Кейс 20. «Петя обижает девочек»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи: закреплять умение общаться.

Текст: Петя каждый день или толкает Катю или дергает за волосы. Как вы поступите на месте Кати? А на месте мальчиков?


 

В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся дела, игры и мероприятия, называемые КТД. Они не имеют прямого отношения к методике КТД, а лишь являются отдельными её техниками. Сводятся они к тому, что отряд разбивается на творческие группы (4-6 или 5-9 человек, в зависимости от вида КТД) и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи дел могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) и т.д. ... Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся (разве только как групповая рефлекторная репродукция (как процесс отраженного воспроизведения задания - например зачитывается отрывок какого-нить произведения, а группа детей изображают действующих лиц и объектов(деревья, ветер, речка и т.д.)), хотя скорее всего это уже не КТД, но некоторые считают иначе). Подводя итог, заметим, что по смыслу правильней было бы называть данную разновидность деятельности в лагере КТИ (командно-творческой игрой), оставив название КТД указанной выше методике, но тем не менее продолжим…


Как провести КТД у себя в отряде?

Проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе. В течение дня можно провести несколько КТД, но с чередованием разных видов творческой деятельности детей. Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД обычно примерно 40-45 минут. По видам КТД делятся на: художественные (театральные, музыкальные), познавательные, оформительские, экологические и т.д.


Структура КТД (общий вид, в целом может не соблюдаться)

1. Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться.

2. Разбивка. Выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду.

3. Раздача задания. Общая идея дела одна, а задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, варьете и т.д.

4. Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15 – 20 минут.

5. Жеребьевка. Для установления очередности выступления.

6. Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.

7. Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов, медалей.

8. Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.


В свою очередь выполнение группой задания можно разбить на два этапа:

· Разработка задания ( подробнее по технике и классификации участия детей в группе - Взаимодействие при обсуждении в группе)

· Реализация задания.

При выполнении задания желательно выделение в группе таких ролей, как организатор и исполнитель. Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего). Короче организатор - это человек, который умеет разбить работу на этапы, сформулировать задачи, распределить и проконтролировать выполнение задач, принять оперативные решения по модернизации структуры выполнения дела. А исполнитель - человек, который может реализовывать поставленные задачи.

Эти классификации позволяют вожатому (при работе с группой) понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе смены помочь ребятам освоить новые для них роли.


Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:

· Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ

· Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ

· Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие

· Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся

Все творчески, иначе – зачем?

Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:

· Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;

· Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста;

· Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений;

· КТД должно стать полем для самовыражения ребенка;

· Любая разумная идея должна быть услышана;

· Каждый ребенок должен найти для себя место.

Начните с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Но имейте в виду, что в педагогической терминологии это будет обозначаться не КТД, а творческая или коллективная игра. Позже, если вы сумеете УВЛЕЧЬ детей, то сможете впоследствии ПРИВЛЕЧЬ их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.

Но существует и «спасительный» вариант КТД. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся дружина, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый лишь предлагает задачу, тему и осуществляет контроль и помощь в осуществлении дела.

Классификация таких КТД:

1. Дружинные В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.

2. Отрядные Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.

По структуре:

· Линейные Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник)

· Конкурсные Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)

По содержанию:

· Тематические Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По сути любой вид может являться тематическим: от познавательных, до спортивных. По структуре могут быть линейными или конкурсными.

· Нетематические КТД представляет собой набор конкурсов не связанных единой идеей (в лагере не приветствуются).


Как вожатому разработать КТД

1. определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, не нужно судорожно выжимать свой мозг, придумывая КТД, провести которые не будет возможности. Черпайте идеи из легенды дня. Например, на «Зарницу» можно создать массу КТД разных видов, не упускайте из внимания и день любви, день ужасов, день Нептуна…

2. определение возраста участников: так вы определитесь с примерным содержанием;

3. постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);

4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);

5. составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);

6. выбор варианта награждения.


Особенности проведения

1. Для младшего возраста (6 - 9 лет) Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.

2. Для среднего возраста (10 – 13 лет) 30-40 минут, вид любой. Перемежать спортивные и интеллектуальные конкурсы.

