ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ в X – XIII ВВ.
Великий князь киевский
Дружина
Старшая дружина – бояре (знать)
Младшая дружина (гриди)
Местные (удельные) князья
Посадники (волостели)
Местная дружина
Погост, становщина, волости
Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром. Принятие христианства и его значение. Свод законов «Русская Правда».
Владимир Великий (980-1015рр.) Княжение Владимир начал с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Он завершил длительный процесс формирования территории Киевского государства
При Владимире завершился процесс формирования государственной территории. Киевская Русь превратилась в крупнейшую европейскую державу, которая протянулась от Карпат до Волги, от Балтики до Черного и Азовского морей. Большое внимание князь Владимир уделял защите рубежей государства от нападения степных кочевников, особенно печенегов с юга. Он начал строить новые города (пограничные) и заселять их сильными и ловкими воинами. Христианство стало официальной государственной религией на Руси с 988 г. после крещения Владимира Великого, которое состоялось в Херсонесе.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Ярослав Мудрый (1019-1054). После смерти Владимира между его сыновьями началась жестокая борьба за власть. Первоочередной задачей Ярослава Владимировича, так же, как и его отца, была защита родной земли от печенегов
Итак, за Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущества. Она стала в один ряд с передовыми странами средневекового мира. Завершилось формирование территории, окрепла и утвердилась централизованная власть князя, произошла замена родоплеменного деления общества на территориальный, проводилась активная реформаторская деятельность.
"Русская правда" Ярослава Мудрого - это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси.
В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.
Возвышение Москвы
Москва имела крайне выгодное географическое положение. Прежде всего, город располагался на реке, что давало возможность существенно расширить экономику (помимо торговли горожане активно занимались рыболовством). Также река стала очень удобным путем переправления торговых грузов из Рязани в Новгород, которые неизменно проходили через Москву и давали возможность взымать пошлины. По реке перевозились мед, хлеб, воск и многое другое.
Помимо реки, Москва находилась на пересечении нескольких торговых путей. Это означало, что Московские купцы могли активно заниматься торговлей и наращивать экономическое благосостояние города и московского князя. Возможность торговать, в свою очередь, привлекала все большее количество горожан и город разрастался быстрыми темпами. В результате притока жителей, Москва достаточно быстро стала крайне богатым городом, а деньги давали возможность московским князьям заниматься политикой и диктовать свою волю другим княжествам.
Управление Москвой
Несмотря на все богатства, одну из основных ролей в возвышении Москвы сыграло именно грамотное управление и умелая политика первых князей.
Даниил Александрович и Юрий Даниилович, первые князья, занимались увеличением территорий княжества, совершая постоянные набеги на своих соседей с целью захвата земель. Таким образом им удалось завоевать все города и территории, расположенные на берегах Москва-реки и фактически стать единоличными управителями всех областей, расположенных вдоль этой важной водной артерии. Такое положение позволяло Москве устанавливать свою политику в целом регионе.
Следующим этапом завоевания власти для Москвы должен был стать Владимир, в котором тогда концентрировалась политическая власть. Для того, чтобы стать великим князем, Юрий Даниилович отправился в Золотую Орду просить у хана ярлыка на княжение во Владимире, однако этот поход не увенчался успехом, князь погиб. Место Юрия занял его брат – Иван Калита, который оказался более успешен и вскоре получил ярлык на княжение. Владимир стал подчиняться Москве, а вместе с ним и другие территории. Власть Московских князей достигла небывалых высот.
С начала 13 века Москва неизменно наращивала свою экономическую и политическую мощь, чтобы в 16 веке окончательно утвердиться, как столица единого русского государства. В процессе истории город несколько раз терял звание столицы, однако Москва всегда оставалась важным экономическим и политическим центром страны, где принимались многие решения.
Основные причины возвышения Москвы и превращения ее в центр политической жизни Руси:
·
Выгодное географическое положение. Расположение позволяло городу очень быстро стать экономически независимым и принимать самое активное участие в торговле и формировании экономики региона;
·
·
Грамотное управление князей, умелая политика. Благодаря своевременным решениям князья смогли в кратчайшие сроки расширить территорию княжества и сделать его политически независимым;
·
·
Ослабление власти Киева и трудное политическое положение Руси. Киев больше не мог диктовать свою волю, что привело к образованию новых центров власти.
·
Куликовская битва
Дмитрий Донской, чтобы получить поддержку других княжеств, пошел к Сергию Радонежскому и получил от него благословение. Благодаря этому, не только Московское княжество, но и многие другие участвовали в этой битве.
Золотая Орда же призвала на помощь Литву (князя Ягайло), а во главе монгольского войска стоял Мамай. Дмитрий Донской постарался не допустить соединения двух этих армий, и это ему удалось.
Сражение проходило 8 сентября 1380 года на Куликовском поле (на месте впадения Непрядвы в Дон). До 11 часов утра над полем был туман, когда он рассеялся началась битва, началом которой был бой между двумя богатырями: Пересветом и Челубеем. Монгольское войско смогло пробить главные силы русских, но тут на него из засады вышли другое русское войско. Это было неожиданно для монголов. Этот поворот событий был решающим: русские выиграли.
