Вопрос 60. Эллинистическая культура, ее отличительные черты и основные особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности. Усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки местожительства. Житель эллинистических гос-в почувствовал, что он не только член общины или города, но всего эллинистического мира. Особенно это относилось к грекам и македонянам. Знакомство с новыми условиями жизни и древними традициями расширяло кругозор, усиливало творческое начало, создавало благоприятные условия для развития культуры.

Интенсификация хоз-ва, рост общественного и личного богатства соц слоев и отдельных людей, большие материальные возможности => финансирование культуры. Сочетание рабовладельческого полисного типа с древневосточными общественными отношениями, многообразие соц и классовых противоречий, нестабильность соц системы => Различные идеологические системы, разные воплощения в философии, науке, архитектуре и и.д.

Изменилась роль гос-ва в сфере культуры: финансируя те или иные области культуры, эллинистические монархи пытались направить процесс культурного творчества в нужное им русло. Столицы, резиденции правителей превращались в мощные культурные центры. Крупные ученые приглашались к царским дворам и содержались за их счет (в Антиохии на Оронте, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и др., наиболее крупный – в Александрии).

Птолемей Сотер (основатель династии) по совету ученика Аристотеля Деметрия Фалерского основал учреждение, посвященное девяти музам – музей. Он включал помещения для чтения лекций и библиотеку. К концу 3 в. до н.э. большая часть книжных богатств древности была сосредоточена в этой библиотеке (> 500 000 папирусных свитков). На ее содержание отпускались средства из царской казны. Для работы туда приглашались влиятельные ученые – Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Эвклид, Каллимах и др. Александрийский музей превратился в международную академию, мощный научный и культурный центр, обладающий огромным влиянием. Его учеными сделаны величайшие открытия эпохи.

Важный фактор развития элл культуры – взаимодействие традиций эллинской и дв культур. Структурообразующую роль играла греческая культура. Признанным языком был греческий в форме общегреческого языка койне (на нем говорили образованные люди и писалась лит-ра). Решающий вклад в создание культурных ценностей внесли греки. Эллинистическая культура – закономерное продолжение греческой 5-4 веков. Воздействие дв культуры проявилось в оплодотворении греческой рядом новых идей (напр., мистицизма и глубокого индивидуализма в философии), внедрением ряда достижений дв науки (в медицине, астрономии и др.).

Религия. Повышение роли религии (по сравнению с 5-4 вв.). На новых местах расселения греков и македонян культы олимпийских божеств трансформировались под влиянием условий новой жизни среди коренного восточного населения и воздействием дв религиозных систем. Религиозный синкретизм: совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных богов, появление синкретических новых божеств. Среди греч населения получает признание культ Великой Матери Богов, особую популярность приобрела богиня Исида – универсальный культ единого женского божества с чертами Геры, Афродиты, Деметры, Селены.

Культ Сараписа в Египте разработан греч (элевсинский жрец Тимофей) и егип жрецами (гелиопольский жрец Манефон) по указанию правителя Птолемея Лага, за основу был взят культ Осириса-Аписа + элементы богов Плутона, Зевса и Диониса (Осорапис => Сарапис). Новое божество было объявлено верховным богом эллинов и египтян, распространилось на внеегипетские владения, проникло в Малую Азию и Балканскую Грецию. В поклонении Сарапису удовлетворялась потребность в монотеизме, которая была велика в ряде восточных стран (Иудея).

В неспокойной общественной и полит обстановлке люди стали обожествлять Удачу в образе Фортуны, приносящей счастье, славу и богатство. Были обожествлены такие понятия, как Добродетель, Здоровье, Счастье, Гордость. Разумеется, обожествлялся царствующий монарх. Этот культ должен был обосновать и укрепить господство правителей, сплотить многонациональные гос-ва. Правители Египта, Селевкиды и др. принимают божественные эпитеты Сотер (спаситель), Эпифан (явленный), Эвергет (благодетель) и др. У них свои жрецы и храмы.

