В зависимости от дистанции боя можно выделить несколько видов тактики боя.
1. Тактика ведения боя с противником, работающим преимущественно руками на «переталкивание» в плотном ближнем бою. На ближней дистанции – «прилипание» с контратакой коленями и «разносом» опоры низкими ударами ногами по ногам, опережающие травмирующие блоки, удары по бицепсам и иные решительные способы огзетного уплотнения боя, характерные для тактики «скалы». Использование тактики «обтекающей воды» с контратакой при пропускании противника мимо.
2. На средней дистанции – «растягивание» противника на себя (с контролем его рук на грани безопасной дистанции) и почти одновременная контратака на нижнем и среднем уровнях. При успешных действиях сближение и работа руками и локтями.
3. На дальней дистанции – применение опережающих стопорящих прямых ударов ногами, короткие входы с любыми сильными одиночными ударами ногами. Готовность продолжить бой руками. Другая возможность – гибкое маневрирование на грани безопасной дистанции в сочетании с неожиданными резкими входами с короткими контратаками (тактика «огня»).
В зависимости от манеры ведения боя поединок носит активно-наступательный или позиционный (активно-оборонительный) характер.
Основные виды тактики у различных каратистов проявляются по-разному: бой каждого из них отличается своеобразием, индивидуальными особенностями.
Позиционная тактика характерна для большинства каратистов. Её отличительные черты: маневрирование каратиста на дальней защитной дистанции с целью её сохранения. Атаки и контратаки не продолжительны, с обязательным последующим возвращением на дальнюю дистанцию.
Позиционная тактика основана на использовании ошибок противника при его активных действиях и вызовах его на эти действия (игровая манера боя) и свойственна преимущественно каратистам контратакующей манеры ведения боя.
Активнонаступательная тактика пользуется успехом в последнее время. Её отличительные черты: движение вперёд, захват инициативы с частым выходом на ударную дистанцию и с проведением атакующих или контратакующих действий. Бой ведётся преимущественно на средней дистанции, реже на ближней, в зависимости от правил соревнований. На дальней защитной дистанции эпизодически проводится маневрирование. Каратисты придерживающиеся активно-наступательной тактики ведения боя, наряду с атакующими часто проводят встречные и ответные атаки.
Активнонаступательная тактика может привести к формированию как искусстного, так и силового стиля боя.
Искусстные каратисты отличаются отточенной техникой и расчётливой тактикой. У представителей силового каратэдо преимущественно развита стойкость и выносливость. Их тактика однообразна и выражается в стремлении подавить противника темпом, непрерывными ударами. Многие из таких бойцов пренебрегают защитой. Такие каратисты – опасные противники. Бойцам, встречающимся с ними, нужно тщательно разрабатывать план боя и овладевать такой техникой и таким уровнем физической подготовки, чтобы суметь противостоять их энергии и напору.
Ниже приведены наиболее распространённые примеры тактических манер ведения боя в условиях соревнований.
Тактика «выжидания». «Выжидание» – довольно распространённая форма ведения боя в каратэдо, родившаяся в период первых соревнований, проводившихся по правилам «СЁБУ ИППОН» («бои до чистой победы»). Бойцам, работающим в данной манере свойственно намеренное затягивание активных столкновений и пассивное ведение схватки. Однако такие бойцы обладают хорошей реакцией и чувством времени. Как только соперник допускает ошибку они тут же берут её в расчёт и наказывают его, используя стремительные атаки в ответной, опережающей и встречной форме. Выиграв несколько очков, они постоянно отступают, прижимаясь к границам площадки тем самым, провоцируя соперника на атаку, пугают соперника неожиданными выпадами, жестами, ложными атаками и не позволяют сопернику провести атакующее действие, выигрывая время. Победа достигается по преимуществу в очках. (ЮСЭЙ – КАТИ). [27]
Тактика каратиста в поединке с таким противником состоит в том, чтобы усыпить его бдительность ложными атаками, перемещениями, изменением темпа боя с использованием стремительных атак, приёмов выведения из равновесия. При его отступлении использование преследования шагами вперёд, в сторону, загоняя его в углы, вытесняя его за пределы площадки сильными и дальнобойными ударами. Возможен вариант подражания тактике выжидания с целью вынудить противника работать в несвойственной ему манере.
Тактика «стремительной атаки». Многие технически подготовленные каратисты предпочитают неожиданно атаковать с дальней дистанции и немедленно после атаки отходить от противника на туже дистанцию. Такие каратисты обычно умело маневрируют и дезориентируют противника, легко и быстро передвигаясь в различных направлениях и меняя дистанции.