3. Для старшего возраста (13 – 16 лет) До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)


Кратко подытожим советы по проведению КТД.

Есть несколько важных условий, которые надо нам соблюдать при создании КТД:

· Во-первых, это возраст. Помним, что то, что подходит малышам, будет не интересно взрослым ребятам и наоборот.

· Во-вторых, надо учитывать интересы ребятишек. Стоит их спросить, что же они хотят. Они обязательно поделятся интересными идеями. Правда за малышей придется думать Вам.

· В-третьих, КТД должно придерживаться какой-либо тематики.

Ну что же мы посоветовались с детьми и выбрали тематику. (А я напоминаю, что КТД могут быть: спортивными, интеллектуальными, экологическими, патриотическими, интеллектуальными, развлекательными, направленные на здоровый образ жизни и так далее).

И так, мы выбрали тематику, теперь надо подобрать разбивку, с помощью которой поделите детей на группы. Тут вариантов тоже масса: цветные бумажки раздать; фрукты называть; просто попросить ребят набрать себе команду по очереди; по времени года, когда родились. Вообщем, все что угодно лишь бы у Вас получилось несколько команд. Вы же своих ребятишек знаете.

Дальше придумываем задания. Если спортивное КТД, то все задания на ловкость, быстроту, силу. Если интеллектуальное КТД, то подобрать вопросы на разные темы. Помните: учитываем возраст детей. Заданий целую кучу можно найти в интернете или придумать самим.

И так задания мы подобрали, а теперь посмотрите, нуждаются ли какие-то задания в ограничениях по времени? Ну, к примеру, если кто быстрее прибежит, то все понятно кто победит, если вопросы, то тоже понятно - кто больше ответит. Но если в Вы предлагаете ребятишкам что-либо придумать, то стоит ограничить время.

А еще не забываем, что нам нужно жюри и подарки. В жюри может быть второй вожатый и еще пара ребятишек. А возможно пригласить и старшего вожатого. Пусть посмотрят и на Вашу работу. Ребятишки – это ребятишки и они ждут подарков. Не забывайте так же и простенькие призы для проигравших команд. Ну, например, победителям раздали шоколадные конфеты, а проигравшим карамельки.

Не бойтесь что-то менять по ходу, если видите, что стоит изменить. Главное помните – КТД это просто! Ребятам всегда интересно, если с ними советуетесь и задания интересные.

 

Рассмотрим примерный план разработки игры - КТД.

Выберите тип КТД:

1. Бегалка

2. Постановка

3. Рисовалка

4. Музыкалка

5. Писалка

6. Рукотворчество

7. Думалка

1. Бегалка (2 часа)

Выберите тип: “войнушка”, по станциям, охота.

а) “Войнушка”

- Какая цель играющих?

*взять флаг противника;

8. *всех убить;

*дойти до обозначенной территории всей группой.

- Как убить врага?

*сорвать виры;

*схватить определенное количество человек и др.

- Можно ли брать в плен и как?

- На каких условиях оживляются убитые?

*переход в другую команду;

*начисление штрафных очков.

- Есть ли своя территория или она общая?

- Как подаются сигналы к началу и к окончанию игры?

- Как подводятся итоги?

 

б) По станциям

- Какова цель игры?

*дать или проверить знания по истории, православию, разведческой практике и так далее;

*на ловкость;

*на смекалку;

*просто развлекательная.

- Сколько станций?

*советуем около 5.

- Придумайте задания на каждую станцию.

- Сколько руководителей задействовано?

*не на всех станциях могут быть руководители;

*на некоторых необходимо несколько руководителей.

- Как передвигаются группы?

*по стрелкам;

*по запискам;

*по карте.

- Выход команд:

*одновременно с разных пунктов

*с одного пункта в одно или разное время.

- Подведение итогов.

 

в) Охота

Группа детей ловит руководителя.

- На одного или нескольких зверей, птичек, рыбок охотятся?

- На каких именно?

- Какова цель охоты?

*собрать тайное послание;

*собрать ингредиенты для лекарства;

*соревнования между охотниками.

- Какие правила ловли зверя?

·Выберите нужное:

*зверь оставляет след;

*убегает на виду;

*его ищут.

