Термин "Персонал" охватывает совокупность работников в рамках определенных организационных единиц и характеризует социально-психологические аспекты трудовой деятельности:
во-первых, наличие общеорганизационной цели деятельности;
во-вторых, существование разделения труда, основанного на специализации при выполнении работ (трудовых заданий) по достижению цели;
в-третьих, формирование структуры власти, иерархии полномочий и ответственности;
в-четвертых, установление правил и процедур, описывающих права, обязанности и функции каждого члена общности, а также правила и процедуры, касающиеся исполнения работы;
в-пятых, функционирование развитой коммуникативной сети;
в-шестых, распределение работников по рабочим местам в зависимости от объема и структуры человеческого капитала конкретной личности;
в-седьмых, формальные отношения между отдельными работниками в команде обусловлены должностными инструкциями, договорами, обязательствами и т.п. и носят безличный характер (т.е. не зависят от того, кто выполняет работу);
в-восьмых, господство определенной формы собственности на средства производства и результаты совместной деятельности.
Итак, персонал предприятия/организации - это объединение работников, совместно реализующих цель по производству товаров или оказанию услуг, действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами в рамках определенной формы собственности.
Основной целью работы с персоналом в современных условиях является формирование личности, обладающей высокой ответственностью, коллективистской психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия.
Предметом управления персоналом выступает изучение отношений работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного использования их потенциала в функционировании производственно-коммерческих систем.[1]
Цели обучения персонала с позиции работника и работодателя различны.
Работодатель, способствую обучению персонала, решает задачи организации и обеспечивает формирование управленческого персонала, его адаптацию в организации, внедрение нововведений и овладение знаниями, необходимыми для понимания и решения различных проблем, возникающих в процессе производства.
Что касается работника, то он поддерживает на должном уровне и повышает свою квалификацию, приобретает профессиональные знания, не связанные со сферой его непосредственной профессиональной деятельности, развивает способности в области планирования и организации производства.[2]
Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении организацией своих стратегических целей: по мере того, как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях производственного поведения персонала. В интересах как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие "моральному и физическому износу" рабочей силы - ее устареванию.
Под устареванием работника следует понимать процесс использования личностью точек зрения, теорий, понятий и методов в профессиональной деятельности, которые являются менее эффективными при решении проблемы, чем другие существующие в настоящее время.
Устаревание знаний может иногда наступить уже через месяц после окончания первоначального обучения.
Для того, чтобы коэффициент использования профессиональных знаний увеличивался со стажем работы необходимо постоянное внимание к факторам, плодотворно влияющим на качественный уровень трудового потенциала:
- ясные цели деятельности сотрудника;
- развитие - постоянное накопление профессиональной компетентности сотрудником;
- регулярная обратная связь, оценка деятельности сотрудника;
- мотивация к обновлению знаний у сотрудника;
- поручение сотруднику трудовых заданий, позволяющих использовать ему свои возрастающие способности.
Схема 1. Этапы управления развитием персонала
I этап Определение потребностей в
развитии персонала, анализ
Резервы по ква- Потребности предпри- Представление сотру-
лификации,поте- ятия в трудовом по- дников о работе, об
нциал сотруд- тенциале персонала организации (стимулы)
ников
II этап Планирование развития персонала
III этап Внедрение плановых мероприятий по
развитию
Стимулирование Обучение персонала Развитие работы
развития персонала
Профессионально-ква- Управленческое Развитие команды
лификационное про- развитие
движение
IV этап Контроль и оценка развития персонала
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Персонал – это, прежде всего люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, это важнейшая часть экономического и инновационного пространства предприятия.
Персонал независимо от сферы его функционирования выполняет ряд основных функций:
1. Функция основной деятельности, которая реализуется на основе организации всех социальных групп в единую кооперацию работников и направлена на получение результатов определенного количества и качества, на всемерно уменьшение затрат на единицу полученного результата с учетом диктуемых обществом ограничений.
2. Социально-интегративная функция, т.е. обеспечение соответствия общественных, групповых и индивидуальных интересов сотрудников, последовательное осуществление принципа справедливого распределения по труду, социального развития персонала.
3. Управленческая функция, т.е. целенаправленное регулирование деятельности сотрудников, повышение их политической активности.
Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении организацией своих стратегических целей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.