Тема 3
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
Резюме
§ Виды резюме
§ Структура резюме
§ Правила оформления резюме
§ Основные требования к стилю написания резюме
§ Методы подачи резюме
Искусство переписки с работодателем
§ Сопроводительное письмо
§ Пробное письмо (prospecting letter)
§ Рекомендательные письма (recommendation letters)
§ Благодарственное письмо ( Thank you note )
§ Письма о принятии предложения или об отказе от позиции ( ac ceptance letters , withdrawal letters )
Резюме
В прошлом, поступая на новую работу, люди писали автобиографию. В настоящее время эта форма презентации профессионального опыта постепенно отходит в прошлое.
Сейчас соискатели вакансий предоставляют потенциальному работодателю резюме. Технология приема на работу на базе резюме позаимствована из практики европейского и американского кадрового менеджмента. Практика составления и направления кандидатом своего резюме работодателю является в настоящее время необходимой процедурой при трудоустройстве в любые российские компании, фирмы, организации и т. п.
Разработка резюме – это не только один из обязательных элементов современных правил этикета при трудоустройстве, но одновременно это одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда. Поэтому правильность составления данного документа приобретает огромное значение. Резюме называют визитной карточкой соискателя.
Согласно словарю Ожегова, резюме – «краткий вывод из сказанного, написанного». Если перенести это определение на процесс поиска работы, то резюме – это краткий вывод об особенностях полученного образования и профессионального опыта соискателя, позволяющих человеку претендовать на вакантное рабочее место и делающих его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей. Часто для обозначения резюме используют знак CV (от лат. Curriculum Vitae – жизненный путь).
Резюме позволяет работодателю заочно с минимальными затратами времени ознакомиться с профессиональными знаниями и навыками, личными качествами соискателя, произвести первичный отбор и дать оценку соответствия требованиям вакансии, а затем принять решение о приглашении соискателя на собеседование для более детального знакомства или отклонить его кандидатуру. Если резюме содержит всю необходимую информацию, которая грамотно изложена, резюме хорошо отформатировано и отредактировано, то у кандидата есть большие шансы быть замеченным и выбранным для интервью с работодателем.
Как правило, на просмотр резюме работодатель или его представители затрачивают не более 2-3 минут. Именно поэтому для составления резюме используется стандартная форма. По мнению большинства работодателей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально полной, при этом лаконично изложенной и, главное, достоверной. Резюме дает возможность продумать дополнительные, уточняющие вопросы и избавляет от необходимости записывать данные о кандидате.
Цель резюме – привлечь внимание к соискателю при первом, как правило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление, продемонстрировать профпригодность потенциального сотрудника, его конкурентоспособность и заинтересованность в работе.
Соискателю всегда нужно помнить, что отсутствие откликов на резюме говорит о его непривлекательности для работодателя. Поэтому для составления хорошего резюме кандидату необходимо отбирать только ту информацию, которая имеет значение для искомого рабочего места.
Виды резюме
По форме резюме бывают профессиональными (или универсальными), хронологическими или ретроспективными, функциональными, комбинированными (функционально-хронологическими), целевыми и академическими (рис. 3).
Рис. 3. Виды резюме
По мнению специалистов, чаще всего используется профессиональное резюме, в котором информация о профессиональном опыте представляется в блоках, раскрывающих особенности профессиональной карьеры. Эту форму резюме рекомендуют использовать тем, у кого достаточно большой опыт работы в той или иной профессии для демонстрации работодателю своего профессионального роста и широких возможностей.
Хронологическое или ретроспективное резюме – также достаточно распространенный вид резюме. Более всего подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же отрасли и желающим в ней продолжать свою деятельность. Для хронологического вида резюме характерно последовательное изложение опыта работы в обратном порядке, начиная с последнего места работы или учебы.
Если человек работал только на одном месте, следует разделить трудовой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Преимущество этого вида резюме для работодателя состоит в том, что он может увидеть карьерный рост соискателя, его профессионализм в нужной для себя сфере.
От данного вида резюме лучше отказаться, если последняя должность (либо все должности) соискателя не имеет отношения к искомой, либо в трудовой биографии много «пропусков» – периодов времени, когда человек не работал.
Функциональное резюме. Для такого вида резюме характерно описание конкретных исполняемых функциональных обязанностей и полученных при этом профессиональных навыков без указания хронологии трудовой деятельности. Серьезными причинами составления именного функционального резюме могут быть следующие:
§ работа по контракту сразу на несколько работодателей (например, журналистом, дизайнером, преподавателем и т. п.);
§ частая смена работы;
§ работа в различных местах, не отражающая логичного карьерного
роста;
§ наличие длительных перерывов в работе (декретный отпуск, болезнь и т. п.);
§ отсутствие у соискателя какого-либо профессионального опыта (например, у студентов).
Комбинированное (функционально-хронологическое) резюме. Данный вид резюме объединяет основные черты функционального и хронологического резюме. В нем подчеркиваются профессиональные навыки и достижения соискателя в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке. Преимущество этого вида резюме состоит в том, что оно позволяет обратить внимание работодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность построения карьеры.
Целевое резюме отображает те аспекты профессиональной деятельности соискателя, которые связаны с конкретной должностью и заявленными к ней требованиями или видом деятельности претендента на вакансию. Преимущество этого резюме в том, что работодатель сразу понимает: подходит ли претендент на вакантную должность или нет. Недостаток заключается в том, что целевое резюме подходит для поиска работы только на ту позицию, для которой было написано, и его нельзя рассматривать для других вакансий.
Эффективно использовать целевое резюме могут практически все соискатели. Например, выпускники вузов могут соотнести свой небольшой опыт работы с требованиями работодателя, а опытные специалисты - показать всю свою квалификацию. Целевое резюме лучше не применять, когда требования работодателя к заявленной вакансии не имеют четкого определения, а также, если претендент не может связать свои навыки с требованиями работодателя.
Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий.
Структура резюме
При составлении резюме соискатель должен четко представить, чего ждет работодатель от претендента на вакантную должность. Резюме должно давать четкую информацию о соответствии претендента выбранной им вакансии (образование, профессиональные опыт и навыки, личностные качества).
