1) Федеративное устройство РФ
2) Местное самоуправление
1) Федеративное устройство РФ
Федеративное устройство РФ предполагает деление государства на регионы, которым предоставляется автономия в решении местных вопросов и создание органов местного само- управления. Таким образом, федеративное устройство России представляется на трех уров- нях распределения властных компетенций (полномочий): федеральный центр, субъекты РФ и местное самоуправление.
С татья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федераль- ного значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Рос- сийской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов веде- ния и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопре- делении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъ- екты Российской Федерации между собой равноправны.
К онституция РФ
В марте 2014 года Президент РФ В. В. Путин подписал договор о присоединении к Рос- сии Республики Крым и образование новых субъектов.
Столицей России является город Москва. Столица Российской Федерации – это место нахождения федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств.
Рассмотрим распределение полномочий федерального центра и субъектов Федерации в виде таблицы:
В ведении Российской Федерации находятся:
1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ;
3) формирование федеральных органов государственной власти;
4) федеральная государственная собственность и управление ею;
5) установление основ федеральной политики в области государственного, экономи- ческого, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
5) установление правовых основ и регулирование экономической системы;
6) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
7) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, а также федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
8) внешняя политика и международные отношения РФ, вопросы войны и мира;
9) внешнеэкономические отношения РФ;
10) оборона и безопасность; защита государственной границы;
11) судоустройство, прокуратура, система права (уголовное, уголовно-процессуаль- ное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное); амнистия и помилование;
12) федеральное коллизионное право;
13) метеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени; геоде- зия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
14) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
15) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
1) обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Федерации Конститу- ции РФ и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопо- рядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и дру- гими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической без- опасности; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидеми- ями, ликвидация их последствий;
9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Если возникают несоответствия норм права федерального центра и субъекта Феде- рации, то данную коллизию (столкновение норм права) призвано разрешить федеральное коллизионное право. Федеральное коллизионное право представляет собой совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры, возникшие между нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Федерации.
Вопрос ЕГЭ
1. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ
А) социальная защита, включая социальное обеспечение
Б) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
В) амнистия и помилование
Г) судоустройство; прокуратура
Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) только федеральный центр
2) совместно федеральный центр и субъекты РФ
2) Местное самоуправление
Федеративное устройство предполагает наличие местного самоуправления.
С татья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
С татья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на дру- гих территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
К онституция РФ
М е стное самоуправление – это организация граждан, созданная с целью решения вопросов местного значения.
К вопросам местного значения относятся:
1) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
4) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
5) дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения;
6) организация транспортного обслуживания населения;
7) создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного пита- ния, торговли и бытового обслуживания;
8) организация библиотечного обслуживания населения;
9) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памят- ников истории и культуры);
10) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, орга- низация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных меропри- ятий;
11) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
12) утверждение правил благоустройства;
13) утверждение генеральных правил землепользования и застройки;
14) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям, установление нумерации домов;
15) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
16) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и граж- данской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
17) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;
18) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и т. д.
Существует ряд форм осуществления населением местного самоуправления, а именно: проведение референдума (голосования) по вопросам местного значения, проведение муни- ципальных выборов депутатов органов местного самоуправления, сходы и собрания граж- дан, конференции и публичные слушания, опросы. Граждане также имеют право на индиви-
дуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Группа граждан может выступить с законотворческой инициативой и представить подобный проект в органы местного самоуправления.
Вопрос ЕГЭ
2. Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправ- ления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной вла-
сти.
2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.
3) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.
4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправ-
ления.
5) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
6) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.
Р а здел V. Право
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.