Сравнительная характеристика принципов налогообложения в Российской Федерации и в республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Республике Беларусь порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется Законом «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. № 324-З)[25] и другими правовыми актами - декретами, указами Президента, постановлениями Совета Министров, а также методическими указаниями «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», утвержденными приказом Государственного налогового комитета от 13 декабря 1999 г. № 310, а в Российской Федерации - главой двадцать первой части второй Налогового кодекса.[26]

                      Плательщики НДС  

Состав плательщиков налога на добавленную стоимость в обоих государствах практически идентичен, за исключением того, что в Российской Федерации предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. В Республике Беларусь имеют право на освобождение от налогообложения только индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий месяц не превысила 3000 минимальных заработных плат.

                  Объект налогообложения

В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории государства, в том числе использование товаров (работ, услуг) для непроизводственных целей, обмен товаров (работ, услуг), их безвозмездная передача, натуральная оплата работников. Объектом налогообложения в обоих государствах является ввоз товаров на их таможенную территорию. Кроме того, в Республике Беларусь объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) в Российскую Федерацию, Грузию и Туркменистан. В Российской Федерации обороты по реализации товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ также являются объектом налогообложения. Ввоз товаров, происходящих с территорий этих государств, в Российской Федерации НДС не облагается. Данное положение применяется и в Республике Беларусь по товарам, ввозимым и происходящим с территорий Российской Федерации, Грузии и Туркменистана.

В целях определения реализации а территории Республики Беларусь и Российской Федерации работ и услуг  производится определение места их реализации, порядок установления которого как Республике Беларусь, так и в Российской Федерации одинаков.

                    Освобождение от НДС                 

Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории этих государств:

1. лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения. Но в Российской Федерации освобождение данных товаров производится на основании перечня этих товаров, утвержденного Правительством. Кроме того, в Республике Беларусь обороты по реализации этих товаров в Российскую Федерацию также освобождаются от налогообложения;

2. медицинских (ветеринарных) услуг, оказываемых предприятиями, имеющими статус медицинских (ветеринарных) учреждений, врачами и ветеринарами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление частной медицинской или ветеринарной практики, за исключением косметологических услуг нелечебного характера. В Российской Федерации обороты по реализации ветеринарных и санитарно- эпидемиологических услуг не освобождаются от налогообложения, за исключением этих услуг, финансируемых из бюджета;

3. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми. В Российской Федерации освобождаются эти услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных и спортивных школах;

5. продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения.[27] В Российской Федерации также освобождаются обороты по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым. Также в Российской Федерации данные положения применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

6. услуг в сфере образования, связанных с учебным, учебно- производственным и воспитательным процессом, оказываемых предприятием, аккредитованным (аттестованным) в общеустановленном порядке в качестве учебного заведения системы образования;

7.услуг в сфере культуры и искусства (в том числе реализация билетов и абонементов на театрально-зрелищные, культурно- просветительные мероприятия) по перечню таких услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В Российской Федерации перечень данных услуг изложен в Налоговом кодексе;

8. ритуальных услуг, оказываемых похоронным бюро, кладбищем или крематорием, услуг по изготовлению надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением. В Российской Федерации реализация похоронных принадлежностей освобождается по перечню, утвержденному Правительством;

9. религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

10. по номинальной цене почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и конвертов, акцизных марок, марок пошлин и сборов;

11. жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых населению;

12. работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда.

В Российской Федерации освобождаются только обороты по реализации работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов);

13. работ по строительству, реконструкции и реставрации культовых зданий религиозных организаций (объединений), а также по реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В Российской Федерации данное освобождение вводится с 1 января 2002 г.;

14. услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения;

15. изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных), образцы которых приняты в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (Правительством Российской Федерации);

16. товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг): предприятиями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности промышленно производственного персонала в среднем за период. В Российской Федерации предусмотрено ограничение ввиду того, что доля фонда оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда в целом по предприятию должна составлять не менее 25 процентов; лечебно-производственными мастерскими противотуберкулезных, психиатрических (психоневрологических) учреждений;

17. драгоценных металлов и драгоценных камней, сдаваемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней, а также концентратов и других промышленных продуктов, лома и отходов, содержащих драгоценные и цветные металлы и сдаваемых в головные организации по сбору и переработке драгоценных металлов для дальнейшей переработки и аффинирования. В Российской Федерации эти обороты облагаются по нулевой ставке;

18. товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

19. ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка (форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка);

20. лотерейных билетов по лотереям;

21. банками и небанковскими финансовыми организациями операций по:

- предоставлению кредитов (ссуд), кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций, включая управление кредитами или кредитными гарантиями, если такое управление осуществляется лицами, предоставившими эти кредиты;

- осуществлению банковского обслуживания клиентов, в том числе по осуществлению операций, связанных с ведением расчетных (текущих), депозитных или иных счетов, а также по осуществлению операций, непосредственно связанных с денежными переводами, перечислениями или поручениями, долговыми обязательствами, чеками либо другими обращающимися платежными средствами;

- обращению валюты или иностранной валюты, если такие операции не осуществляются в целях нумизматики, не связаны с реализацией валюты Национальному (Центральному) банку или банку другого государства изготовившим ее предприятием и не являются предметом услуг по хранению, перевозке или инкассации валюты;

- привлечению (и (или) управлению) денежных средств, ценных бумаг (их производных), имущества предприятий и физических лиц в целях их последующего размещения для получения дохода, если это не связано с формированием (пополнением) уставного фонда;

- осуществлению прав требования по кредитным договорам на основании договоров цессии (уступки требования);

22. услуг, непосредственно связанных с азартной игрой на предприятиях, занимающихся игорным бизнесом;

23. товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В Российской Федерации освобождается от налогообложения только внутрисистемная реализация (передача, выполнение,  оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

24. услуг адвокатов и юридических консультаций по оказанию юридической помощи населению;

25. научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно- технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. В Российской Федерации освобождается от налогообложения выполнение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

26. услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию;

27. индивидуальными предпринимателями и организациями книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также работы и услуги по ее изданию, производству и распространению. В Республике Беларусь данные обороты освобождаются до 1 января 2002 г.;

28. товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей). В Российской Федерации данные обороты облагаются по нулевой ставке;

29. сумм, полученных уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, в том числе органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами).[28]

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от НДС только в Республике Беларусь:

1. платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь и объединением «Охрана» при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь;

2. долей (в том числе акций) государства на предприятиях;

3. услуг по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оказываемых предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, специализированными механизированными отрядами, созданными в установленном порядке;

4. платных услуг, оказываемых подразделениями Главного управления военизированной пожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

5. услуг связи, оказываемых населению, а также услуг населению по доставке газет и журналов по подписке.[29]

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от НДС только в Российской Федерации:

1. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

2. монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств;

3. услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

4. товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

5. услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

6. работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги);

7. проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.[30]

                      Налоговая база                         

Налоговая база для исчисления НДС как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога.

В Республике Беларусь существует особенность в определении налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам), которая исчисляется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров (работ, услуг).

Иным образом, чем в Республике Беларусь, в Российской Федерации определяется налоговая база при реализации имущества, учитываемого с уплаченным налогом на добавленную стоимость, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц.

Так, налоговая база при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.

Также налоговая база в Российской Федерации определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Одинаковым образом в Российской Федерации и в Республике Беларусь производится определение налоговой базы при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов), а также при оказании услуг по реализации (приобретению) товаров на основании договоров комиссии, поручения и других аналогичных договоров.

                        Ставки НДС

В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, применяются ставки налога в размере 0 процентов, 10 процентов, 20 процентов, 9,09 и 16,67 процента.

Ставка в размере 0 процентов.

Нулевая ставка как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации применяется при реализации экспортируемых товаров (в Российской Федерации за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств) при условии представления документов, подтверждающих экспорт товаров. (Срок представления данных документов: в Республике Беларусь - 60 дней, в Российской Федерации - 180 дней.)

Нулевая ставка также применяется в Республике Беларусь и в Российской Федерации по оборотам по реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территорий товаров, экспортируемых транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов), работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию товаров, перемещаемых транзитом.

В Российской Федерации применение нулевой ставки по услугам из давальческого сырья (материалов) производится по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

При этом в Республике Беларусь товары (работы, услуги), экспортируемые в Российскую Федерацию, Грузию, Туркменистан, не облагаются по нулевой ставке. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ не облагается по нулевой ставке.

В Российской Федерации налогообложение по нулевой ставке также производится при реализации:

1. работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

2. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

3. товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.[31]

Ставка в размере 10 процентов.

