СОДЕРЖАНИЕ
Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета
Организационное построение бухгалтерской службы
Форма ведения бухгалтерского учета
Технология сбора и обработки информации
Рабочий план счетов
Первичные учетные документы
Организация документооборота
Внутренняя отчетность
Внешняя отчетность
Система внутреннего контроля
Порядок проведения инвентаризации
Порядок выдачи денежных средств под отчет
Список литературы
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
q рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
q формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
q порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
q способы оценки активов и обязательств;
q правила документооборота и технология обработки учетной информации;
q порядок контроля за хозяйственными операциями;
q другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
На организацию бухгалтерского учета оказывает влияние организационно-технический аспект учетной политики, который предполагает принятие и утверждение:
q положения о бухгалтерской службе организации, должностных инструкций работников бухгалтерии,
q формы ведения бухгалтерского учета
q рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
q технологии обработки учетной информации;
q форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами;
q плана (графика) документооборота;
q форм документов для внутренней и внешней бухгалтерской отчетности;
q порядка внутреннего контроля;
q порядка проведения инвентаризации.
Учетная политика организации регламентирует деятельность бухгалтерии, и именно от нее в решающей степени зависит качество учета.
Первичные учетные документы
В учетной политике утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Формы первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального Закона "О бухгалтерском учете". Они должны обладать юридической силой и содержать следующие обязательные реквизиты:
q наименование документа, отражающее финансово-экономическое содержание хозяйственной операции. Документ может не иметь кода формы, если он разработан в самой организации и представлен в учетной политике. Однако наличие кода обязательно в том случае, если документ обрабатывается автоматизированным способом;
q дату составления документа, которая дает возможность определить конкретную дату совершения оформленной операции, что необходимо для реализации в бухгалтерском учете требований полноты, непрерывности, приоритета содержания над юридической формой. Датой составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта - дата совершения события;
q наименование организации, от имени которой составлен документ. Оно позволяет установить принадлежность первичного учетного документа к той или иной организации;
q содержание хозяйственной операции, которое должно точно соответствовать наименованию оформляемого документа;
q измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
q наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Также при формировании учетной политики организация в случае необходимости может дополнить унифицированные формы дополнительными реквизитами и изменить формат строк и граф, расширив или сузив их. Внесенные в формы изменения должны быть оформлены соответствующей распорядительной документацией.
Разработанные в соответствии с вышеизложенными требованиями формы первичных учетных документов прилагаются к учетной политике. Если у учреждения отсутствует потребность в первичных учетных документах, для которых не предусмотрены типовые формы, в учетной политике делается следующая запись: "Организация не применяет первичные учетные документы, для которых не предусмотрены типовые формы".
Утверждается перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, причем рекомендуется по каждой группе первичных документов или даже по каждой форме первичных документов утвердить перечень должностных лиц, по отношению к которым делегируется право подписи первичных документов. Закрепление необходимо для контроля за правомерностью совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах должны быть расшифровки подписей таких лиц. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном документе, отсутствует, его может подписывать лицо, являющееся исполняющим обязанности, или заместитель этого должностного лица. В этом случае обязательным является указание фактической должности лица, подписавшего документ, и его фамилия.
Внутренняя отчетность
В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разного уровня) в целях принятия управленческих решений, контроля за хозяйственной деятельностью как организации в целом, так и ее структурных (производственных, хозяйственных и управленческих) подразделений, а также для подведения итогов в сфере финансового и управленческого учета.
Методики составления и единые формы внутренней бухгалтерской отчетности отсутствуют. Содержание форм внутренней бухгалтерской отчетности определяется особенностями деятельности организации: формой собственности, масштабом организации, организационной структурой управления, отраслевыми характеристиками деятельности, технологическими особенностями производственного процесса, спецификой снабженческой и сбытовой деятельности и др. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования:
q адресности, представляющей ориентацию содержания форм и периодичность их составления на конкретных пользователей;
q оперативности, т.е. составления за короткий временной период (смену, рабочий день, неделю, пятидневку и др.);
q соблюдения соотношения превышения выгод от использования учетной информации над затратами по составлению отчетности.
