Практика информационного менеджмента в издательстве ЗАО «Коммерсант»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня можно сказать, «Коммерсант» был первым по-настоящему рыночным изданием, развивавшем активную экспансию на рынке СМИ.

Десять лет назад вышел нулевой (пилотный) номер тогда еще еженедельной газеты «Коммерсант». А с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. К чему это привело, знают сегодня не только сотни тысяч читателей изданий с логотипом «Ъ», но и сотни тысяч читателей других газет и журналов, возникших за последнее десятилетие. Новые технологии издательского дома «Коммерсант» оказали влияние на весь рынок российской прессы, а команды коммерсантовской школы сегодня участвуют в производстве большинства популярных российских СМИ.

«Коммерсант», как известно, произошел из кооператива «Факт». Это был один из самых первых кооперативов в стране – зарегистрированный 15 июня 1988 года, вскоре после выхода закона о кооперации. Основатель «Факта» Владимир Яковлев работал тогда корреспондентом в журнале «Огонек». В те времена бытовала фраза: «Кто владеет информацией – владеет миром». Но мало кто знал, где эту информацию взять и кому и почем ее потом можно предложить. У Яковлева возникла идея создать информационную службу для поддержки первых кооперативов. Эдакую телефонную справочную, которая давала интересующимся телефоны кооперативов, а также издавала справочную литературу, нормативные акты и документы, оказывала юридическую поддержку и консультировала.

Владимир Яковлев привлек к делу серьезных профессионалов, которые наладили правовую защиту первых кооперативов. Этим «Факт» заработал большой авторитет в кооперативных кругах, и вскоре Яковлев вошел в актив, образованный из лидеров кооперативного движения. На базе этого актива был создан сначала московский, а затем и всесоюзный союз кооперативов.

Так преобразуясь и ища финансовой поддержки кооператив «Факт» видоизменился до своего теперешнего состояния – «Коммерсант».

Первые номера принесли изданию успех. Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров и стоимостью 40 коп. разлеталась мгновенно, и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро по рублю за штуку. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить, конечно, и тем, что никакого рынка тогда еще не было. Это действительно была первая частная и независимая газета. Все государственные издания были направлены в политическое русло. Для «Коммерсанта» словно никакой политической власти не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала только в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать, - к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы – как точная сводка деловых новостей. «Коммерсант» попал в точку. Ведь его создали люди, которые пришли в бизнес одновременно с его читателями, если не раньше. Это давало им право разговаривать на равных. Кстати, ссылки на источники информации тоже внедрил «Коммерсант» – как своего рода правила хорошего тона.

Новый язык «Коммерсанта» оценили и приняли. Читателям импонировала краткость, осторожность в оценках, холодноватый отстраненный тон, ирония. Это был не «совковый» стиль, а почти иностранный.

«Иностранность» газеты сквозила во всем. Во-первых, она была толстой – из 16- полосников на рынке была только «Неделя». Во-вторых, необычным был жесткий макет. Газета четко поделила мир на постоянные рубрики. В стране не хватало порядка – газета его создавала.

Иностранность подчеркивало и двойное написание имен – по- русски и по-ихнему. Что не давало повода попутать, какие-то иностранные слова с их произношением на русском.

Сегодня то, что тогда было открытием «Коммерсанта», кажется нормой. Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации – «принцип перевернутой пирамиды»: в первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании «Ъ». И лишь после этой самой вводки следуют подробности. И еще только факты никакой самооценки, никакой морали.

Новации «Коммерсанта» касались всех сторон производственного процесса – творческой, технологической, управленческой.

Новые принципы не были просто пожеланиями Яковлева. Они были зафиксированы на бумаге, и перед каждым сотрудником висела шпаргалка – что-то вроде инструкции по написанию заметок. При этом важно, что Яковлев не просто придумывал правила, он добивался их неукоснительного выполнения. Даже если потом оказывалось, что он не прав.

Многие кто хорошо знал Яковлева в те годы, часто отмечают, что его стиль руководства был жестким, авторитарным. Но признают, что иначе невозможно было создать работоспособную команду. Еще одно важное отличие редакции «Коммерсанта» состояло в том, что там работали одни ровесники, что имело под собою в качестве подоплеки единые интересы. В советских газетах главред обычно пользовался уважением по причине возраста и опыта, здесь же высшим руководителям было не больше 30 – 35 лет. Была серьезная опасность того, что ответом на требования исполнять определенные правила будет обычная реакция: «Да ладно тебе, старик, чего придираешься!» Яковлев этого не допустил и ввел систему штрафов – за любым отступлением от правил следовало наказание.

