Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поиски новых путей социального развития - характерная черта нашего времени. Искусство в этом отношении не составляет исключения. Каково отношение искусства к общей тенденции изменения общественного развития в постсоветский период - это вопрос, который приобретает сегодня актуальность в эстетической науке. Эстетическая мысль прошлого века ставила вопрос о критерии прогресса в искусстве, исходя из задачи художественно-практического решения новаторского характера искусства социалистического реализма. Во-первых, это обусловливалось тем, что социалистическое общество искренне верило в возможность планомерного развития эстетической теории и ее воздействия на практику. Во-вторых, эстетическая теория тех лет находилась под влиянием популярности идеи строительства коммунизма. В-третьих, интерес к художественному прогрессу в советской эстетической науке являлся практическим результатом преодоления известного схематизма в оценке художественных явлений, возникавшего в обстановке культа личности. Потребность в изучении идей художественного прогресса вызывалась и необходимостью действенной критики буржуазного искусства и его теорий, спекулирующих, как тогда казалось, на достижениях научно-технического прогресса.

У современного эстетического теоретического искусствоведения иные мотивы и концептуальные построения художественной жизни общества. Но не все, что было рождено в теории искусства в условиях революционной ломки жизни народов России на рубеже XIX - XX веков, в процессе проведения культурной революции и создания искусства социалистической эпохи, достойно печальной эпитафии как сплошное заблуждение. Было в том поиске социального прогресса и социальных ориентиров в искусствоведении, художественной критике и в практике развития разных видов, родов и жанров искусства много таких положений, которые, достойны исторического и теоретического внимания.

Господствующее положение в начале XX века и весь советский период занимала концепция социально-исторической обусловленности поступательного развития искусства, его прогресса, поиск источника этого развития в сфере общественного бытия, в восходящем совершенствовании и коренном изменении таких социальных явлений, как личностные и общественные эстетические потребности, эстетические вкусы людей и общественные в основе своей мировоззренческо-установочные эстетические взгляды и идеалы.

Через эти механизмы эстетической жизни общества его властные структуры стремились оказывать регулирующее воздействие на деятельность творцов художественных ценностей, выдвинув на первый план эстетики, искусствоведческих наук и художественной критики понятия художественного метода, стиля и творческой индивидуальности художника. В центре огромного количества работ по этой проблематике был вопрос о сущности метода социалистического реализма. Первейшим источником прогресса или поступательного развития отечественного и мирового искусства мыслилось историческое развитие реалистических методов художественного отражения действительности, завершившееся возникновением метода социалистического реализма. Ставилась задача выявления достоинств этого метода в сопоставлении с другими методами, в том числе и реалистического искусства России второй половины XIX и начала XX веков, внедрения данного метода во все без исключения виды, роды и жанры художественного творчества мастеров искусства СССР и возникших после Второй мировой войны других стран социалистического содружества. С позиций современных представлений об искусстве, его эстетической сущности многие положения этой концепции социально-исторической обусловленности развития искусства воспринимаются как устаревшие, отвергнутые ломкой советской системы в постсоветское время и изменениями самих научных представлений о природе искусства и эстетических отношений. Наука об искусстве уже не может полагать искусство только познанием действительности, познанием эстетических свойств и качеств, существующих, якобы, объективно в отражаемых искусством объектах реального мира. Исследователи эстетических ценностей и деятельности их творцов должны считаться с фактом многообразия форм социального отражения, несводимости его только к форме познания (история 60х годов в СССР ознаменована была не только признанием генетики и кибернетики, но также аксиологии и семиотики), и только в форме истины. По мнению Г.И. Прибыткова, сегодня, во-первых, само эстетическое отражение все чаще понимается как форма социального отношения противоположных социальных групп по поводу производства эстетических ценностей в системе общества, присвоения эстетических ценностей как продукта общественного производства, их распределения, обмена и потребления; во-вторых, в основании этого продукта заложенными оказываются как объективные, так и субъективные предпосылки на базе оценочного эмоционально-образного отношения творцов эстетических ценностей к отражаемой действительности.

Если принять во внимание, что суть эстетических отношений, существующих между окружающим материальным миром (объект отношения) и человеком (субъект отношения) состоит в том, что в продуктах этого отношения раскрываются объективные качества и свойства предметов через то значение, которое они имеют в жизни людей, то следует признать, что деятельное начало принадлежит субъекту отношения, наделенному волей, разумом, эстетическими потребностями, взглядами, вкусами и идеалами, хотя характер его деятельности находится в прямой связи с объектом отношения.

Конечно, будучи социальным отражением, искусство и сегодня дает знание о действительности. Но это особое знание. В нем воспроизведение действительности неотделимо от выражения идейно-эмоциональной образной оценки ее личностью творца. Потребность в искусстве - это потребность не только сохранить знание о воспринятой действительности, но и сохранить также переживания, связанные с этим познанием, передать другим все многообразие непосредственной жизни самого художника и других людей, все изведанное и эмоционально пережитое им в общении с окружающей объективной реальностью. Из этого обстоятельства вытекает целый ряд важных моментов для характеристики источника развития искусства.

Так как относительно человека вся объективная действительность выступает как возможный или потенциально возможный объект отражения, в том числе и художественного, то можно заключить, что проблематика художественной формы отражения никогда не может быть исчерпана. Она будет опираться на практически неисчерпаемое многообразие чувственно воспринимаемых свойств материального мира (цвет, объем, габарит, пластика, конфигурация, пропорция, симметрия). Богатство и разнообразие музыкальных произведений будет обусловлено богатством эмоционального восприятия человеком окружающей действительности и собственных внутренних переживаний. Конкретный предел практической реализации многообразных чувственно воспринимаемых форм действительности в ту или иную эпоху нужно искать в развитии общества, в степени освоения человеком естественной и социальной действительности.

Нельзя говорить о художественном освоении чувственно воспринимаемых форм действительности в плане историческом до тех пор, пока человеческий труд вообще еще не создал человеческого отношения к природе, пока не проявилась трудовая потребность. В процессе создания новых, более совершенных орудий труда постепенно выявлялась и другая необходимость - создание предметов в соответствии со знанием их объективного содержания и их ценности для человека, как в плане утилитарном, так и эмоциональном. В результате продукты и предметы труда становились не только более полезными, но и привлекательными.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.