Внешняя отчетность
Учетная политика устанавливает, кто составляет и в какие сроки предоставляет квартальную и годовую отчетность. В соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" годовая отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, а квартальная - в течение 30 дней по окончании отчетного квартала. Необходимость фиксации срока в учетной политике вызвана тем, что учредители предприятия или иные заинтересованные пользователи отчетностью могут установить и иные сроки представления бухгалтерской отчетности. Также следует отметить, что в общем случае законом предусмотрено предоставление акционерам лишь годовой финансовой отчетности. Однако акционерами может быть принято решение о возложении на исполнительный орган общества обязанности по предоставлению отчетности ежеквартально или ежемесячно, что и должно быть отражено в учетной политике.
Согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2007 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" организации обязаны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы бухгалтерской отчетности. При этом рекомендовано учитывать образцы форм, приведенные в приложении к названному приказу Минфина РФ. Следует отметить, что рекомендуемые Минфином формы отчетности не имеют построчной нумерации (за исключением нумерации итоговых разделов бухгалтерского баланса), поэтому при утверждении собственных форм отчетности предприятия обязаны не только структурировать (дополнить или убрать строки или показатели) формы под особенности своей финансово-хозяйственной деятельности, но и снабдить их нумерацией строк. При этом в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются. При утверждении объема форм бухгалтерской отчетности, которые предприятие будет обязано представлять в соответствующие адреса, необходимо в соответствии с Приказом от 22.07.2007 г. № 67н учитывать следующее:
- в общем случае и промежуточная (квартальная), и годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из всех пяти предусмотренных форм (кроме формы № 6),
- в отношении отдельных категорий организаций предусмотрен ряд особенностей в объеме предоставляемых форм отчетности.
На процесс составления отчетности влияет и организация бухгалтерской службы, и принятый рабочий план счетов, и выбранная система сбора и обработки информации. В свою очередь отчетность, которую организация планирует составлять, диктует требования к системе аналитического учета, необходимому уровню автоматизации, системе сбора и обработки информации и т.д.
Разработка порядка формирования отчетности предусматривает:
q определение видов отчетности, которые организация планирует формировать с использованием данных системы бухгалтерского учета: бухгалтерская и прочая (статистическая, налоговая, в экологические фонды и т.п.); внешняя и внутренняя; бухгалтерская отчетность собственная и сводная; бухгалтерская отчетность по российским и международным стандартам; годовая и периодическая (промежуточная);
q определение показателей отчетности;
q разработку форм отчетности;
q разработку алгоритмов формирования показателей отчетности, форм отчетности;
q разработку контрольных процедур в процессе формирования отчетности;
q установление лиц, ответственных за формирование отчетности, сроков и адресов ее представления.
При разработке форм бухгалтерской отчетности надо принимать во внимание наличие типовых форм отчетности, предусмотренных Минфином России. Однако следует учесть, что единых форм, обязательных к заполнению, нет. Образцы форм, которые рекомендованы приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, содержат только минимально необходимый состав показателей и являются рекомендуемыми. Организации могут изменять и дополнять их, а при желании и разрабатывать свои формы. Очевидно, что у многих организаций фактическая форма баланса должна отличаться от рекомендуемой Минфином России. Этот момент должен быть обязательно отражен в учетной политике организации. Организация может представлять бухгалтерскую отчетность ее пользователям либо на бумажных носителях, либо в электронном виде. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике.
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета
Организационное построение бухгалтерской службы
Форма ведения бухгалтерского учета
Технология сбора и обработки информации
Рабочий план счетов
Первичные учетные документы
Организация документооборота
Внутренняя отчетность
Внешняя отчетность
Система внутреннего контроля
Порядок проведения инвентаризации
Порядок выдачи денежных средств под отчет
Список литературы
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
q рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
q формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
q порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
q способы оценки активов и обязательств;
q правила документооборота и технология обработки учетной информации;
q порядок контроля за хозяйственными операциями;
q другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
На организацию бухгалтерского учета оказывает влияние организационно-технический аспект учетной политики, который предполагает принятие и утверждение:
q положения о бухгалтерской службе организации, должностных инструкций работников бухгалтерии,
q формы ведения бухгалтерского учета
q рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
q технологии обработки учетной информации;
q форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами;
q плана (графика) документооборота;
q форм документов для внутренней и внешней бухгалтерской отчетности;
q порядка внутреннего контроля;
q порядка проведения инвентаризации.
Учетная политика организации регламентирует деятельность бухгалтерии, и именно от нее в решающей степени зависит качество учета.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.