·Правила пленения зверя:

*просто найти;

*схватить определенным числом человек;

*прицепить что-то к зверю и т.д.

 

·Как бегают охотники?

*произвольной группой;

*определенным числом человек;

*охотники ограничены в движениях.

- Придумайте финал и подведение итогов:

*изготовление лекарства;

*награждение;

*праздник.

 

2. Постановка (2 - 6 часов)

- Серьезные или развлекательные?

- Сами придумывают сценарий или берут готовый?

- Дополнительные условия:

*дано название;

*дана озвучка;

*даны фразы, которые должны быть включены в постановку.

- Если постановка без слов, то:

*ставиться ли она под сопровождение (музыкальное, шумовое)?

*есть ли сюжет?

- Придумайте заставку и форму дела:

*“Кинофестиваль”;

*“Забытая сказка”;

*“Вечер жанров”.

- Подведение итогов. Финал.

 

3. Рисовалки (30 минут - 1,5 часа)

- Цель дела:

*обучение рисованию;

*самовыражение в цвете;

*создание общего рисунка.

- Используется в рисунках форма или рисунок абстрактный?

- Рисуют по одному или группой?

- Сформулируйте задание:

*рисунок под музыку, рассказ и пр.

*вольная цветопись;

*изображение кого-либо или чего-либо.

- Этот этап последний или есть продолжение?

- Вариант заданий на продолжение

*дорисовать до...

*собрать в общую композицию;

*рисовалка - начало другого дела.

- Продумайте финал.

 

4. Музыкалки (1 - 2 часа)

- Серьезная или развлекательная?

- Познавательная или нет?

- Деятельность участников:

*слушание и обсуждение;

*написание отзыва или рассказа под музыку;

*постановка;

*сочинение своих песен.

- Придумайте форму дела:

*фестиваль музыкальных групп;

*концерт;

*вечер песни;

*клипы;

*рассказы по музыке;

*балет.

- Придумайте финал.

 

5. Писалки (1,5 - 3 часа)

- Серьезные или развлекательные?

- По одному или группам?

- Что пишется?

*рассказ;

*стихи;

*статья;

*разъяснения.

- Дополнительные условия:

*написание под музыку;

*обязательное включение каких-либо фраз;

*продолжить авторское;

*написание чего-либо после ряда заданий (мастерская);

*издание журнала;

*сборная “солянка” словесных игр.

- Какая форма дела?

- Финал.

6. Рукотворчество (1 - 2 часа)

- Из чего творим?

*из ниток;

*бумаги;

*природных материалов.

- Что творим?

*рисунок;

*объемное;

*абстрактное.

- Сформулируйте задание:

*изобразить коллектив/человека;

*изображение на вольную тему;

*изображение определенной фигуры;

*можно изображать ограниченное число предметов.


- Цель дела:

*подарок;

*украшение;

*самовыражение.

- Придумайте финал.

 

 

7. Думалки (1 - 2 часа)

- Выберите тип:

а)узнавалки (“Путешествия”);

б)рассуждалки (ТРИЗ, Академии, Вечер разгаданных и неразгаданных тайн);

в)вопрошалки-отвечалки(Интеллектуальный хоккей).

 

а) Узнавалки

1. Выберите тему.

2. Когда узнают новое?

*сразу;

*сначала группа готовит свою часть, потом представляет другим.

3. В какой форме?

 

б) Рассуждалки

1. Выберите тему рассуждение. Сформулируйте вопросы или истории, которые должны будут объяснить.

2.По группам или индивидуально? Если в группах, то в постоянных или нет?

3. Каждой группе один и тот же вопрос или разные?

4. Как подводится итог каждому вопросу, делу?

 

в) Вопрошалки-отвечалки

1. Выбрать тему:

*общая для всех;

*у каждой команды своя.

2. Вопросы готовят:

*проводящий;

*команды;

*и тот, и другие.

 

3. Каков порядок ответа на вопросы:

*кто быстрее догадался;

*по системе:

¨ по кругу;

¨змейка/атака в произвольном порядке;

¨ веером.

*думает одновременно вся команда или по этапам (см. «Интеллектуальный хоккей»).

4. Итоги.

 










Дата: 2019-05-28, просмотров: 258.