Занятие № 1.
Занятие № 2.
Тема: Классификация зубных отложений. Методики выявления и удаления зубных отложений. Значение этих образований в развитии стоматологических заболеваний. Средства для предотвращения образования зубного налета, механизм их действия.
Цель занятия: Изучить классификацию зубных отложений и методики их выявления. Разобрать влияние зубных отложений на развитие стоматологических заболеваний. Изучить основные принципы предотвращения образования зубного налета.
Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.
Контрольные вопросы для усвоения темы:
1. Классификация приобретенных структур полости рта
2. Что такое пелликула, из чего она состоит?
3. С помощью чего можно обнаружить пелликулу и как ее удалить?
4. Какую роль играет пелликула?
5. Из чего состоит зубная бляшка?
6. Как и за счет чего происходит образование зубной бляшки?
7. Чем вызвано изменение свойств микроорганизмов внутри бляшки?
8. Факторы, влияющие на образование и рост бляшки
9. С помощью чего можно удалить зубную бляшку?
10. С помощью чего можно обнаружить зубную бляшку?
11. Чем зубной налет отличается от зубной бляшки?
12. Какие существуют виды минерализованных зубных отложений и чем они отличаются?
13. Что включает в себя индивидуальная гигиена полости рта?
14. Что включает в себя профессиональная гигиена полости рта?
15. Что определяют с помощью индекса Федорова – Володкиной и как осуществляется его оценка?
16. Для чего служит индекс Грина – Вермиллиона, как он рассчитывается и анализируется?
17. На чем основана методика определения индекса PMA Parma, и какие выводы можно сделать при его анализе?
18. Для чего предназначен пародонтальный индекс Russel, критерии его оценки?
19. Как проводится оценка индекса Fush?
20. Методика и критерии оценки индекса CPITN.
21. Какие выделяют группы веществ, входящие в средства гигиены, в зависимости от механизма их действия?
22. Назовите 2 – 3 представителя различных групп наполнителей средств гигиены и механизм их действия.
Содержание темы:
Согласно современной теории патогенеза кариеса и периодонтита, ведущую роль в развитии данных заболеваний играют приобретенные структуры полости рта (зубные отложения).
Классификация приобретенных структур полости рта (Пахомов Г.Н., 1982 г.):
1. Неминерализованные зубные отложения
a. Пелликула
b. Зубная бляшка
c. Мягкий зубной налет
d. Пищевые остатки (детрит)
2. Минерализованные отложения
a. Наддесневой зубной камень
b. Поддесневой зубной камень
Пелликула зуба – приобретенная структура полости рта, представляющая собой тонкую органическую пленку, которая сменяет врожденную несмитову оболочку (кутикула), покрывающую зуб после прорезывания.
Пелликула свободна от бактерий и состоит из гликопротеидов. Удалить ее с поверхности зуба можно лишь с помощью сильных абразивов. Однако при последующем контакте зуба со слюной она образуется в течение 20 – 30 минут.
Предавая эмали избирательную проницаемость, пелликула имеет большое значение в процессах диффузии в поверхностном слое эмали; в защите зубов от воздействия растворяющих агентов. Состояние пелликулы может служить фактором или ускоряющим воздействие кариеса, или, наоборот, усиливающим реминерализацию эмали. Доказано, что пелликула препятствует выходу фторидов из эмали, а также способствует проникновению их в эмаль.
Для обнаружения пелликулы в клинике обычно применяют красители: эритрозин – окрашивание в ярко красный цвет; йодсодержащие вещества (раствор Люголя, Шиллера – Писарева) – желто-розовое окрашивание. Пелликула может окрашиваться под воздействием курения, лекарственных веществ, хромогенных бактерий.
Благодаря наличию пелликулы происходит избирательное прикрепление микроорганизмов к поверхности зуба.
Зубная бляшка – бесцветное образование, которое располагается над пелликулой зуба. Она состоит из микроорганизмов, эпителиальных клеток, лейкоцитов и макрофагов. Главными неорганическими компонентами матрикса являются кальций и фосфор. Кроме того присутствуют магний, натрий, калий.
