Обычно под конкурентоспособностью товара (услуги)понимают сравнительную характеристику потребительских и стоимостных параметров данного товара(услуги) по отношению к товару(услуге)-конкурента. Мы проанализируем конкурентоспособность туристского предприятия ОАО «Лучезарный»,а так же произведём анализ реализации функций менеджмента на данном предприятии.
Пансионат "Лучезарный" является филиалом ОАО "Ростовэнерго" и находится в его оперативном подчинении, без образования юридического лица. Его деятельность осуществляется на принципах самофинансирования, то есть на полной самоокупаемости и бездотационности.
Он был создан в сентябре 1977 г. приказом Минэнерго СССР как структурное подразделение Районного Энергетического Управления «Ростовэнерго». Обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Действует на основе действующего законодательства Российской Федерации и учредительных документов. ОАО «Ростовэнерго» - контролирует деятельность филиала по основным финансовым, техническим и экономическим показателям с точки зрения недопущения убыточности хозяйственной деятельности, соблюдения законодательных и нормативных актов. Пансионат "Лучезарный" расположен в прибрежной зоне Черноморского побережья в 16 км от центра г. Сочи на участке между населенными пунктами Лоо и Дагомыс. Ближайшая ж/дорожная станция Лоо находится в 5 км от пансионата.
Географически выгодное расположение территории пансионата с учетом существующего рельефа местности, удалённость от трассы и городского шума, отсутствие экологической загрязнённости, наличие широкого пляжа, обильной растительности из хвойных и субтропических культур в сочетании с мягким климатом, а так же отсутствие близлежащих населенных пунктов и предприятий обеспечивают условия для организации полноценного отдыха.
Здания и сооружения окружает хорошо ухоженный парк, где удачно сочетаются природные и декоративные растения.Общая площадь территории пансионата составляет 4,75 га, в том числе площадь, занятая зданиями, сооружениями пансионата составляет 1,85 га.Земельный участок, на котором расположен пансионат "Лучезарный" находится в аренде с 1990г., сроком на 49 лет. Организационная структура является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желания клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы. Оперативные решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию. Ответственность за принятие общих управленческих решений лежит на высшем звене управления.
При рассмотрении реализации функций менеджмента на данном предприятии можно сделать вывод что функция планирования отсутствует,т.к в пансионате не проводятся исследования по разработке специфических стратегий,предназначенных для того чтобы помочь организации достичь своих целей.К тому же высшее руководство пансионата не содействует в стремлении менеджеров среднего звена обеспечить необходимую базу для нововведений и изменений в культуре и сервисе обслуживания клиентов предприятия.Здесь отсутствует единый стратегический план,следовательно предприятие не стремится к осуществлению своей миссии и достижению долгосрочных целей.У пансионата отсутствуют выгодные перспективы,деятельность свою оно осуществляет в реальном времени при данных обстоятельствах и ресурсах,что обеспечивает стабильность функционирования пансионата.Выработанная и утверждённая миссия тоже отсутствует,следовательно менеджеры не стремятся обеспечить клиентов максимально возможным объёмом услуг,предоставляемых пансионатом,никто не стремиться регулярно отвечать на вопрос Кто наши клиенты? И Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?Руководство не стремиться ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели для того чтобы в будущем их достигать.
Далее мы рассмотрели такую функцию менеджмента на предприятии как организация,благодаря которой была создана структура предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.Здесь,организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач,таких как деление организации на подразделения,службы и отделы, делегирование полномочий,т.е передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение,причем делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желания клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы. Оперативные решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию. Ответственность за принятие общих управленческих решений лежит на высшем звене управления.
Существующая на данный момент времени в пансионате организационная структура управления по типу является линейно – функциональной,и традиционно включает в себя:
1.Административно-экономическую иерархию: руководство (Директор); отдел бухгалтерского учета и финансовой деятельности; отдел экономики, труда и зарплаты; отдел кадров; отдел реализации путевок.
2. Основные службы и цехи: приемное отделение (корпус № I -"Приморский"; корпус № 2 - "Юниор")» медицинская часть (ванное отделение; физиотерапевтическое отделение; аптека; зал ЛФК); система общественного питания - пищеблок (кухня; зал; продовольственный склад); служба культурного обслуживания (клуб, библиотека).
3. Службы и цехи технического обслуживания: электроцех; котельная и ремонтно-механическая группа; очистные сооружения; автотранспортный цех.
4. Службы и цехи хозяйственного обслуживания: зеленстрой; ремонтно-строительная группа; пляж; хозяйственная группа; материальный склад.
