Математические методы оценки состояния пародонта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индекс РМА Parma (1960). Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) служит для оценки выраженности гингивита. Основан на возможности окрашивания гликогена десны раствором Шиллера – Писарева. Уровень гликогена в десне при наличии воспаления повышается, соответственно будет меняться окраска десны.

Оценивается состояние десны у каждого зуба (с вестибулярной и оральной стороны):

1 – воспаление сосочка (Р)

2 – воспаление десневого края (М)

3 – воспаление прикрепленной десны (А)

Индекс вычисляется по формуле:

Ipma=

Где с – код оценки показателя воспаления, n количество обследованных зубов. Индекс оценивается следующим образом:

до 30% – гингивит легкой степени

31 – 60% – гингивит средней степени

61% и более – гингивит тяжелой степени

Пародонтальный индекс – ПИ ( Russel , 1956) предназначен для выявления развившихся форм патологии пародонта. При определении индекс осматривают все зубы, кроме третьих моляров. Оценивают состояние десны вокруг каждого зуба по шкале от 0 до 8. Индекс определяют путем деления суммы баллов на количество обследованных зубов.

Критерии оценки ПИ (Russel)

Баллы Состояние десны Данные рентгенологического исследования
0 Отсутствие признаков воспаления Рентгенологическая картина без изменений
1 Легкое воспаление десны, не окружающее зуб циркулярно Рентгенологическая картина без изменений
2 Гингивит вокруг шейки зуба, но без нарушения циркулярной связки (эпителиального прикрепления) Рентгенологическая картина без изменений
4 Оценка дается только при рентгенологическом обследовании Начальная степень резорбции вершин межзубных перегородок
6 Гингивит с образованием десневого кармана. Эпителиальное прикрепление повреждено, но не нарушена жевательная функция, зуб не смещен Горизонтальная резорбция межзубной перегородки до ½ длины корня
8 Выраженная деструкция тканей пародонта с потерей жевательной функции, зуб легко подвижен, может быть смещен Резорбция превышает ½ длины корня, может определяться внутрикостный карман

 

При клинически нормальной десне значение индекса Russel находятся в пределах от 0 до 0,1; 0,2 – 1,4 – пародонтит легкой степени; 1,5 – 4,0 – пародонтит средней степени тяжести; 4,1 – 8,0 – пародонтит тяжелой степени.

Рентгенологический индекс Fush (1964) служит для определения степени атрофии альвеолярного отростка. Критерии оценки индекса:

4 – отсутствие резорбции альвеолярного отростка;

3 – резорбция кости на 1/3 длины корня (I степень атрофии);

2 – резорбция до 2/3 длины корня (II степень атрофии);

1 – резорбция более 2/3 длины корня (III степень атрофии);

0 – отсутствие зуба, вызванное патологией пародонта.

Индекс вычисляется по формуле:

Где ∑с – сумма всех показателей, n – количество обследованных зубов, включая удаленные. Индексы в интервале от 0 до 1 характеризуют различные варианты проявления патологии пародонта, степень которых тем выше, чем больше индекс приближается к 0.

С целью предотвращения образования зубной бляшки и зубного налета химической промышленностью разрабатываются вещества, влияющие на процесс их образования. Данные вещества вводятся в различные индивидуальные и профессиональные средства гигиены

 

Рекомендуемая литература:

1. Данилевский Н.Ф., Магид Е.А. и др. Заболевания пародонта. Атлас. – М.: Медицина, 1999.

2. Иванов В.С. Заболевания пародонта. – М.: МИА, 2002.

3. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта.: Учебн. пособие. / Рязанский гос. мед. университет – Рязань, 1997.

4. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта.: Учебн. пособие. / Московский мед. стомат. институт – М., 1995.

5. Сивовол С.И. Клинические аспекты пародонтологии. – М.: Триада – Х, 2001.

6. Яковлев В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Вышэйшая школа, 1995.

 

Занятие № 3.

Тема: Профессиональная гигиена полости рта. Удаление зубных отложений, полировка зубов и пломб, последующее назначение по показаниям реминерализующих средств. Использование дополнительных предметов гигиены полости рта: флоссов, зубочисток. Обучение пациента правильному уходу за зубами, рациональному подбору предметов и средств гигиены.

Цель занятия: изучить методики удаления зубных отложений, используемые при этом инструменты; разобрать основные этапы проведения профессиональной гигиены полости рта, назначения и методики использования дополнительных предметов гигиены полости рта; научиться рационально подбирать индивидуальные предметы и средства гигиены полости рта и обучать пациентов методам их использования.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Проведение каких мероприятий предусматривает профессиональная гигиена полости рта?

