка эффективности инвестиционной политики. 20

3.2. Возможные направления инвестиционной политики региона. 23

Заключение.. 25

Список использованных источников.. 26

Приложение 1. 30

Приложение 2. 31

 

 




Введение

 

Обострение конкуренции на международных рынках капитала усиливает потребность в выработке и научном обосновании четкой политики государства по привлечению иностранных капиталовложений.

В последние годы центр тяжести управления социально-экономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Это обусловлено тем, что государство на данном этапе не способно обеспечить полноценное финансирование регионов и субъекты Федерации вынуждены самостоятельно искать пути развития, в связи с чем наблюдается тенденция расширения полномочий регионов в сфере привлечения торгово-экономических партнеров и инвесторов. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и исполнительными органами субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

В ряде регионов, в том числе в Новгородской области на протяжении десяти лет наблюдалась активизация инвестиционных процессов. Новгородской области удавалось сохранять стабильную политическую и экономическую обстановку, что в свою очередь благоприятно отражалось на установлении деловых контактов с иностранными партнерами.

С августа 1998 года в результате финансового кризиса в России были перечеркнуты надежды на скорый экономический рост. Новгородской области удалось одной из первых преодолеть последствия экономического краха без особых потерь. Правильно выбранная еще в начале 1990-х годов экономическая стратегия, разветвленная система внешнеэкономических связей и партнерских отношений, установленных с компаниями разных стран, положительный имидж надежного партнера в разного рода экономических операциях помогло преодолеть недоверие и опасения иностранных инвесторов.

Однако в 2004 году наметилась обратная тенденция: Новгородская область стала терять инвестиционную привлекательность.

Цель данной работы – получить представление о внешних связях Новгородской области и дать оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в данный субъект Федерации.

В задачи работы входит:

1. Изучить правовые основы и тенденции развития инвестиционного процесса в России с участием иностранных инвесторов.

2. Дать оценку инвестиционной политике и инвестиционным приоритетам Новгородской области.

3. Проанализировать основные итоги привлечения иностранных инвестиций в экономику Новгородской области и определить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.

Теоретическая и информационная база работы. Исследования инвестиционной привлекательности регионов (Л. Вардомский[1], Н. Зубаревич[2], О. Кузнецова[3] и др.) в основном сконцентрированы на изучении объективных закономерностей регионального экономического развития, связанных с экономико-географическим положением, природно-климатическими условиями, состоянием хозяйства, развитием инфраструктуры и др.

Особое внимание также уделялось региональному компоненту федеральной налоговой и бюджетной политики, а также налоговой и бюджетной политике собственно региональных властей. В этой области выделяются проект ТАСИС «Анализ тенденций развития регионов России»[4], проект Всемирного Банка «Реформирование региональных финансов», проект CEPRA «Типология российских регионов»[5] и др.

Исследуя поставленные в данной работе задачи, автор опирался на международно-правовые, национальные и региональные законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность; учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы теории инвестиций, публикации в журналах «Вестник Русского экономического общества», «Международная политика», «Финансовый контроль», «Управленческое консультирование», «Эксперт Северо-Запад», «Экономика России: ХХI век»; исследования Московского Центра Карнеги, материалы сайтов г. Великого Новгорода и Новгородской области и другие источники, освещающие особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и региона.

 

 

 


Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных
 тенденций

1.1.Понятие инвестиции.
Правовой статус иностранных инвестиций в России

 

В научной литературе существует немало определений инвестиций. С экономической точки зрения инвестиции - это часть валового внутреннего продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая прирост капитала в экономике[6]; долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли[7], вложения в любые экономические объекты и процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал.[8]

В мировой практике инвестиции подразделяют на венчурные, прямые, портфельные, аннуитет.

Массив правовых предписаний об иностранных инвестициях в Российской Федерации, разнороден и включает нормы гражданского, административного, финансового, валютного, налогового, таможенного и иного законодательства.

Общие права инвестора и свободу инвестиционной деятельности в Российской Федерации гарантирует Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет основы предпринимательской и в том числе инвестиционной деятельности, Налоговый кодекс рассматривает налоговые взаимоотношения инвестора и государства, Бюджетный кодекс определяет принципы распределения централизованных инвестиционных ресурсов в рамках бюджета развития Российской Федерации. Федеральные законы РФ в области инвестиций: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[9], «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[10], «О соглашениях о разделе продукции»[11], «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[12], «О бюджете развития Российской Федерации»[13], «Об акционерных обществах»[14], «О лизинге»[15] и др. определяют конкретное содержание и механизм реализации инвестиционных отношений. Органы исполнительной власти (Правительство, министерства и ведомства) вправе принимать свои нормативные акты на основании и во исполнение актов законодательства и указов Президента[16].

