Территории РФ.
Банковский бизнес развивается в основном в крупных городах и областных центрах, где существует платежеспособный спрос на банковские услуги, что приводит к постепенному расслоению территории России по объему и качеству банковских услуг. В некоторых районах банковское обслуживание даже возвращается на уровень начала 1990-х гг., когда там были только отделения Сберегательного банка.
Владельцы большинства кредитных организаций, особенно региональных, не имеют достаточно средств для увеличения уставного капитала. Все это приводит к практически полному прекращению наращивания уровня капитализации существующих и созданию новых региональных банков. Основной формой развития региональной финансовой инфраструктуры становится открытие филиалов крупных, в основном московских банков. При этом многие региональные банки свертывают свою филиальную сеть из-за трудностей управления ею.
Наиболее обеспечены банковскими услугами Центральный и Северо-западный федеральные округа а подавляющее большинство банков размещаются в Москве и Московской области.
По состоянию на май 2006 г. в Центральном федеральном округе;
• находилось 56,5% действующих кредитных организаций, причем 91% из них в Москве и Московской области;
• создана самая разветвленная сеть филиалов: 211филиалов местных и 513 филиалов кредитных организаций из прочих федеральных округов;
• на долю кредитных организаций округа приходилось 83% совокупных активов банковской системы;
• на долю кредитных организаций округа приходилось 83% выданных рублевых кредитов и 81% привлеченных средств бюджета, юридических и физических лиц банковской системы страны.
На начало 2006 г. (по данным ЦБ РФ) в 14 субъектах Российской Федерации (Брянская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Пензенская, Тамбовская, Читинская области, республики Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Тыва и Марий Эл) число действующих местных кредитных организаций не превышало двух. В 3 субъектах Рф (Еврейская АО, Чукотский АО и Чеченская Республика) такие кредитные организации на 01,01.06 г., как и в предыдущие годы, отсутствовали.
По результатам 2005 г. наименее обеспеченным банковскими услугами'1 стал Уральский федеральный округ, сменив Сибирский федеральный округ в связи с наименьшими значениями активов и кредитов в соотношении с внутренним региональным продуктом. Среди субъектов РФ по этим показателям, как и ранее, наиболее отстают республики Ингушетия и Дагестан.
На наш взгляд, стихийное развитие процессов слияний и присоединений российских коммерческих банков может привести к сокращению обеспеченности регионов банковскими услугами. Ориентируясь на платежеспособный спрос, филиалы кредитных организаций (созданные на базе поглощения региональных банков) выживут только в экономически развитых районах страны.
С другой стороны, именно банковский бизнес может стать одним из локомотивов экономического развития региона. Инвестиции в развитие реального сектора повышают уровень доходов населения, который, в свою очередь, открывает возможности для развития потребительского кредитования. В совокупности все это способствует росту объемов производимого регионального продукта.
Таким образом, одна из основных задач отдельных банков как участников процесса слияний и поглощений и особенно государственных структур направлять процесс слияний и присоединений так, чтобы обеспечивать оптимальное распределение банковских учреждений по территории РФ в соответствии с потребностями отдельных регионов и приоритетами региональной политики государства. Большую роль здесь может сыграть грамотное антимонопольное законодательство в области объединений коммерческих банков, а также комплекс мер государства (так называемые национальные проекты), направленных на поднятие уровня экономического развития отдельных регионов страны.
Значимым может стать также предоставление со стороны государства и ЦБ РФ преференциальных условий банкам, образовавшимся в результате слияний и присоединений и работающим на развитие сети и инфраструктуры банковского обслуживания в дотационных или отдаленных регионах страны. Преференции могут быть представлены в виде временного снижения отчислений в ФОР, налоговых вычетов. получения кредитов Банка России на развитие экономики региона по сниженным ставкам, доступа банка к бюджетным, направляемым на развитие экономики региона, упрощения процедуры регистрации и открытия филиалов и дополнительных офисов в данных районах и др. При этом закрытие филиалов, образовавшихся в результате присоединения региональных банков в данных регионах, должно всячески пресекаться как государством, так и ЦБ РФ с использованием практики административного убеждения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.