Первичное обсеменение пелликулы аэробами происходит за счет адгезии, при наличии у микроорганизмов микрофибрилл или молекул декстранов. Механизм присоединения микроорганизмов в процессе колонизации зубной бляшки называется коагуляцией. Это специфическое стереохимическое взаимодействие белковых и углеводных молекул расположенных на стенках микроорганизмов. Оно обусловлено электростатическими силами.
Процесс колонизации зубной бляшки микроорганизмами различных видов идет в определенной последовательности. Обусловлено это тем, что продукты метаболизма одних микроорганизмов будут являться продуктами питания для других, присоединяющихся позже.
Особый интерес в колонизации зубной бляшки представляет появление в ее составе Fusobacteria nucleatum. Строение данного микроорганизма таково, что одними рецепторами он способен внедряться в Гаммположительный слой микроорганизмов зубной бляшки, а к другим легко прикрепляются Грамотрицательные анаэробы.
Одними из последних зубную бляшку колонизируют нитевидные, веретенообразные микроорганизмы, спирохеты. Продуктами их метаболизма являются экзополисахариды. Эти вещества дополнительно усиливают адгезию микроорганизмов между собой и покрывают зубную бляшку в виде защитной пленки с избирательной проницаемостью.
Внутри микробной бляшки колонии микроорганизмов взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, обмениваются генетической информацией. В результате таких взаимодействий изменяются качества микроорганизмов. Изменяется их чувствительность к антисептикам, антибиотикам, изменяются продукты их метаболизма. В результате этого микроорганизмы внутри зубной бляшки и эти же микроорганизмы, присутствующие в полости рта в свободном виде (плавающие формы), в десятки – сотни раз отличаются друг от друга по своим качественным характеристикам.
Бляшка не является остатком пищи, но микроорганизмы внутри бляшки активно используют для своей жизнедеятельности те пищевые остатки, которые легко диффундируют в бляшку. К ним относятся: сахароза, глюкоза, лактоза, мальтоза, фруктоза.
Бляшка быстро возникает при употреблении мягкой пищи, тогда как жесткая пища задерживает ее образование. Накопление в бляшке конечных продуктов метаболизма микроорганизмов (кислот и азотистых веществ) зависит от скорости их образования и выхода из бляшки. Однако скорость диффузии резко замедляется при обильном поступлении углеводов с пищей. Это способствует накоплению в бляшке кислот, которые могут растворять пелликулу и эмаль.
Обнаружить клинически бляшку можно лишь при специальном окрашивании. Бляшка практически не удаляется при индивидуальной чистке зубов. По мнению В.К.Леонтьева бляшка – это фундамент для мягкого зубного налета, который легко удаляется, а бляшка при этом остается в качестве базиса для образования нового зубного налета. Поэтому в клинике имеет смысл рассматривать их вместе.
Зубной налет представляет собой серовато-белое или желто-коричневое липкое отложение, не плотно прилегающее к поверхности зуба. Налет может быть смыт струей воды, но требуется механическая чистка для того, чтобы обеспечить его полное удаление. Зубной налет является совокупностью микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, смеси слюнных протеинов и липидов. Налет, в отличие от зубной бляшки, не имеет постоянной внутренней структуры. Он может образовываться на ранее очищенных зубах через несколько часов, даже если не было приема пищи. Его раздражающее действие на десну обусловлено микроорганизмами и продуктами их метаболизма.
За время пребывания в полости рта с налетом происходит ряд качественных изменений, проявляющихся в его минерализации. Поэтому, наличие у пациента даже частично минерализованного зубного налета свидетельствует о плохой гигиене полости рта.
В процессе минерализации зубного налета основное значение имеет фосфор и магний, нежели кальций. Первые признаки минерализации можно обнаружить через 4 – 8 часов после образования зубного налета. Через двое суток происходит минерализация зубного налета примерно на 50%, а далее скорость минерализации замедляется.
Для оценки гигиены полости рта, определения эффективности средств и методов гигиены широко применяются индексы, основанные на окрашивании внеклеточных полисахаридов зубного налета и бляшки. Для этих целей чаще всего используют «бисмарк коричневый», растворы и таблетки «эритрозина», раствор основного фуксина, раствор Люголя.
Rp: Fuchsini bas. – 1,5
Spiritus med. 75% - 25.0
MDS: 15 капель на ¼ стакана воды, полоскать 30 сек.
