1) Система права
2) Законотворческий процесс
1) Система права
Система права – это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие каче- ственно однородную область общественных отношений.
Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирую- щих определенный вид (группу) общественных отношений.
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт права – вид отношений.
Рис.49. Структура системы права.
Право делится на публичное и частное.
Публичное право – это совокупность правовых отраслей, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство. Например, конституционное (государ- ственное) право, административное право, налоговое право и др.
Частное право – это совокупность правовых отраслей, регулирующих и защищаю- щих интересы частных лиц (физических, юридических) в их взаимоотношениях с другими лицами. Например, гражданское, семейное, трудовое, авторское право и др.
Система права делится также на материальное и процессуальное.
Рис.50. Материальное и процессуальное право.
Материальное право – это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения.
Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъек- тами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
2) Законотворческий процесс
Законодательный процесс – это совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства.
С татья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Феде- рации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
С татья 105
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депута- тов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Феде- рации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней пере- даются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него прого- лосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр- надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федераль- ного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации феде- ральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосо- вало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
С татья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государ- ственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
С татья 107
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Рос- сийской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде- рации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматри- вают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
С татья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотрен- ным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен боль- шинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Приня- тый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит под- писанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
К онституция РФ
Согласно Конституции РФ, законодательный процесс можно представить как совокуп- ность следующих стадий:
Рис.51. Механизм принятия федерального закона.
1) осуществление права законодательной инициативы;
Право законодательной инициативы – это внесение законопроекта в Государствен- ную Думу.
2) подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой;
3) рассмотрение законопроекта в Думе, принятие ею закона;
Рассмотрение законопроектов Думой осуществляется в трех чтениях. Чтение – специ- альный термин, обозначающий одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, его палате, охватывающий совокупность действий соответствующих участников законода- тельной процедуры на данной стадии.
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, направление его Президенту. Если Совет Федерации отклонил закон, создается согласительная комиссия обеих палат и повторное рассмотрение закона в Государственной Думе.
5) подписание закона Президентом РФ и его обнародование. При отклонении Прези- дентом закона (право вето) появляется дополнительная стадия законодательного процесса – рассмотрение закона в обеих палатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его обна- родование.
Вопросы ЕГЭ
1. Найдите в приведённом ниже списке элементы системы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возможность наложения Президентом РФ вето на законопроект
2) конфедерация обществ защиты прав потребителей
3) свободные средства массовой информации
4) институт Уполномоченного по правам человека
5) право роспуска Государственной Думы Президентом РФ
6) подотчётность Правительства РФ парламенту
2. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каж- дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА
A) обращение в органы представительной государственной власти с предложени- ями по совершенствованию законодательства
Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона
B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте
Г) чтения по законопроекту на заседании представительного органа Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1) законодательная инициатива
2) обсуждение законопроекта
Дата: 2019-05-28, просмотров: 361.