Вопрос 30. Роль государства в экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Государственное регулирование экономики

2) Методы государственного регулирования

 

 

1) Государственное регулирование экономики

Г осударственное регулирование экономики – это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в целях поддержания экономической и социальной стабильности общества.

Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Решение вопроса о необходимости участия государства в рыночной экономике исходит из того, что государство должно делать то, что не может делать рынок.

Функции государства в рыночной экономике:

1) производство общественных благ (национальная оборона, поддержание правопо- рядка, научные исследования, образование, здравоохранение и т.п.);

2) обеспечение эффективности всего общественного производства;

3) антимонопольная политика;

4) борьба с инфляцией;

5) организация денежного обращения;

6) борьба с безработицей;

7) создание правовой базы функционирования экономики и защита прав собственно-


сти;


 

 

8) эмиссия денег.

Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных


благ. Напомним, что особенность общественных благ заключается в том, что их полез- ность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невы- годно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

Структурными направлениями экономической политики государства являются: финансовая политика (ценовая, денежно-кредитная, налоговая политика); внешнеэкономи- ческая политика (внешняя торговля, валютная политика); социальная политика (социальная защита и социальное обеспечение населения, защита прав потребителей, политика в обла- сти образования и здравоохранения); региональная политика.

 

2) Методы государственного регулирования

Наиболее эффективными экономическими методами являются реализация денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Д енежно-кредитная (монетарная) политика – политика правительства и централь- ного банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок по кредитам.


 

Целями денежно-кредитной политики являются: рост объема национального произ- водства, полная занятость, стабильный уровень цен.

Существуют два основных инструмента, позволяющих Центральному Банку влиять на предложение денег в стране:

– проведение на открытом рынке операций покупки и продажи государственных цен- ных бумаг;

– установление учётной ставки (ставки рефинансирования);

Учетная ставка – ставка процента, под который центральный банк страны предо- ставляет кредиты коммерческим банкам.

– ставка обязательных резервов.

Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, опреде- ленный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону №86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.

Банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регули- рующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование использу- ется как инструмент денежно-кредитной политики.

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной политикой. После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным сред- ством регулирования экономики в целях достижения стабильного экономического роста, полной занятости, предотвращения инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – регулирование государством нало- гообложения и государственных расходов с целью воздействия на объем национального про- изводства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Инструменты:

– налоги;

– государственные закупки товаров и услуг.

Основой фискальной политики государства являются следующие положения:

– рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безрабо- тицы. Уменьшение правительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение про- изводства и доходов, рост безработицы;

– увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости. Снижение нало- гов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Административно-правовые методы регулирования экономики – это, прежде всего законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы хозяйственной деятельности субъектов экономики.

Прямые (административно-правовые) методы регулирования, в отличие от косвен- ных (экономических), существенно ограничивают свободу выбора. Административными инструментами регулирования являются: квоты, лицензии, стандарты, установление мини- мальной заработной платы, антимонопольного законодательства и т. д.


 

Прямое регулирование экономики осуществляется также путём принятия законода- тельных актов, призванных упорядочить и развить отношения между всеми субъектами рыночной экономики. Примерами подобных законодательных актов служат гражданский и налоговый кодексы. Методами законодательного регулирования государство осуществляет защиту прав собственности физических и юридических лиц, поддержку конкуренции.

Экономические и административные методы регулирования тесно взаимосвязаны, так как любой экономический метод контролируется государственным аппаратом.






Вопросы ЕГЭ

1. Найдите в приведенном ниже списке рычаги финансово-экономического регулиро- вания рынка со стороны государства.

1) антимонопольное законодательство

2) кредиты, предоставляемые предпринимателям

3) развитие системы экономического образования в средней школе

4) вручение государственных наград за производственные успехи

5) налоговая политика

2. Найдите в приведенном ниже списке рычаги правового регулирования рынка со сто- роны государства.

1) принятие законов в поддержку «малого бизнеса»

2) принятие антимонопольного законодательства

3) выдача субсидий малым предприятиям

4) установление нормы обязательного банковского резерва

5) подготовка экономистов в государственных вузах


 

 


Вопрос 31. Налоги

 

1) Налоги, функции налогов

2) Виды налогов

3) Налоговая политика

 

 

1) Налоги, функции налогов

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Налоги – основной источник доходов государства.

Налоги – обязательные платежи взимаемые государством с юридических и физиче- ских лиц.

Ст атья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль- ных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физиче- ских лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщи- ков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными упол- номоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата кото- рого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдель- ных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетру- доспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взи- маемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обя- зательного социального страхования.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 28.12.2016) Основные признаки налогов: обязательность, безвозмездность, законность. Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной

властью, а также методы и принципы построения налогов.

Каждый налог содержат характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъя- тия, налоговые санкции.

С у б ъект налога (налогоплательщик) – это физические лица (граждане) и юридиче- ские лица (организации и предприятия), на которое законом возложена обязанность уплаты налога.

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физи- ческую характеристику и облагающиеся налогом.

Налогами облагают: доходы, имущество, прибыль, выручку (оборот), добавочную сто- имость (НДС), товары и услуги, определённые виды деятельности, передаваемое имущество (дарение, наследование).

Основные функции налогов:

фискальная (сбор средств государством с целью финансирования госрасходов);


 

контрольная (обеспечивают государственный контроль за финансово-хозяйствен- ной деятельностью организаций и граждан);

регулирующая (посредством налогов государство либо стимулирует, либо сдержи- вает темпы экономического развития);

распределительная (с помощью налогов через бюджет государство перераспреде- ляет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бед- ным, от работающих – к неработающим)).

 

2) Виды налогов

По территориальному признаку налоги делятся на:

– федеральные,

– региональные и

– местные.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.