#
Rp: Kalii Jodidi pulv. – 2,0
Jodi crist. – 1,0
Aquae dist. ad - 40,0
MDS: раствор Люголя. Наносить на поверхность зубов и слизистую с помощью ватных шариков.
Пищевые остатки располагаются чаще всего в ретенционных местах и легко удаляются при движении щек, губ, языка, при полоскании рта. Иногда для удаления пищевых остатков необходимо использовать зубочистки и зубные нити. При употреблении мягкой пищи ее остатки могут подвергаться гниению, брожению. Получившиеся при этом продукты могут способствовать метаболической активности микроорганизмов зубной бляшки. Их влияние связано со скоростью самоочищения полости рта и ухода за ней. Например, следы сахара, введенного в водном растворе, остаются в полости рта в течение 15 минут, тогда как сахар, введенный в твердом виде, – 30 минут.
Занятие № 3.
Тема: Профессиональная гигиена полости рта. Удаление зубных отложений, полировка зубов и пломб, последующее назначение по показаниям реминерализующих средств. Использование дополнительных предметов гигиены полости рта: флоссов, зубочисток. Обучение пациента правильному уходу за зубами, рациональному подбору предметов и средств гигиены.
Цель занятия: изучить методики удаления зубных отложений, используемые при этом инструменты; разобрать основные этапы проведения профессиональной гигиены полости рта, назначения и методики использования дополнительных предметов гигиены полости рта; научиться рационально подбирать индивидуальные предметы и средства гигиены полости рта и обучать пациентов методам их использования.
Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.
Контрольные вопросы для усвоения темы:
1. Проведение каких мероприятий предусматривает профессиональная гигиена полости рта?
2. Какое минимальное количество посещений и почему необходимо для проведения профессиональной гигиены полости рта?
3. Что включает в себя профессиональная чистка зубов?
4. В чем отличие профессиональной чистки зубов от профессиональной гигиены полости рта?
5. Какие преимущества и недостатки имеют различные методики удаления зубных отложений?
6. Почему после удаления зубных отложений применяют экзогенные реминерализующие препараты, а не эндогенные?
Содержание темы:
Профессиональная гигиена полости рта состоит из ряда последовательных мероприятий, которые врач-стоматолог осуществляет совместно с пациентом (Пахомов Г.Н.1982):
1. Тщательный осмотр полости рта с регистрацией соответствующих качественных и количественных индексов
2. Проведение санитарно-просветительной беседы
3. Индивидуальный подбор средств и предметов гигиены полости рта
4. Активное обучение пользования ими
5. Совместное проведение чистки зубов с последующей коррекцией ее качества врачом
6. Последовательное и тщательное снятие зубных отложений врачом, в том числе, с малодоступных поверхностей.
Практически это осуществляется следующим образом: сначала пациент посещает врача 4 раза через 2 – 3 дня, затем интервалы между посещениями увеличиваются до 14, 30, 60 дней в зависимости от состояния гигиены и умения пациента поддерживать ее уровень.
В первое посещение: осмотр, регистрация состояния полости рта, демонстрация пациенту мест скопления налета, индивидуальный подбор средств и предметов гигиены.
Во второе посещение: пациент приходит с новой зубной щеткой, которая в последующем хранится в кабинете. Проводится обучение чистке зубов, пользованию зубочистками и зубными флосами.
В третье посещение: после окраски налета пациент демонстрирует врачу рациональные приемы гигиены. При необходимости вносятся коррективы.
При четвертом и последующих посещениях: контроль гигиены и коррекция. В каждое посещение врачом или специально обученным помощником врача проводится снятие зубного камня и зубного налета, особенно с труднодоступных поверхностей зубов до приведения полости рта в идеальное состояние, которое в дальнейшем должен поддерживать сам пациент.
Собственно профессиональная чистка зубов подразумевает:
· Тщательное удаление над- и поддесневых зубных отложений
· Полирование поверхностей корней и коронок зубов
· Проведение реминерализующей терапии
Существуют следующие методики удаления зубных отложений:
1. С помощью ручных инструментов
2. С помощью ультразвуковых инструментов и приборов
3. С помощью специальных инструментов – периоторов (Periotor), для угловых наконечников EVA
4. Химический – применение антибиотиков, антисептиков, ферментов, поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Перед применением инструментов для удаления зубных отложений рекомендуется использовать специальные гели для размегчения зубных отложений. Кроме того, в одно посещение рекомендуется обрабатывать не более одного квадранта. При снятии зубных отложений практически всегда проводится анестезия. При удалении зубных отложений необходимо периодически орошать обрабатываемые поверхности зубов антисептиками.
