Проблема психического развития детей, оставшихся без попечения родителей является острой, актуальной и все еще мало разработанной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, - всегда нежелательное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т.п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей – матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу на нем.

Однако, в условиях мирного времени, при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности в дома ребенка, детские дома и интернаты постоянно поступают дети и, переходящие на попечение государства по воле их родителей.

Сейчас в стране 422 дома – ребенка для 35 тыс. детей ,745 детских домов для 84 тыс. детей , 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100тыс. детей, нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ- интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители.

Эти данные свидетельствуют о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответственном отношении к беззащитному маленькому человеческому существу. Но сами дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.[30]

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. [30].

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. [5]

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от своих ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей оставшихся без попечения родителей; в исследовании психологических особенностей подростков, воспитывающихся вне семьи.

Методологической основой исследования является учение о влиянии социальной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в изучении психических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, выявлении условий для гармоничного развития личности детей.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе влияния социальной ситуации развития на личность подростков, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования являются подростки, воспитывающиеся без попечения родителей.

Предметом исследования – являются особенности психического развития детей, воспитывающихся без попечения родителей, в подростковый период.

Гипотеза - особенностью психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, является пассивная стратегия в поведении, выражающаяся в отсутствии стремления и самостоятельности, ответственности за свои поступки, неумении самостоятельно организовывать свою жизнь, признании необходимости внешнего контроля над поведением.

Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – изучить особенности психического развития подростков, воспитывающихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1.Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как основание института социализации детей.

2.Изучить особенности психического развития подростков, воспитывающихся без попечения родителей.

3.Выявить причины возникновения негативных моментов в развитии подростков.

4.На основе полученных данных разработать рекомендации для педагогов и воспитателей, воспитывающих подростков, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования:

1.Анализ психолого-педагогической , социально-психологической литературы по проблеме исследования.

2.Беседы.

3.Наблюдение.

4.Тестирование.

5.Метод математической статистики и анализа полученных эмпирических результатов.

Исследование проводилось на базе Детского дома №2 г. Магнитогорска.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.