2. Какое минимальное количество посещений и почему необходимо для проведения профессиональной гигиены полости рта?

3. Что включает в себя профессиональная чистка зубов?

4. В чем отличие профессиональной чистки зубов от профессиональной гигиены полости рта?

5. Какие преимущества и недостатки имеют различные методики удаления зубных отложений?

6. Почему после удаления зубных отложений применяют экзогенные реминерализующие препараты, а не эндогенные?

Содержание темы:

Профессиональная гигиена полости рта состоит из ряда последовательных мероприятий, которые врач-стоматолог осуществляет совместно с пациентом (Пахомов Г.Н.1982):

1. Тщательный осмотр полости рта с регистрацией соответствующих качественных и количественных индексов

2. Проведение санитарно-просветительной беседы

3. Индивидуальный подбор средств и предметов гигиены полости рта

4. Активное обучение пользования ими

5. Совместное проведение чистки зубов с последующей коррекцией ее качества врачом

6. Последовательное и тщательное снятие зубных отложений врачом, в том числе, с малодоступных поверхностей.

Практически это осуществляется следующим образом: сначала пациент посещает врача 4 раза через 2 – 3 дня, затем интервалы между посещениями увеличиваются до 14, 30, 60 дней в зависимости от состояния гигиены и умения пациента поддерживать ее уровень.

В первое посещение: осмотр, регистрация состояния полости рта, демонстрация пациенту мест скопления налета, индивидуальный подбор средств и предметов гигиены.

Во второе посещение: пациент приходит с новой зубной щеткой, которая в последующем хранится в кабинете. Проводится обучение чистке зубов, пользованию зубочистками и зубными флосами.

В третье посещение: после окраски налета пациент демонстрирует врачу рациональные приемы гигиены. При необходимости вносятся коррективы.

При четвертом и последующих посещениях: контроль гигиены и коррекция. В каждое посещение врачом или специально обученным помощником врача проводится снятие зубного камня и зубного налета, особенно с труднодоступных поверхностей зубов до приведения полости рта в идеальное состояние, которое в дальнейшем должен поддерживать сам пациент.

Собственно профессиональная чистка зубов подразумевает:

· Тщательное удаление над- и поддесневых зубных отложений

· Полирование поверхностей корней и коронок зубов

· Проведение реминерализующей терапии

Существуют следующие методики удаления зубных отложений:

1. С помощью ручных инструментов

2. С помощью ультразвуковых инструментов и приборов

3. С помощью специальных инструментов – периоторов (Periotor), для угловых наконечников EVA

4. Химический – применение антибиотиков, антисептиков, ферментов, поверхностно-активных веществ (ПАВ).

Перед применением инструментов для удаления зубных отложений рекомендуется использовать специальные гели для размегчения зубных отложений. Кроме того, в одно посещение рекомендуется обрабатывать не более одного квадранта. При снятии зубных отложений практически всегда проводится анестезия. При удалении зубных отложений необходимо периодически орошать обрабатываемые поверхности зубов антисептиками.

Чаще всего для ручного снятия зубных отложений используют следующие сочетания инструментов: долото – крючок – кюретка – корневой напильник.

Долота применяют для удаления зубного камня в межзубных промежутках передней группы зубов.

Прямые крючки применяют для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов верхней и нижней челюсти, изогнутые – для удаления зубного камня в межзубных промежутках.

Кюретажные ложки (кюретки) применяют для удаления поддесневых отложений, некротического, ифицированного корневого цемента, а также для удаления грануляционной ткани и эпителия пародонтального кармана.

Корневой напильник или рашпиль предназначен для заглаживания мелких шероховатостей на поверхности корня.

Снятие твердой субстанции обеспечивается при условии наличия определенного угла между рабочей частью инструмента и обрабатываемой поверхностью. Обычно для обработки поверхности корня – скалинга – этот угол равен 70 – 80°. При выравнивании поверхности корня этот угол должен составлять 60°.

Ультразвуковой метод удаления зубных отложений предусматривает использование специальных аппаратов или наконечников, способных создавать колебания рабочей части насадки инструмента ультразвуковой частоты. Кроме того на рабочую часть насадки подается вода, что предохраняет насадку и твердые ткани зубов от перегрева, а также созданию эффекта кавитации, способствующего, по мнению ряда авторов, дополнительному разрушению твердых отложений. В некоторых аппаратах имеется возможность использовать вместо воды растворы антисептиков. При работе с ультразвуковыми приборами для обеспечения щадящей обработки твердых тканей зуба инструмент следует направлять параллельно обрабатываемой поверхности под легким давлением (примерно 0,2 – 0,3 Н).