Ставка в размере 10 процентов применяется как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации при реализации продовольственных товаров и товаров для детей по соответствующим перечням (в Республике Беларусь данные перечни утверждаются Советом Министров, в Российской Федерации данные перечни изложены в Налоговом кодексе).

Перечни продовольственных товаров практически идентичны в обоих государствах, за исключением того, что в Республике Беларусь по ставке 10 процентов облагаются:

скот и птица в живом весе и овощи - только ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

только произведенные на территории Республики Беларусь:

молоко и молокопродукты;

яйца и яйцепродукты;

маргарин;

соль;

хлеб и хлебобулочные изделия;

мука пшеничная или пшенично-ржаная.

Только в Республике Беларусь включены в перечень продовольственных товаров:

кондитерские изделия из сахара, кроме ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;

морские водоросли и капуста;

плодоовощные консервы, кроме ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;

соки фруктовые, овощные (кроме виноградного сусла);

мед натуральный.

 Также практически идентичны по многим позициям перечни товаров для детей.

Только в Российской Федерации в данный перечень включены:

матрацы детские;

коляски.

Только в Республике Беларусь в данный перечень включены:

школьные ранцы, сумки для учащихся, детские сумки, ученические

портфели, рюкзаки для учащихся и аналогичные изделия для детей;

ванны детские из пластмассы;

велосипеды детские;

санки детские.

Также только в Республике Беларусь применяется ставка в размере 10 процентов:

при реализации предприятиями и индивидуальными предпринимателями продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

при реализации предприятиями-изготовителями товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий, по перечню, определяемому Советом Министров;

при реализации населению услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток.

Ставки в размере 9,09 и 16,67 процента.

В Российской Федерации налогообложение по данным ставкам производится только:

при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

при удержании налога налоговыми агентами;

при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом;

при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, по которой налоговая база определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения.

В Республике Беларусь данные ставки применяются:

при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога;

при поступлении сумм, на которые подлежит увеличению налоговая база;

при удержании налога при осуществлении строительных работ на территории Республики Беларусь нерезидентом Республики Беларусь, который не зарегистрирован в налоговом органе.

Налогообложение по ставке 20 процентов производится в случаях, не указанных выше.

Дата реализации товаров (работ, услуг)

В Российской Федерации дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); день оплаты товаров (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, - как день оплаты товаров (работ, услуг).

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Дата реализации экспортируемых товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

1) последний день месяца, в котором собран полный пакет документов;

2) 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита.

В Республике Беларусь дата фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется как приходящийся на налоговый период:

1) либо день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет налогоплательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи права собственности или иного вещного права) товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также при поступлении сумм, на которые увеличивается налоговая база;

2) либо день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

При безвозмездной  передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), при обмене товарами (работами, услугами) или при натуральной оплате товарами (работами, услугами) датой их реализации признается соответственно день передачи (выполнения, оказания), обмена или оплаты.

Таким образом, приоритетное значение при определении даты реализации товаров (работ, услуг) в Российской Федерации отдается их оплате (включая предоплату) независимо от отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В Республике Беларусь существует ограничение по сроку - 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), по истечении которого производится определение даты реализации товаров (работ, услуг) независимо от их оплаты субъектам предпринимательской деятельности, определяющим выручку от реализации по мере ее оплаты.

          Сумма налога, предъявляемая покупателю

Как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В Республике Беларусь это положение не применяется при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам), если в эти цены (тарифы) уже включен данный налог.

Также в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, сумма налога выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах. Но в Российской Федерации сумма налога также выделяется в специальном документе - счете-фактуре по НДС, которая служит основанием для принятия предъявленных сумм к вычету.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета- фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету- фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения;

7) цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету- фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер грузовой таможенной декларации.  

Отнесение суммы НДС на затраты                               

Как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации сумма налога, уплаченная при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), на затраты налогоплательщика не относится, за исключением использования приобретенных товаров (работ, услуг) для производства и реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения. В Российской Федерации сумма налога относится на затраты и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

Отличия между государствами по данному положению проявляются в том, что суммы НДС, уплаченные при приобретении (ввозе) основных фондов и нематериальных активов, в Республике Беларусь не относятся на затраты, независимо от направления использования этих товаров - для производства и реализации освобожденных от налога товаров (работ, услуг) или облагаемых в общеустановленном порядке.

В Российской Федерации в случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период. В аналогичном порядке определяется сумма налога, относимая на издержки производства и обращения, и в Республике Беларусь.