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ[17], определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Закон определяет иностранного инвестора как «иностранное юридическое лицо… которое вправе… осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации» (статья 4 п.1), а иностранную инвестицию как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав» (статья 15 п.2).

Несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Так, например, нельзя не отметить, что пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Федерального закона «О соглашении о разделе продукции», а Федеральным Собранием не приняты такие законопроекты, как «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».

Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты, в том числе Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами в международном центре по урегулированию инвестиционных споров при МБРР»[18] и Сеульская конвенция 1985 г. «О создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций при МБРР».[19]

Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами. Доля, приходящаяся на риски, связанные с изменениями в национальном законодательстве за 1998, 1999 и 2000 гг., составила для России 22, 18 и 16% соответственно. В то время как данный показатель в среднем по странам, входящим в Европейский Союз, не превышает 3-4%[20].

В 1994 году по инициативе МИДа был создан Консультативный совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИДе. Регионы с энтузиазмом поддержали такое решение. В 1999 году, опять же при активном участии МИДа, был разработан и принят Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В итоге появился ряд других нормативно-правовых документов на федеральном и региональном уровнях, создавших правовую базу деятельности регионов во внешней сфере.

Уже несколько лет департаменты МИДа проводят правовую экспертизу документов, которые планируются регионами к подписанию с зарубежными партнерами. В настоящее время в нашей базе данных находится 1248 действующих соглашений между субъектами Федерации и иностранными партнерами из 70 государств. Естественно, МИД не ограничивается только экспертной оценкой проектов, но и работает над созданием условий по обеспечению государственной поддержки их выполнения. С этой целью с Китаем, Польшей, Финляндией, Литвой, Украиной и Казахстаном подписаны межправительственные так называемые «зонтичные» соглашения о принципах организации межрегионального и приграничного сотрудничества.[21]

В 90-е годы российские регионы заключили более 300 международных соглашений, подготовленных с помощью Министерства иностранных дел РФ. Благодаря низким налогам все больше зарубежных инвесторов стали приходить, например, в Новгородскую область. С 1994 по 1999 год общий объем прямых зарубежных инвестиций в этот регион вырос со 153 до 600 миллионов долларов США. 49 % внутреннего валового продукта области создавалось на основе зарубежных инвестиций. По объему зарубежных инвестиций на душу населения Новгородская область в 90-е годы вышла на второе место после Москвы, а по темпам экономического развития за последние шесть лет - на третье.[22]

Динамичное развитие российской экономики и законодательства обуславливают дальнейшее изучение тенденций, выявление противоречий и определение дальнейших перспектив привлечения иностранных инвестиций в Россию. Определение таких перспектив возможно на основе показателей международной инвестиционной позиции Российской Федерации.






Международная инвестиционная позиция Российской Федерации

 

Международная инвестиционная позиция Российской Федерации представляет собой чистую позицию страны равную разнице между ее внешними финансовыми активами и обязательствами. В зависимости от того, является ли чистая международная инвестиционная позиция положительной или отрицательной, страна является либо чистым кредитором, либо чистым должником.

Объем внешних финансовых активов России по состоянию на 1 января 2004 г. составил $315,1 млрд., что на 14,8% превышает значение на 1 января 2003 г. На рисунке 1 представлена динамика внешних активов РФ с начала 2001 г.[23]

 

Рис.1. Динамика внешних активов РФ (2001-2004 гг.)

 

 

Объем российских внешних финансовых обязательств по состоянию на начало 2004 г. возрос до $323,3 млрд. или на 30,3% по сравнению с началом предыдущего года. Динамика внешних обязательств России с начала 2001 г. представлена на рисунке 2.[24]

 

Рис.2. Динамика внешних обязательств РФ (2001-2004 гг.)

 

18 ноября 2004 года международным рейтинговым агентством «Fitch» был повышен долгосрочный кредитный рейтинг России по заимствованиям в национальной и иностранной валютах с «ВВ+» до инвестиционного уровня «ВВВ-». Краткосрочный рейтинг повышен с «В» до «F3», рейтинг «странового потолка» – с «ВВ+» до «ВВВ-», а рейтинг облигаций Минфина (ОВГВЗ 5 и 8 траншей) – с «ВВ» до «ВВ+». Дальнейший прогноз рейтинга – «стабильный».

Эти факты свидетельствуют о значительном улучшении кредитоспособности страны за последние годы.

В целом, сдерживающими факторами для суверенного рейтинга «Fitch» называет зависимость от цен на сырьевые товары и сложный бизнес-климат, что вызывает опасения относительно среднесрочных перспектив сохранения существенного роста инвестиций и экономики.[25]



Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.