В виду того, что зубные отложения должны удаляться без обнажения корневого дентина, был создан специальный набор стальных инструментов – Periotor – для угловых наконечников EVA. Скорость вращения данных инструментов не должна привышать 1000 – 15000 оборотов в минуту.

Для удаления зубных отложений химическим способом применяются три вида препаратов (Сунцов В. Г., 1977):

1. препятствующие развитию и размножению микрофлоры полости рта (антибиотики, антисептики, вещества на основе растительных препаратов);

2. биологически активные вещества, препятствующие образованию зубного налета и способствующие его растворению (ферменты);

3. вещества, препятствующие оседанию налета на зубах и способствующие его удалению (ПАВ).

После снятия зубных отложений все поверхности зуба, его корня, а также имеющиеся на нем пломбы должны быть отполированы с использованием резиновых головок, полировочных дисков, полировочных паст.

После удаления минерализованных и неминерализованных зубных отложений, а также полировки поверхности зуба необходимо провести восстановление эмали. С этой целью применяются экзогенные реминерализующие препараты:

· три покрытия фтористым лаком на курс (через день с обязательным выполнением всех требований метода);

· ротовые ванночки 0,01-0,02% раствора фтористого натрия с экспозицией 1 мин, 1 сеанс на курс;

· ежедневное покрытие зубов 2% фтористым гелем в течение 3 дней;

· ежедневные аппликации 10% раствора глюконата кальция по 15 мин, на курс – 3 процедуры.

При удалении большого количества зубных отложений можно провести реминерализацию методом электрофореза 10% раствора глюконата кальция, 2,5% раствора глицерофосфата кальция или 1% раствора фторида натрия, на курс 2-3 процедуры.

При завершении реминерализации эмали необходимо провести контроль за восстановлением участка эмали (витальное окрашивание зуба раствором Люголя, водным раствором бриллиантовой зелени и др.).

При высокой степени интенсивности кариеса дополнительно назначают индивидуальные курсы реминерализующей терапии, сочетающей в себе применение соединений кальция, фосфора, фтора, витаминотерапию.

К дополнительным предметам гигиены относятся: зубочистки, зубные нити (флоссы), зубные стимуляторы, зубные ершики, ирригаторы полости рта.

Зубочистки – используются для дополнительной очистки межзубных промежутков и боковых поверхностей зубов. Они эффективны при обработке широких межзубных пространств. Зубочистку помещают под углом примерно 45° к зубу, погружая рабочую часть в десневую бороздку на контактной поверхности зуба. Продвигают по ней, прижимая к поверхности зуба, в межзубной промежуток к контактному пункту зуба. Аналогично очищают другие контактные поверхности.

Зубные нити – являются наиболее эффективными предметами гигиены для очищения контактных поверхностей зубов.

Обучение пациента правильному уходу за полостью рта, а также рациональному подбору предметов и средств гигиены проводится в несколько этапов. На первом этапе, до проведения профессиональной гигиены полости рта, проводят исследование исходного уровня гигиены полости рта. В это же посещение, а также и в последующие, необходимо мотивировать пациента к поддержанию высокого уровня гигиены полости рта. Необходимо предложить пациенту прийти на следующий прием со своими предметами и средствами гигиены, с целью непосредственного обучения или коррекции методов гигиены.

На следующем этапе (в следующее посещение) оценивают состояние предметов гигиены, метод чистки зубов самим пациентом, проводят при необходимости подбор средств гигиены и коррекцию метода чистки. Обучают пациента необходимым ему методам гигиены полости рта. На данном этапе используются наглядные пособия, демонстрационные ролики и т.д.

На последующих этапах проводят контролируемую гигиену полости рта, при необходимости корректируют действие пациента. Не следует пренебрегать контролем гигиены полости рта с помощью красителей на всех этапах обучения. Необходимо помнить, что любое действие переходит в умение и далее в навык лишь после многократного (15-20 раз), правильного его повторения.

Рекомендуемая литература:

1. Данилевский Н.Ф., Магид Е.А. и др. Заболевания пародонта. Атлас. – М.: Медицина, 1999.

2. Иванов В.С. Заболевания пародонта. – М.: МИА, 2002.

3. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта.: Учебн. пособие. / Рязанский гос. мед. университет – Рязань, 1997.

4. Сивовол С.И. Клинические аспекты пародонтологии. – М.: Триада – Х, 2001.

5. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Беларусь, 2004.

6. Яковлев В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Вышэйшая школа, 1995.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 259.