Значение Куликовской битвы
Эта победа была значима для русского народа, так как она давала ему надежду на скорое освобождение, показывала, что только вместе русский народ может избавиться от ига. Также эта битва показала, что Москва действительно способна и имеет силы на то, чтобы стать центром объединения русских земель.
Характеристика личности.
Реформы начала правления Ивана IV. После смерти Василия III в 1533 г. на престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически же государством правила его мать Елена, дочь князя Глинского, выходца из Литвы. После ее смерти в 1538 г. центральная власть продолжала ослабевать, а произвол вотчинников вызвал недовольство и восстания в городах. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности.
В отличие от прошлых великих князей, Иван IV (1533-1584 гг.) венчался на царство (1547 г.) и принял титул царя московского. Этот акт утвердил божественное положение государя в общественном сознании. Он вошел в историю не только как царь-реформатор, присоединивший к России северные и восточные земли, но и как жестокий деспотичный правитель – Грозный.
В первый период своего правления Иван IV и его окружение (Избранная рада) проводили комплекс реформ в целях укрепления централизованного государства. Они усовершенствовали отношения развитого феодализма. Это были первые в истории России реформы в централизованном государстве.
Государственная власть приобрела форму сословно-представительной монархии. При государе органом управления стал созванный в 1549 г. Земский собор из представителей всех сословий (в т.ч. и «черносошных» государственных крестьян). Через него проводились реформы, он же принимал решения по принципиальным государственным вопросам. Боярская дума сохранилась, но не входила в Собор, а состав ее значительно расширили, чтобы снизить влияние старых боярских родов. Обрела стройность система государственного управления через приказы – центральные органы исполнительной власти. Была создана единая система управления на местах: выборные губные старосты (губа – округ) из дворян; земские старосты – из зажиточных государственных крестьян; в городах – городовые приказчики. Так складывается аппарат управления сословно-представительной монархии при сильной центральной власти.
Новый свод законов – Судебник 1550 г. определял новшества в социальной структуре общества. При реализации права перехода в Юрьев день увеличивалась плата «за пожилое» и вводилась ответственность помещика за преступление своих крестьян, что увеличило их зависимость от своего владельца. Было установлено тягло – натуральные и денежные повинности с крестьян и посадских людей в пользу государства.
Принятое «Уложение о службе» устанавливало обязанности дворян нести государеву службу с 15 лет.
В правление Ивана IV была проведена денежная реформа, которая установила единую денежную единицу государства – рубль.
Военная реформа предусматривала создание, помимо дворянского ополчения, постоянного стрелецкого войска, а также привлечение иностранцев-наемников.
В целях укрепления централизации государственного управления, порядка и дисциплины среди духовенства был созван в 1551 г. Стоглавый собор и проведена общерусская духовная реформа, закрепленная в сборнике постановлений, состоявшем из ста глав – «Стоглав».
По инициативе царя и Земского собора принимались меры по развитию городов, ремесел, торговли. Укрепилась традиция государственного регулирования экономики. Усилились внешние связи, для морской торговли основан город Архангельск.
Создание многонационального евро-азиатского государства. Укрепив государство в экономической и военной областях, Иван IV начинает борьбу за расширение границ на востоке, чтобы окончательно снять угрозу со стороны остатков Орды и овладеть волжским торговым путем. Завоевываются сначала Казанское (1552 г.), а затем Астраханское (1556 г.) ханства. Добровольно присоединяются к России Чувашия и Башкирия. С этого времени Россия становится многонациональным государством. При этом феодальная знать национальных меньшинств частично входит в российскую на равноправном положении, а государство, в свою очередь, не стало изменять внутреннюю жизнь присоединившихся народов. В 1582-1583 гг. Ермак завоевывает и присоединяет Сибирское ханство, расширив границы России за Уральский хребет. Россия становится евро-азиатским государством.
Укрепившись на Востоке, Иван IV в 1558 г. переносит усилия на запад против Ливонского ордена, включившись тем самым в борьбу за Прибалтийские земли, а по существу – за выход к Балтийскому морю. Начало Ливонской войны было успешным, войско Ливонского ордена было разбито. Земли распавшегося ордена были разделены между Польшей, Данией и Швецией. Однако вскоре России пришлось столкнуться с коалицией крупных западных держав. Война приняла затяжной характер и, в конце концов, закончилась неудачей.
Тяготы длительной войны и усиление деспотизма царя обострили внутренние противоречия, усилилась боярская оппозиция. Князь Андрей Курбский – крупный военачальник русских войск – перешел на сторону Литвы и вступил в переписку с Иваном IV, критикуя его руководство.
Опричнина. Для борьбы с оппозицией Иван IV вводит опричнину – карательное войско. Репрессии приняли жестокий характер и охватили не только боярские семьи, но и другие слои населения. Опричнина имела губительные последствия для экономики и нравственного состояния общества. Страшная эпидемия чумы и бедствия войны вместе с разгулом опричников привели к запустению центральных уездов России, началось бегство крестьян в окраинные районы. Для удержания крестьян был введен пятилетний срок сыска беглых, что еще больше обострило обстановку в стране.
