Социально-исторический контекст развития искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва

 

Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты авангардизма в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В.

Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и лругие.

Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850, а поздние - к 1960 годам. К русскому авангарду можно отнести различные новаторские направления в российском искусстве, обозначавшиеся терминами "модернизм", "новое искусство", "футуризм", "кубофутуризм", "левое искусство" и др. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни. Русский авангард, ненадолго переживший социалистическую революцию, был, безусловно, одним из ее ферментов. С другой стороны, первенец нормативного идеологического искусства - советский социалистический реализм явился прямым продуктом этой революции. Его изобразительная система, внешне напоминающая искусство ХIХ в., в действительности представляет собой специфическое явление.

На глазах одного-двух поколений оно проходит полный цикл - от момента становления нового мифа до его распада.

Футуризм - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего.

Футуризм - одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИу Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, ничевоков, так ничего и не создавших. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм. Направление в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

 

Заключение

 

В процессе выполнения работы затронуты вопросы возникновения социально-исторического контекста развития искусства, авангардных течений в искусстве в целом, и в русской живописи в частности. А также место социального реализма в искусстве 20 века. Авангардное искусство становится силой, направленной не на удовлетворение эстетических ценностей публики, а на преобразование её сознания новыми образами. Сами эти образы возникают именно тогда, когда жизнь переходит на новый безумный ритм, когда классическое искусство уже не может отразить реальность - столь динамичную и многогранную.

 



Социально-исторический контекст развития искусства

 

Искусство в целом как форма духовной жизни общества, как один из способов освоения мира, никогда не было в застывшем состоянии. Оно было и является социально-историческим процессом. Этот процесс требует анализа как творческой жизни отдельного композитора, художника, писателя, так и духовной жизни тех, кому адресуются произведения (социальных индивидов, социальных групп, цивилизаций и в целом человечества).

На сегодняшний день, в теории искусства, во-первых, нет однозначных взглядов по поводу возникновения искусства: называют концепции возникновения художественной деятельности через магию, тотем, игру, трудовую деятельность, через трансформацию отдельных биологических свойств и качеств живой природы, через божественное провидение.

Во-вторых, нет и достаточного обоснования выводов по поводу того, есть ли прогресс в эволюции художественной жизни общества, и если есть, то, что является критерием этой разновидности социального прогресса, каковы источники такой прогрессирующей эволюции искусства.

Искусство анализируется главным образом с позиции особой формы общественного сознания, а не как особая форма духовно-предметной деятельности. Это обязывает искусствоведческие науки искать источник эволюции художественного творчества и искусства как его результата, в той самой социальной среде, в которой функционирует искусство как самовыражение этой социальной среды в наивысших, оптимальных точках ее развития, или, напротив, в отсутствии такого развития - деградации. Речь идет о разработке таких методов исследования исторических судеб искусства, художественно-творческих процессов, художественной культуры народов, творческого наследия художников, которые не отрывали бы художественную деятельность от других форм человеческой жизнедеятельности, не мыслили бы абсолютную автономность создателей произведений искусства о тех кто их воспринимает, наслаждается ими, формируется с их помощью социально.

Взгляд на искусство, на художественно-творческую деятельность как на основную форму проявления эстетических отношений людей, охватывающих всех членов общества - путь, который должен раскрывать эстетическую сущность искусства и эстетическую обусловленность его развития. На этом пути познания искусства социологам и другим обществоведам, а не только представителям эстетической науки и искусствознания, исследующим духовную жизнь, еще предстоит переосмысление содержания и социальной роли таких фундаментальных явлений жизни людей, как эстетических потребностей, вкусов, взглядов и идеалов.

В них проявляется динамическое начало созидательной деятельности социальных индивидов в производстве материальных и духовных ценностей жизни; в формировании социальных качеств индивидов; в производстве всех форм коллективного бытия людей. Общесоциологические понятия "потребность", "вкус", "взгляд", "идеал", используемые для характеристики активной жизнедеятельности людей в какой-либо конкретной форме, получают уточняющие определения. Так, в области эстетической жизни людей они выглядят как эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические взгляды, эстетические идеалы.

Они редко используются в исследованиях природы и социальной роли различных форм эстетической жизни общества, искусства в целом и различных процессов художественно-творческой деятельности.

А между тем их методологическая роль очевидна в исследовании таких проблем, как историческое возникновение и эволюция искусства, прогресс художественного развития обществ и его источники, наконец, природа и истоки гениальности, талантливости, новаторства мастеров искусства.

Главной особенностью успешно работающих художников-новаторов в любом виде искусства является то, что они, как правило, находят источники мастерства не в "цеховой" замкнутости специалистов от искусства, а в обращении к богатствам эстетической жизни общества, для которого и под влиянием которого они совершенствуют художественное отражение окружающей действительности.

При этом важно понять, что эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы - это механизмы духовной жизни всего общества, а не отдельных его персон. Персональность характеризует лишь уровень развития данных механизмов эстетической духовности людей, разную сопричастность лиц к этой сфере социальной жизнедеятельности. В остальном все являются соучастниками эстетической жизни общества. Эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы охватывают жизнедеятельность всех социальных индивидов, независимо от их национально-этнической, социально-классовой, гражданской или государственно-правовой принадлежности, условий социально-бытовой жизни, пола, рода профессиональной деятельности, вероисповедания. Творцы произведений искусства так же находятся в этой системе эстетической жизни общества и именно в ней находят и вдохновение для творчества, и темы для своих произведений.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.