5. Капитальное строительство.
Юридическое обслуживание осуществляет юрист. Спорными вопросами занимается юридический отдел ОАО «Ростовэнерго».
Основные службы, имеющиеся в пансионате:
*служба управления номерным фондом;
*административная служба;
*служба общественного питания;
*коммерческая служба;
*инженерно-техническая служба;
*вспомогательные и дополнительные службы.
Таким образом можно сделать вывод что в ОАО «Лучезарный» успешно реализуется организационная функция менеджмента.
На предприятии используется повременно-премиальная форма оплаты труда,т.е рабочим сверх оплаты отработанного времени по тарифным ставкам устанавливается премия за обеспечение определенных количественных и качественных показателей. Заработная плата работника при повременно-премиальной системе (ЗПпвп) определяется по следующей формуле:
|
Где Зп – тарифная заработная плата, соответствующая заработной плате, определённой по простой повременной системе;
П – сумма премии, установленной за обеспечение определённых количественных и качественных показателей работы.
По повременно-премиальным системам оплачивается труд значительной части рабочих, а также преобладающей части руководящих, инженерно-технических работников, служащих промышленных предприятий и организаций.
По способу начисления заработной платы данная система подразделяется на три вида: почасовую, поденную и месячную.
При почасовой оплате расчет заработка производится исходя из часовой тарифной ставки и фактически отработанных работником часов.[4;с79]
При поденной оплате расчет заработной платы осуществляется исходя из твердых месячных окладов 9 Ставок числа рабочих дней, фактически отработанных работников в данном месяце, а также числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц.
При помесячной оплате заработная плата работникам начисляется согласно окладам, утвержденным в штатном расписании приказом по предприятию, и количеству дней фактической явки на работу. Таким образом каждый сотрудник замативирован на максимальную трудоотдачу, самореализацию, повышение мастерства и уровня квалификации.
Обучение в институте за счет пансионата (2 чел.), приглашение специалистов для учебы на месте – по санитарному минимуму и пожарной безопасности, производится повышение квалификации медицинского персонала повышение категорий водителей (без отрыва от производства), переквалификация медицинских сестер в массажисток.
На территории пансионата имеется комфортабельная столовая с этажом для персонала,где можно пообедать обеспечивая базовые(физиологические)потребности человека,которые являются непосредственным мотивом деятельности. Кроме тарифа – оклада работникам выплачиваются премиальные доплаты (10 – 50 % в зависимости от загрузки пансионата), оплачивается стоимость медицинского осмотра, который должен быть пройден всеми работниками (200 – 300 руб.), оплачивается проезд на работу,льготное лечение сотрудников.
Для достижения мотивации обеспечивается воздействие мотивирующих факторов - таких, как ощущение успеха, продвижение по карьерной лестнице, признания со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.Таким образом можно сделать вывод что в пансионате успешно реализуется мотивирующая функция менеджмента.
По средством контроля здесь обнаруживаются и разрешаются возникающие проблемы раньше, чем они становятся слишком серьезными. Производится учет рабочего времени руководителем каждой службы (составление контрольных табелей), осуществляются обходы рабочих мест как руководителями служб, так и администрацией, проводится охрана труда (проверка условий рабочего места). Руководитель, независимо от своего ранга осуществляет контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля избегают задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
3.2 Анализ конкурентоспособности туристского редприятия на примере ОАО «Лучезарный» г.Сочи
Для конкретной туристской организации привлекательность рынка зависит от способности компании удовлетворить потребности покупателей лучше,чем конкуренты.Фирма будет конкурентоспособна до тех пор пока удерживает конкурентное приемущество или всилу более высокой производительности,обеспечивающей приемущество по издержкам,либо благодаря особым качествам,отличающим её от конкурентов.Таким образом конкурентное преимущество –это положение организации на рынке,позволяющее ей преодолевать конкуренцию и привлекать потребителей. Конкурентное приемущество позволяет организации иметь рентабельность выше средней для компаний данной отрасли или данного рыночного сегмента.[7.с.86]
При выборе стратегии конкуренции необходимо с одной стороны иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности,т.е периодически проводить анализ маркетинга,финансового состояния,производственной и организационной деятельности компании,давая оценку каждому фактору.
