В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля над протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. В большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из сторон, так и, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.
Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотношений опирается на решение ряда универсальных задач:
воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такое состояние, которое значительно увеличивает социальную цену за его урегулирование;
вывести все теневые, латентные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;
минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.
Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой - либо на урегулирование (предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта; достигаемый компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений), либо на разрешение спорных ситуаций (предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий).
Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, можно отнести: степень открытости политической системы; уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.
Для выработки технологий контроля за конфликтом особенно важен учет субъектом управления не общих факторов его протекания, а специфики целей, выбираемых в соответствии с особенностями этапа его формирования и развития. Как правило, в науке выделяются этапы возникновения, развития и окончания политических конфликтов. В то же время особенности поведения субъекта управления конфликтом могут, как определяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику каждого этапа в целом, так и зависеть от более узких, специализированных целей, которые он ставит перед собой на каждом этапе в отдельности. Поэтому в науке могут разрабатываться технологические модели поведения лидеров, правительств, государств и прочих субъектов управления конфликтами не только применительно к этапам их протекания, но и касающиеся отдельных сторон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов. [4, стр.372-374]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.