С другой стороны, резюме – это главный рекламный носитель, содержащий презентацию компетентности кандидата. Резюме должно быть ориентировано на читателя – специалиста по персоналу и доносить до него «уникальные достоинства товара» – знания и навыки специалиста. Все содержание резюме должно быть направлено на достижение поставленных соискателем целей, «работать на убеждение работодателя или его представителя в способности кандидата выполнять лучшим образом свои обязанности»
Общая структура резюме может быть представлена следующим образом (рис. 4).
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 4. Структура резюме
Существуют различные подходы к структуре резюме: в ряде источников, например, рекомендуется указывать семейное положение в личных данных в начале резюме; в других источниках – в конце; а кто-то вообще советует его не указывать. Можно увидеть подобные расхождения требований к последовательности расположения разделов резюме, тексту в документе, оформлению и др.
Следует более подробно охарактеризовать все разделы резюме.
Фамилия, имя, отчество. Это своеобразный заголовок резюме как документа.
Персональные данные. Указание года рождения, контактного телефона, электронного адреса, места проживания.
Цель обращения или позиция. Должность, на которую претендует соискатель, а также отрасль, конкретизирующая вакансию.
Специалисты советуют не указывать сразу несколько вакансий. Для каждой должности должно составляться отдельное резюме.
Если соискатель посылает резюме в ответ на конкретное объявление, то ему нужно указывать только ту вакансию, которая была заявлена в объявлении. Если же резюме высылается потенциальному работодателю, то можно указать не конкретную должность, а специальность.
Образование. В резюме молодого специалиста, например, в связи с отсутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая практики) этот раздел может занимать ведущее место. Данные об образовании указываются в обратном хронологическом порядке:
§ точные даты начала и окончания учебы;
§ точное название учебного заведения;
§ специальность, специализация (при наличии);
§ квалификация;
§ дата обучения и название курсов повышения квалификации, дополнительного образования или учебных стажировок, которые непосредственно связаны с вакансией;
§ название сертификатов, подтверждающих профессиональную компетентность.
Трудовой опыт (практика). Если имеется опыт работы, то его принято описывать в обратном хронологическом порядке, указав напротив сроков работы и точного названия предприятия или организации должность и трудовые функции соискателя, делая упор на профессиональных достижениях. При отсутствии опыта работы профессиональная стажировка и практика могут быть зачтены как время получения основных профессиональных умений и навыков наравне с опытом работы.
Работа (практика) указывается также в обратном хронологическом порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т. д. Необходимо указать следующее:
§ даты начала и окончания работы (практики);
§ точное название организации;
§ название занимаемой должности (или должностей);
§ должностные или служебные обязанности – по возможности те, которые «работают» на успешность выполнения искомой должности или связаны с ней.
Для молодого специалиста важно указать как можно полнее трудовой (практический) опыт работы, а для человека с большой профессиональной биографией рекомендуется обозначать только последние места работы и период не более десяти лет.
Профессиональные навыки и достижения – результаты обучения и опыта работы. В этом разделе следует указывать в обязательном порядке производственные достижения на каждой должности, если они были. При описании достижений необходимо использовать глаголы действия (например, развивал, сэкономил, увеличил, сократил). Желательны предельно конкретные формулировки.
Дополнительные сведения. Здесь указывается информация, которая характеризует потенциального работника, но не относится непосредственно к конкретным служебным обязанностям, например:
§ навыки владения компьютером и конкретными компьютерными программами;
§ знание иностранных языков и уровень владения ими;
§ владение оргтехникой (если это необходимо);
§ готовность к ненормированному рабочему дню, к командировкам;
§ наличие собственного автомобиля и водительских прав;
§ хобби (только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой);
§ членство в профессиональных организациях и получение специальных наград, грамот или грантов (это является положительным фактором).
Личные качества. В этом разделе описываются достоинства кандидата на должность (например: напористость, умение общаться с людьми, творческий подход к решению задач, настрой на успех).
Дата составления резюме. В заключении необходимо поставить дату составления резюме и подпись. Датирование резюме повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу.
Резюме на английском (или любом другом) языке составляется только в том случае, если вакансия открыта в иностранной компании и указываются соответствующие требования. В российскую фирму или кадровое агентство следует направлять резюме на русском языке. Исключением могут быть резюме специалистов, для которых знание языка является одним из критериев отбора. Но и в этом случае лучше продублировать резюме и предоставить копию на русском языке.
Правила оформления резюме
При составлении резюме рекомендуется руководствоваться чувством меры. Резюме должно быть лаконичным, оформленным в одном стиле и удобным для чтения.
При оформлении резюме следует учитывать тот факт, что в настоящее время большинство средних и крупных компаний используют интернет для автоматического поиска и отбора подходящих открытым вакансиям кандидатов и предпочитают получать визуально привлекательные и удобные для прочтения резюме. Поэтому при составлении резюме следует обратить внимание на необходимые стандарты оформления данного документа:
§ одна (максимум две) страница формата А4;
§ оптимальный размер файла резюме - 100-150 Кб;
§ распространенная версия редактора Word;
§ распространенный шрифт: например, Times или Arial;
§ размер кегля – от 12 до 14 пунктов;
§ размер правого поля – 2 см, для возможности пометок;
§ изложение информации должно зависеть от цели резюме;
§ печать разделов резюме отдельно друг от друга;
§ выделение заголовков жирным шрифтом и (или) подчеркиванием;
§ обязательное отсутствие орфографических и грамматических ошибок;
§ использование для печати качественной бумаги белого цвета;
§ печать оригинала только на одной стороне листа.
Фотография как элемент резюме. Многие считают, что фотографию в резюме следует вставлять только по требованию работодателя. Если требование имеет место, то фото не должно превышать формата 3,5 х 4 см (при рассылке резюме по факсу следует иметь в виду, что графические и фотоизображения обычно проходят в плохом качестве; при прикреплении фотографии к резюме, высылаемом по электронной почте, желательно, чтобы прикрепленный файл имел размер не более 50 Кб).