В Российской Федерации, если доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5 процентов (в

 стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в таком налоговом периоде, подлежат вычету. В Республике Беларусь действует обратный порядок: если удельный вес выручки (доходов) от операций, освобождаемых от НДС, в общей сумме выручки (доходов) за отчетный период составляет более 95 процентов, то субъекты предпринимательской деятельности имеют право не определять суммы НДС, относящиеся к облагаемым НДС оборотам, а все суммы уплаченного налога включать в издержки производства и обращения.

В Российской Федерации только банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

 Суммы НДС, включаемые в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг)                        

В Республике Беларусь на стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) относятся суммы налога:

1) уплаченные при приобретении лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая услуги торгово-закупочных организаций по реализации вышеназванных лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, за пределами Республики Беларусь в государствах, с которыми Республикой Беларусь применяется взимание налога по принципу страны происхождения товаров;

2) уплаченные при приобретении книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, с налогом на добавленную стоимость, а также сырья, материалов, топлива, комплектующих, полуфабрикатов, других товаров (работ, услуг), за исключением основных фондов и нематериальных активов;

3) уплаченные при поставках из Российской Федерации в Республику Беларусь товаров, происходящих из третьих стран, продавцу этих товаров;

4) предъявленные налогоплательщикам Республики Беларусь к уплате нерезидентами Республики Беларусь (кроме продавцов - резидентов Грузии, Российской Федерации, Туркменистана) при приобретении у них ввозимых в Республику Беларусь товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы;

5) уплаченные по договорам, заключенным с резидентами Грузии, Российской Федерации, Туркменистана, по товарам, ввозимым из государств, в торговых отношениях с которыми Республика Беларусь применяет взимание косвенных налогов по принципу страны назначения;

6) уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным в государствах, в отношениях с которыми взимание косвенных налогов осуществляется по принципу страны назначения.

В Налоговом кодексе Российской Федерации такие ограничения не оговорены, за исключением того, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) в случае:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика (организации и  индивидуальные предприниматели, имеющие выручку за квартал один миллион рублей без НДС и налога с продаж);

2) приобретения (ввоза) амортизируемого имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации  (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) (передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально- культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или, по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

Налоговые вычеты

Вычетам как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации

 подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию этих государств:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные покупателями - налоговыми агентами при приобретении выполненных строительных работ незарегистрированными в налоговых органах резидентами других государств.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных документов и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании оформленных таможенных деклараций и копий платежных документов или иных документов, подтверждающих факт уплаты налога по ввозимым на таможенную территорию товарам. В Российской Федерации для получения права на вычет сумм налога также необходимо наличие счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость.

В Республике Беларусь также необходимо наличие книги покупок, в которой отражаются суммы налога, предназначенные для вычетов.    В Республике Беларусь суммы налога, уплаченные налогоплательщиком подрядчикам при проведении капитального строительства, строительно-монтажных и ремонтных работ, а также при приобретении объектов завершенного капитального строительства, подлежат вычету только при введении в действие соответствующих объектов завершенного капитального строительства. В Российской Федерации положение по вводу в действие объектов для проведения вычетов распространяется и на суммы  налога, уплаченные и при приобретении строительных материалов, а не только уплаченные подрядчикам.

В Российской Федерации вычетам подлежат все суммы налога, по которым имеется на это право.[32]

В Республике Беларусь вычеты сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении (ввозе) им товаров (работ, услуг) для производственных целей, производятся в фактических размерах, но не более сумм НДС, исчисленных по оборотам по реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, при наличии в отчетном налоговом периоде реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, вычету подлежат суммы налога (кроме сумм налога, уплаченных при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов), определенные пропорционально стоимости этих товаров (работ, услуг) и общей стоимости товаров (работ, услуг), реализованных в отчетном налоговом периоде, за исключением стоимости товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения.

При этом вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым установлена ставка в размере 0 процентов, осуществляются только при наличии документального подтверждения факта вывоза указанных товаров в государства, в отношениях с которыми применяется взимание налога по этой ставке.

Таким образом, в практике исчисления сумм вычетов, на которые уменьшается исчисленная сумма НДС, существует так называемый «буфер», которым является исчисленная сумма НДС, за исключением случаев наличия в отчетном налоговом периоде оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке.

