Впервые в истории Азербайджана ее нефтяные богатства принадлежат народу. Однако ошибаются те, кто считает, что эти богатства, как по мановению волшебной палочки, принесут Азербайджану безбедную жизнь. Все гораздо сложнее. Развал Союза привел к полному развалу всего нефтяного комплекса бывшего СССР. Справедливости ради необходимо отметить, что к этому нефтяная промышленность уверенно шла долгие годы, и развал СССР только ускорил этот процесс. На сегодняшний день нефтегазодобывающие и нефтеперерабатывающие комплексы всех бывших республик находятся в стадии агонии, и каждый из них погибает по-своему.
Исторически сложилось так, что экстремальность обстановки в годы становления советского государства, Отечественной войны, восстановления и развития народного хозяйства всякий раз требовала увеличения интенсивности разработки месторождений Азербайджана, во много раз превышающей допустимые пределы.
Вместо планируемого разбуривания и рациональной разработки нефтяных пластов делался на быстрое извлечение наиболее доступных запасов, что нанесло непоправимый ущерб недрам. Из более чем миллиарда тонн извлекаемых запасов нефти по месторождения Апшеронского полуострова на сегодняшний день в недрах осталось около 18% от первоначального объема, т.е. 160 млн. тонн нефти. Положение усугубляет то, что эти запасы рассредоточены по более чем 370 залежам, где истощена пластовая энергия и извлечение их сопряжено со значительными технологическими проблемами, материальными и финансовыми затратами.
80 % нефтяных скважин многократно отработали положенные сроки и практически не пригодны для эффективной эксплуатации.
Теперь времена изменились. Необходимо проводить четко скоординированную политику в области добычи и переработки нефти и активно привлекать иностранные технологии и инвестиции в нефтяную промышленность Азербайджана.
Азербайджанская нефть
Еще в 1877 году Карл Марвин писал, что историки располагают неопровержимыми доказательствами, свидетельствующими о как минимум 2500летней истории экспорта нефти с Апшеронского полуострова, на котором расположен Баку, в Иран, Ирак, Индию и другие страны. Об этом писали такие известные историки и путешественники, как Приск Понтийский (V в.), Абу-Исхаг Истахри (VIII в.), Масуди (Х в.), Марко Поло (ХIIIХIV вв.), Олеарий (ХVII в.).
По свидетельству Марко Поло, еще в ХIII веке на Апшероне существовало множество нефтяных колодцев, добываемая из них нефть использовалась для освещения и лечения больных. С древних времен нефть использовалась и в военных целях. Пожалуй, не меньшей известностью Апшерон пользовался как святая земля древнейшей религии зороастризма. языки пламени, вырывавшиеся из-под земли, привлекали сюда с древних времен паломников, поклоняющихся богу добра Агурамазде. И это свое значение полуостров сохранил вплоть до конца ХIХ столетия.
Предшественниками нефтяных скважин были нефтяные колодцы, которые рыли вручную. Как свидетельствуют исторические данные, еще в 1594 году на Апшероне местным жителем по имени Нуроглы был вырыт первый нефтяной колодец глубиной 35 метров. К 1806 году на Апшероне было 50 нефтяных колодцев, к 1821 году 120, а к середине 60х годов прошлого столетия уже 218.
Глубина колодцев была от 23 метров и глубже. К примеру, в селении Сураханы вблизи Баку глубина колодцев в среднем была равна 12 метрам. Колодцы имели конструкцию типа ступенчатой пирамиды, перевернутой вершиной вниз. Самый продуктивный колодец в середине прошлого века давал немногим более 10 баррелей нефти в день. Нефть, добываемую из колодцев, сливали в ямы, обложенные камнем (амбары), затем после отстоя и очистки ее свозили в городские амбары. В 1870 году таких амбаров в Баку было 14. Колодезный способ добычи нефти на Апшероне просуществовал до 1872 года.
Первые шаги свободного предпринимательства начались с откупной системы ильтизам. Ильтизам это система взаимных обязательств хозяина земли, на которой находились нефтяные колодцы, и арендатора, берущего колодцы во временное пользование на определенных условиях.
Хозяева этих земель феодальные ханы передавали во временное пользование не только нефтяные колодцы, но и соляные озера, красильные мастерские, магазины и другие объекты. Российское правительство унаследовало от азербайджанских ханов эту систему, и она просуществовала вплоть до начала 70х годов прошлого столетия.
Срок аренды обычно составлял 5 лет. договор об аренде подписывался представителем властей и арендатором. Выбор арендатора осуществлялся по системе, несколько напоминающей конкурс тендерных предложений об арендной плате, на которую согласен претендент. Исходный минимальный уровень арендной платы назначался правительством и объявлялся. Желающий принять участие в конкурсе обязан был представить залог в половину годовой стоимости аренды.
Право монопольного экспорта нефти, обычно в соответствии с заключаемым договором, при надлежало арендатору. Он мог при этом по своему усмотрению назначить цену на экспортируемую нефть.
Арендатор согласно договору обязан был ежегодно выплачивать определенную сумму в казну азербайджанских ханов, а затем и Российского государства. Кроме того, он обязан был содержать все переданное ему в пользование имущество, а также нефтяные колодцы в должном порядке.
Арендатору не разрешалось рытье новых колодцев. Это разрешалось только по согласованию с властями.
На основе архивных данных можно сделать вывод о том, что чистая прибыль арендатора составляла 1415% от проданной нефти.