Это была система система материального стимулирования от противного. Объяснение: вам платят за то, что вы должны работать на определенном уровне, поэтому любой недочет автоматически ведет к вычету из зарплаты. «Коммерсант» был первой из российских газет, делавшей регулярный обзор иностранной прессы.

Кстати, с появлением «Коммерсанта» родилась еще одна статья журналистских расходов – плата за информацию. Газета претендовала на то, что бы считаться самой оперативной и информированной – и за это приходилось платить.

«Коммерсант» первым ввел дежурные смены в редакции. Специальная группа сидела ночи на пролет и слушала сканер – радио переговоры милиционеров, сообщавшие о происшествиях. При сколько-нибудь серьезном происшествии корреспондент брал дежурную машину и мчался на место событий. Больше того, долгое время в редакции существовала система компьютерного бронирования автомобилей: любой сотрудник с водительскими правами мог заказать себе машину и выехать на служебное задание.

Набор жестких, но вполне разумных и понятных правил позволил Яковлеву создать механизм, который мог в дальнейшем работать без него, самостоятельно. В результате оперативность информации достигла такого уровня, что еженедельный «Коммерсант» порой успевал сообщать новости раньше, чем ежедневные газеты, а с выходом ежедневной Daily «Коммерсант» смог конкурировать с выпусками радио- и теленовостей.

Важную роль в работе этого механизма играли технические и управленческие новации в редакции «Коммерсанта».

Многие полагают, что главное ноу-хау и одновременно причина успеха «Коммерсанта» – внедрение в журналистику «потогонной системы». Иногда употребляют и более крепкие выражения: «конвейер», «соковыжималка». С одним уточнением: это высокотехнологическая соковыжималка. Последнего поколения.

Вот как выглядели издательские технологии десятилетней давности. Журналист писал статью на листе бумаги, порой от руки, и сдавал в машбюро на перепечатки. В это время технический редактор или ответственный секретарь чертил от руки макет – высчитывал количество знаков, рисовал с карандашом и линейкой каждую полосу, клеил и резал кучу бумаги, как на школьном уроке труда. Написанные материалы отправлялись в типографию, где на линотипных машинах отливали набор, а потом по несколько раз отправляли гранки обратно в редакцию на корректуру (обычно в центральных газетах было 4-5 стадий корректуры, после каждой делали новые гранки). Затем уже сверстанные полосы читал сотрудник под названием «свежая голова» и подписывал номер в печать.

Но газета нового типа не хотела, да и не могла работать таким образом. И тем более ставить процесс верстки в зависимости от типографии. Поэтому с первого дня «Коммерсанта» тексты набирались на компьютерах.

Вторая революция состоялась, когда силами специалистов «Коммерсанта» была создана компьютерная система «Редакция» - специально для нужды своего технологического процесса. Яковлев лично рисовал контуры будущей системы, и наши программисты создали, пожалуй, самую совершенную информационную издательскую систему, которая и по сей день не имеет себе равных. Она крайне удобна для работы и отличается высокой надежностью. Это система управления всем процессом прохождения материалов от заявки до верстки. Она позволила «Ъ» сильно продвинуться вперед и повысить эффективность и оперативность труда. Система работала на база корпоративной сети, какой в то время не обладал никто другой (она объединяла около 200 машин). Безбумажная технология существенно сократила путь заметки от автора до полосы, давала выигрыш во времени, позволяя включать в номер самые последние новости и тем самым опережать конкурентов, кое в чем соревнуясь даже с телевидением. При этом творческие люди смогли сосредоточится именно на творчестве, не отвлекаясь на рутинные вопросы.

Электронная система дала журналистам «Ъ» огромное преимущество перед конкурентами не только в смысле оперативности, но и в смысле информационных возможностей. Так, система архивирования материалов и поисковая система позволяют быстро находить все, что было написано «Ъ» по тому или иному поводу за все годы его существования.

Но самое главное – «Ъ» первым сумел совместить работу редакции и информационного агентства. В свое время Яковлев создал агентство «Постфактум», которое обеспечивало доступ к информации по принципу западных агентств. Оно позволяет любому журналисту просматривать новости информационных агентств в режиме он-лайн и моментально использовать их в своей статье. Через некоторое время «Ъ» создал и собственный информационный центр. И до сих пор такой погруженности в информационную среду нет ни в одной из российских редакций.

