Методика по определению уровня субъективного контроля личности. Тест- опросник УСК (авт. Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М.Эткинд )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) построен в соответствии с разработанной В.А. Едовым иерархической моделью регуляции социального поведения личности.

 Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности.

Шкала Ио – общая интернальность.

Шкала Ид – интернальность в области достижений.

Шкала Ин – интернальность в области неудач.

Шкала Ис – интернальность в области семейных отношений.

Шкала Ип – интернальность в производственных отношениях.

Шкала Им – интернальность в межличностных отношениях.

Шкала Из – интернальность в отношении здоровья и болезни.

Испытуемому предложено ответить на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7-балльной шкалы:

Полностью не согласен –3 -2 -1 0 1 2 3 полностью согласен.

Анализ полученных результатов

Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблицах 3.1 «Результаты исследования в экспериментальной группе» и 3.2 «Результаты исследования в контрольной группе».(см. приложение)

На первом этапе мы определяли при помощи метода линейного корреляционного анализа корреляционные зависимости между показателями теста по исследованию коммуникативных установок, опросника УСК и уровнем субъективного контроля.

Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях друг с другом.

Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.( см. приложение)

После проведенного корреляционного анализа мы получили следующие результаты :

 


Таблица 3.3


Взаимозависимость самоконтроля в общении с другими показателями

  Завуалированная жестокость Интернальность в достижениях Интернальность в семейных отношениях Общая интернальность
Самоконтроль в общении 0,388 0,379 0,384 О,385

 

Таблица 3.4

Взаимозависимость негативных коммуникативных установок с уровнем субъективного контроля

  Завуалированная жестокость Открытая жестокость Негативный опыт общения Обоснованный негативизм
Интернальность общая 0,462   -0,411 0,421
Интернальность в области достижений   0,444 -0,416 0,371
Интернальностьв семейных отношениях 0,434   -0, 440  
Интернальностьв межличностных отношениях   0,541 -0,421  
Интернальность в области неудач     -0,48  
Интернальность в произ.отн-ях       0,370

Примечание. В таблицах приведены только значимые результаты корреляции.

Анализ полученных результатов показывает, что показатели опросника УСК (интернальность общая, интернальность в области достижений, интернальность в семейных отношениях, интернальность в межличностных отношениях) имеют корреляционные зависимости с показателями теста по иследованию коммуникативных установок (завуалированная жестокость, открытая жестокость, негативный опыт общения, обоснованный негативизм ).

По полученным данным мы можем говорить о том, что показатели самоконтроля в общении, негативные коммуникативные установки и уровень субъективного контроля имеют между собой корреляционные связи, т.е. находятся друг с другом в значимых причинно-следственных связях.

 Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выделенные нами показатели обнаруживают прочную взаимосвязь и в своей совокупности определяют психологические особенности развития подростков, оставшихся без попечения родителей.

 Сравним полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах:

Таблица 3.4

Исследование самоконтроля в общении в контрольной и экспериментальной группах.

Уровни

Самоконтроль в общении

Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 3 чел.-20% 4 чел.-40%
Средний 8 чел.-53% 3 чел.-30%
Низкий 4 чел.-27% 3чел.-30%

 

Сравнительная диаграмма полученных результатов приведена на рис 3.1.



Рисунок 3.1

Из данного рисунка видно, что низкий уровень самоконтроля в общении проявляется примерно у 30% всех исследуемых подростков. Данный результат свидетельствует о том, что для каждого третьего подростка, вне зависимости от того в какой социальной среде они воспитываются, характерно неумение реагировать на изменение ситуации, неумение адаптироваться в окружении других людей, неадекватное реагирование на конфликт, несдержанность в эмоциональных проявлениях. В то же время у 40% подростков контрольной группы самоконтроль в общении сформирован на высоком уровне, что на 20 % больше чем в экспериментальной группе.

Исследование коммуникативных установок было проведено для изучения некоторых социально-психологических предпосылок конфликтного поведения подростков. Автор методики В.В. Бойко считает, что энергетику коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если личность стремится тщательно замаскировать свой негативный настрой. Когда человек заставляет себя постоянно сдерживаться, быть корректным возникает постоянное напряжение, Такое состояние рано или поздно приведет к нервному срыву, стрессу, повышая риск возникновения конфликтных ситуаций.[11].

Сравним проявление негативных коммуникативных установок по группам. (Таблица 3.5.,рисунок 3.2.)

Таблица 3.5

Дата: 2019-05-28, просмотров: 284.