Распространяются идеи мессианства, вера в приход божественного спасителя – мессии, освободителя угнетенного народа от завоевателей. Как правило, среди малых народностей, включенных в состав крупных держав и подвергаемых жесткому угнетению – населения Древней Иудеи в составе державы Селевкидов). В Пергаме широкие массы угнетенных римским завоеванием обожествляли Солнце, мечтали о справедливом гос-ве Солнца, в котором все граждане будут жить счастливо.

В целом: активный поиск новых религиозных форм и идей, тяга к монотеизму и этическим сторонам религиозных учений.

Философия. Отражение соц и полит нестабильности, изменения общего мировоззрения людей. Основа мировоззрения в 5-4 вв. – яркое чувство патриотизма, глубокая связь каждого гражданина с его родным городом, гражданский коллектив – высшая ценность, ему подчиняются частные интересы. Период эллинизма – нет связи человека с его родным городом, он чувствовал себя гражданином мира – космополитес (а не политес, как раньше) => Основа благополучия человека – милости богов, благодеяния монарха, личная инициатива и счастье. Чувство индивидуализма, вера в собственные силы, но и в слепую удачу. Укрепление религиозного сознания, распространение мистических представлений.

Основной центр элл философии – Афины. Продолжали существовать школы Платона и Аристотеля (4 в.). Школа Платона – Академия, его ученики – Ксенократ, Полемон, Кратет – составили Древнюю Академию; последователи Платона – Аркесилай и Карнеад – составили Среднюю, или Новую, Академию. Обе Академии разрабатывали лишь отдельные положения философской теории Платона, уделяя особое внимание мистическим сторонам и сочетая идеализм Платона с элементами др. философских систем. Последователи Аристотеля – перипатетики – уделяли больше внимания научным вопросам. Феофраст стал основателем научной ботаники, Стратон прославился открытиями в физике. Со временем эти школы превратились в замкнутые элитарные группы, почти не влияющие на развитие философской мысли.

Стоическая философия – наиболее популярная. Делится на 3 части – физику, логику и этику. Основатель – Зенон из г. Кития на Кипре, который переехал в Афины и там начал ее разработку. Проповедовал ее в цветном портике (стоя пойкиле – отсюда название) на агоре. Последователи – Клеант из Ассоса и Хрисипп из Сол в Киликии. Весь окружающий мир – телесная субстанция, но пассивная, инертная, которая приобретает определенные формы и активное бытие благодаря пронизывающей ее творческой силе (разум/логос/бог/рок/Зевс). Творческое начало – великий огонь, он формирует все видимое многообразие окр мира. Когда закончится цикл, мировой пожар уничтожит мир, затем произойдет его возрождение силой божественного разума. Новый мир – повторение прежнего. Главную роль играла этика – учение о роли и цели человека в мире. Человек – активное начало в мире. Цель и счастье человека – разумная активная деятельность, направленная на поддержание равновесия мира. Вселенские, космополитические идеи. Добродетель – одна из целей чел жизни, она предполагает наличие 4-х качеств: справедливости, проницательности, мужества и рассудительности. Всеобщее равенство, отрицание рабства как природного явления. Стоицизм поддерживал связь между растущим индивидуализмом и еще не преодоленным коллективизмом. Много религиозных элементов.

Философия Эпикура и его последователей эпикурейцев. Тоже делится на 3 части (см. выше). Эпикур развил мысли Левкиппа-Демокрита об атомном строении мира. Мир – самодвижущаяся материя, состоящая из атомов (в т.ч. душа). Материя вечна, несотворима и неуничтожима, нет божественной силы или т.п. Боги есть, но они проявление бесконечной природы и не принимают участия в жизни людей. Человек – одно из произведений движущейся материи, сам творец своей жизни и счастья. Счастье – устранение неприятных ощущений, ведение скромного образа жизни, уединение от треволнений внешнего мира. «Проживи незаметно». Атараксия – полный душевный покой, высшее счастье.

Стоицизм и эпикурейство имели последователе в узком круге господствующего класса. Философия киников – народная философия, стала популярной в классическую эпоху. Основатель – Антисфен. Один из самых известных киников – Диоген из Синопы. Равнодушие к анализу устройства мира, изучению законов мышления. Богатство, положение в обществе, семья – оковы человека. Отказаться от этого, жить сообразно природе – счастье. Протест против несправедливого распределения богатства, имущественной и соц дифференциации. Народ их любил, а власти опасались.