Электронная система позволила обеспечить сквозной контроль за соблюдением информационных стандартов и единого стиля. По сути это многоступенчатая технология прохождения материалов. От автора вариант статьи шел к редактору отдела, затем к руководителю блока, затем к заместителю главного редактора и на последней стадии попадал к Яковлеву. На любом этапе могли быть обнаружены пробелы или дефекты, и тогда материал возвращался вниз, что бы потом вновь проделать путь наверх. Что не гарантировало ему проходимости. Ну а если материал попадал в номер, его ожидал рерайт – логическая, корректорская и стилистическая правка. Кроме того, в последние годы в «Ъ» появилась служба proofreader-ов, которые отслеживают статьи на предмет их ангажированности и соответствия коммерсантовским стандартам. Наконец, электронная система – важный элемент поддержания трудовой дисциплины: долгое время о свалившихся в «портфель» материалах тут же становилось известно бухгалтерии редакции, которая начисляла автору штрафы за нарушение сроков сдачи заметки.

 

 

Этапы коммуникационного процесса

 

 

 


3.2)Зарубежная практика информационного менеджмента(на примере консорциума Iridium)

Совсем недавно консорциум Iridium LLC – внедривший на рынок связи, аппараты персональной спутниковой связи, наиболее близко за все время своего существования подошел к черте ликвидации, ее основной акционер Motorola уже отчаялась найти средства и заявила о прекращении обслуживания абонентов. Впрочем, в возрождение Иридиум в его прежнем качестве уже не верит ни кто. Один из наиболее амбициозных телекоммуникационных проектов 20-го века стоимостью 5,5 млрд долларов, по сути, провалился. Таков невеселый итог десятилетних трудов многотысячной команды специалистов, запустивших в космос более 80 спутников, создавших и наземную сеть, и абонентские станции, преодолевших ошибки в программном обеспечении и конструкции трубок, но, увы, не сумевших правильно спрогнозировать рыночную ситуацию.

Сама по себе идея зародилась случайно, из-за женской прихоти. Это был каприз жены одного из ведущих инженеров компании. В конечном итоге была создана система под названием Иридиум, а Моторола стала ее крупнейшим акционером.

Скептики критиковали этот проект с самого начала. В прессе появились разнообразные оценки – от сомнений в технологической возможности реализации самой идеи до мистических предзнаменований.

Сам проект заключается в передаче голоса и пейджинговых сообщений напрямую через спутниковую связь.

Для этой цели консорциум Iridium LLC запустил 66 основных и 6 резервных спутников. Сам по себе, с технической сторон проект оказался достаточно успешным – создателям удалось достичь поставленных целей. Что же касается спроса на новую услугу – персональную связь в любой точке мире, то в нем специалисты Моторолы не сомневались. Дейстительно, адекватной замены спутникам для связи на акваториях, тайге и других необжитых регионах не было, нет и в ближайшее время не появится. Естественно, прикидывая целевую аудиторию, маркетологи компании думали в первую очередь не о пастухах и таежниках, а о богатых путешественниках и деловых людях, расчитывали они и на корпоративный спрос, например, со стороны предприятий добывающей промышленности, которые могут позволить себе платить за связи со своими сотрудниками любые деньги.

Аргументы апологетов космических телекоммуникаций выглядели убедительно, поэтому вслед за Иридиум начали разрабатываться другие системы персональной спутниковой связи – Globalstar, ICO, Teledesic. Деньги как ни странно находились на всех. Практически все ведущие компании – производители оборудования тем или иным образом приняли участие в спутниковых проектах: Аlcatel, Qualcomm, NEC, Ericsson. Даже Российский государственный космический научно – производственный центр имени Хруничева стал обладателем 4,3% акций Иридиум, вложив в проект около 80 млн долларов.

Осенью 1998 года состоялся запуск Иридиум в коммерческую эксплуатацию. Амбициозные сотрудники компании, уверенные в острой необходимости своих услуг для миллионов жителей Земли, заломили невиданные цены – терминал с подключением и залогом стоил около 8 тыс долларов. 140 млн долларов, выделенные на рекламную кампанию, тратились достаточно бессистемно. Например, в России реклама Иридиум упорно появлялась на страницах печатных СМИ сразу после августовского кризиса, когда даже самым богатым было не до спутниковой связи. Кроме того, оказалось, что к моменту выхода на рынок мировая дистрибуторская сеть не была налажена, да и выпуск трубок тоже задерживался.

Иридиум послужил примером того, как за несколько месяцев развенчиваются самые упоительные иллюзии. К лету 1999 года, когда клиентов у компании оказалось около 12 тыс. при запланированных 50 тыс., Иридиум начал проводить новую маркетинговую политику. Выражалась она в шоковом снижении цен, однако нужного для отчета по кредитам числа абонентов все равно не набралось. Тем временем подходил срок выплаты процентов, которые компания вернуть не могла.