Проведём оценку конкурентоспособности туристского предприятии на примере ОАО «Лучезарный»Таблица 1 «Сегментация рынка по каналам сбыта туристских услуг»
Каналы сбыта туруслуг |
ОАО «Лучезарный»
| Конкуренты | ||
«Ивушка» | «Белые ночи» | «Мосэнерго» | ||
Турагенты | + | + | + | |
Прямой сбыт | + | + | + | + |
Посредники | + | |||
Другие каналы (участия на выставках - ярмарках) | + | + |
На основе сегментации рынка по каналам сбыта туруслуг можно сделать вывод, что «Лучезарный» использует прямой сбыт и другие каналы, такие как участие на выставках и ярмарках, это способствует расширению рынка сбыта, но совершенно не используются посредники и турагенты для повышения уровня продаж туруслуг.
«Ивушка» и «Мосэнерго» используют турагентов и прямой сбыт в качестве каналов сбыта, но они не используют посредников и другие каналы сбыта. «Белые ночи» использует все каналы сбыта, что говорит о грамотной политике в области сбыта.
Таблица2. «Сегментация рынка по основным конкурентам»
Формы конкурентоспособности | ОАО «Лучезарный»
| Конкуренты | |||
«Ивушка» | «Белые ночи» | «Мосэнерго» | |||
1. Туристический продукт | |||||
1.1. Качество обслуживания | 3 | 4 | 3 | 5 | |
1.2. Уровень сервиса | 3 | 4 | 4 | 5 | |
1.3. Престиж торговой марки | 2 | 4 | 4 | 5 | |
1.4.Безопасность | 3 | 5 | 5 | 5 | |
1.5. Комфортность | 3 | 5 | 4 | 5 | |
1.6.Месторасположения | 5 | 5 | 5 | 4 | |
1.7. Дополнительныеуслуги | 5 | 5 | 5 | 5 | |
1.8. Ассортимент услуг | 4 | 5 | 5 | 5 | |
2. Цена (необходимо назвать ценовые стратегии, применяемые на данном предприятии и на конкурентных) | |||||
3 Стратегия прочного внедрения. | 3 Стратегия прочного внедрения, стратегия скользящей, падающей цены | 3 Стратегия прочного внедрения | 4 Стратегия прочного внедрения, стратегия преимущественной цены | ||
3. Каналы и формы сбыта | |||||
3.1. Турагенты | 1 | 4 | 4 | 4 | |
3.2.Прямой сбыт | 4 | 4 | 4 | 4 | |
3.3. Другие каналы | 4 | 4 | |||
3.4. Степень охвата рынка | 5 | 4 | 4 | 4 | |
4. Продвижение турпродуктов на рынке | |||||
4.1. Демонстрация туруслуг на выставках-ярмарках | 5 | 3 | 3 | 3 | |
4.2.Призы | 3 | 5 | 4 | 5 | |
4.3. Реклама для посредников | 2 | 3 | 4 | 4 | |
4.4. Реклама для туристов СМИ | 2 | 4 | 4 | 5 | |
Общее количество баллов: | 57 | 67 | 68 | 72 |
Оценки в баллах означают:
5 – явный лидер в отрасли;
4 – выше среднего уровня, показатели стабильные;
3 – средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам;
2 – ухудшение показателей;
1 – кризисное положение
Подсчитав общее количество баллов можно сделать вывод, что в целом пансионат «Мосэнерго» является самым конкурентоспособным на исследуемом рынке, он набрал 72 балла. «Ивушка» и «Белые ночи» при подсчете баллов набрали соответственно 67 и 68 баллов, тем самым они находятся в примерно одинаковом конкурентном положении. Пансионат «Лучезарный» набрал 57 баллов, что говорит о его наименее выгодном конкурентном положении на исследуемом рынке.
Таблица 3
Анализ сильных и слабых сторон деятельности ОАО «Лучезарный» в конкурентном окружении
Показатели маркетинга | кризисное положение | ухудшение показателей | средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам | выше среднего уровня, показатели стабильные | явный лидер в отрасли |
1. Доля рынка сбыта, контролируемая турпредприятием | + | ||||
2. Репутация предприятия и его услуг на рынке | + | ||||
3.Престиж торговой марки | + | ||||
4. Расходы по сбыту туруслуг | + | ||||
5. Уровень сервиса | + | ||||
6. Оргтехнические средства для сбыта туруслуг | + | ||||
7. Служба продаж, персонал (опыт, квалификация) | + | ||||
8. Уровень цен на туруслуги | + | ||||
9. Среднегодовое количество туристов | + | ||||
10. Качество поступающей информации о рынке (виды исследований) | + |
Проанализировав сильные и слабые стороны ОАО «Лучезарный» в конкурентном окружении можно сделать вывод, что пансионат имеет
- выгодное месторасположение,
- постоянных клиентов,
- лечебно – оздоровительный детский центр,
Это основные положительные моменты в деятельности предприятия. В тоже время у пансионата есть серьезные проблемы, которые необходимо решать:
- отсутствие высококвалифицированных молодых специалистов
- слабая оснащенность оборудованием
- отсутствие согласованности действий при принятии решений
- отсутствие грамотной сбытовой политики
- отсутствие денежных средств на реконструкцию номерного фонда
- слабая оснащенность оргтехническими средствами
Пансионату «Лучезарный» необходимо сформировать четкую сбытовую политику, используя, как можно больше каналов сбыта, скоординировать действия всех подразделений предприятия, привлечь молодых высококвалифицированных специалистов и за счет всего этого привлечь новых и удержать постоянных клиентов.