Чаще всего для ручного снятия зубных отложений используют следующие сочетания инструментов: долото – крючок – кюретка – корневой напильник.
Долота применяют для удаления зубного камня в межзубных промежутках передней группы зубов.
Прямые крючки применяют для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов верхней и нижней челюсти, изогнутые – для удаления зубного камня в межзубных промежутках.
Кюретажные ложки (кюретки) применяют для удаления поддесневых отложений, некротического, ифицированного корневого цемента, а также для удаления грануляционной ткани и эпителия пародонтального кармана.
Корневой напильник или рашпиль предназначен для заглаживания мелких шероховатостей на поверхности корня.
Снятие твердой субстанции обеспечивается при условии наличия определенного угла между рабочей частью инструмента и обрабатываемой поверхностью. Обычно для обработки поверхности корня – скалинга – этот угол равен 70 – 80°. При выравнивании поверхности корня этот угол должен составлять 60°.
Ультразвуковой метод удаления зубных отложений предусматривает использование специальных аппаратов или наконечников, способных создавать колебания рабочей части насадки инструмента ультразвуковой частоты. Кроме того на рабочую часть насадки подается вода, что предохраняет насадку и твердые ткани зубов от перегрева, а также созданию эффекта кавитации, способствующего, по мнению ряда авторов, дополнительному разрушению твердых отложений. В некоторых аппаратах имеется возможность использовать вместо воды растворы антисептиков. При работе с ультразвуковыми приборами для обеспечения щадящей обработки твердых тканей зуба инструмент следует направлять параллельно обрабатываемой поверхности под легким давлением (примерно 0,2 – 0,3 Н).
В виду того, что зубные отложения должны удаляться без обнажения корневого дентина, был создан специальный набор стальных инструментов – Periotor – для угловых наконечников EVA. Скорость вращения данных инструментов не должна привышать 1000 – 15000 оборотов в минуту.
Для удаления зубных отложений химическим способом применяются три вида препаратов (Сунцов В. Г., 1977):
1. препятствующие развитию и размножению микрофлоры полости рта (антибиотики, антисептики, вещества на основе растительных препаратов);
2. биологически активные вещества, препятствующие образованию зубного налета и способствующие его растворению (ферменты);
3. вещества, препятствующие оседанию налета на зубах и способствующие его удалению (ПАВ).
После снятия зубных отложений все поверхности зуба, его корня, а также имеющиеся на нем пломбы должны быть отполированы с использованием резиновых головок, полировочных дисков, полировочных паст.
После удаления минерализованных и неминерализованных зубных отложений, а также полировки поверхности зуба необходимо провести восстановление эмали. С этой целью применяются экзогенные реминерализующие препараты:
· три покрытия фтористым лаком на курс (через день с обязательным выполнением всех требований метода);
· ротовые ванночки 0,01-0,02% раствора фтористого натрия с экспозицией 1 мин, 1 сеанс на курс;
· ежедневное покрытие зубов 2% фтористым гелем в течение 3 дней;
· ежедневные аппликации 10% раствора глюконата кальция по 15 мин, на курс – 3 процедуры.
При удалении большого количества зубных отложений можно провести реминерализацию методом электрофореза 10% раствора глюконата кальция, 2,5% раствора глицерофосфата кальция или 1% раствора фторида натрия, на курс 2-3 процедуры.
При завершении реминерализации эмали необходимо провести контроль за восстановлением участка эмали (витальное окрашивание зуба раствором Люголя, водным раствором бриллиантовой зелени и др.).
При высокой степени интенсивности кариеса дополнительно назначают индивидуальные курсы реминерализующей терапии, сочетающей в себе применение соединений кальция, фосфора, фтора, витаминотерапию.
К дополнительным предметам гигиены относятся: зубочистки, зубные нити (флоссы), зубные стимуляторы, зубные ершики, ирригаторы полости рта.