Разносторонний в техническом отношении каратист, сочетая финты и лёгкие удары с быстрыми и неожиданными атаками, часто пользуется для этого резкими изменениями темпа действий. Например, с относительно медленного темпа переходит на стремительный, захватывая противника врасплох, а затем после проведения своей атаки или контратаки, долго не задерживается возле противника и мгновенно уходит на дальнюю дистанцию. Если же он не успевает уйти от атаки или контратаки противника, то использует защиту руками или сковывающие приёмы (захваты, обхваты).
Тактика ведения боя против такого каратиста заключается в том, чтобы нейтрализовать его, лишить преимущества в быстроте манёвра, прижимая его к углам площадки, действовать из противоположной стойки, навязать не свойственную ему среднюю или ближнюю дистанцию.
С этой целью каратисты используют: активное сближение с попутными защитами; разнообразные передвижения в сочетании с уклонами; быстрые ответные контратаки; встречные опережающие удары.
Тактика «игровика». Каратисты, строящие бой на контратаках, – одни из самых искусных. Обладая высокой быстротой они искусно, подмечают слабые стороны в атаках соперника (провалы, потерю равновесия) и подбирают соответствующие подготовительные действия: ложные открытия, финты, умело вызывая противника на неподготовленную атаку. Как правило, атаки, выполненные соперником технически грамотно «игровики» пропускают и защищаются от них. Вызвав же соперника на неподготовленную атаку они немедленно прерывают её защитой и проводят контратаку.
Тактика ведения боя против таких каратистов заключается в том, чтобы вынудить их вести бой в не свойственной им манере и на непривычной для них дистанции.
Для этого можно попробовать обыграть противника по очкам быстрыми стремительными атаками, предварительно утомив его внимание финтами, прижиманием к границам площадки и заставить его действовать в атаке. Можно попробовать подрожать его манере, применяя вызовы – ложные атаки и открытия с последующей контратакой. Опытный каратист сумеет заставить противника атаковать, т.е. вынудить его действовать в не свойственной ему манере.
Тактика «темпа». В соревнованиях часто встречаются каратисты, активно идущие на сближение с противником, действующие в быстром темпе сериями атак, и старающиеся выиграть бой досрочно. Они с самого начала боя предлагают непосильный темп для противника, «прижимая» его к границам площадки, используя фронтальный и фланговый манёвры, быстро атакуя руками, ногами, подбивами с чередованием финтов и резкими изменениями направлений. Умело используя весь арсенал атакующих действий, они, как правило, выигрывают на трёх, двух коронных приёмах.
Тактика каратиста в поединке с таким противником состоит в том, чтобы набрать очки в тех случаях, когда соперник снижает темп или допускает ошибки (теряет равновесие, промахивается). Действия каратиста в данном случае заключается в быстром, разнообразном и широком маневрировании, преимущественно на дальней дистанции, в сочетании с защитой шагами назад и в стороны, уклонами с помощью которых спортсмен избегает ударов и сближения. Маневрирование сопровождается встречными ударами, быстрыми, резкими атаками, главным образом прямыми ударами ногами и руками с уклоном туловища «КАВАСИ».
Тактика комбинационного боя. Наиболее разнообразна тактика каратистов, применяющих комбинационный бой (смешанный) – «универсалы». Это могут быть каратисты как ведущие бой в активно атакующей, так и в позиционной тактике, но все они выигрывают бои за счёт своей неординарности. Как правило, они не дают соперникам подстроится под свою манеру ведения боя и уверенно действуют на всех дистанциях, хорошо маневрируют, умело пользуются всеми боевыми средствами, сочетая различные тактические установки.
Именно комбинационный бой выявляет мастерство каратиста, позволяющее ему противостоять любому виду тактики и умело решать самые разнообразные тактические задачи, возникающие в ходе поединка.
Основная тактическая задача каратиста, ведущего бой с противником, применяющим комбинационный бой, – выяснение особенностей боя, т.е. излюбленной дистанции, применяемых приёмов, дистанции для проведения решающего удара с тем, чтобы противопоставить противнику также комбинационную манеру ведения боя, но направленную на нейтрализацию его основных действий. Важно также навязать противнику не свойственный ему темп.
Действия в данном случае зависят от особенностей противника и его боевой манеры. Каратист может использовать все основные виды тактики.
Тактика боя в противоположной стойке. Часто встречаются каратисты, предпочитающие вести бой в противоположной стойке. Манера боя у этих каратистов может быть различной, но в основном она заключается в создании противнику непривычных условий для защиты и развития стремительной атаки с заходом ему в тыл. Для этого каратисты используют успешно подсечки под переднюю ногу, воздействия на переднюю руку соперника (сбив, подбив, захват).