Литература. Увеличение круга писавших авторов (> 1100 имен) – свидетельство возросшей значимости лит-ры, рост потребности в лит-ре. Огромное влияние имел театр. Из театральных действий исключается хор, их ведут проф актеры, их кол-во возрастает. Действие переносится из орхестры на проскений, возвышение перед сценой. Вместо закрывающей всю голову маски и короткой туники – маски, обозначающие реальные чел черты, костюмы, близкие к повседневной одежде. => Действие приобрело более реалистический хар-р.

Продолжались ставиться трагедии, т.к. они были частью общественных и религиозных празднеств. Мифологические и современные сюжеты. Наиболее популярный жанр – новая комедия, или комедия нравов – столкновение различных характеров (мудрый старик/хвастливый воин, благородная девушка/коварный сводник). Один из лучших представителей – афинский поэт Менандр. Афины – центр новой комедии и бытовой драмы, а Александрия – центр эллинистической поэзии. Был создан особый поэтический стиль – алексадризм: он предполагал обширную эрудицию авторов, разработку внешней формы произведения, отказ от простонародных слов и т.д. Нет общественных проблем, предназначалась для интеллектуальной элиты => Упадок поэтического чувства, подмена настоящей поэзии учеными высказываниями в стихах. Основатель стиля – глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (поэмы «Гекала» и «Причины» - поэтическая обработка мифов, раскрывающих происхождение религиозныхобрядов). Продолжатели – Арат из Сол, Никандр из Колофона.

Каллимах начал и жанр эпиграммы, который был продолжен Асклепидом, Посидиппом и Леонидом (3 в. до н.э.). Известность приобрел жанр искусственного эпоса, представитель – Аполлоний Родосский (поэма «Аргонавтика» - плавание аргонавтов к берегам Колхиды).

Жанр буколической поэзии, или идиллии. Один из основоположников – Феокрит Сиракузский (Александрия). Пастушеские сценки на фоне условного красивого пейзажа. Искусственный мир безмятежно живущих людей контрастировал с реальным миром. Жанр социальных романов-утопий: фантастические страны, острова блаженных на краю ойкумены, роскошная жизнь на лоне природы (Эвгемер, Ямбул). Боги – обожествленные за свои заслуги люди, мудро устроившие быт сограждан (Эвгемер).

Прозаические жанры. Исторический жанр – богатая историография (история Тимея, Дуриса, Арата, Филарха и др.). «История» Иеронима из Кардии – описание элл истории от смерти Сашки до смерти Пирра в 272 г. до н.э. «Всеобщая история» Полибия – 40 книг об истории Средиземноморья с 220 по 146 г. до н.э. Его труд продолжил стоик Посидоний. В нач. 3 в. египетский жрец Манефон и вавилонский жрец Берос составили историю своих стран на греческом языке (синтез греческой и местной школ историографии).

Общая хар-ка: интерес к форме, неглубокое содержание, исследование внутреннего мира отдельного человека, игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими будничными заботами, разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру.

Архитектура. Основание новых городов и благоустройство древних. Основные принципы регулярного города:

1) Выбор благоприятной в климатическом отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной для обороны местности;

2) Составление генерального плана застройки, рассчитанной на долгие годы; => Специальные участки для агоры и др. площадей, театральных сооружений, общественных зданий и храмов, стадионов и гимнасиев + Садово-парковые комплексы (на окраинах). Ремесленные мастерские (керамические и кожевенные) -> На городские окраины или за пределы города.

3) Применение планировочных, пересекающихся под прямым углом осей, предполагающих сетку параллельно-перпендикулярных улиц;

4) Разбивка города на равные кварталы, внутриквартальная планировка и блочная застройка кварталов.

+ Хорошо налаженное водоснабжение и система канализации.

