Международные опыт создания Банков развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Банки развития получили свое распространение в мире после Второй мировой войны. Им принадлежит значительная роль в восстановлении и модернизации экономик Германии, Японии, Южной Кореи, Китая и многих стран Юго-Восточной Азии.

Многофункциональные банки развития, такие как ЕБРР, МБРР, Банк развития Африки', сыграли положительную роль в трансформации экономик стран Восточной Европы и развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Однако наиболее эффективными оказались банки, специально созданные государствами для развития экономики страны, среди которых наиболее известны немецкий KFW а также банки развития Китая, Японии и Кореи. В последние годы некоторые соседи России, в частности Казахстан, Венгрия и Словакия, также создали государственные банки развития. Анализ международного опыта показывает, что в деятельности банков развития в разных странах есть как различия, так и общие черты, однако они обладают одним общим качеством — высокой степенью поддержки со стороны государства и особым законодательным статусом.

Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не конкурируют с коммерческими банками. В частности, большинство банков развития созданы в соответствии со специальным законом или нормативным актом, и контроль над всеми этими банками осуществляется правительствами, а не центральными банками.

Соответственно, банки развития не являются ни по сути, ни по форме коммерческими банками, а их деятельность регулируется не центральным банком, а специальными законодательными и нормативными актами. Банки развития не подпадают и под обычные нормы банковского регулирования, включая требования создания обязательных резервов и выполнения пруденциальных нормативов коммерческих банков.

Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не Банки развития во всех странах пользуются высочайшим уровнем поддержки со стороны государства. Во многих странах эта поддержка закреплена законодательно и проявляется в самых разных формах, включая наличие доступа к кредитным линиям центрального банка и правительства и специальных гарантий государства по всем обязательствам или по части обязательств банка. Часто банки развития имеют особый режим налогообложения.

Особый статус и поддержка, оказываемая банкам развития государством (табл. 1), позволяют кредиторам рассматривать эти банки как заемщиков, несущих суверенный уровень риска, что заметно улучшает условия заимствования на внутреннем и международном рынке. Именно низкая стоимость, длительные сроки заимствования и низкие издержки ведения бизнеса являются основой эффективности банков развития при финансировании инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, позволяют им принимать риски, которые коммерческие банки не могли бы себе позволить.

Функции банков развития

  

В разных странах и на различных этапах развития экономики банки развития выполняют разные функции, однако при всем разнообразии можно выделить ключевые функции банков развития:

• кредитование долгосрочных проектов в приоритетных отраслях экономики;

• кредитование проектов, направленных на выравнивание уровня развития разных регионов страны;

• выполнение функции агента правительства по реализации государственных инвестиционных проектов;

• заимствование средств за рубежом и на внутреннем рынке для финансирования государственно-значимых проектов;

• кредитная поддержка предприятий малого бизнеса, не имеющих доступа к кредитам коммерческих банков;

• андерраэйтинг и приобретение в свой портфель ценных бумаг предприятий, осуществляющих реализацию крупномасштабных проектов.

В отдельных странах банки развития помимо перечисленного также осуществляют: доверительное управление средствами пенсионных фондов.

• формирование и участие в синдикациях кредиторов среди коммерческих банков для кредитования инвестиционных проектов; управление финансовыми активами и обязательствами государства, а также страхование экспортных операций и кредитование импортеров продукции отечественных производителей.

 

Таблица 1

 Особенности статуса некоторых банков развития

Банк (страна, год основания) Законодательная база Форма собственности Государственная поддержка Надзором  
Kreditanstalt fur Wiederaufbau-KFW (германия,1948г.) Специальный закон   80%-Федеральное правительство,20%- Федеральные земли   100%-ная гарантия гос., освобождение от налогов Министерство финансов    
Банк развития Китая (Китай, 1994г.) Решение Госсовета КНР «О реформе финансовой системы»   100%-ное государственное участие     Государственное финансирование закреплено законом, 100%-ная гос. гарантия Прямое подчинение Госсовету КНР
Банк развития Японии (Япония, 1951г.)   Отдельный законодательный акт, принятый парламентом     100%-ное государственное участие   Внешних займов 50%-ная гарантия государства По обязательствам, прямые займы правительства, дополнительные взносы и капитал Министерство финансов    
Banco Nacional de Desenvolvimeto Economico e Social (Бразилия, 1952г.) Специальный закон   100% гос. участие   Госгарантий нет, т.к. это Контроль министерства экономичес-кого развития
Банк развития Казахстана (Казахстан,2001 г.)   Указ президента, в дальнейшем – специальный закон 84,49%-Правитель-ство Казахстана, 15,51%- местные органы власти противоречит законодательству 100%-ная гарантия гос. , освобождения от налогов ЦБ и орган финансового надзора (кроме выполнения нормативов

Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.