В 1569 г. Иван IV предпринял поход на Новгород, жители которого якобы хотели перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. В Новгороде погром длился шесть недель, лютой смертью погибли тысячи жителей. В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набега на Москву крымских татар. Это послужило причиной отмены опричнины и преобразования ее в Государев двор. Перед смертью Иван IV принял монашество.
Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны – «поруху» 70-80-х гг. XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI – XVII вв., который современники называли Смутой.
Итак,Причины
Первая причина смуты – династический кризис. Умер последний член династии Рюриковичей.
Вторая причина – сословные противоречия. Бояре стремились к власти, крестьяне были недовольны своим положением (им запретили переходить в другие поместья, они были привязаны к земле).
Третья причина – экономическая разруха. Экономика страны была не в порядке. К тому же, то и дело в России случался неурожай. Крестьяне винили во всем правителя и периодически устраивали восстания, поддерживали Лжедмитриев.
Все это мешало воцариться какой-то одной новой династии и ухудшало без того ужасную ситуацию.
Периоды Смуты
Первый период смуты
Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.
Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)
Второй период смуты
В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.
Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.
Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).
Третий период смуты
Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.
21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.
Итоги смуты
Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.
Причины Крымской войны
Главными причинами развязки Крымской войны стало столкновение политических интересов Англии, России, Австрии и Франции на Балканах и Ближнем востоке. Со своей стороны, турки хотели взять реванш за все свои предыдущие поражения в военных конфликтах с Россией.
Проводом к началу боевых действия послужил пересмотр в Лондонской конвенции правового режима пересечения российских судов пролива Босфор, что вызвало негодование со стороны Российской Империи, так как она значительно ущемлялась в правах.
Еще одной причиной для начала военных действий стала передача ключей от Вифлеемского храма в руки католиков, что вызвало протест Николая I, который в форме ультиматума начал требовать их возвращение православному духовенству.
Чтобы не допустить усиления влияния России, в 1853 году Францией и Англией был заключен тайный договор, целью которого являлось противостояние интересам Российской короны, которое заключалась в дипломатической блокаде. Российская Империя разорвала все дипломатические отношения с Турцией, в начале октября 1853 года начались боевые действия.
Последствия Крымской войны
В марте 1856 года, Россия подписала Парижский мирный договор с европейскими странами и Турцией. Российская Империя потеряла свое влияние на Черном Море, оно было признано нейтральным. Крымская война нанесла огромный ущерб экономике страны.
Просчет Николая I заключался в том, что феодально- крепостническая Империя на тот момент не имела шансов победить сильные европейские страны, которые имели значительные технические преимущества. Поражение в войне стало основной причиной начала проведения новым российским Императором Александром II ряда социальных, политических и экономических реформ.
22) Преобразования Александра II . Отмена крепостного права и реформы 1860-1870-х годов в России
Реформы Александра II называют Великими: отмена крепостного права (1861), Судебная реформа (1863), Реформа образования (1864), Земская реформа (1864) Военная реформа (1874). Преобразования затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России. Деятельность Александра II была во многом направлена на слом устоявшихся веками порядков, что привело к всплеску социальной активности с одной стороны, а также пробудило реакцию со стороны помещичьего класса. Историки до сих пор спорят, какой бы стала Россия, проживи государь хотя бы еще четыре дня, когда в Государственном Совете должно было пройти обсуждение конституционного проекта Лорис-Меликова. Но 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала (ныне канал им. Грибоедова) император Александр II погиб от рук народовольцев-бомбистов.
19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Главный итог реформы: личное освобождение 3 крестьянина, помещики лишались права распоряжаться им. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела. Однако, что- 1 бы стать собственником земли, крестьянин должен был в течение 49 лет выплатить государству выкуп с процентами. Выкупные платежи отменили 1 лишь в 1905 -1907 гг.
Реформа расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Но сохранение помещичьего землевладения, малоземелья крестьян тормозило развитие этих отношений.
«Судебная реформа» 1864 г., авторы — Замяткин, Зарудный, провозгласила новый суд на бессословных началах, несменяемость судей, независимость I суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства. Государственный обвинитель — прокурор, защитник подсудимого — адвокат. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию.
Земская и городская реформы 1864 г., авторы — граф Валуев, Милютин, I это реформы местного управления. Не имели политического значения и находились под контролем губернаторов. Земства были выборными всесословными органами Избирательное право на основе высокого имущественного ценза. Сфера деятельности, местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование.
Военная реформа 1874 г., автор — Д. Милютин. Вместо рекрутской системы вводилась всеобщая воинская повинность с 20 лет. Срок службы: в армии — 6 лет, на флоте — 7 лет. Для лиц с высшим образованием — 6 месяцев. Солдат обучали грамоте. Открыт доступ к высшему образованию через армию выходцев из крестьян. Увеличилось денежное ассигнование, предприняты меры по техническому перевооружению армии.
Университетская реформа 1863 г. Новый устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление, избирали всех должностных лиц университета и профессоров. Также были приняты школьная реформа и реформа печати.