Главными арх сооружениями стали общественные здания, а не храмы: здания пританеи, булевтерии, эклессиастерии, для заседаний пританов, членов Буле, Народного собрания, библиотеки, арсеналы и доки, театры и стадионы, гимнасии и палестры. Изменился тип храмового здания: больше размер, роскошная отделка, двойной ряд колонн – диптер. Разрабатывались 2 типа жилых домов: несколько домов-квартир, образующих квартал или отдельно стоящий дом – городская вилла (с перистильным домом). Комплексы царских дворцов занимали до ¼ всей городской тер-рии, занимали или Акрополь (Пергам), или был отгорожен от городской тер-рии крепостной стеной (Александрия).

Александрийский маяк на о. Фарос. Архитектор – Сострат из Книда, 280 г. до н.э. 120 м и 3 яруса: 1) квадратное здание, стены ориентированы по сторонам света, 2) восьмигранная башня - по направлению восьми ветров, 3) купол, на нем стояла 7-метровая статуя Посейдона. Огонь маяка виден на расстоянии до 60 км, в дневное время – дымовая завеса.

Характерные черты: стремление к грандиозности, роскоши внутренней и внешней отделки, помпезности и масштабности; преобладание утилитарных типов сооружений, стремление к практицизму и рационализму => Утрата чувства прекрасного, эстетизма.

Скульптура. Обилие статуй даже в небольших городах, большой спрос на нее => Массовое производство, угасание творческого начала и рост чисто ремесленной техники. Божество – это капризная и грозная сила или один из вариантов человеческого образа, а не спокойное доброе существо. Отражение и раскрытие новых веяний эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, даже грубый натурализм, повышенный интерес к портретам отдельных лиц.

Наиболее прославленные шедевры: Ника Самофракийская, Тюхе (счастье) города Антиохии, Афродита Милосская и Афродита Киренская. Самые знаменитые скульптурные школы – пергамская и родосская. Пергамский алтарь – мемориальный комплекс, построенный Эвменом II в честь побед над галлами в 180 г.

Пергамская школа - традиции Скопаса: напр., умирающий галл; галл, убивающий свою семью. Родосская школа – традиции Лисиппа: напр., «Эллинистический правитель», «Лаокоон и его сыновья», «Фарнезский бык».

Колосс Родосский – 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, сработанная учеником Лисиппа, мастером Харесом из Линда в 276 г. до н.э. В 220 г. во время землетрясения был разрушен.

В самых широких слоях населения стала популярной малая скульптура – небольшие фигурки из терракоты. Одно из мест производства – беотийский город Танагра (танагрские терракоты).

Наука. Характерная особенность эпохи – бурное развитие гуманитарных и естественных наук. Наука субсидировалась правителями для практических целей. Особенность научной мысли этого времени – повышение практического применения результатов научного исследования в различных областях гос. управления и жизни. Наука выделилась в самостоятельную сферу чел деятельности, дифференциация и специализация научных дисциплин – математика, механика, астрономия, география, медицина, ботаника, филология, история.

Математика и астрономия развивались на основах Пифагора, Анаксагора и Евдокса + вавилонские и египетские ученые. Выдающиеся математики – Эвклид из Александрии («Начала»), Архимед из Сиракуз (число пи, гидростатика и др.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (теория конических сечений, основы геометрической алгебры, классификация иррациональных величин).

Самые крупные астрономы – Аристарх Самосский (гелиоцентрическая система), Эратосфен Киренский (измерил окружность земного экватора – 39 700 тыс. км, что почти верно) и Гиппарх Никейский (геоцентрическая система мира, которая была заимствована Клавдием Птолемеем и существовала до Коперника).

Феофраст из Лесбоса – основатель науки о растениях, ученик Аристотеля. «Исследования растений», «Происхождение растений».

Герофил из Халкедона, Эрасистрат из Кеосак – основатели двух влиятельных мед школ 3 в. до н.э. Открыли кровообращение, нервную систему, установили различие между двигательной и чувствительной системами и др. Асклепиад из Прусы в 1 в. лечил больных с помощью диеты, прогулок, массажа и холодных ванн.

В Александрийском музее развивались филология, историческая критика и текстология. Были выверены тексты и произведена классификация многих классических произведений древних авторов. «Таблицы» Каллимаха в 120 книгах – библиографическое руководство со сведениями о наиболее известных писателях, начиная с Гомера.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.