Если реально посмотреть на ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если понимать консультирование как отношение двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная ориентация консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, придерживаясь в работе определенных ориентиров, консультант неизбежно вносит в консультировании свое воззрение на систему сущностные вопросов жизни. По мнению Д.Корей (1986) консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросом. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, религия, наркотики.
Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант ориентируясь на свою систему ценностей, так же помогает клиенту понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
Обобщая проанализируемые выше требования, предъявляемые к личности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства, а иногда попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. ( Приложение 3) иногда следует интерпретировать его поведение и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. (Приложение 4)
Нарисованная модель консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом легко заметить, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы по представленной проблеме.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что понимание различных теоретических концепции личности – это главное составляющее ядро современного консультанта, оно помогает формировать динамические гипотезы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезоорганизующим внутренним миром некоторых клиентов.
В настоящее время в мире распространяется эклектическое консультирование, предоставляющее попытку интеграции лучших сторон различных школ. Имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектическое консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании – это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающие в области психологического консультирования, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектическую, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.
В свое время М. Балинт и Е. Балинт писали: «Знание можно получить из книг и лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности консультанта. Консультирование становиться ремеслом, вымощенными добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности консультанта».
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. М., 2000, с.3 – 12.
3. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, N 3.
4. Немов Р.С. Практическая психология. М., ВЛАДОС 1998г .
5. Основные направления современной психотерапии. М., 2000.
6. Роджерс К.Р. Человекоцентрированный / клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, N 2.
7. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
8. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика. 1974.
9. Эйдемиллер Э.Г.. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия, Спб.: Речь, 2003 г.
10. Системная семейная психотерапия под редакцией Э.Г. Эйдемиллера, Спб , 2002 г.
Словарь основных понятий
1. Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
2. Функция теоретических концепций в практике - обобщение накопленной информации, делает более понятными сложные явления, предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску новых факторов.
Структура процесса консультирования:
|
|
|
|
|
|
3.Исследование проблемы – установление контакта (рапорт) и достигается обоюдного доверия с клиентом.
4. Двумерное определение проблем – охарактеризовываются проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания.
5. Идентификация – на этой стадии обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Обсуждаются всевозможные варианты, которые клиент считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы. Можно составлять письменный список вариантов, чтобы их облегчить.
6. Планирование – здесь осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. В плане следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения.
7. Деятельность – на этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.
8. Оценка и обратная связь – здесь оценивается уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
9. Специфические черты консультирования, отличающего его от психотерапии:
ü Ориентировано на клинически здоровую личность, на здоровые стороны личности вне зависимости от степени нарушения («Человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из – за неадекватных установок и чувств…» Майярс. 1968 г.)
ü Обычно ориентируется на настоящее и будущее клиентов
ü Помощь краткосрочная (до 15 встреч)
ü Ориентируется на проблемы возникающие в взаимодействии со средой;
ü Направлено на изменение поведения и развития личности клиента
11. Основные параметры консультативного контакта:
ü Эмоциональность
ü Интенсивность
ü Динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта0
ü Конфиденциальность
ü Оказание поддержки
ü Добросовестность
11.Перенос в консультативном процессе - существует два основных определения переноса. Согласно классическому определению, перенос – это оживление комплекса Эдипа, реакция такова, что консультант представляется участников ранних эдиповых отношений клиента. То есть отца и мать. В другом более универсальном определении – перенос понимается как повторение в отношениях с консультантом чувств, установок, привычных в прошлом со значимыми людьми.
10 Контрперенос – проецирование консультантом своих проблем на представленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.
Приложение 3
Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.