Реформы Александра II создали условия для более быстрого развития России, и во второй половине XIX в. капитализм утвердился в стране как господствующая формация, при этом развитие капитализма в промышленности шло гораздо быстрее, чем в сельском хозяйстве.
Итоги правления Николая 2
Рост сельского хозяйства, избавление страны от голода;
Рост экономики, промышленности и культуры;
Рост напряженности во внутренней политике, что привело к революции и смене государственного строя.
Со смертью Николая 2 пришел конец Российской Империи и монархии в России.
Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию.
Причины революции 1905 - 1907 гг.:
* нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими;
*
* отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос);
*
* отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос);
*
* политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос);
*
* неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.
Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге.
Вот основные этапы революции.
Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение.
Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции.
Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.
1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.
Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.
Начало парламентаризма
Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI - XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.
В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.
+ распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.
Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.
Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".
Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.
В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.
Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г
Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".
Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.
При существовавшем в России авторитарном режиме, когда все судьбоносные для страны решения принимал исключительно император, никакие реформы не могли быть проведены без его согласия и утверждения. В кризисной ситуации, требующей принятия быстрых, энергичных и эффективных мер для спасения монархии и страны, был необходим такой лидер, как П. А. Столыпин. Талантливый, инициативный и достаточно самостоятельный администратор, предложивший целостную программу государственных и экономических преобразований стал не нужен монарху, как только ситуация в России несколько стабилизировалась. Причем указанная стабилизация была достигнута во многом благодаря усилиям
Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:
* устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства;
* постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы;
* увеличение эффективности крестьянского труда;
* реформа поощряла покупку крестьянами земель, в том числе и помещичьих;
* реформа предусматривала и поддержку деятельности крестьянских товариществ и кооперативных хозяйств.
Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна. Так же, эта реформа привела к окончательному уходу от феодальных пережитков, увеличению производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства. Усилилась дифференциация видов аграрного производства по районам.
Реформа образования.
В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполага-лось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ.
Подводя итог школь-ной реформе, скажем, что для нее действительно не хватило вре-мени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.
Реформа промышленности.
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.
Итог К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).
Рабочий вопрос.
Надо признать, что сколько-нибудь значительных успехов в этой области достигнуто не было.
Правительство Столыпина сделало попытку решить, хотя бы отчасти, рабочий вопрос, и предоставило специальной комиссии, состоявшей из представителей правительства и предпринимателей, рассмотреть проект трудового законодательства. Правительственное предложение было весьма умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами (на тот момент — 11,5), отмена обязательных сверхурочных работ, право на создание контролируемых правительством профорганизаций, введение рабочего страхование, создание больничных касс на совместный счет рабочих и хозяина. Однако это категорически не устроило предпринимателей, которые считали, что делать уступки рабочим нельзя, необходимо соблюдать “свободу трудового соглашения”, жаловались на низкую доходность промышленности.
Можно заключить, что правительственная рабочая программа потерпела крах из-за неуступчивости и жадности буржуазии.
Судебная реформа.
Суть их сводилась к тому, что, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к сво-ему первоначальному облику.
Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях.
Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.
Земство.
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.
Национальный вопрос.
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
ИТОГ
Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным Советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.
Этапы гражданской войны
- Конец мая - ноябрь 1918 - Восстание Чехословацкого корпуса и решение странами Антанты развернуть военную интервенцию в Россию, обострение летом 1918 ситуации в стране в связи с мятежом левых эсеров, превращение с сентября этого года Советской республики в «единый военный лагерь», формирование основных фронтов.
- Ноябрь 1918 - февраль 1919 - Развертывание по окончании Первой мировой войны широкомасштабной вооруженной интервенции держав Антанты, консолидация «генеральских диктатур» в рамках Белого движения.
- Март 1919 - март 1920 - Наступление вооруженных сил белых режимов на всех фронтах и контрнаступление Красной Армии.
- Весна - осень 1920 окончательный разгром Белого движения, под командованием Врангеля, на Юге России на фоне неудачной для РСФСР войны с Польшей.
- Окончательно война завершилась лишь в 1921 – 1922 гг.
Военная интервенция в Россию началась в марте 1918 г. и закончилась в октябре 1922 г.Цель интервенции: «уничтожение большевизма», поддержка антисоветских сил.Началом интервенции явилась оккупация России германскими войсками, которые захватили Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Страны Антанты подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния.В мае 1918 г. восстали солдаты чехословацкого корпуса => свержение советской власти в Поволжье и Сибири. Здесь в июне 1918 г. был создан Комитет Учредит. собрания.Красная Армия не вела боевых действий против интервентов.
Иностранные гос-ва снабжали антисоветские силы аэропланами, броневиками, танками, авто-мобилями. На пароходах везли рельсы, сталь, инструменты, санитарное оборудование.
Главный итог Гражданской войны состоит в том, что в резуль-тате проиграло все российское общество в целом.
Гражданская война унесла жизни 12-13 миллионов человек, что в несколько раз больше потерь России в Первой мировой войне. Почти 2 миллиона человек были вынуждены эмигрировать. Многие состоятельные и образованные люди покинули страну, тем самым затормозив ее культурное и техническое развитие. Промышленное производство сократилось до 12% довоенного уровня. Ни одна из противоборст-вующих сторон в итоге не достигла заявленных целей. Большевики формально победили, но вынуждены были отказаться от большей части марксистской программы, взяв на вооружение смертную казнь, милитаризацию труда и устранение Советов от реальной власти. Наконец, территориальные потери государства составили 800 тысяч км2 с населением в 30-32 миллиона человек.