Многие рекрутеры считают, что соискателю вакансии стоит загружать свою фотографию по следующим причинам:
§ резюме, включающее в себя фотографию автора, более продуктивно и интересно работодателю;
§ фото способствует более достоверной идентификации личности соискателя;
§ большинство работодателей делает свое заключение о предоставлении работы соискателю в течение первых трех минут после знакомства. Не последнюю роль при составлении первого впечатления о соискателе играет его внешность.
Образ на фотографии должен быть достаточно официальным: деловой стиль одежды, для женщин – сдержанный макияж.
Правильно оформленное резюме с фотографией может выгодно выделить соискателя среди других претендентов и дать ему шанс на получение желаемой работы.
Основные требования к стилю написания резюме
По мнению специалистов, стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям:
§ краткость – отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и терминов;
§ целенаправленность – изложение главных сведений, подтверждающих право соискателя претендовать именно на данную должность;
§ конкретность – подтверждение достижений показателями и документами;
§ активность – использование активных глаголов, показывающих инициативность соискателя и результативность его деятельности;
§ точность и ясность изложения мысли, отсутствие узкоспециализированного и профессионального жаргона;
§ избирательность – тщательный отбор информации;
§ честность – отсутствие недостоверной информации;
§ грамотность.
Методы подачи резюме
Высылать резюме на рассмотрение работодателю можно по почте, факсу или e-mail. Причем работодатель может сам назначить удобный для него метод передачи соискателем резюме. Отсутствие факса или компьютера не является причиной для задержки в отправке резюме. Эти услуги можно получить на центральном почтамте практически в любом городе.
Рассылка по почте. Это достаточно хороший метод заявить о себе как о потенциальном работнике. К достоинствам этого метода можно отнести массовость рассылки резюме в различные компании. Однако, это достоинство минимизируется недостатками данного метода. Например, неопределенное время ожидания ответа. Из-за того, что количество получаемых резюме может измеряться десятками, а то и сотнями, прежде чем резюме найдет своего адресата, скорее всего, пройдет достаточно много времени. Кроме того, можно отметить низкую скорость работы почты с отправлениями. При этом даже если резюме попало на предприятие, оно может затеряться в различных службах и в итоге все равно не попасть в отдел кадров.
Рассылка по факсу. Данный метод часто рассматривают как наименее трудоемкий и эффективный способ поиска работы. Предварительная работа будет состоять в составлении списка номеров факсов, по которым будет рассылаться резюме. Это могут быть номера предприятий или фирм, где есть потребность в соответствующих специалистах. Правильность и точность адресатов обеспечивает успех рассылки резюме. Иногда советуют рассылать факсы в ночное время суток или по выходным дням, когда факсимильные аппараты во многих организациях настроены на прием. Преимущество данного способа поиска работы состоит в том, что в результате рассылки факсов удается организовать как бы встречное движение: не только соискатель ищет работу, но и работа начинает искать его. Среди недостатков данного способа поиска работы отмечают растянутость во времени и, зачастую, отсутствие информации о шансах на успех. Специалисты рекомендуют сочетать данный способ поиска работы с другими.
Рассылка по электронной почте. Наиболее современный и оперативный метод со своими правилами этикета и традициями. Правильно оформленное электронное письмо – залог того, что на него обратят внимание и прочитают. Несомненно, на сегодняшний день оперативность и незначительные трудозатраты выдвигают этот метод на первый план. Относительным недостатком здесь является то, что резюме соискателя может затеряться в огромном потоке других писем, поступающих к нанимателям и в рекрутинговые компании по электронной почте ежедневно. Вследствие вышеизложенного не рекомендуется называть тему письма как «CV», «Резюме» или «Resume»; название письма не должно быть банальным. В письме в поле «Тема», используя пробелы, стоит указать фамилию, имя, специальность или должность, а также название компании.
Искусство переписки с работодателем
Сопроводительное письмо
В последние годы рекрутеры все чаще советуют кандидатам не просто отправлять резюме, а писать к нему сопроводительное письмо. Кроме того, в технологию переписки с работодателями входит рассылка пробных, благодарственных, рекомендательных и иных писем, чтобы привлечь внимание работодателя или усилить впечатление о себе, а также чтобы цивилизованно поддерживать или завершать с ним отношения. Такая переписка широко распространена у иностранных работодателей и соискателей и становится весьма популярной и в российской деловой сфере.
В ситуации, когда на интересную вакансию откликается сразу большое количество претендентов, грамотное сопроводительное письмо становится весьма актуальным. Следует помнить, что это не дублирование резюме, а скорее предвосхищающий анонс. Цель данного письма – объяснить HR-менеджеру, почему высылается резюме на вакансию в данной компании, и поясняется, какая информация в резюме демонстрирует, что соискатель является подходящей кандидатурой на эту вакансию.
Умелое использование сопроводительного письма предоставляет кандидату ряд преимуществ:
§ резюме как «презентационный материал» может указать работодателю причины обращения именно к нему, именно на данную открытую вакансию, что выгодно выделит соискателя среди других претендентов;
§ достойное сопроводительное письмо – явление необычное. Грамотно составленное сопроводительное письмо также может помочь резюме выгодно выделиться из массы других обращений, ежедневно получаемых сотрудниками службы персонала;
§ хорошее сопроводительное письмо сразу покажет специалисту по персоналу навыки письменной коммуникации соискателя, которые сегодня важны практически для любой работы. Также оно может послужить свидетельством высокой культуры общения и признаком знания делового этикета.
Прежде чем писать такое письмо в компанию, необходимо тщательно изучить всю доступную об этой компании информацию, пользуясь следующими ресурсами: веб-сайтом, новостной летной компании, объявлениями о других вакансиях данной компании, информацией о ней в прессе.
Сопроводительное письмо состоит из четырех обязательных частей (рис. 5).
Рис. 5. Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо не должно быть длиннее страницы (включая контакты). Рекомендуется придерживаться следующей структуры.
