Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
1.3 Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
1.4 Содержание экскурсий, структура
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
2.1 Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения
экскурсии
2.2 Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии».
Цель: теоретически обосновать и апробировать методические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьников в ходе экскурсий.
Предмет: Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.
Объект: учащиеся младших классов.
Гипотеза: Проведение экскурсий будет способствовать формированию умения наблюдать у младших школьников, если:
- будут использоваться методики по формированию умения наблюдать.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
3. Раскрыть особенности умения наблюдать в начальной школе.
3. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий.
4. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу.
5. Описать методические рекомендации.
Методы педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование, изучение учебной литературы, эксперимент.
Практическая значимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальной школы и студентами.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение
Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.
На практике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у младших школьников. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений в ходе экскурсий. Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.
В ходе экспериментальной работы нами получены данные о том, что преобладающий уровень сформированности умения наблюдать у детей первого класса начальной школы. Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, так как эксперимент проводился в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе в ходе проведения экскурсий.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – М., 1996
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
5. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
6. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.
7. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
8. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
10. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.
11. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 1998.
12.Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.
13. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
14. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
15. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.
16. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.
17. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.
18. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.
19. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.
20. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.
21. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.
22. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.
23. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.
24. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 1998, №6.
25. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 1999, №3.
26. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
Приложения
Приложение 1
Описание реального объекта
Приложение 2
Нахождение недостающих деталей на двух рисунках
Приложение 3
Определение животных но контурам
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
1.3 Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
1.4 Содержание экскурсий, структура
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
2.1 Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения
экскурсии
2.2 Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии».
Цель: теоретически обосновать и апробировать методические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьников в ходе экскурсий.
Предмет: Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.
Объект: учащиеся младших классов.
Гипотеза: Проведение экскурсий будет способствовать формированию умения наблюдать у младших школьников, если:
- будут использоваться методики по формированию умения наблюдать.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
3. Раскрыть особенности умения наблюдать в начальной школе.
3. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий.
4. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу.
5. Описать методические рекомендации.
Методы педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование, изучение учебной литературы, эксперимент.
Практическая значимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальной школы и студентами.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Дата: 2019-05-28, просмотров: 262.