Зубочистки – используются для дополнительной очистки межзубных промежутков и боковых поверхностей зубов. Они эффективны при обработке широких межзубных пространств. Зубочистку помещают под углом примерно 45° к зубу, погружая рабочую часть в десневую бороздку на контактной поверхности зуба. Продвигают по ней, прижимая к поверхности зуба, в межзубной промежуток к контактному пункту зуба. Аналогично очищают другие контактные поверхности.
Зубные нити – являются наиболее эффективными предметами гигиены для очищения контактных поверхностей зубов.
Обучение пациента правильному уходу за полостью рта, а также рациональному подбору предметов и средств гигиены проводится в несколько этапов. На первом этапе, до проведения профессиональной гигиены полости рта, проводят исследование исходного уровня гигиены полости рта. В это же посещение, а также и в последующие, необходимо мотивировать пациента к поддержанию высокого уровня гигиены полости рта. Необходимо предложить пациенту прийти на следующий прием со своими предметами и средствами гигиены, с целью непосредственного обучения или коррекции методов гигиены.
На следующем этапе (в следующее посещение) оценивают состояние предметов гигиены, метод чистки зубов самим пациентом, проводят при необходимости подбор средств гигиены и коррекцию метода чистки. Обучают пациента необходимым ему методам гигиены полости рта. На данном этапе используются наглядные пособия, демонстрационные ролики и т.д.
На последующих этапах проводят контролируемую гигиену полости рта, при необходимости корректируют действие пациента. Не следует пренебрегать контролем гигиены полости рта с помощью красителей на всех этапах обучения. Необходимо помнить, что любое действие переходит в умение и далее в навык лишь после многократного (15-20 раз), правильного его повторения.
Рекомендуемая литература:
1. Данилевский Н.Ф., Магид Е.А. и др. Заболевания пародонта. Атлас. – М.: Медицина, 1999.
2. Иванов В.С. Заболевания пародонта. – М.: МИА, 2002.
3. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта.: Учебн. пособие. / Рязанский гос. мед. университет – Рязань, 1997.
4. Сивовол С.И. Клинические аспекты пародонтологии. – М.: Триада – Х, 2001.
5. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Беларусь, 2004.
6. Яковлев В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Вышэйшая школа, 1995.
Занятие № 1.
Тема: Болезни пародонта. Определение факторов риска в возникновении заболевании пародонта. Индивидуальная профилактика болезней пародонта.
Цель занятия: Изучить классификацию заболеваний пародонта. Определить общие и местные факторы риска в возникновении заболеваний пародонта. Разобрать основные звенья патогенеза и направления первичной, вторичной и третичной профилактик воспалительных заболеваний пародонта. Определить границы индивидуальной и профессиональной профилактики заболеваний пародонта, а также разобрать методики индивидуальной профилактики.
Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.
Контрольные вопросы для усвоения темы:
1. Классификация заболеваний пародонта
2. Перечислить общие факторы риска в возникновении заболеваний пародонта
3. Перечислить местные факторы риска в возникновении заболеваний пародонта
4. Перечислить основные звенья патогенеза воспалительных заболеваний пародонта
5. Перечислить направления первичной профилактики воспалительных заболеваний пародонта
6. Основные направления вторичной профилактики воспалительных заболеваний пародонта
7. Основные направления третичной профилактики воспалительных заболеваний пародонта
8. Что включает в себя индивидуальная профилактика заболеваний пародонта?
9. Какие мероприятия составляют профессиональную (врачебную) профилактику заболеваний пародонта?
10. Какие существуют средства гигиены полости рта?
11. Методика чистки зубов
12. Методика аутомассажа полости рта
13. Что подразумевает термин «рациональное питание» при профилактике заболеваний пародонта?
Содержание темы:
Классификация болезней пародонта (Всероссийское общество пародонтологов, 2001 г.)
1. Гингивит.
