ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК НА УРОКАХ РКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФУНКЦИИ ЗАГАДОК В ОБУЧЕНИИ

¨ Жанр загадки в процессе обучения имеет следующие функции:

¨ 1) развлекательную

¨ 2) познавательную

¨ 3) развивающую

¨ 4) эстетическую

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК НА УРОКАХ РКИ

Важно учитывать их лексико-грамматические характеристики, они должны соответствовать уровню владения языком.

¨ Чего нет в России, есть в Москве, нет в Петербурге, есть в Неве?

¨ У тебя есть – у меня нет, у бабы две – у девки нет, у Бориса спереди – у Глеба сзади.

¨ Меня одну не едят, а без меня мало едят. От воды родится, воды боится

¨ Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит, без ран болит

Нужно учитывать лингвокультурологические и лингвострановедческие компетенции учащихся.

¨ Стоит Алёна: платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.

¨ Этот праздник знаешь ты, на него печём блины. Зиму прочь им прогоняем, весну красную встречаем.

¨ Знают все, на Пасху мы светить ходим куличи. А еще красим его, символ Пасхи ведь...

Таким образом, самый важный принцип отбора загадки – удобопонятность.

 

На занятиях по РКИ с помощью жанра загадки учащиеся могут:

¨ 1) Актуализировать значения слов

¨ 2) Увеличить словарный запас

¨ 3) Рассмотреть словообразовательный аспект

¨ 4) Разобрать грамматические явления

¨ 5) Познакомиться с культурой и менталитетом носителей языка

¨ 6) Развивать речевые навыки

Преподаватели могут использовать загадки в следующих целях:

¨ 1) Организовать ход урока

¨ 2) Разнообразить формы работы

¨ 3) Выявить трудности лексико-грамматического и лингвокультурологического характера

¨ 4) Поощрить интерес к русскому языку

 

 

Жанр загадки в качестве учебного материала можно использовать в упражнениях на всех уровнях языковой системы.

¨ Фонетика:

¨ Для китайских студентов трудно произносить звуки [Р], [С], [Ш], учащимся можно предложить такое задание: Прочитайте эти загадки, отгадайте их. Попробуйте читать их быстро.

¨  1) Рак, рыбалка, рыболов, рыба, речка... сколько слов! Вы скажите как пример хоть словечко с буквой ... (Р).

¨ 2) Эта буква нам важна: слову «Родина» нужна. «Речь родная», «русский» тоже без неё прожить не сможет. Буква нужная, поверь! Эта буква — ... (Р).

¨ 3) Висит милашка — красная рубашка, брюшко сыто, зёрнами набито

¨ 4) Маленький шарик под лавкою шарит

Лексика

¨ Задание. Посмотрите лексический минимум, найдите незнакомые слова, определите их значение.

¨ Лексический минимум: бусы, водить хоровод, сытый, сметана, чудесный, букет, огонь.

¨ Задание 1. Отгадайте эти загадки и объясните ваши ответы.

¨  1) Если ёлочки в домах, в ярких бусах и огнях, если водим хоровод, что встречаем?

¨ 2) Праздник русский и раздольный, вкусный, сытый и довольный, со сметаной, маслицем – что за праздник?

¨ 3) Этот день чудесный только раз в году. Для меня все песни и цветы в саду. Дарят мне подарки, роз большой букет. Что это за праздник, дай скорей ответ!

¨ Задание 2. Скажите, какие слова помогают вам отгадать загадку?

Грамматика

¨ На уроках, посвящённых глаголам движения:

¨ 1) Идут, идут, а с места не сойдут

¨ 2) Подушечка с иголками в уголке лежит, никуда пока не бежит

¨ 3) Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит

¨ 4) Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх, думаешь, что вышел, а на самом деле зашёл

¨ Другой грамматической темой на материале жанра загадки является тема «Разряды числительных»:

¨ 1) Двое смотрят, двое слушают, а один говорит

¨ 2) Один – седой, другой – молодой, третий – скачет, а четвёртый – плачет

¨ 3) Какое дерево имеет двенадцать сучьев, на каждом суку по четыре ветки, а на каждой ветке по семи листьев?

¨ 4) Утром – на четырёх. Днем – на двух. Вечером – на трёх

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ КИТАЙСКИМ УЧАЩИМСЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЗАГАДКИ)

1. Загадки об объектах, которые не характерны для русской лингвокультуры.

Китайская загадка:

A. Кожа грубая, внутри чёрное сердце, нравится императорской наложнице.

B. Издалека выглядит как сюцю, вблизи выглядит как плакучая ива с листьями. Если разрезать его, выглядит как тофу с чёрными зёрнами кунжута.

2. Загадки об объектах, которые не характерны для китайской лингвокультуры.

A. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

B. В начале цветки, а после уж листья, плоды, как горох, ветки осыпали!

3. Загадки об объектах, существующих в обеих культурах:

А) создающие похожий образ в русской и китайской загадках.

Русская загадка о арбузе: Среди бахчи зелёные мячи. Налетела детвора – от мячей одна кора.

Китайская загадка: Выглядит как баскетбольный мяч, одет в зелёное, у него много детей в животе, у всех детей черные лица.

Б) создающие разные образы в русской и китайской загадках.

Русская загадка о гранате: Маленькая печка с красными угольками.

Китайская загадка о гранате: Маленькая ваза, внутри много красных жемчужин.

Русская загадка о банане: Огурцы они как будто, только связками растут, и на завтрак эти фрукты, обезьянам подают.

Китайская о банане: Как лодка жёлтая, все любят есть. Мякоть плода сладкая и вкусная, не забудьте выбросить кожуру в мусор!

Русская загадка о луке: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

Китайская загадка о луке: Носит белые брюки, зелёную одежду, внутри одежды пусто, а брюк несколько носит, и борода лежит на подошве.

 

Русская загадка о кукурузе: В этих желтых пирамидках сотни зерен аппетитных

В китайской загадке о кукурузе: Странно, странно, очень странно! У нее на голове борода! Раздень и посмотри, жемчуг нашли.

 

ФУНКЦИИ ЗАГАДОК В ОБУЧЕНИИ

¨ Жанр загадки в процессе обучения имеет следующие функции:

¨ 1) развлекательную

¨ 2) познавательную

¨ 3) развивающую

¨ 4) эстетическую

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК НА УРОКАХ РКИ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 534.