Задача 1.
Решение
Какие требования законодательства должны быть соблюдены при отводе земли для размещения и строительства таких объектов?
Для размещения и строительства автозаправочной станции застройщик обязан соблюдать требования ст.90 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст. 90 ЗК РФ «Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
Согласно п.3.1. ст.90 ЗК РФ «земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК РФ порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса».
Является ли обязательным в данном случае проведение государственной экологической экспертизы?
Согласно ст.10 Закона «Об экологической экспертизе»,[3] целями экологической экспертизы (ГЭЭ) являются: определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды; определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности; определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности; обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
Каждый объект, несущий потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека, должен проходить государственную экологическую экспертизу. Таким образом, исходя из условий задачи, т.к. автозаправочная станция может нести потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека, то проведение государственной экологической экспертизы в данном случае обязательно.
Каким образом общественность информируется о предстоящем строительстве, кем и в какой форме?
Согласно п.3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информирование чаще всего происходит через расклейку объявлений и средства массовой информации (газеты).
Выявляется общественное мнение и подлежит ли оно учету при предоставлении земельных участков для строительства?
Согласно п.3 ст. 31 ЗК РФ граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с предоставлением земельных участков для строительства.
Задача 2.
Решение
Задача 3.
Решение
Юридические последствия самовольного строительства на земельном участке: развитие законодательства и правоприменительной практики
Основы правового режима объекта недвижимого имущества, являющегося самовольной постройкой, установлены в ст.222 ГК РФ (далее - Кодекс).
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В приведенных нормах п.1 ст. 222 Кодекса исчерпывающим образом перечислены признаки самовольной постройки. При этом следует иметь в виду, что доказанное фактическое наличие хотя бы одного из указанных в данном пункте трех признаков является достаточным для признания постройки самовольной.
Согласно ст. 24 ФЗ от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольную постройку) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, несут ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Пунктом 3 ст. 25 ФЗ от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» установлена имущественная ответственность лица, виновного в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство. На него возлагается обязанность за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Административная ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства установлена ст.9.4, а за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию - ст.9.5 КоАП РФ[1].
В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.3 указанной статьи.
Следует иметь в виду, что самовольное строительство является правонарушением, заключающимся в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных и строительных норм и правил, регулирующих проектирование и строительство.
В п.2 ст.222 ГК РФ установлены гражданско-правовые последствия признания постройки самовольной. Санкцией являются, с одной стороны, отказ в признании права собственности за застройщиком, а с другой - обязательность сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По общему правилу п.2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не признается ее собственником. В связи с этим самовольная постройка не может являться объектом гражданского оборота (правомочие по распоряжению вещью вправе осуществлять только ее собственник). Сделки с самовольной постройкой запрещены, за исключением случаев, когда право собственности на самовольную постройку признано в судебном или в ином установленном законом порядке по правилам п.3 указанной статьи. Сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой, недействительны как противоречащие закону (ст.168, 169 ГК РФ). В случае признания права собственности лица на самовольную постройку соответствующий объект недвижимости включается в гражданский оборот на общих основаниях.
Самовольная постройка не может быть включена в состав жилищного фонда, не имеет статуса жилого помещения. Поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано и получить право на проживание в ней.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 595-О-П «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго п.2 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации», содержащаяся в п.2 ст.222 Кодекса норма, являясь санкцией за совершенное правонарушение, не исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины.
Санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех признаков, перечисленных в п.1 ст.222 Кодекса. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п.3 ст.76 ЗК РФ, согласно которому приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку.
В соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом[2].
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Отметим, что в прежней редакции ГК РФ (абз. 1 п. 3 ст. 222) предусматривал возможность признания судом права собственности на самовольную постройку за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Это правило действовало до 1.09.2006 г. и было отменено Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
В настоящее время если лицо владеет земельным участком, на котором возведена самовольная постройка, на законных основаниях (ему принадлежит право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования участком), то он вправе претендовать на приобретение права собственности на такую постройку в судебном или ином порядке по правилам п.3 ст.222 ГК РФ.
2. Составьте план (схему) по вопросу: Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд
Дата: 2019-05-28, просмотров: 272.