Сложные экономические условия и острая конкурентная борьба между пансионатами предъявляют к современным руководителям новые требования в осуществлении кодровой политики организаций,в умении организовать,сплотить,мобилизовать и вдохновить коллектив на эффективную работу.Формирование эффективно работающей команды-это одно из решающих факторов увеличения конкурентоспособности пансионата,его адаптивности и эффективности производства туристского продукта в условиях рынка.
Эффективную конкурентную борьбу пансионату необходимо вести по следующим направлениям:
- снижение себестоимости туристских услуг при поддержании высокого уровня сервиса
-установление льготного курса в пользу иностранных туристов
-разработка оригинальных туристских услуг,сохранение надёжной клиентуры
-борьба с колебанием объёма потребителей в связи с сезонностью туризма
-внедрение современных методов обслуживание клиентов
В связи с развитием технических инноваций и глобализации туристского бизнеса руководству пансионата для достижения и удержания конкурентных приемуществ над другими конкурентами необходимо обязательно учитывать особенности современного этапа развития общества.
Заключение
В первой главе работы мы определили понятие менеджмента как науку об управлении человеческими отношениями в процессе производства,рассмотрели история менеджмента с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Выявили,что качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов менеджмента (иначе говоря, методов управления), от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем. Процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных функций управления - направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации.
Во второй главе работы мы определили понятие конкуренции как форму соперничества производителей за редкие экономические блага.Рассмотрели различные виды толкования термина конкуренции в экономической науке.Выявили отдельные типы рынков в зависимости от вида конкуренции господствующей на них.Выделили положительные и отрицательные свойства конкуренции.
В третьей главе работы была проанализирована реализация функций менеджмента(планирование,организация,мотивация,контроль) на примере пансионата «Лучезарный» г.Сочи,а так же дана оценка его конкурентоспособности по сравнению с соседствующими туристскими предприятиями.
Таким образом,на рубеже веков,когда заканчивается эпоха экономических и политических реформ,перед российской экономикой в целом и перед каждой коммерческой фирмой,предприятием и организацией встают новые вопросы выживания в конкурентной среде.Данная ситуация характеризуется усилением международной конкуренцией,обострением внутрироссийской конкурентной борьбы,ростом потребительских требований к выпускаемым товарам и оказываемым услугам,необходимостью использования новых,более эффективных методов управления.
Список литературы
1.А з о е в В. «Конкуренция:анализ,стратегия и практика» -М. 1996г.
2.Г р и ц а й М.А «Практикум по организации туристской деятельности» Омск 2002г.
3.Е ф р е м о в Е.В «Семь граней современного менеджмента»// Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 1997
4.Ж у к о в Л.И., Горшков В.В. «Справочное пособие по труду и заработной плате».1990г
5.К а м а е в В.Д «Экономическая теория»-М,1997 г.
6.К и р ц н е р И.»Конкуренция и предпринимательство» -М.2001
7.К о з ы р е в И.В «Менеджмент туризма.Экономика туризма» -М.2004г.
8.К о х н о В.А. «Менеджмент» - М, 1993г
9.К у з н е ц о в Ю.В. «Проблемы теории и практики менеджмента».-СПБ 1994г..
10.М е с к о н М,и др., “Основы менеджмента”, - М., 1995 г
11.О д и н ц ов А.А «Менеджмент организации». - М.: 2004 г.
12.«Основные направления Концепции реформирования заработной платы» // Человек и труд. – 1999г. - № 1.
13.Х а с а н о в Р. «Стратегии конкуренции:анализ и практика» -Омск 1999г.
14.Ю д а н о в А.Ю « Конкуренция» -М.1998г.
[i] А.А. Одинцов «Менеджмент организации». Издательство «Экзамен. - М.: 2004 г. – С. 183-184
Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.