Продразверстка
Невероятно трудные условия борьбы вынудили Советскую власть стать на путь проведения ряда чрезвычайных политических и экономических мер, вошедших в историю под названием военного коммунизма. Центральное место в политике военного коммунизма занимала продразверстка.
Жестокая нужда заставила Советское правительство прибегнуть к изъятию излишков продовольствия у крестьян. Без этого невозможно было бы прокормить армию и рабочих. Главная тяжесть разверстки падала на кулачество; со среднего крестьянства брали умеренно, с бедноты — ничего. В годы гражданской войны и интервенции сложился военно-политический союз рабочих и крестьян.Получив по ленинскому декрету помещичью землю и поняв, что Красная Армия борется за народные интересы, трудовое крестьянство поддерживало политику Советской власти. Кулачество же оказало ей бешеное сопротивление. Для того чтобы получить у кулаков хлеб, приходилось применять административные меры. Продразверстка спасла советский народ и его армию от голода. Бережно и экономно расходовала Советская власть скромные запасы продовольствия. Оно выдавалось трудящимся в виде пайков. Советская власть провозгласила принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена всеобщая трудовая повинность. Чрезвычайные органы власти и управления Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы.Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались. Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались. Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению.
Создание регулярной Красной армии 23 февраля 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Армия рабочих и крестьян за недолгий период своего существования сделала очень много для России, внесла неоценимый вклад в развитие мира на Земле: воссоединила части России, утраченные буржуазным правительством, отстояла независимость и целостность России в период интервенции 14 государств, разгромила фашизм и уничтожила японский милитаризм. Мощная Советская армия обеспечивала мирное существование на Земле. Обострение гражданской войны и военная интервенция стали причиной формирования регулярной армии, хотя первоначально предусматривалось лишь создание милиции, т.е. вооружение территориальных отрядов трудящихся. Эта идея лежала в основе декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятого 15 января 1918 г. Костяк новой армии составили отряды Красной гвардии, сформированной из добровольцев, прошедших всеобщее военное обучение. 29 мая ВЦИК принял постановление о переходе от добровольного принципа комплектования Красной Армии к мобилизации рабочих и беднейших крестьян. V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял резолюцию «Об организации Красной Армии», в которой указал на необходимость привлечения на воинскую службу офицеров царской армии под бдительным контролем комиссаров, на посты которых «должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты».
Новые критерии формирования Красной Армии — регулярная, а не «партизанская» армия и использование царских офицеров — встретили упорное сопротивление среди «военных специалистов» большевистской партии. В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) окончательно сложилась «военная оппозиция», ядро которой составили бывшие «левые коммунисты». Оппозиция отстаивала партизанские методы борьбы, выборность командиров, выступала против привлечения военных специалистов, политработников и т.д. Летом—осенью 1918 г. были созданы коллегиальные органы управления армейскими частями — Революционно-военные советы, которым принадлежала вся власть в вооруженных силах страны. Председателем РВС Советской России был назначен Троцкий. Учреждена была и должность Главкома всеми революционными силами Республики, создан Полевой штаб. Первым Главкомом стал И. Вацетис. Для награждения особо отличившихся в борьбе с белогвардейцами и интервентами был учрежден орден Красного Знамени, первым кавалером которого стал В.К. Блюхер. 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем.
Деятельность всех партийных, государственных и общественных организаций была подчинена одной задаче — победе над врагом. 30 ноября был образован Совет Рабоче-Кре-стьянской Обороны во главе с Лениным, преобразованный ВЦИК в Совет Труда и Обороны (СТО). Совету предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. До конца 1918 г. в Красную Армию было призвано свыше миллиона рядовых, более 128 тыс. бывших унтер-офицеров, около 37 тыс. офицеров и других военных специалистов. Всего же армия насчитывала более 1,7 млн. человек, а в 1920 г. — 5,3 млн. бойцов.
Характеризуя тыл воюющих сторон, необходимо иметь в виду два аспекта:
1) монолитность тыла, или наличие противоборствующих сил в тылу;
2) экономический потенциал обеспечения фронта
В период гражданской войны и военной интервенции тыл красных в основном был един и крепок даже несмотря на различные контрреволюционные заговоры и отдельные вооруженные выступления. Особый размах приняло восстание донских казаков в северной части Донской области в марте 1919 г. Мятеж казачества явился ответом на репрессивные меры, принятые 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) во главе с секретарем ЦК, председателем ВЦИК Я. Свердловым, изложенные в циркулярном письме партийным работникам о проведении массового террора среди казачества.
