¨ 1) однородное сказуемое: Днём молчит, ночью кричит, по лесу летает, прохожих пугает
¨ 2) однородное определение: Без рук, без ног, а рубашку носит
¨ 3) однородное обстоятельство: По нему идут, он и там и тут, он в твоей квартире, в школе, в бане, в тире. И запомнить так легко: он всегда под потолком!
Словообразование
¨ 1) Говорит дорожка, два вышитых конца: «Помойся хоть немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня» (полотенце).
¨ 2) Вот серебряный лужок, не видать барашка, не мычит на нём бычок, не цветёт ромашка. Наш лужок зимой хорош, а весною не найдёшь (каток).
¨ 3) Танечки и Галочки, Сонечки и Аллочки, Машеньки и Верочки - маленькие...(девочки).
¨ Задание. Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и чередованиями вы нашли? Почему в загадках используют эти слова?
¨ Задание. Напишите, от каких слов образованы эти слова.
¨ Образец: дорожка – дорога, сучок – сук, Галочка – Галя, Танечка – Таня, Сашенька – Саша
¨ Немножко – …, лужок – …, бычок – …, Аллочка – ..., Верочка – ..., Сонечка – ..., Машенька – ...
С помощью загадок учащиеся могут развивать речевые навыки.
¨ На занятиях по практике устной речи жанр загадки выступает стимулом для говорения учащихся.
¨ 1) Солнце лучиком играет, а снежок всё тает, тает! Птичкам стало не до сна, в гости к нам пришла... (весна).
¨ 2) Снег идёт, под белой ватой скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята — Снова к нам пришла... (зима).
¨ 3) Слышно пенье комаров, время ягод и грибов, озеро теплом согрето, всех зовет купаться... (лето).
¨ 4) Листья жёлтые летают, дождик землю поливает. Когда это бывает? (осень).
Студентам нужно не только дать ответ на загадку, но и аргументировать его. Преподаватель задает вопросы студентам:
¨ 1) Как вы думаете, к какой теме относятся эти загадки?
¨ 2) Какие слова помогают отгадать загадку?
¨ 3) Какие слова новые для вас?
¨ 4) В вашей культуре есть похожие загадки? Что общего они имеют? Чем отличаются?
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ КИТАЙСКИМ УЧАЩИМСЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЗАГАДКИ)
1. Загадки об объектах, которые не характерны для русской лингвокультуры.
Китайская загадка:
A. Кожа грубая, внутри чёрное сердце, нравится императорской наложнице.
B. Издалека выглядит как сюцю, вблизи выглядит как плакучая ива с листьями. Если разрезать его, выглядит как тофу с чёрными зёрнами кунжута.
2. Загадки об объектах, которые не характерны для китайской лингвокультуры.A. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
B. В начале цветки, а после уж листья, плоды, как горох, ветки осыпали!
3. Загадки об объектах, существующих в обеих культурах:
А) создающие похожий образ в русской и китайской загадках.
Русская загадка о арбузе: Среди бахчи зелёные мячи. Налетела детвора – от мячей одна кора.
Китайская загадка: Выглядит как баскетбольный мяч, одет в зелёное, у него много детей в животе, у всех детей черные лица.
Б) создающие разные образы в русской и китайской загадках.
Русская загадка о гранате: Маленькая печка с красными угольками.
Китайская загадка о гранате: Маленькая ваза, внутри много красных жемчужин.
Русская загадка о банане: Огурцы они как будто, только связками растут, и на завтрак эти фрукты, обезьянам подают.
Китайская о банане: Как лодка жёлтая, все любят есть. Мякоть плода сладкая и вкусная, не забудьте выбросить кожуру в мусор!
Русская загадка о луке: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
Китайская загадка о луке: Носит белые брюки, зелёную одежду, внутри одежды пусто, а брюк несколько носит, и борода лежит на подошве.
Русская загадка о кукурузе: В этих желтых пирамидках сотни зерен аппетитных
В китайской загадке о кукурузе: Странно, странно, очень странно! У нее на голове борода! Раздень и посмотри, жемчуг нашли.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 279.