Вступление – письмо следует начинать с приветствия к тому человеку, с которым соискатель хотел бы встретиться, от кого может зависеть решение о его приеме на работу, или к тому, кто будет фактически руководить им на начальном этапе работы. Поэтому необходимо уточнить, на чье имя следует посылать письмо. Контактную информацию этих сотрудников часто можно найти на корпоративном сайте или узнать у секретаря, позвонив по общему телефону компании.
Далее следует сообщить об источнике информации о компании (рекламное объявление в печатном издании, интернет-сайт и т. д.), и о причинах, по которым решено претендовать на данную вакансию.
Рекламное предложение – основная часть письма. Представляет собой обоснование того, почему кандидатура соискателя является наилучшей для этой компании. Здесь описывается опыт соискателя применительно к запросам работодателя, указанным в вакансии, который должен быть лаконично изложен в определенной последовательности. Например:
У меня ... лет опыта (следует указать опыт работы).
Я работал в ... / Основные знания и навыки получены в ... (необходимо назвать область, в которой соискатель компетентен).
Наиболее важный опыт был накоплен мною в течение... лет работы в... (привести название компании).
Эта работа включала в себя... (рекомендуется перечислить свои должностные обязанности на прежнем месте работы).
Меня интересует позиция... (следует указать, на какую позицию претендует кандидат).
Информация о компании. Лучший способ привлечь внимание и интерес кадрового сотрудника – продемонстрировать свое знание особенностей бизнеса компании, ее достижений и стратегических целей. На основе этой информации как нельзя лучше можно соотнести свой опыт с потребностями компании, что покажет полезность соискателя для компании на данной должности.
Здесь же можно указать профессиональные и личные качества, привлекательные для компании и необходимые для выполнения обязанностей по выбранной вакансии, а также привести показательные примеры из своего профессионального или учебного опыта («На предыдущем месте работы мне удалось...»).
В письме не следует пересказывать информацию из резюме. Лучше использовать письмо как возможность обратить на себя внимание, сделать акцент на причинах приглашения соискателя на личное собеседование. Например: Более подробную информацию о моем опыте Вы найдете в прикрепленном резюме.
Могу себя охарактеризовать, как... (следует кратко указать свои профессиональные и деловые качества).
Контакты – заключительная часть письма, в которой обычно соискатель просит о встрече для собеседования, указывает желательное для него время встречи, сообщает, что для уточнения времени встречи он позвонит секретарю. Письмо завершается стандартной фразой, например: «С надеждой на сотрудничество», «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями» и т. п., тремя-четырьмя строчками ниже следует подпись, а затем - фамилия, инициалы и, наконец, адрес и номер телефона автора письма.
Приведем стандартные фразы, которые можно использовать в заключительной части сопроводительного письма.
Буду рад встретиться в любое удобное для Вас время и ответить на все Ваши вопросы.
Спасибо за Ваше внимание к моему письму.
С Вашего позволения, я позвоню Вам на следующей неделе.
Буду благодарен, если Вы сможете позвонить мне.
С уважением,...! Подпись.
С наилучшими пожеланиями,...!
Подпись, контактные данные (телефон, e - mail ).
К необязательным, но возможным частям сопроводительного письма можно отнести приложение. Оно может содержать перечень документов, прилагаемых к письму.
Требования к содержанию сопроводительного письма:
§ точность и ясность изложения мыслей, четко сформулированные короткие фразы, короткие абзацы;
§ максимальная доступность текста для понимания, употребление простых фраз, точно и однозначно выражающих суть письма;
§ лаконичность (краткость, отсутствие лишних слов и пустых фраз);
§ грамотность – соблюдение норм грамматики и правописания, а также требований делового этикета;
§ корректность – деловой и вежливый стиль изложения, не исключающий живости и образности языка, оставляющий приятное впечатление о человеке.
Использование данного вида письма может оказать соискателю дополнительную помощь в сегодняшней гонке за вакансией своей мечты, где побеждает тот, кто более настойчив, максимально использует все возможности и не сидит на месте, просто выслав свое резюме потенциальному работодателю, ожидая приглашения.
Примеры составления резюме
Маркетинга, рекламы и PR
ТРОШИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Дата рождения: 26 июня 1985 года. Замужем, детей нет, переезд невозможен. Адрес: Владимир, ул. Горького, 87
Телефон: +7 (903) ***-93-27, e-mail: ****@mail.ru
Цель поиска работы: Хочу работать по своей специальности – «PR и марке- тинг» в компании, где есть возможности для профессионального совершенство- вания и карьерного роста.
Образование:
2004 – 2008. Российский государственный гуманитарный университет, Москва Социологический факультет, специализация «PR и маркетинг»
2002 – 2004. Техникум менеджмента и бизнеса, Москва
Опыт работы:
04.2007 – наст. вр. ООО ГК «BWell» – рекламное агентство полного цикла, су- ществует на рынке более 7 лет. Клиенты компании – Coca-Cola, Johnson&Johnson, L’oreal, Bisca, СК Квартал и др.
09.2008 – наст вр. Заместитель директора по маркетингу.
Основные обязанности:
§ Разработка и реализация маркетинговых и коммуникационных стратегий.
§ Marketing research (исследование рынка, анализ конкурентной среды, исследование потребителей, торговой марки, оценка каналов дистрибуции, оценка эффективности рекламных кампаний).
§ Анализ и оценка эффективности (доля рынка, объем продаж, знание марки, доля информационного присутствия и др.).
§ Управление брендами в сфере рекламных услуг (нейминг, брендинг, ребрендинг, рестайлинг, разработка сайтов, создание презентаций, позиционирование на рынке и др.).
§ Мониторинг рекламной активности компаний (весь рынок).
§ Организация работы отдела маркетинга, составление планов и координация их выполнения.
Специалист по рекламе
Основные обязанности:
Сопровождение рекламных кампаний на всех этапах производства:
§ Проведение встреч на высшем уровне руководства.
§ Подписание договоров.
§ Анализ (анализ рекламной активности, потенциальной аудитории, медиканалов и медианосителей и др.).
§ Медиапланирование с учетом целевой аудитории.
§ Согласование бюджета рекламной кампании, составление графика оплат.
§ Производство аудиовидероликов, POS-материалов. 63
§ Подготовка финансовой отчетности.