Так, введение рабочего контроля на предприятиях породило саботаж предпринимателей, что ускорило национализацию промышленности, привело к «красногвардейской атаке» на капитал. Система чрезвычайных мер в экономике страны, обусловленных гражданской войной и интервенцией, получила в 1921 г. название политики «военного коммунизма». Складывалась она постепенно, включая в себя концентрацию всего промышленного производства в руках Совнаркома, строгую централизацию управления (главкизм), натурализацию и уравнительное распределение за обязательный труд продуктов питания и предметов ширпотреба, бесплатные коммунальные услуги и транспорт. Деньги были обесценены до крайности, т.е. денежное обращение фактически заморожено, хотя деньги выпускали миллионными купюрами различные правительства, города и даже отдельные промышленные предприятия.
Крестьяне вынуждены были мириться с мерами «военного коммунизма», так как белогвардейцы забирали не только хлеб, но и землю. Даже голодной весной 1919 г. Ленин защищал декрет, согласно которому «никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйстве собственных животных, птиц и огороды...» Поскольку, «если снова заводить отдельные огороды... то, пожалуй, все вернется к мелкому хозяйству, как было до сих пор». Значительно сложнее было в тылу у белых, которых не поддерживала основная масса населения, что вынуждало их проводить еще более жесткую карательную конфискационную политику. К тому же и в самом лагере белого движения не было единства и ясности в будущем государственном строе России. В то же время белогвардейские армии были вооружены странами Антанты, пополняли материальные ресурсы- не только за счет долгов западных союзников, но и своими собственными денежными знаками.
Имели место терроры, а именно: белый и красный.
Белый террор- крайние меры репрессивной политики антибольшевистских сил во время гражданской войны; вколючает в себя совокупность репрессивных законодательных актов, а также их практическую реализацию в виде радикальных мер, направленных против представителей советской власти, большевиков и и сочувствующих им сил.
Красный террор- комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контреволлюционной деятельности. Служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения.
30) Советская Россия в 1920-е годы. Переход к новой экономической политике. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Это время можно назвать одним из самых смутных в истории восточнославянского региона. В политическом плане – полная неопределенность, потому что все эти годы продолжалась гражданская война. В противоборстве участвовали сторонники разных политических идей: "красные" (коммунисты, пролетарское движение, армейское подразделение РККА), "белогвардейцы" (сторонники монархической реакции, армия генерала Деникина и других военачальников), "анархисты" (движение Нестора Махно). Конечно, махновцы больше воевали на территории нынешней Украины, но влияние их идей распространялось и на саму Россию. Политическое противостояние сопровождалось серьезными военными столкновениями, которые уничтожали человеческие ресурсы и разрушали экономику государства.
Конец 1910-х–1920-е годы оказались для государства очень тяжелыми. Необходимо было преодолеть послевоенную разруху и начать строительство нового в социальном плане общества. Но даже это не может служить оправданием тем перегибам, которые были допущены правительством в период с 1918 по 1921 год (военный коммунизм и продразверстка). С окончательным оформлением нового союзного государства в 1922 году потихоньку жизнь начала налаживаться, что привело к некоторому послаблению давления на население.
На момент окончания гражданской войныположение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.
Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:
· острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;
· необходимость восстановления экономики;
· проблема стабилизации денег;
· недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);
· стремление к восстановлению внешнеполитических связей.
Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. С этого момента отменялась продразверстка. Она была заменена вдвое меньшим продналогом. Он, по желанию крестьянина мог быть внесен и деньгами и продуктами. Однако налоговая политика советской власти стала серьезным сдерживающим фактором для развития крупных крестьянских хозяйств. Если беднота была освобождена от выплат, то зажиточное крестьянство несло тяжкое налоговое бремя. Стремясь ускользнуть от их уплаты, зажиточные крестьяне, кулаки дробили свои хозяйства. При этом темпы дробления хозяйств были в два раза выше, чем в дореволюционный период.
Рыночные отношения снова были легализованы. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой и восстановление всероссийского рынка, а так же, в некоторой степени и частного капитала. В период НЭПа сформировалась банковская система страны. Вводятся прямые и косвенные налоги, которые становятся главным источником государственных доходов (акцизы, подоходный и сельскохозяйственный налоги, плата за услуги и проч.).
В силу того, что политика НЭП в России серьезно тормозилась инфляцией и неустойчивостью денежного обращения, была предпринята денежная реформа. Уже к концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями.
Острая нехватка капитала привела к началу активного административного вмешательства в экономику. Сначала усилилось административное влияние на промышленный сектор (Положение о государственных промышленных трестах), а вскоре оно распространилось и на сектор аграрный.
В итоге НЭП к 1928 г., несмотря на частые кризисы, спровоцированные некомпетентностью новых руководителей, привел к заметному экономическому росту и определенному улучшению ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан (рабочих, крестьян, а так же, служащих) стало более устойчивым.
Бурно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства. Но, в то же время, отставание СССР от капиталистических стран (Франции, США и даже проигравшей Первую мировую Германии) неотвратимо увеличивалось. Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовало крупных долгосрочных капиталовложений. Для дальнейшего индустриального развития страны необходимо было и увеличение товарности сельского хозяйства.
Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.
Причинами образования СССР стали:
· пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);
· исторические традиции;
· участие в совместной защите от внешних врагов.
Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.
Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.
