ФУНКЦИИ ЗАГАДОК В ОБУЧЕНИИ
¨ Жанр загадки в процессе обучения имеет следующие функции:
¨ 1) развлекательную
¨ 2) познавательную
¨ 3) развивающую
¨ 4) эстетическую
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК НА УРОКАХ РКИ
Важно учитывать их лексико-грамматические характеристики, они должны соответствовать уровню владения языком.
¨ Чего нет в России, есть в Москве, нет в Петербурге, есть в Неве?
¨ У тебя есть – у меня нет, у бабы две – у девки нет, у Бориса спереди – у Глеба сзади.
¨ Меня одну не едят, а без меня мало едят. От воды родится, воды боится
¨ Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит, без ран болит
Нужно учитывать лингвокультурологические и лингвострановедческие компетенции учащихся.
¨ Стоит Алёна: платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.
¨ Этот праздник знаешь ты, на него печём блины. Зиму прочь им прогоняем, весну красную встречаем.
¨ Знают все, на Пасху мы светить ходим куличи. А еще красим его, символ Пасхи ведь...
Таким образом, самый важный принцип отбора загадки – удобопонятность.
На занятиях по РКИ с помощью жанра загадки учащиеся могут:
¨ 1) Актуализировать значения слов
¨ 2) Увеличить словарный запас
¨ 3) Рассмотреть словообразовательный аспект
¨ 4) Разобрать грамматические явления
¨ 5) Познакомиться с культурой и менталитетом носителей языка
¨ 6) Развивать речевые навыки
Преподаватели могут использовать загадки в следующих целях:
¨ 1) Организовать ход урока
¨ 2) Разнообразить формы работы
¨ 3) Выявить трудности лексико-грамматического и лингвокультурологического характера
¨ 4) Поощрить интерес к русскому языку
Жанр загадки в качестве учебного материала можно использовать в упражнениях на всех уровнях языковой системы.
¨ Фонетика:
¨ Для китайских студентов трудно произносить звуки [Р], [С], [Ш], учащимся можно предложить такое задание: Прочитайте эти загадки, отгадайте их. Попробуйте читать их быстро.
¨ 1) Рак, рыбалка, рыболов, рыба, речка... сколько слов! Вы скажите как пример хоть словечко с буквой ... (Р).
¨ 2) Эта буква нам важна: слову «Родина» нужна. «Речь родная», «русский» тоже без неё прожить не сможет. Буква нужная, поверь! Эта буква — ... (Р).
¨ 3) Висит милашка — красная рубашка, брюшко сыто, зёрнами набито
¨ 4) Маленький шарик под лавкою шарит
Лексика
¨ Задание. Посмотрите лексический минимум, найдите незнакомые слова, определите их значение.
¨ Лексический минимум: бусы, водить хоровод, сытый, сметана, чудесный, букет, огонь.
¨ Задание 1. Отгадайте эти загадки и объясните ваши ответы.
¨ 1) Если ёлочки в домах, в ярких бусах и огнях, если водим хоровод, что встречаем?
¨ 2) Праздник русский и раздольный, вкусный, сытый и довольный, со сметаной, маслицем – что за праздник?
¨ 3) Этот день чудесный только раз в году. Для меня все песни и цветы в саду. Дарят мне подарки, роз большой букет. Что это за праздник, дай скорей ответ!
¨ Задание 2. Скажите, какие слова помогают вам отгадать загадку?
Грамматика
¨ На уроках, посвящённых глаголам движения:
¨ 1) Идут, идут, а с места не сойдут
¨ 2) Подушечка с иголками в уголке лежит, никуда пока не бежит
¨ 3) Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит
¨ 4) Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх, думаешь, что вышел, а на самом деле зашёл
¨ Другой грамматической темой на материале жанра загадки является тема «Разряды числительных»:
¨ 1) Двое смотрят, двое слушают, а один говорит
¨ 2) Один – седой, другой – молодой, третий – скачет, а четвёртый – плачет
¨ 3) Какое дерево имеет двенадцать сучьев, на каждом суку по четыре ветки, а на каждой ветке по семи листьев?
¨ 4) Утром – на четырёх. Днем – на двух. Вечером – на трёх
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ КИТАЙСКИМ УЧАЩИМСЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЗАГАДКИ)
1. Загадки об объектах, которые не характерны для русской лингвокультуры.
Китайская загадка:
A. Кожа грубая, внутри чёрное сердце, нравится императорской наложнице.
B. Издалека выглядит как сюцю, вблизи выглядит как плакучая ива с листьями. Если разрезать его, выглядит как тофу с чёрными зёрнами кунжута.
2. Загадки об объектах, которые не характерны для китайской лингвокультуры.A. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
B. В начале цветки, а после уж листья, плоды, как горох, ветки осыпали!
3. Загадки об объектах, существующих в обеих культурах:
А) создающие похожий образ в русской и китайской загадках.
Русская загадка о арбузе: Среди бахчи зелёные мячи. Налетела детвора – от мячей одна кора.
Китайская загадка: Выглядит как баскетбольный мяч, одет в зелёное, у него много детей в животе, у всех детей черные лица.
Б) создающие разные образы в русской и китайской загадках.
Русская загадка о гранате: Маленькая печка с красными угольками.
Китайская загадка о гранате: Маленькая ваза, внутри много красных жемчужин.
Русская загадка о банане: Огурцы они как будто, только связками растут, и на завтрак эти фрукты, обезьянам подают.
Китайская о банане: Как лодка жёлтая, все любят есть. Мякоть плода сладкая и вкусная, не забудьте выбросить кожуру в мусор!
Русская загадка о луке: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
Китайская загадка о луке: Носит белые брюки, зелёную одежду, внутри одежды пусто, а брюк несколько носит, и борода лежит на подошве.
Русская загадка о кукурузе: В этих желтых пирамидках сотни зерен аппетитных
В китайской загадке о кукурузе: Странно, странно, очень странно! У нее на голове борода! Раздень и посмотри, жемчуг нашли.
ФУНКЦИИ ЗАГАДОК В ОБУЧЕНИИ
¨ Жанр загадки в процессе обучения имеет следующие функции:
¨ 1) развлекательную
¨ 2) познавательную
¨ 3) развивающую
¨ 4) эстетическую
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК НА УРОКАХ РКИ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 592.