В первую очередь определяются суммы НДС, относимые на затраты налогоплательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения. Далее определяются суммы НДС, приходящиеся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, и суммы НДС, относящиеся к налогооблагаемым операциям. К вычету принимаются в первую очередь суммы НДС, относящиеся к налогооблагаемым операциям, и если они менее суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), то к вычетам добавляются суммы НДС, относящиеся к приобретенным основным средствам и нематериальным активам, в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг). В случае наличия сумм НДС, относящихся к оборотам по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по  нулевой ставке, эти суммы добавляются к вычетам независимо от того, превосходят ли эти суммы сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг). Суммы НДС, не включенные в вычеты в результате их превышения суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), переносятся в расчет вычетов на следующий налоговый период.

Только в случае наличия сумм НДС, относящихся к оборотам по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, не применяется  эффект «буфера» и суммы вычетов могут превышать сумму НДС, исчисленную по оборотам по реализации товаров (работ, услуг).

При этом в случае наличия оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, подлежат вычету в фактических размерах, но не более суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг).

Для определения сумм НДС, подлежащих вычету сверх налога, исчисленного по реализации, необходимо обеспечить отдельный учет сумм НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) в Российской Федерации. При наличии входного налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, и оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к зачету сверх налога, исчисленного по реализации, определяется умножением суммы налога, приходящейся на товары (работы, услуги), облагаемые по нулевой ставке, на отношение суммы уплаченного налога (строка 1.2 приложения к налоговой декларации), за вычетом налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, на общую сумму уплаченного налога, отражаемую по строке 1.2 приложения к налоговой декларации.

         Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в Республике Беларусь и Российской Федерации идентичным образом, поскольку применяется одинаковый метод исчисления НДС. Расчет обязательств перед бюджетом по НДС производится путем уменьшения суммы налога, исчисленной от операций по реализации товаров (работ, услуг), на суммы налоговых вычетов.

Если сумма налоговых вычетов в соответствующем налоговом периоде превышает общую сумму налога, налогоплательщик в данном налоговом периоде налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой  налога подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы налога в следующем налоговом периоде или зачету либо возврату налогоплательщику в Республике Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров, а в Российской Федерации - в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В Республике Беларусь возврат (зачет в счет уплаты других налогов (платежей) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога производится за счет общих платежей налогов налоговыми органами на основании представленных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в 10-дневный срок после проведения проверки обоснованности возврата (зачета) этой суммы. Проверка обоснованности возврата (зачета) производится налоговыми органами в течение 20 дней с момента получения налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, по которой сумма превышения составляет 3000 и более минимальных заработных плат.

В Российской Федерации сумма превышения вычетов над суммой налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Возмещение сумм налога в результате применения нулевой ставки производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих обоснованность применения этой ставки налога. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

     Сроки уплаты НДС в бюджет                

В Республике Беларусь, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам предыдущего налогового периода (строка 21 налоговой декларации (расчета), составила от 3000 до 5000 (включительно) минимальных заработных плат, установленных законодательством Республики Беларусь, налог за текущий налоговый период уплачивается путем внесения авансовых платежей ежедекадно в размере одной трети суммы налога, уплаченной по итогам предыдущего налогового периода, в следующие сроки:

1) не позднее 10-го числа текущего месяца - за первую декаду месяца;

2) не позднее 20-го числа текущего месяца - за вторую декаду месяца;

3) не позднее последнего дня текущего месяца - за остальные дни текущего месяца.

Если сумма налога, подлежащая уплате по итогам предыдущего налогового периода (строка 21 налоговой декларации (расчета), составила более 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством Республики Беларусь, налог за текущий налоговый период уплачивается путем внесения авансовых платежей в размере одной шестой суммы налога, уплаченной по итогам предыдущего налогового периода, в следующие сроки:

1) не позднее 5-го числа текущего месяца;

2) не позднее 10-го числа текущего месяца;

3) не позднее 15-го числа текущего месяца;

4) не позднее 20-го числа текущего месяца;

5) не позднее 25-го числа текущего месяца;

6) не позднее последнего дня текущего месяца.

Для определения суммы налога для уплаты авансовых платежей принимается сумма налога, исчисленная с применением вычетов по итогам предыдущего налогового периода.

Суммы налога, подлежащие доплате по результатам перерасчета, и суммы налога, уплачиваемые один раз за отчетный налоговый период, вносятся в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В Российской Федерации уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом в Российской Федерации представляется отдельная декларация по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 160.