Конституция СССР – основной закон Союза Советских Социалистических Республик, обладающий высшей юридической силой, который законодательно закрепил общественное и государственное устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР.
31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.
Главный смысл этой первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, – закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него
В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.
31) Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы. Внешняя политика в 1920-е годы: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».
В период Гражданской войны для большевистской верхушки стало понятно, что построить централизованное государство, не установив связи с нерусскими народами СССР, будет невозможно. Главным путем проведения политики коренизации было выдвижение местных национальных кадров на руководящие административные посты.
Русскоязычных партийных деятелей принуждали изучать язык местного населения республики. Одновременно, особое внимание уделялось развитию и восстановлению местных традиций. Обучение в школах и высших учебных заведениях проводилось исключительно на национальных языках.
Политика коренизации местной власти не отличалась продолжительностью в начале 30-х годов она была заменена борьбой с национальной буржуазией в союзных республиках. Все местные чиновники, которые были выдвинуты большевиками на партийные должности, обвинялись в злоупотреблении властью и были подданы репрессиям.
Коренизация завершилась резким возвращением к русификации, так как окрепший диктаторский режим больше не считал нужным играть в либеральную национальную политику.
Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.
Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.11.1917 Декларация прав народов России.
По мнению западных историков целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.
Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:
1) экономика переходит под государственный контроль;
2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.
После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» — раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. возникли две партийные группировки:
1) группа Н. И. Бухарина (А. И. Рычков, Н. П. Томский, Н. А. Устинов) выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;
2) группа И. В. Сталина (В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.
В апреле 1929 г. поддержку получила сталинская группа. Основными целями индустриализации стали:
1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;
2) достижение экономической независимости;
3) создание развитого военно-промышленного комплекса.
Индустриализация по-сталински решила крестьянский вопрос через «ликвидацию крестьянства как класса», одновременно создав — колхозы, находившиеся под административным контролем.
В результате по абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США.
К 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5%, к 1937 г. — 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства, а в 1932—33 гг. в южных регионах страны разразился голод, унесший жизни свыше 5 млн человек. Основные цели коллективизации были достигнуты:
1) экономика страны освободилась от необходимости использования рыночных механизмов;
2) в деревне были устранены опасные для режима элементы;
3) была создана материальная база для развития промышленности (хотя численность крестьян сократилась на 1/3, а валовое производство зерна — на 20%, его государственные заготовки в период с 1928 по 1934 гг. выросли в два раза).
Основной своей задачей на международной арене большевики считали экспорт социалистической революции по всему миру. На этом поприще в 1918 году удалось достичь определенных успехов (революция в Германии).
В первые годы существования Советской России можно выделить три направления внешней политики: подписание Брест-Литовского мирного договора; борьба с вооруженной интервенцией на территорию страны Германии и представителей Антанты; Раппальский договор 1924 года.
Внешнюю политику СССР в 20-е гг. предопределяли два направления: 1) признание необходимости выхода из внешнеполитической изоляции, позиции страны на международной арене, формирование взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; 2) традиционная для большевизма доктрина мировой коммунистической революции и максимально активная позиция СССР по поддержанию революционного движения в других странах.
В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).
Индустриализация
Цели индустриализации:
Достижение экономической независимости.
Создание мощного ВПК.
Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.
Как и в годы НЭПа, самым актуальным вопросом был вопрос об источниках средств для индустриализации. В силу сложного международного положения СССР эти источники должны были быть исключительно внутренними.
Способы (пути) получения средств для индустриализации:
Перекачка средств из сельского хозяйства (коллективизация) и легкой промышленности. Все предприятия были разделены на две категории. Категория «А» - стратегически важные предприятия и предприятия производящие средства производства (тяжелая промышленность); категория «Б» - второстепенные предприятия, обслуживающие потребности населения (легкая промышленность). Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу.
Монополия государства на внешнюю торговлю (экспортируются зерно, золото, сырье). Все вырученные средства шли на закупку промышленного оборудования.
Конфискация средств у частного сектора. Делалось это как косвенно – через непомерные налоги, так и непосредственно – через прямой административный нажим. В промышленности и торговле частный сектор был окончательно свернут в 1933 г.
Изъятие средств у населения через увеличение налогов, повышение цен, карточную систему распределения товаров (с 1928 по 1934 гг.) и продажу облигаций. Уровень жизни в годы индустриализации упал в два раза.
Использование трудового энтузиазма населения. Своего пика он достигает в 1935 г., когда начинается стахановское движение. В это время преобладает моральное стимулирование, которое позволяет решать масштабные производственные задачи с максимальной экономией средств. В 1939 г. начнется «поворот к человеку» т.е. расширение материального стимулирования трудящихся.
Эксплуатация труда заключенных ГУЛАГА, который в массовом порядке используется на самых трудных и опасных участках работ.
Массовый энтузиазм населения и подневольный труд позволили отчасти компенсировать недостаток современной техники и квалифицированных специалистов.
1926-1928 гг. историки определяют как начальный этап индустриализации. За это время более чем втрое увеличились капиталовложения в промышленность, правда, большинство из них шло на реконструкцию и техническое переоснащение уже имевшихся фабрик и заводов.