Форма: катаральная, гипертрофическая, язвенная
Течение: острое; хроническое (стадии обострения и ремиссии)
Тяжесть процесса: легкая, средняя, тяжелая
Распространенность: локализованный, генерализованный
2. Пародонтит
Течение: острое; хроническое (стадии обострения и ремиссии)
Тяжесть процесса: легкая, средняя, тяжелая
Распространенность: локализованный, генерализованный
3. Пародонтоз
Тяжесть процесса: легкая, средняя, тяжелая
Распространенность: генерализованный
4. Идеопатические заболевания пародонта
5. Пародонтомы
Факторы риска в возникновении заболеваний пародонта:
I. Общие.
a. Наследственность
b. Нерациональное, неполноценное питание
c. Общесоматические заболевания (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, хронические гепатиты, колиты, панкреатиты, остеопароз, дисфункция половых желез…)
d. Стресс
e. Курение
II. Местные.
a. Неудовлетворительная гигиена
b. Односторонний тип жевания
c. Зубочелюстные аномалии и деформации
d. Нарушения прикрепления уздечек губ, языка, слизистых тяжей
e. Мелкое преддверие
f. Неудовлетворительная санация (травматические факторы)
g. Парафункция жевательных и мимических мышц
Первичная профилактика – это система государственных, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а так же повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, бытовой и производственной среды.
Меры первичной профилактики:
1. Рациональное вскармливание ребенка и питание в последующем
2. Тренировка жевательного аппарата с целью обеспечения условий нормального формирования пародонта
3. Раннее ортодонтическое лечение с применением миофункциональной терапии
4. Привитие гигиенических навыков ухода за полостью рта
5. Устранение аномалий прикрепления мягких тканей в виде укорочения уздечек, мелкого преддверия
6. Регулярная санация полости рта
7. Избирательное пришлифовывание зубов
8. Полноценное и своевременное ортопедическое лечение
Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Она включает следующие моменты:
1. Исключение травматических факторов (зубной камень, нависающая пломба, кариозная полость, некачественные протезы, аномалии прикуса…)
2. Качественный гигиенический уход за полостью рта с проведением контрольных чисток
3. Лечение гингивита
Третичная профилактика включает весь комплекс мер (терапевтических, хирургических, ортопедических), направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном, методом замещения.
На общегосударственном уровне решаются следующие вопросы:
1. Санация полости рта у беременных, детей, подростков…
2. Рациональное питание в детских садах, школах и других организованных коллективах
3. Организация специализированных стоматологических отделений для проведения профессиональной гигиены и лечения патологии пародонта
4. Выпуск средств по уходу за полостью рта
Индивидуальную профилактику осуществляет сам человек: гигиенический уход, аутомассаж полости рта, рациональное питание, здоровый образ жизни. Профессиональная или врачебная профилактика осуществляется стоматологом и включает в себя следующие пункты:
1. Мотивацию пациента (информирование его о роли микроорганизмов зубной бляшки в возникновении заболеваний пародонта)
2. Инструктаж пациента (обучение его правилам ухода за полостью рта)
3. Контроль качества гигиены полости рта
4. Своевременная диагностика
5. Проведение по показаниям начального или хирургического лечения
6. Диспансеризацию населения с регулярными повторными осмотрами в течении каждого года и противорецидивные мероприятия (по показаниям).
Рекомендуемая литература:
1. Данилевский Н.Ф., Магид Е.А. и др. Заболевания пародонта. Атлас. – М.: Медицина, 1999.
2. Иванов В.С. Заболевания пародонта. – М.: МИА, 2002.
3. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта.: Учебн. пособие. / Рязанский гос. мед. университет – Рязань, 1997.
4. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта.: Учебн. пособие. / Московский мед. стомат. институт – М., 1995.
5. Сивовол С.И. Клинические аспекты пародонтологии. – М.: Триада – Х, 2001.
6. Яковлев В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Вышэйшая школа, 1995.
Занятие № 2.
Тема: Классификация зубных отложений. Методики выявления и удаления зубных отложений. Значение этих образований в развитии стоматологических заболеваний. Средства для предотвращения образования зубного налета, механизм их действия.
Цель занятия: Изучить классификацию зубных отложений и методики их выявления. Разобрать влияние зубных отложений на развитие стоматологических заболеваний. Изучить основные принципы предотвращения образования зубного налета.
Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.
Контрольные вопросы для усвоения темы:
1. Классификация приобретенных структур полости рта
2. Что такое пелликула, из чего она состоит?
3. С помощью чего можно обнаружить пелликулу и как ее удалить?
4. Какую роль играет пелликула?
5. Из чего состоит зубная бляшка?
6. Как и за счет чего происходит образование зубной бляшки?