Не везло и другим проектам персональной спутниковой связи.

Моторола тем временем подсчитывала убытки: в середине ноября компания оплатила половину составлявшего 1,55 млрд. долларов долга Иридиум. По заявлению представителей Моторола, к концу третьего квартала 1999 года компания вложила в проект уже 2,3 млрд. долларов. Еще несколько финансовых вливаний продержали Иридиум на плаву до середины марта.

Тем не менее, как считают некоторые аналитики, через 5-6 лет придет время гибридных технологий, и типичная ситуация, по крайней мере для развитых стран, будет выглядеть так: американец или европеец у себя дома будет пользоваться трубкой через свою домашнюю базу, оплачивая разговоры по домашнему тарифу, с той же самой трубкой он отправится на прогулку и будет разговаривать по сотовой сети, а решив провести выходные на яхте, без проблем, опять-таки с помощью той же трубки, сможет разговаривать по спутниковой связи. Как только будут разработаны действительно маленькие и удобные телефоны, совмещающие спутниковые и сотовые технологии, дела спутниковых операторов резко пойдут в гору.


Заключение

Целью моей работы было показать всю важность и необходимость умения правильного оперирования информацией с учетом информационной глобализации, во всех сферах общества, рассмотрев сущность информационного менеджмента, его основные этапы и наиболее применяемые в практике управления методы информационного менеджмента.

Всю совокупность источников необходимой для планирования и проведения кампании информацию обычно делят на две большие группы:

Источники первичной информации;

Источники вторичной информации.

Информационными источниками могут быть конкретные знания предпринимателя:

О рынке и его потребностях;

О появлении новых технологий, материалов и методов производства.

Так, например, выделяется четыре категории способов передачи коммерческих сообщений:

Реклама;

Стимулирование сбыта;

Личные (персональные) продажи;

«Паблисити».

Ученые классифицируют циркулирующую в обществе информацию на два больших массива:

систематизированную (регламентированную по времени, объему, содержанию, составу отправителей и получателей);

несистематизированную (случайную, безадресную).

Если в роли источника информации выступает субъект управление, говорят об управленческой информации.

В зависимости от направления ее различают на вертикальную и горизонтальную.

Информация, которая кладется в основу принятия решения, называют исходной.

Информация которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий, называют организационной информацией.

Любое управленческое решение сопровождается определенными предписаниями, нормами, правилами, рекомендациями. Такого рода информация называется регулирующей.

На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно- управленческая информация.

Специалисты называют четыре основных способа выработки информации:

Самонаблюдение – это собственные источники информации человека: образование, опыт, квалификация и другие приобретенные знания.

Взаимодействие – это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающееся взаимным объменом информацией.

Сообщение – это письма, файлы данных и специально организованные исследования.

Анализ – это выработка информации путем количественных моделей и методов принятия решений.

Во второй главе я рассмотрел все достоинства и недостатки основных СМИ. Там же, я рассмотрел различные уровни информационного обеспечения:

Стратегический менеджмент;

Менеджмент подразделений/единиц;

Совершение сделок и регистрация;

Операционный менеджмент.

На каждом уровне, используется соответствующая ему информация, что значительно облегчает работу, как руководителей, так и работу подчиненных.

В третьей главе можно наглядно на примере издания «Коммерсант» увидеть, как используется, систематизируется информация. В чем проявилось их новаторство в начале их деятельности. Каков принцип работы печатного издательства. В самом начале принцип их работы считался западным, что и было в новинку для читателя 90-х. На сегодняшний день множество журналов уже работают по этому принципу.

Во второй части, третьей главы своей работы я описал насущные проблемы на зарубежном рынке сотовой и спутниковой связи, рассмотрев наиболее существенные камни предкновения в процессе реализации их запланированных идей. Тенденции развития и решения постоянно появляющихся проблем в этой сфере. Неправильный маркетинг и использование информации о рынке привело консорциум Iridium к полному банкротству.

Список литературы

1)Питер Р. Диксон - «Управление маркетингом»

2)Бусыгин А. В. – «Предпринимательство»

3)Журналы «ВЛАСТЬ», «ДЕНЬГИ», «ЭКСПЕРТ»

4)Газеты «МК», «Коммерсант»

5)Зверинцев А.В. «Коммуникационный менеджмент»

6)Хосе Даниэль Баркеро Кабреро «Связи с общественностью в мире финансов»

7) «Семь нот менеджмента»

8)А.Б. Крутик «Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации»

9) «Гражданский Кодекс РФ»

10)Радугин А.А «Основы менеджмента»

11)Горфинкель В.Я. «Курс предпринимательства»

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.