1928-1932 гг. – I пятилетка. I пятилетний план был составлен ведущими экономистами СССР (Н. Кондратьев, А. Чаянов) и предполагал увеличение объемов производства почти в 3 раза. Выполнение плана было сорвано из-за штурмовщины и неразберихи, вызванных призывом партии к выполнению плана досрочно и корректировками внесенных в него Сталиным, значительно повысившим плановые показатели. Тем не менее, во время I пятилетки был построен целый ряд предприятий (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Россельмаш и т.д. – всего около 1500) и заметно увеличены объемы производства.
В годы первой и второй пятилеток (1933-1937 гг. – единственная пятилетка, полностью выполнившая план) создаются угольно-металлургическая база на востоке (Магнитогорск – Кузнецк), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск – Ленинск), появляются новые отрасли промышленности, которых не было в дореволюционной России.
Значение индустриализации:
По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности.
Значительно возросла численность рабочего класса.
Из промышленности и торговли полностью вытеснен частный капитал.
Значительно изменился общий характер экономики – страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.
Были искоренены социальные проблемы, характерные для капитализма, - исчезла безработица (последняя биржа труда закрыта в 1930 г.).
По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.
Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.
Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.
В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.
Уже в конце30-х гг. темпы индустриализации замедляются – не хватает материальных ресурсов и профессионально подготовленных кадров.
Коллективизация
Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количества продовольствия. Решение о начале коллективизации было принято в декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б) – «Съезд коллективизации».
Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г., когда в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома». В ней перед Советским государством ставилась задача в кратчайший срок перестроить сельское хозяйство.
В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Начался первый этап коллективизации (до марта 1930 г.).
Одновременно осуществлялись две группы мероприятий – «сплошная» коллективизация (массовое насильственное создание колхозов) и раскулачивание. Теоретически можно было создавать кооперативы и других типов (артели, ТОЗы и т.д.), но, фактически, допускалось создание только колхозов.
Ликвидация кулацких хозяйств проводилась, во-первых, с целью передачи их имущества в колхозы, во-вторых, для уничтожения в деревне политической оппозиции Советской власти и, в-третьих, для подавления крестьянского недовольства. Можно утверждать, что раскулачивание было не экономическим, а, прежде всего, политическим процессом.
К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что «сплошная» коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису – в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян, шел массовый забой скота, начались волнения в армии. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Начался второй, более мягкий, чем первый, этап коллективизации. Однако уже к 1932 г. «сплошная» коллективизация возобновилась.
Значение коллективизации:
Ликвидировано сельское перенаселение – от невыносимой жизни крестьяне бегут в города. Чтобы ограничить миграцию в 1932 г. были введены паспорта для городского населения.
Происходит сокращение поголовья скота и посевных площадей. Это привело к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек (1932—1933 гг.). Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.
Падение производства зерна, несмотря на вполне удовлетворительный уровень механизации (эту задачу решали созданные в 1928 г. МТС). Прекрасно работавшие до коллективизации «на себя», крестьяне занимались в колхозах откровенным саботажем. Тем не менее, колхозы смогли накормить строителей многочисленных промышленных предприятий-гигантов.
Коллективизация подорвала авторитет Советской власти в деревне. Неслучайно население наиболее пострадавших от раскулачивания районов во время Великой Отечественной войны встречало немцев хлебом-солью.
Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализации.
Идеология
·
Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;
·
·
Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;
·
·
Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.
·
Политика сталинизма
Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.
По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.
Репрессии рассматривались как необходимая мера в интересах народа и строительства социализма в СССР.
Цели:
Уничтожение противников и их сторонников
Устрашение население
Переложить ответственность за неудачи в политике на «врагов народа»
Установление единовластного правления Сталина
Использование бесплатного труда заключённых на строительстве производственных объектов в период форсированной индустриализации
Источники по истории России и их классификация. Основные этапы развития отечественной исторической мысли.
История опирается на факты, получаемые из различных источников. Среди всех типов исторических источников первостепенное значение имеют памятники письменности: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Но нельзя представить себе исследования и без материальных источников, или памятников деятельности человека: орудий труда, зданий, предметов быта и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины: историческая география, историческая демография, ономастика.
Летописи это исторические произведения, в которых материал излагался в виде погодных записей, начинавшихся со слов в лето такое-то.
Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства.
Актовые материалы (грамоты, записи) это правовые документы, которые в юридической форме фиксировали сделки между отдельными лицами.
Делопроизводственные материалы текущая документация, издававшаяся различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления, собственной и общественной деятельностью.рства (XVI-XVII вв.) и Российской империи (XVIII- начало ХХ вв.).
Статистические материалы. Статистика изучала закономерности общественной жизни с ее количественной стороны с целью социального управления.
Периодическая печать повременные издания, имевшие целью публикацию информационных и аналитических материалов по общественной и государственной жизни.
Документы личного происхождения фиксировали личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий..
Литературные памятники это произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме.
Публицистика и политические сочинения это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения.
Научные труды это группа источников, отражающая научные представления прошлого.
В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.
Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.
Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.
В X - XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях.
В XVI - XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.
Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках.
XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.
На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.
20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков.
90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 1600.