7. Чем вызвано изменение свойств микроорганизмов внутри бляшки?
8. Факторы, влияющие на образование и рост бляшки
9. С помощью чего можно удалить зубную бляшку?
10. С помощью чего можно обнаружить зубную бляшку?
11. Чем зубной налет отличается от зубной бляшки?
12. Какие существуют виды минерализованных зубных отложений и чем они отличаются?
13. Что включает в себя индивидуальная гигиена полости рта?
14. Что включает в себя профессиональная гигиена полости рта?
15. Что определяют с помощью индекса Федорова – Володкиной и как осуществляется его оценка?
16. Для чего служит индекс Грина – Вермиллиона, как он рассчитывается и анализируется?
17. На чем основана методика определения индекса PMA Parma, и какие выводы можно сделать при его анализе?
18. Для чего предназначен пародонтальный индекс Russel, критерии его оценки?
19. Как проводится оценка индекса Fush?
20. Методика и критерии оценки индекса CPITN.
21. Какие выделяют группы веществ, входящие в средства гигиены, в зависимости от механизма их действия?
22. Назовите 2 – 3 представителя различных групп наполнителей средств гигиены и механизм их действия.
Содержание темы:
Согласно современной теории патогенеза кариеса и периодонтита, ведущую роль в развитии данных заболеваний играют приобретенные структуры полости рта (зубные отложения).
Классификация приобретенных структур полости рта (Пахомов Г.Н., 1982 г.):
1. Неминерализованные зубные отложения
a. Пелликула
b. Зубная бляшка
c. Мягкий зубной налет
d. Пищевые остатки (детрит)
2. Минерализованные отложения
a. Наддесневой зубной камень
b. Поддесневой зубной камень
Пелликула зуба – приобретенная структура полости рта, представляющая собой тонкую органическую пленку, которая сменяет врожденную несмитову оболочку (кутикула), покрывающую зуб после прорезывания.
Пелликула свободна от бактерий и состоит из гликопротеидов. Удалить ее с поверхности зуба можно лишь с помощью сильных абразивов. Однако при последующем контакте зуба со слюной она образуется в течение 20 – 30 минут.
Предавая эмали избирательную проницаемость, пелликула имеет большое значение в процессах диффузии в поверхностном слое эмали; в защите зубов от воздействия растворяющих агентов. Состояние пелликулы может служить фактором или ускоряющим воздействие кариеса, или, наоборот, усиливающим реминерализацию эмали. Доказано, что пелликула препятствует выходу фторидов из эмали, а также способствует проникновению их в эмаль.
Для обнаружения пелликулы в клинике обычно применяют красители: эритрозин – окрашивание в ярко красный цвет; йодсодержащие вещества (раствор Люголя, Шиллера – Писарева) – желто-розовое окрашивание. Пелликула может окрашиваться под воздействием курения, лекарственных веществ, хромогенных бактерий.
Благодаря наличию пелликулы происходит избирательное прикрепление микроорганизмов к поверхности зуба.
Зубная бляшка – бесцветное образование, которое располагается над пелликулой зуба. Она состоит из микроорганизмов, эпителиальных клеток, лейкоцитов и макрофагов. Главными неорганическими компонентами матрикса являются кальций и фосфор. Кроме того присутствуют магний, натрий, калий.
Первичное обсеменение пелликулы аэробами происходит за счет адгезии, при наличии у микроорганизмов микрофибрилл или молекул декстранов. Механизм присоединения микроорганизмов в процессе колонизации зубной бляшки называется коагуляцией. Это специфическое стереохимическое взаимодействие белковых и углеводных молекул расположенных на стенках микроорганизмов. Оно обусловлено электростатическими силами.
Процесс колонизации зубной бляшки микроорганизмами различных видов идет в определенной последовательности. Обусловлено это тем, что продукты метаболизма одних микроорганизмов будут являться продуктами питания для других, присоединяющихся позже.
Особый интерес в колонизации зубной бляшки представляет появление в ее составе Fusobacteria nucleatum. Строение данного микроорганизма таково, что одними рецепторами он способен внедряться в Гаммположительный слой микроорганизмов зубной бляшки, а к другим легко прикрепляются Грамотрицательные анаэробы.