§ Составление отчетов pre&post-campaign.
09.2004 – 04.2007. ЗАО «АВТ полиграф Лтд». (полиграфическая компания. Официальный дилер в Москве европейских компаний GBC, VELA, Flint Group. Siegwerk, Sava, Huber и др.)
Примеры сопроводительных писем
Тема 3
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
Резюме
§ Виды резюме
§ Структура резюме
§ Правила оформления резюме
§ Основные требования к стилю написания резюме
§ Методы подачи резюме
Искусство переписки с работодателем
§ Сопроводительное письмо
§ Пробное письмо (prospecting letter)
§ Рекомендательные письма (recommendation letters)
§ Благодарственное письмо ( Thank you note )
§ Письма о принятии предложения или об отказе от позиции ( ac ceptance letters , withdrawal letters )
Резюме
В прошлом, поступая на новую работу, люди писали автобиографию. В настоящее время эта форма презентации профессионального опыта постепенно отходит в прошлое.
Сейчас соискатели вакансий предоставляют потенциальному работодателю резюме. Технология приема на работу на базе резюме позаимствована из практики европейского и американского кадрового менеджмента. Практика составления и направления кандидатом своего резюме работодателю является в настоящее время необходимой процедурой при трудоустройстве в любые российские компании, фирмы, организации и т. п.
Разработка резюме – это не только один из обязательных элементов современных правил этикета при трудоустройстве, но одновременно это одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда. Поэтому правильность составления данного документа приобретает огромное значение. Резюме называют визитной карточкой соискателя.
Согласно словарю Ожегова, резюме – «краткий вывод из сказанного, написанного». Если перенести это определение на процесс поиска работы, то резюме – это краткий вывод об особенностях полученного образования и профессионального опыта соискателя, позволяющих человеку претендовать на вакантное рабочее место и делающих его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей. Часто для обозначения резюме используют знак CV (от лат. Curriculum Vitae – жизненный путь).
Резюме позволяет работодателю заочно с минимальными затратами времени ознакомиться с профессиональными знаниями и навыками, личными качествами соискателя, произвести первичный отбор и дать оценку соответствия требованиям вакансии, а затем принять решение о приглашении соискателя на собеседование для более детального знакомства или отклонить его кандидатуру. Если резюме содержит всю необходимую информацию, которая грамотно изложена, резюме хорошо отформатировано и отредактировано, то у кандидата есть большие шансы быть замеченным и выбранным для интервью с работодателем.
Как правило, на просмотр резюме работодатель или его представители затрачивают не более 2-3 минут. Именно поэтому для составления резюме используется стандартная форма. По мнению большинства работодателей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально полной, при этом лаконично изложенной и, главное, достоверной. Резюме дает возможность продумать дополнительные, уточняющие вопросы и избавляет от необходимости записывать данные о кандидате.
Цель резюме – привлечь внимание к соискателю при первом, как правило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление, продемонстрировать профпригодность потенциального сотрудника, его конкурентоспособность и заинтересованность в работе.
Соискателю всегда нужно помнить, что отсутствие откликов на резюме говорит о его непривлекательности для работодателя. Поэтому для составления хорошего резюме кандидату необходимо отбирать только ту информацию, которая имеет значение для искомого рабочего места.
Виды резюме
По форме резюме бывают профессиональными (или универсальными), хронологическими или ретроспективными, функциональными, комбинированными (функционально-хронологическими), целевыми и академическими (рис. 3).
Рис. 3. Виды резюме
По мнению специалистов, чаще всего используется профессиональное резюме, в котором информация о профессиональном опыте представляется в блоках, раскрывающих особенности профессиональной карьеры. Эту форму резюме рекомендуют использовать тем, у кого достаточно большой опыт работы в той или иной профессии для демонстрации работодателю своего профессионального роста и широких возможностей.
Хронологическое или ретроспективное резюме – также достаточно распространенный вид резюме. Более всего подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же отрасли и желающим в ней продолжать свою деятельность. Для хронологического вида резюме характерно последовательное изложение опыта работы в обратном порядке, начиная с последнего места работы или учебы.
Если человек работал только на одном месте, следует разделить трудовой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Преимущество этого вида резюме для работодателя состоит в том, что он может увидеть карьерный рост соискателя, его профессионализм в нужной для себя сфере.
От данного вида резюме лучше отказаться, если последняя должность (либо все должности) соискателя не имеет отношения к искомой, либо в трудовой биографии много «пропусков» – периодов времени, когда человек не работал.
Функциональное резюме. Для такого вида резюме характерно описание конкретных исполняемых функциональных обязанностей и полученных при этом профессиональных навыков без указания хронологии трудовой деятельности. Серьезными причинами составления именного функционального резюме могут быть следующие:
§ работа по контракту сразу на несколько работодателей (например, журналистом, дизайнером, преподавателем и т. п.);
§ частая смена работы;
§ работа в различных местах, не отражающая логичного карьерного
роста;
§ наличие длительных перерывов в работе (декретный отпуск, болезнь и т. п.);
§ отсутствие у соискателя какого-либо профессионального опыта (например, у студентов).
Комбинированное (функционально-хронологическое) резюме. Данный вид резюме объединяет основные черты функционального и хронологического резюме. В нем подчеркиваются профессиональные навыки и достижения соискателя в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке. Преимущество этого вида резюме состоит в том, что оно позволяет обратить внимание работодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность построения карьеры.
Целевое резюме отображает те аспекты профессиональной деятельности соискателя, которые связаны с конкретной должностью и заявленными к ней требованиями или видом деятельности претендента на вакансию. Преимущество этого резюме в том, что работодатель сразу понимает: подходит ли претендент на вакантную должность или нет. Недостаток заключается в том, что целевое резюме подходит для поиска работы только на ту позицию, для которой было написано, и его нельзя рассматривать для других вакансий.
Эффективно использовать целевое резюме могут практически все соискатели. Например, выпускники вузов могут соотнести свой небольшой опыт работы с требованиями работодателя, а опытные специалисты - показать всю свою квалификацию. Целевое резюме лучше не применять, когда требования работодателя к заявленной вакансии не имеют четкого определения, а также, если претендент не может связать свои навыки с требованиями работодателя.
Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий.
Структура резюме
При составлении резюме соискатель должен четко представить, чего ждет работодатель от претендента на вакантную должность. Резюме должно давать четкую информацию о соответствии претендента выбранной им вакансии (образование, профессиональные опыт и навыки, личностные качества).
С другой стороны, резюме – это главный рекламный носитель, содержащий презентацию компетентности кандидата. Резюме должно быть ориентировано на читателя – специалиста по персоналу и доносить до него «уникальные достоинства товара» – знания и навыки специалиста. Все содержание резюме должно быть направлено на достижение поставленных соискателем целей, «работать на убеждение работодателя или его представителя в способности кандидата выполнять лучшим образом свои обязанности»
Общая структура резюме может быть представлена следующим образом (рис. 4).
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 4. Структура резюме
Существуют различные подходы к структуре резюме: в ряде источников, например, рекомендуется указывать семейное положение в личных данных в начале резюме; в других источниках – в конце; а кто-то вообще советует его не указывать. Можно увидеть подобные расхождения требований к последовательности расположения разделов резюме, тексту в документе, оформлению и др.
Следует более подробно охарактеризовать все разделы резюме.
Фамилия, имя, отчество. Это своеобразный заголовок резюме как документа.
Персональные данные. Указание года рождения, контактного телефона, электронного адреса, места проживания.
Цель обращения или позиция. Должность, на которую претендует соискатель, а также отрасль, конкретизирующая вакансию.
Специалисты советуют не указывать сразу несколько вакансий. Для каждой должности должно составляться отдельное резюме.
Если соискатель посылает резюме в ответ на конкретное объявление, то ему нужно указывать только ту вакансию, которая была заявлена в объявлении. Если же резюме высылается потенциальному работодателю, то можно указать не конкретную должность, а специальность.
Образование. В резюме молодого специалиста, например, в связи с отсутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая практики) этот раздел может занимать ведущее место. Данные об образовании указываются в обратном хронологическом порядке:
§ точные даты начала и окончания учебы;
§ точное название учебного заведения;
§ специальность, специализация (при наличии);
§ квалификация;
§ дата обучения и название курсов повышения квалификации, дополнительного образования или учебных стажировок, которые непосредственно связаны с вакансией;
§ название сертификатов, подтверждающих профессиональную компетентность.
Трудовой опыт (практика). Если имеется опыт работы, то его принято описывать в обратном хронологическом порядке, указав напротив сроков работы и точного названия предприятия или организации должность и трудовые функции соискателя, делая упор на профессиональных достижениях. При отсутствии опыта работы профессиональная стажировка и практика могут быть зачтены как время получения основных профессиональных умений и навыков наравне с опытом работы.
Работа (практика) указывается также в обратном хронологическом порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т. д. Необходимо указать следующее:
§ даты начала и окончания работы (практики);
§ точное название организации;
§ название занимаемой должности (или должностей);
§ должностные или служебные обязанности – по возможности те, которые «работают» на успешность выполнения искомой должности или связаны с ней.
Для молодого специалиста важно указать как можно полнее трудовой (практический) опыт работы, а для человека с большой профессиональной биографией рекомендуется обозначать только последние места работы и период не более десяти лет.
Профессиональные навыки и достижения – результаты обучения и опыта работы. В этом разделе следует указывать в обязательном порядке производственные достижения на каждой должности, если они были. При описании достижений необходимо использовать глаголы действия (например, развивал, сэкономил, увеличил, сократил). Желательны предельно конкретные формулировки.
Дополнительные сведения. Здесь указывается информация, которая характеризует потенциального работника, но не относится непосредственно к конкретным служебным обязанностям, например:
§ навыки владения компьютером и конкретными компьютерными программами;
§ знание иностранных языков и уровень владения ими;
§ владение оргтехникой (если это необходимо);
§ готовность к ненормированному рабочему дню, к командировкам;
§ наличие собственного автомобиля и водительских прав;
§ хобби (только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой);
§ членство в профессиональных организациях и получение специальных наград, грамот или грантов (это является положительным фактором).
Личные качества. В этом разделе описываются достоинства кандидата на должность (например: напористость, умение общаться с людьми, творческий подход к решению задач, настрой на успех).
Дата составления резюме. В заключении необходимо поставить дату составления резюме и подпись. Датирование резюме повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу.
Резюме на английском (или любом другом) языке составляется только в том случае, если вакансия открыта в иностранной компании и указываются соответствующие требования. В российскую фирму или кадровое агентство следует направлять резюме на русском языке. Исключением могут быть резюме специалистов, для которых знание языка является одним из критериев отбора. Но и в этом случае лучше продублировать резюме и предоставить копию на русском языке.
Правила оформления резюме
При составлении резюме рекомендуется руководствоваться чувством меры. Резюме должно быть лаконичным, оформленным в одном стиле и удобным для чтения.
При оформлении резюме следует учитывать тот факт, что в настоящее время большинство средних и крупных компаний используют интернет для автоматического поиска и отбора подходящих открытым вакансиям кандидатов и предпочитают получать визуально привлекательные и удобные для прочтения резюме. Поэтому при составлении резюме следует обратить внимание на необходимые стандарты оформления данного документа:
§ одна (максимум две) страница формата А4;
§ оптимальный размер файла резюме - 100-150 Кб;
§ распространенная версия редактора Word;
§ распространенный шрифт: например, Times или Arial;
§ размер кегля – от 12 до 14 пунктов;
§ размер правого поля – 2 см, для возможности пометок;
§ изложение информации должно зависеть от цели резюме;
§ печать разделов резюме отдельно друг от друга;
§ выделение заголовков жирным шрифтом и (или) подчеркиванием;
§ обязательное отсутствие орфографических и грамматических ошибок;
§ использование для печати качественной бумаги белого цвета;
§ печать оригинала только на одной стороне листа.