Многие каратисты используют противоположную стойку, чтобы приблизить к сопернику свою сильную руку для нанесения встречных контрударов.
Вести бой против каратиста, предпочитающего противоположную стойку без предварительной подготовки трудно. Невозможность применять привычные контрдействия приводят к дезориентации и лишают инициативы.
Выбирая тактику против каратиста такого типа, надо учитывать, прежде всего, в какой манере этот каратист ведёт бой: работает ли он в атакующей манере или контратакующей, на какой дистанции.
Обычно такие каратисты более открыты для удара передней рукой или ногой. Для того чтобы быстрее развивать атаку, сблизиться с соперником, следует принять более фронтальную, чем обычную стойку. Это помогает приблизить к сопернику готовую к нанесению заднюю руку. Если соперник, находясь в противоположной стойке работает в атакующей манере и пытается зайти в тыл, то следует отходить шагом в сторону – назад, разворачивая корпус фронтально, и применять встречные и опережающие действия передней рукой или ногой. Используя дистанционный манёвр, можно ловить противника на провалах и развивать ответную контратаку. Против противника ведущего бой в оборонительной манере эффективны те же подсечки под переднюю ногу, выход в тыл соперника, прячась за его переднюю руку. [12]
Планирование соревновательного боя. Планирование боя – довольно сложное стратегическое действие, осуществляемое до начала поединка (иногда за несколько дней и даже месяцев, если каратисту предстоит бой с основным соперником). При планировании каратист должен учитывать условия схватки, свои возможности и особенности соперника. С тщательного изучения этих особенностей (анализ сильных и слабых сторон) по видеофильмам прошлых соревнований нужно начинать планирование. Если нет такой возможности, то можно собрать информацию о сопернике у тренеров и каратистов.
Сначала целесообразно анализировать наиболее крупные действия. В первую очередь выясняют манеру ведения боя. При этом обращают внимание на то, одной или несколькими манерами владеет соперник, умеет ли он менять тактику в ходе боя и насколько хорошо это делает, хуже или лучше ведёт бой с противниками определённой манеры ведения боя. Важно также выяснить какие ему удаётся проводить эффективные действия и на какой дистанции, использует ли он ситуативные действия т.е., развитие атаки в благоприятной ситуации (при замешательстве соперника, после сильного удара или травмы, при неготовности его к защите и т.п.).
Затем следует анализировать менее крупные тактические действия – подготовительные, а далее наступательные и оборонительные. В них следует наиболее грубые ошибки соперника. Например, в подготовительных действиях плохое маневрирование, отсутствует чувство площадки, выход за её пределы, предсказуемость в обманных движениях, опускание рук в боевой стойки после ударов и в процессе ударов, частые повороты спиной, потеря равновесия. В наступательных и оборонительных действиях, отсутствие сопутствующей и последующей защиты при ударах, частое повторение одних и тех жэ приёмов, отсутствие возврата рук и ног в исходное доударное положение. Однообразная защита типа: только руками, только передвижением и т. д.
Весьма большое значение имеет оценка волевых качеств и эмоционально-поведенческой устойчивости соперника. Так, зная, что он может изменять игровой манер и становиться агрессивным, следует наметить средства противодействия.
Выявив основные особенности и ошибки будущего соперника, надо сопоставить их со своими возможностями и перейти к составлению плана боя, который должен предусматривать использование собственных сильных сторон и слабых мест соперника. Здесь подбираются приёмы, которыми следует чаще пользоваться в ситуациях, в которых соперник чаще ошибается. Например, если он часто открыто атакует ударом jodan migi tsuki, стараться чаще применять встречный удар chudan migi tsuki. Наконец, нужно наметить примерную последовательность действий. Например, провести разведку, чтобы убедиться в правильности плана, а затем перейти к выполнению его – начать с остро атакующего стиля, неожиданно перейти к тактике искусного обыгрывания, а затем снова резко взвинтить темп.
Заключение
Киокушинкай – контактный стиль каратэ, созданный в 50-е годы XX-го столетия Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу 'Каратэ без контакта'.
В киокушинкай каратэ, в отличии от других школ дистанции боя определяются так:
– ближняя, с которой возможно нанесение удара локтем и коленом;
– средняя, с которой возможно нанесение удара рукой (сэйкэн, уракэн, сюто);
– дальняя, с которой возможно нанесение удара ногой (что не исключает нанесение удара ногой с других дистанций. В частности, со средней – удар маваси-гэри голенью (супэ) или различные формы маваси-кэагэ и ороси-какито). Для перехода с дальней на среднюю и ближнюю дистанции достаточно выполнить подшаг или шаг со слепой стороны поста позиции (с левой на правую).