Одними из последних зубную бляшку колонизируют нитевидные, веретенообразные микроорганизмы, спирохеты. Продуктами их метаболизма являются экзополисахариды. Эти вещества дополнительно усиливают адгезию микроорганизмов между собой и покрывают зубную бляшку в виде защитной пленки с избирательной проницаемостью.
Внутри микробной бляшки колонии микроорганизмов взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, обмениваются генетической информацией. В результате таких взаимодействий изменяются качества микроорганизмов. Изменяется их чувствительность к антисептикам, антибиотикам, изменяются продукты их метаболизма. В результате этого микроорганизмы внутри зубной бляшки и эти же микроорганизмы, присутствующие в полости рта в свободном виде (плавающие формы), в десятки – сотни раз отличаются друг от друга по своим качественным характеристикам.
Бляшка не является остатком пищи, но микроорганизмы внутри бляшки активно используют для своей жизнедеятельности те пищевые остатки, которые легко диффундируют в бляшку. К ним относятся: сахароза, глюкоза, лактоза, мальтоза, фруктоза.
Бляшка быстро возникает при употреблении мягкой пищи, тогда как жесткая пища задерживает ее образование. Накопление в бляшке конечных продуктов метаболизма микроорганизмов (кислот и азотистых веществ) зависит от скорости их образования и выхода из бляшки. Однако скорость диффузии резко замедляется при обильном поступлении углеводов с пищей. Это способствует накоплению в бляшке кислот, которые могут растворять пелликулу и эмаль.
Обнаружить клинически бляшку можно лишь при специальном окрашивании. Бляшка практически не удаляется при индивидуальной чистке зубов. По мнению В.К.Леонтьева бляшка – это фундамент для мягкого зубного налета, который легко удаляется, а бляшка при этом остается в качестве базиса для образования нового зубного налета. Поэтому в клинике имеет смысл рассматривать их вместе.
Зубной налет представляет собой серовато-белое или желто-коричневое липкое отложение, не плотно прилегающее к поверхности зуба. Налет может быть смыт струей воды, но требуется механическая чистка для того, чтобы обеспечить его полное удаление. Зубной налет является совокупностью микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, смеси слюнных протеинов и липидов. Налет, в отличие от зубной бляшки, не имеет постоянной внутренней структуры. Он может образовываться на ранее очищенных зубах через несколько часов, даже если не было приема пищи. Его раздражающее действие на десну обусловлено микроорганизмами и продуктами их метаболизма.
За время пребывания в полости рта с налетом происходит ряд качественных изменений, проявляющихся в его минерализации. Поэтому, наличие у пациента даже частично минерализованного зубного налета свидетельствует о плохой гигиене полости рта.
В процессе минерализации зубного налета основное значение имеет фосфор и магний, нежели кальций. Первые признаки минерализации можно обнаружить через 4 – 8 часов после образования зубного налета. Через двое суток происходит минерализация зубного налета примерно на 50%, а далее скорость минерализации замедляется.
Для оценки гигиены полости рта, определения эффективности средств и методов гигиены широко применяются индексы, основанные на окрашивании внеклеточных полисахаридов зубного налета и бляшки. Для этих целей чаще всего используют «бисмарк коричневый», растворы и таблетки «эритрозина», раствор основного фуксина, раствор Люголя.
Rp: Fuchsini bas. – 1,5
Spiritus med. 75% - 25.0
MDS: 15 капель на ¼ стакана воды, полоскать 30 сек.
#
Rp: Kalii Jodidi pulv. – 2,0
Jodi crist. – 1,0
Aquae dist. ad - 40,0
MDS: раствор Люголя. Наносить на поверхность зубов и слизистую с помощью ватных шариков.
Пищевые остатки располагаются чаще всего в ретенционных местах и легко удаляются при движении щек, губ, языка, при полоскании рта. Иногда для удаления пищевых остатков необходимо использовать зубочистки и зубные нити. При употреблении мягкой пищи ее остатки могут подвергаться гниению, брожению. Получившиеся при этом продукты могут способствовать метаболической активности микроорганизмов зубной бляшки. Их влияние связано со скоростью самоочищения полости рта и ухода за ней. Например, следы сахара, введенного в водном растворе, остаются в полости рта в течение 15 минут, тогда как сахар, введенный в твердом виде, – 30 минут.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.