ТЕМА: Личность консультанта в процессе психологического консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольная работа

ТЕМА: Личность консультанта в процессе психологического консультирования

 

 

2004 г.

 

Содержание

 

Введение

Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных психологических направлениях

2. Модель личности консультанта.

Заключение

Приложение

Список литературы



Введение

 

Психологическое консультирование направлено на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Методы консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. В какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаные с профессиональными различными ценностями и критериями.

Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Как сделать так, чтобы результаты психологического консультирования, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, решали задачи психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисных ситуаций? Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультативного контакта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками консультанта, каждый из этих данных факторов обеспечивает качество консультирования.

В связи с вышесказанным цель данной работы формулируется следующим образом: проанализировать к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.

Для решения поставленной цели в представленной работе будут решаться следующие задачи:

1. Обзор теоретических основ к отношениям консультант-клиент в различных психологических направлениях.

2.Дать характеристику возможной модели личности консультанта.

Непременными составляющими композиционной структуры данной работы выступают: введение, заключение и приложения, а также составлен словарь основных понятий по данной теме и список использованной литературы. Во введении представлена цели работы и её структура. В заключении приводится материал, полученный в результате воплощения поставленных целей. В приложении представлены материалы в виде таблиц и обобщений.



Аутентичность

Аутентичность является стержневым качеством консультанта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичного существования:

ü Полное осознание настоящего момента;

ü Выбор способа жизни в данный момент;

ü Принятие ответственности за свой выбор.

Это способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Аутентичный человек позволяет не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент отсутствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем, если консультант выполняет роль только технического эксперта, отделяясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность сомнительной. Соприкасаться с жизнью другого человека (клиента) можно, только оставаясь живыми людьми.

Аутентичность – это и огромный интерес консультанта к самому себе, реализуемое с помощью личной психотерапии, супервизии и участие в Баллинтовских группах.

С. Шервиз (1999г.) говорила на своем выступлении на международной конференции: «Идеальная личность консультанта или психотерапевта – это скорее мечта, в то время как в реальности важно, каким образом специалист обретает свою аутентичность, выстраивая контекст интерсубъективных отношений с клиентом…» Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Развитие самопознания.

Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е.Кеннеди (1977): «Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неограниченных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе» Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Эмпатия

Эмпатия – умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает этот другой человек. Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

Вслушивание

Этот процесс взаимный, и он способствует тому, что и консультант имеют возможность раскрывать и опознавать за содержанием проблемы ее структуру. В 1990 Карл Витекер сказал: «Самый эффективный метод – это слушать. Только слушать» Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Наблюдение

Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к людям, их страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.

Каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.

Не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов, выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности водоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.

Если научиться улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей, то можно разгадать их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если консультант легко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека.

В данном случае можно сформулировать общее предостережение для консультантов: предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех на работе – все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательного вывода. Даже два, три, четыре признака не дают достоверного материала, только совокупность многих признаков, указывающих на одни и те же особенности характера, может стать основой для более или менее надежной гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основании вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы по представленной проблеме.

 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что понимание различных теоретических концепции личности – это главное составляющее ядро современного консультанта, оно помогает формировать динамические гипотезы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезоорганизующим внутренним миром некоторых клиентов.

В настоящее время в мире распространяется эклектическое консультирование, предоставляющее попытку интеграции лучших сторон различных школ. Имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектическое консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании – это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающие в области психологического консультирования, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектическую, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

В свое время М. Балинт и Е. Балинт писали: «Знание можно получить из книг и лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности консультанта. Консультирование становиться ремеслом, вымощенными добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности консультанта».

 


Список литературы:

 

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. М., 2000, с.3 – 12.

3. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, N 3.

4. Немов Р.С. Практическая психология. М., ВЛАДОС 1998г .

5. Основные направления современной психотерапии. М., 2000.

6. Роджерс К.Р. Человекоцентрированный / клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, N 2.

7. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

8. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика. 1974.

9. Эйдемиллер Э.Г.. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия, Спб.: Речь, 2003 г.

10. Системная семейная психотерапия под редакцией Э.Г. Эйдемиллера, Спб , 2002 г.


 Словарь основных понятий

1. Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

2. Функция теоретических концепций в практике - обобщение накопленной информации, делает более понятными сложные явления, предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску  новых факторов.

Структура процесса консультирования:

 

                     
Исследование проблемы
 
Двумерное определение проблем
 
Идентификация
 
Планирование
 
Деятельность
 
Оценка и обратная связь


3.Исследование проблемы – установление контакта (рапорт) и достигается обоюдного доверия с клиентом.

4. Двумерное определение проблем – охарактеризовываются проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания.

5. Идентификация – на этой стадии обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Обсуждаются всевозможные варианты, которые клиент считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы. Можно составлять письменный список вариантов, чтобы их облегчить.

6. Планирование – здесь осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. В плане следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения.

7. Деятельность – на этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.

8. Оценка и обратная связь – здесь оценивается уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

9. Специфические черты консультирования, отличающего его от психотерапии:

ü Ориентировано на клинически здоровую личность, на здоровые стороны личности вне зависимости от степени нарушения («Человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из – за неадекватных установок и чувств…» Майярс. 1968 г.)

ü Обычно ориентируется на настоящее и будущее клиентов

ü Помощь краткосрочная (до 15 встреч)

ü Ориентируется на проблемы возникающие в взаимодействии со средой;

ü Направлено на изменение поведения и развития личности клиента

11. Основные параметры консультативного контакта:

ü Эмоциональность

ü Интенсивность

ü Динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта0

ü Конфиденциальность

ü Оказание поддержки

ü Добросовестность

11.Перенос в консультативном процессе - существует два основных определения переноса. Согласно классическому определению, перенос – это оживление комплекса Эдипа, реакция такова, что консультант представляется участников ранних эдиповых отношений клиента. То есть отца и мать. В другом более универсальном определении – перенос понимается как повторение в отношениях с консультантом чувств, установок, привычных в прошлом со значимыми людьми.

10 Контрперенос – проецирование консультантом своих проблем на представленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.  






Приложение 3

Приложение 1

 

Направление Цели консультирования Основные теоретические принципы
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.   Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природой и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго,суперэго. Поведение мотивируется сексуальными побуждениями. Патология возникает из – за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на современном чередовании стадий сексуального развития.
Адлерианское направление   Трансформировать цели жизни клиента, помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.  Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение мотивируется стремлением к достижений. Целей и социальным интересом. Жизненные трудности и способствует формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучит эффективному поведению. Человек продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.
Рационально – эмоциональная терапия Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научит применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.  Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонстью к парологичности. Он может одновременно становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.
Клиент – центрированная терапия Роджерса Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности, поощрять открытость клиента опыту, уверенности в себе, спонтанность. Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию. Уверенности в себе.
Экзистенциональная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним ; идентифицировать блокирующие свободу факторы. Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциональной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире. Одиночеству и отношениями с другими. Временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого человека.

Приложение 2


Контрольная работа

ТЕМА: Личность консультанта в процессе психологического консультирования

 

 

2004 г.

 

Содержание

 

Введение

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.