Для первой необходимы удары коленями, локтями и хотя бы один короткий удар кулаком в корпус, для второй (опять же с учётом возможных травм какой-либо из ударных поверхностей) – удары кулаком, основанием и ребром ладони, кончиками пальцев. Последние особенно важны в опасной ситуации (например, когда противников несколько), так как с их помощью можно поражать наиболее эффективные цели – глаза, горло, пах.
Основное назначение «липкой» техники, это обеспечить выгодный вход на среднюю дистанцию с последующим проведением поражающих приемов (ударов, захватов с бросками итп.) на этой дистанции, и/или сокращение дистанции до ближней с переходом в выгодный ближний бой.
В зависимости от дистанции боя можно выделить несколько видов тактики боя.
1. Тактика ведения боя с противником, работающим преимущественно руками на «переталкивание» в плотном ближнем бою. На ближней дистанции – «прилипание» с контратакой коленями и «разносом» опоры низкими ударами ногами по ногам, опережающие травмирующие блоки, удары по бицепсам и иные решительные способы огзетного уплотнения боя, характерные для тактики «скалы». Использование тактики «обтекающей воды» с контратакой при пропускании противника мимо.
2. На средней дистанции – «растягивание» противника на себя (с контролем его рук на грани безопасной дистанции) и почти одновременная контратака на нижнем и среднем уровнях. При успешных действиях сближение и работа руками и локтями.
3. На дальней дистанции – применение опережающих стопорящих прямых ударов ногами, короткие входы с любыми сильными одиночными ударами ногами. Готовность продолжить бой руками. Другая возможность – гибкое маневрирование на грани безопасной дистанции в сочетании с неожиданными резкими входами с короткими контратаками (тактика «огня»).
Список литературы
1. А. Парцевский. Саньда: техника свободного поединка в ушу. М.: ДИКОП, 1991
2. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 1. Полный обзор. М.: Ладомир, АСТ, 1998
3. Г. Фунакоси. Каратэ-до Ньюмон. Ростов-на – Дону: «Феникс», 1999
4. М. Ояма. Это – каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
5. Г. Фунакоси. Каратэ-до – мой образ жизни. Ростов-на – Дону: «Феникс», 1999
6. Н. Госэй Ямагучи. Основы годзю-рю каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
7. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 2. Основы. М.: Ладомир, АСТ, 1998
8. М. Накаяма, Д. Дрэгер. Практическое каратэ для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
9. М. Накаяма, Д. Дрэгер. Практическое каратэ на улице. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
10. А. Горбылёв. Становление школы Кёкусинкай // Додзё: воинские искусства Японии, 2000, № 4, с. 17–38
11. Каратэ школы «Вадо-рю». М.: РУССЛИТ, 1995
12. А. Горбылёв. Итосу Анко – отец современного каратэ // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 3, с. 31–42, 47
13. А. Горбылёв. Вадо-рю – «Школа Японского Пути» // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 5, с. 5–17
14. А. Горбылёв. Найханти – главное ката Томари-тэ и Сюритэ // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 1, с. 23–33
15. А. Горбылёв. Мотобу по прозвищу «Обезьяна». Часть 2 // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 2, с. 15–21
16. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 7. Джиттэ, Хангецу, Эмпи. М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ», 2000
17. М. Накаяма. Динамика каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
18. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 3. Кумитэ 1. М.: Ладомир, АСТ, 1998
19. А. Горбылёв. В поисках корней окинавского каратэ: ката Курурунфа и фуцзяньский кулак Дракона // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 4, с.55–64
20. Сэпай // Додзё: воинские искусства Японии, выпуск 7, плакат
21. А. Горбылёв. Супаринпэй: сколько связок в главном ката каратэ? // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 6, с. 51–64
22. В. Натаров. Интеллектуальное каратэ Конно-дзюку // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 12–20
23. Йон Блюминг: откровения «зверя из Амстердама» о Кодокане и Кёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 4, с. 12–15
24. Йон Блюминг: откровения «зверя из Амстердама» о Кодокане и Кёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 16–21
25. Р. Хаберзетцер. Каратэ-до. Часть I. Тирасполь: ЧП «МОДУС», 1995; Ч. II, 1996; Ч. III, 1997; Ч. IV-VI, 1997
26. kyokushinkai.chat.ru
27. WWW.SUPERKARATE.RU
28. http://www.kanku.com.ru/teath.htm
29. http://www.kyokushin.nm.ru/name_karate.htm
Дата: 2019-05-28, просмотров: 261.