Фотография как элемент резюме. Многие считают, что фотографию в резюме следует вставлять только по требованию работодателя. Если требование имеет место, то фото не должно превышать формата 3,5 х 4 см (при рассылке резюме по факсу следует иметь в виду, что графические и фотоизображения обычно проходят в плохом качестве; при прикреплении фотографии к резюме, высылаемом по электронной почте, желательно, чтобы прикрепленный файл имел размер не более 50 Кб).
Многие рекрутеры считают, что соискателю вакансии стоит загружать свою фотографию по следующим причинам:
§ резюме, включающее в себя фотографию автора, более продуктивно и интересно работодателю;
§ фото способствует более достоверной идентификации личности соискателя;
§ большинство работодателей делает свое заключение о предоставлении работы соискателю в течение первых трех минут после знакомства. Не последнюю роль при составлении первого впечатления о соискателе играет его внешность.
Образ на фотографии должен быть достаточно официальным: деловой стиль одежды, для женщин – сдержанный макияж.
Правильно оформленное резюме с фотографией может выгодно выделить соискателя среди других претендентов и дать ему шанс на получение желаемой работы.
Основные требования к стилю написания резюме
По мнению специалистов, стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям:
§ краткость – отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и терминов;
§ целенаправленность – изложение главных сведений, подтверждающих право соискателя претендовать именно на данную должность;
§ конкретность – подтверждение достижений показателями и документами;
§ активность – использование активных глаголов, показывающих инициативность соискателя и результативность его деятельности;
§ точность и ясность изложения мысли, отсутствие узкоспециализированного и профессионального жаргона;
§ избирательность – тщательный отбор информации;
§ честность – отсутствие недостоверной информации;
§ грамотность.
Методы подачи резюме
Высылать резюме на рассмотрение работодателю можно по почте, факсу или e-mail. Причем работодатель может сам назначить удобный для него метод передачи соискателем резюме. Отсутствие факса или компьютера не является причиной для задержки в отправке резюме. Эти услуги можно получить на центральном почтамте практически в любом городе.
Рассылка по почте. Это достаточно хороший метод заявить о себе как о потенциальном работнике. К достоинствам этого метода можно отнести массовость рассылки резюме в различные компании. Однако, это достоинство минимизируется недостатками данного метода. Например, неопределенное время ожидания ответа. Из-за того, что количество получаемых резюме может измеряться десятками, а то и сотнями, прежде чем резюме найдет своего адресата, скорее всего, пройдет достаточно много времени. Кроме того, можно отметить низкую скорость работы почты с отправлениями. При этом даже если резюме попало на предприятие, оно может затеряться в различных службах и в итоге все равно не попасть в отдел кадров.
Рассылка по факсу. Данный метод часто рассматривают как наименее трудоемкий и эффективный способ поиска работы. Предварительная работа будет состоять в составлении списка номеров факсов, по которым будет рассылаться резюме. Это могут быть номера предприятий или фирм, где есть потребность в соответствующих специалистах. Правильность и точность адресатов обеспечивает успех рассылки резюме. Иногда советуют рассылать факсы в ночное время суток или по выходным дням, когда факсимильные аппараты во многих организациях настроены на прием. Преимущество данного способа поиска работы состоит в том, что в результате рассылки факсов удается организовать как бы встречное движение: не только соискатель ищет работу, но и работа начинает искать его. Среди недостатков данного способа поиска работы отмечают растянутость во времени и, зачастую, отсутствие информации о шансах на успех. Специалисты рекомендуют сочетать данный способ поиска работы с другими.
Рассылка по электронной почте. Наиболее современный и оперативный метод со своими правилами этикета и традициями. Правильно оформленное электронное письмо – залог того, что на него обратят внимание и прочитают. Несомненно, на сегодняшний день оперативность и незначительные трудозатраты выдвигают этот метод на первый план. Относительным недостатком здесь является то, что резюме соискателя может затеряться в огромном потоке других писем, поступающих к нанимателям и в рекрутинговые компании по электронной почте ежедневно. Вследствие вышеизложенного не рекомендуется называть тему письма как «CV», «Резюме» или «Resume»; название письма не должно быть банальным. В письме в поле «Тема», используя пробелы, стоит указать фамилию, имя, специальность или должность, а также название компании.
Искусство переписки с работодателем
Сопроводительное письмо
В последние годы рекрутеры все чаще советуют кандидатам не просто отправлять резюме, а писать к нему сопроводительное письмо. Кроме того, в технологию переписки с работодателями входит рассылка пробных, благодарственных, рекомендательных и иных писем, чтобы привлечь внимание работодателя или усилить впечатление о себе, а также чтобы цивилизованно поддерживать или завершать с ним отношения. Такая переписка широко распространена у иностранных работодателей и соискателей и становится весьма популярной и в российской деловой сфере.
В ситуации, когда на интересную вакансию откликается сразу большое количество претендентов, грамотное сопроводительное письмо становится весьма актуальным. Следует помнить, что это не дублирование резюме, а скорее предвосхищающий анонс. Цель данного письма – объяснить HR-менеджеру, почему высылается резюме на вакансию в данной компании, и поясняется, какая информация в резюме демонстрирует, что соискатель является подходящей кандидатурой на эту вакансию.
Умелое использование сопроводительного письма предоставляет кандидату ряд преимуществ:
§ резюме как «презентационный материал» может указать работодателю причины обращения именно к нему, именно на данную открытую вакансию, что выгодно выделит соискателя среди других претендентов;
§ достойное сопроводительное письмо – явление необычное. Грамотно составленное сопроводительное письмо также может помочь резюме выгодно выделиться из массы других обращений, ежедневно получаемых сотрудниками службы персонала;
§ хорошее сопроводительное письмо сразу покажет специалисту по персоналу навыки письменной коммуникации соискателя, которые сегодня важны практически для любой работы. Также оно может послужить свидетельством высокой культуры общения и признаком знания делового этикета.
Прежде чем писать такое письмо в компанию, необходимо тщательно изучить всю доступную об этой компании информацию, пользуясь следующими ресурсами: веб-сайтом, новостной летной компании, объявлениями о других вакансиях данной компании, информацией о ней в прессе.
Сопроводительное письмо состоит из четырех обязательных частей (рис. 5).
