Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте” (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1982, с. 35).

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

· рефлексия, анализ, внутренний план действий;

· развитие нового познавательного отношения к действительности;

· ориентация на группу сверстников.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила.

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:

1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;

2) введение ограничительной цели;

3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;

4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.

Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливо выступало в специальных опытах.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.

Наблюдение - это один из основных методов сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством", которое регистрирует психодиагностические факты (признаки, симптомы), является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков.

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

 

1.2 Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе

 

География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать.

В 60-х годах XIX века передовые педагоги выдвинули в качестве руководящего принципа изучения географии в младших классах родиноведение. Известный педагог К.Д. Ушинский в своих методических рекомендациях к «учебным книгам» «Детский мир» и «Родное слово» предлагал учить ребенка наблюдать и понимать окружающее и на этой основе, путем сравнения и сопоставления, изучать географию нашей страны и других государств.

Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли методисты А.А. Половинкин, К.А. Сонгайло. Так, К.А. Сонгайло работал в основном над содержанием и методикой преподавания географии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскурсий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа.

На современном этапе развития начального образования знания по географии даются младшим школьникам по программам «Окружающий мир» и «Природоведение». Наиболее распространенными являются следующие программы: комплекс «Зелёный мир» (Плешаков А.А.), «Природа и люди» (Клепинина З.А.), «Окружающий мир» (Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), «Окружающий мир» (Поглазова О.О., Шилин В.Д.), «Мир и человек» (Вахрушев А.А., Руатиан А.С.). Географические знания в данных программах даются в разном объеме, и на их изучение выделяется различное количество часов. Объем географических представлений и понятий, необходимых для усвоения младшими школьниками, определен в документах: государственном образовательном стандарте и программах по данному курсу. Отбор основных понятий, приведение их в определенную систему осуществляется в соответствии с уровнем развития учащихся и с их подготовкой по другим предметам, со временем, отведенным на изучение географических сведений в данном классе, а главное – с основными задачами современного начального образования.

Проанализировав Государственный образовательный стандарт для начальной школы в области естествознания и несколько программ по дисциплине «Окружающий мир» (Вахрушев А.А., Руатиан А.С., Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), мы пришли к следующим выводам. На уроках окружающего мира у младших школьников формируются первоначальные географические представления: о родной стране, о ее столице и других городах, о разных станах мира и нашей планете в целом. При этом используется глобус и карта. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. В тоже время авторы программ вводят дополнительные географические понятия и представления, не предусмотренные стандартом, что может привести к перегрузке младших школьников, если учитель начальной школы не будет владеть в достаточной мере методами обучения географии.

Ведущими методами при обучении географии являются картографический метод и наблюдение. Элементы этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с географическими понятиями, входящими в содержание начального курса природоведения. Оба метода относятся к группе практических методов обучения природоведению Пакулова, Кузнецова.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы и обобщения Пакулова, Кузнецова. По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные.

Вторым основным методом обучения географии в начальной школе является практическая работа с картой. Такая работа позволяет конкретизировать и развивать навыки и умения школьников при работе с физической и контурной картами, выполнять творческие работы по ориентированию на карте и на местности, самостоятельно находить на карте горы, возвышенности, низменности, моря, океаны и т.д. Тренировочные практические работы позволяют выработать у школьников осознанное понимание масштаба и условных обозначений, что имеет важное для изучения географии в старших классах. Большое внимание при работе с картой уделяется изучению географических названий, так как они образуют язык школьной географии.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, преподавание географии в начальной школе опирается на краеведческий принцип обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

Зеленый дом". Система учебных курсов с экологической направленностью. (Плешаков А.А.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-3 классах (2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 61% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Обеспечивает всестороннее естественнонаучное и экологическое образование младших школьников, широкую интеграцию разнообразных сведений о природе и обществе. Базовую программу - "Мир вокруг нас. 1 кл." и "Природоведение. 3 - 4 кл." - дополняют факультативные курсы "Экология для младших школьников. 2 - 3 кл." и "Планета загадок.", позволяющие расширить представления детей о природе Земли. В учебном процессе предполагается широкое использование активных методов и форм обучения.

Учебники и учебные пособия:

· Мир вокруг нас. 1 кл. (1-3). Плешаков А.А. - Просвещение, 1997.

· Природоведение. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 1996.

· Природоведение. 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 1997.

· 100 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Вита-Пресс, 1997.

· 100 и еще 14 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4) - Плешаков А.А. - Вита-Пресс, 1997.

· Что меня окружает. Альбом-задачник к учебнику "Мир вокруг нас". 1 кл. (1-3). Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 1997.

· Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику "Природоведение". 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4) Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 1997.

· Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику "Природоведение". 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4). Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 1996.

· Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1 кл. (1-3), 1-2 кл. (1-4). Плешаков А.А. - АСТ-Пресс, 1997.

· Природа. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. - Вентана-Граф, 1996.

· Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А.. - Просвещение, 1995.

Природоведение. 1-3; 1-4. (Клепинина З.А.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-3 классах (2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 27% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Преследует цели сообщить младшим школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, сезонных изменениях в них, раскрыть некоторые доступные детям взаимосвязи в природе, показать влияние изменений в природе на труд человека; привить начальные навыки личной и общественной гигиены; воспитать гуманное и ответственное отношение к живой и неживой природе. Отбор и структурирование материала осуществляется на основе принципов сезонности, краеведения, родиноведения, его экологической направленности. Особое внимание уделяется учебному эксперименту: наблюдениям, опытам, экскурсиям и т.д.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 153.