Рис. 5. Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо не должно быть длиннее страницы (включая контакты). Рекомендуется придерживаться следующей структуры.
Вступление – письмо следует начинать с приветствия к тому человеку, с которым соискатель хотел бы встретиться, от кого может зависеть решение о его приеме на работу, или к тому, кто будет фактически руководить им на начальном этапе работы. Поэтому необходимо уточнить, на чье имя следует посылать письмо. Контактную информацию этих сотрудников часто можно найти на корпоративном сайте или узнать у секретаря, позвонив по общему телефону компании.
Далее следует сообщить об источнике информации о компании (рекламное объявление в печатном издании, интернет-сайт и т. д.), и о причинах, по которым решено претендовать на данную вакансию.
Рекламное предложение – основная часть письма. Представляет собой обоснование того, почему кандидатура соискателя является наилучшей для этой компании. Здесь описывается опыт соискателя применительно к запросам работодателя, указанным в вакансии, который должен быть лаконично изложен в определенной последовательности. Например:
У меня ... лет опыта (следует указать опыт работы).
Я работал в ... / Основные знания и навыки получены в ... (необходимо назвать область, в которой соискатель компетентен).
Наиболее важный опыт был накоплен мною в течение... лет работы в... (привести название компании).
Эта работа включала в себя... (рекомендуется перечислить свои должностные обязанности на прежнем месте работы).
Меня интересует позиция... (следует указать, на какую позицию претендует кандидат).
Информация о компании. Лучший способ привлечь внимание и интерес кадрового сотрудника – продемонстрировать свое знание особенностей бизнеса компании, ее достижений и стратегических целей. На основе этой информации как нельзя лучше можно соотнести свой опыт с потребностями компании, что покажет полезность соискателя для компании на данной должности.
Здесь же можно указать профессиональные и личные качества, привлекательные для компании и необходимые для выполнения обязанностей по выбранной вакансии, а также привести показательные примеры из своего профессионального или учебного опыта («На предыдущем месте работы мне удалось...»).
В письме не следует пересказывать информацию из резюме. Лучше использовать письмо как возможность обратить на себя внимание, сделать акцент на причинах приглашения соискателя на личное собеседование. Например: Более подробную информацию о моем опыте Вы найдете в прикрепленном резюме.
Могу себя охарактеризовать, как... (следует кратко указать свои профессиональные и деловые качества).
Контакты – заключительная часть письма, в которой обычно соискатель просит о встрече для собеседования, указывает желательное для него время встречи, сообщает, что для уточнения времени встречи он позвонит секретарю. Письмо завершается стандартной фразой, например: «С надеждой на сотрудничество», «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями» и т. п., тремя-четырьмя строчками ниже следует подпись, а затем - фамилия, инициалы и, наконец, адрес и номер телефона автора письма.
Приведем стандартные фразы, которые можно использовать в заключительной части сопроводительного письма.
Буду рад встретиться в любое удобное для Вас время и ответить на все Ваши вопросы.
Спасибо за Ваше внимание к моему письму.
С Вашего позволения, я позвоню Вам на следующей неделе.
Буду благодарен, если Вы сможете позвонить мне.
С уважением,...! Подпись.
С наилучшими пожеланиями,...!
Подпись, контактные данные (телефон, e - mail ).
К необязательным, но возможным частям сопроводительного письма можно отнести приложение. Оно может содержать перечень документов, прилагаемых к письму.
Требования к содержанию сопроводительного письма:
§ точность и ясность изложения мыслей, четко сформулированные короткие фразы, короткие абзацы;
§ максимальная доступность текста для понимания, употребление простых фраз, точно и однозначно выражающих суть письма;
§ лаконичность (краткость, отсутствие лишних слов и пустых фраз);
§ грамотность – соблюдение норм грамматики и правописания, а также требований делового этикета;
§ корректность – деловой и вежливый стиль изложения, не исключающий живости и образности языка, оставляющий приятное впечатление о человеке.
Использование данного вида письма может оказать соискателю дополнительную помощь в сегодняшней гонке за вакансией своей мечты, где побеждает тот, кто более настойчив, максимально использует все возможности и не сидит на месте, просто выслав свое резюме потенциальному работодателю, ожидая приглашения.
Пробное письмо ( prospecting letter )
Бывают случаи, когда информация о компании показывает, что интересная работа в ней существует, но не обозначена в объявлениях о вакансиях. То есть можно предположить, что интересы компании и соискателя перекликаются, а вакансия может вскоре открыться. Поэтому кандидат может попытаться отправить работодателю пробное письмо с предложением о возможном сотрудничестве (prospecting letter). Такие письма пока не часто используются на рынке труда, но они также дают соискателю возможность заявить о себе.
Структура пробного письма в определенной степени совпадает со структурой сопроводительного письма. Обращение направлено потенциальному нанимателю. В нем указывается способ, который помог узнать о потенциальной вакансии (например, открытые источники или имя человека).
В основной части письма упоминается статус соискателей («работают», «заканчивают вуз», «ищут работу»). Абзац заканчивается перечислением обязанностей, с которыми он особенно блестяще справлялся. Отмечаются собственные достижения соискателя, которые связаны с деятельностью компании и могут показаться ей интересными. В этой части письма соискателю следует показать, что он прекрасно понимает и, что самое главное, может выполнять обязанности, которые при положительном решении работодателя станут его должностными обязанностями в компании. Также следует обратить внимание адресата на свои самые сильные стороны (например, образование или опыт) и присовокупить эту информацию к наиболее важным качествам, упомянутым в предыдущем предложении, а в заключение абзаца – выразить свою уверенность в том, что набор подобных личностных качеств может быть полезен работодателю.
В следующем предложении можно сообщить работодателю о заинтересованности в интервью по поводу любого свободного или ожидаемого места, которое подходит соискателю. Упомянуть в письме о резюме, указав яркий эпизод из резюме, чтобы дополнительно подчеркнуть свои достоинства. Затем предложить начать с интервью по телефону и дать свой телефонный номер.
В заключении адресата традиционно благодарят за внимание к письму и персоне.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 793.