В 1848 г. вблизи Баку была пробурена первая в мире нефтяная скважина. Это на 11 лет раньше бурения первой скважины в Пенсильвании (США).
Но широкомасштабный характер бурение скважин в Азербайджане получило в начале 70х годов ХIХ в. К этому времени были усовершенствованы не только техника и технология бурения, но и принят ряд новых законодательных актов, явившихся началом новой эры в развитии нефтяной промышленности не только в Азербайджане, но и во всей России.
Пробуренная в 1871 году скважина стала давать ежедневно по 70 баррелей нефти, и с этого момента эра колодезной добычи нефти в Азербайджане завершилась. К 1913 году в Баку уже работало 3500 скважин.
С системой ильтизам также было покончено. Ей на смену пришла новая система имущественных отношений в нефтяной промышленности.
В 1872 году были приняты два весьма важных законодательных акта:
" "Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов";
" "Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов."
Было учреждено новое Кавказское горно-промысловое управление, которому поручалось решение всех вопросов, связанных с нефтяными делами на Кавказе.
После принятия этих законов нефтяные промыслы были сгруппированы и с 1872 года начали продаваться частным лицам. Баку переживал истинную нефтяную лихорадку.
Согласно принятым законам разведка нефти н частных землях и землях общин могла вестись только с разрешения их хозяев.
Разведка нефти на неиспользуемых государственных землях могла вестись по новым правилам следующим образом. Желающий начать такую работу выбирал соответствующий участок, забивал на нем кол с дощечкой, на которой указывал свое имя, дату, и в течение одной недели должен был подать заявку в местное управление с указанием расположения выбранного участка его размера, удаленности от ближайших населенных пунктов и т.д. Если заявка удовлетворялась, то участок передавался в аренду на срок 24 года с условием ежегодной арендной платы в размере 10 рублей за одну десятину земли. Если разведка нефти оказывалась безуспешной, то арендатор мог либо выкупить участок в собственность либо сдать его, предварительно полностью очистив.
Новые экономические условия, техника и технология не замедлили сказаться на масштабах разведки и добычи нефти, ее переработки и транспортировки, развитии инфраструктуры промышленности Азербайджана, культурных и просветительских учреждений.
С 1873 года в Азербайджане начинаются разведка и освоение крупнейших в мире в то время месторождений в Раманы, Сабунчи, Балаханы и Бибиэйбате с общими извлекаемыми запасами более 500 млн. тонн нефти. Через 12 лет они дали 6,2 млн. тонн.
Интенсивно стала развиваться и нефтепереработка. Первый нефтеперерабатывающий завод был построен в Баку уже в 1859 году, а к 1867 году здесь действовали 15 заводов по переработке сырой нефти; после отмены в 1876 году акцизного налога на нефтепродукты стали строиться новые заводы и внедряться новая технология, позволившая получать новые виды продукта переработки. Так, в 1876 и 1881 годах были построены два современных завода по производству смазочных масел.
В 1878 году был построен промысловый нефтепровод, соединивший балаханские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в Баку. Протяженность этого нефтепровода составляла 12 км, а диаметр труб 75 мм. К концу 1898 года общая длина Бакинских промысловых нефтепроводов составляла уже 230 км, а их суммарная годовая производительность достигла 1 млн. тонн нефти.
В 18961906 годах был построен нефтепровод Баку Батуми протяженностью 833 км, диаметром 200 мм для перекачки 900 тысяч тонн керосина в год.
В 1901 году впервые в мировой практике было принято решение об осушительных работах в Бибиэйбатской бухте вблизи Баку с целью последующего бурения нефтяных скважин. С давних времен было известно о наличии здесь больших залежей нефти. Еще в начале ХIХ века в Бибиэйбатской бухте на расстоянии 19 метров от берега функционировали два нефтяных колодца. Эти колодцы, по данным Керима Джафарова, были выкопаны в ХVI веке и тогда они находились на берегу. Но впоследствии, с поднятием уровня Каспия, все больше уходили под воду, и поэтому их хозяева вынуждены были в конце ХVIII века окружить эти колодцы деревянным частоколом, который приходилось постоянно укреплять. Так продолжалось до 1824 года, пока Каспий окончательно их не затопил. Решение о засыпке бухты с целью последующей добычи нефти было по тем временам первой в мировой практике.
С целью подготовки соответствующих проектов осушения на 1906 год был назначен конкурс. В 1909 году началась реализация проекта. В 1910 году российский сормовский завод приступил к изготовлению 23 специальных судов для перевозки и засыпки грунта. Работа по их сборке была завершена в 1916 году, до 1918 года было осушено 193 гектаров. В начале 20х годов эти работы были продолжены и к 1927 году площадь засыпного участка составила 300 га.
Следует отметить, что по объему гидротехнических работ и сооружений проект был вторым в мире после проекта Панамского канала...
Серьезные успехи были достигнуты в эти годы и в области развития новой техники и технологии нефтедобычи. Азербайджан превратился в плацдарм внедрения пионерских изобретений и технических решений. Так, впервые в мире (на 15 лет раньше, чем в США) глубинные насосы конструкции Иваницкого прошли испытания на месторождениях Азербайджана.
После 70х годов прошлого столетия Баку стал превращаться в один из финансовых центров, куда начал стекать мировой капитал. В конце 80х годов в Азербайджан вступил капитал банкирского дом Ротшильдов. К 1890 году Ротшильды контролировали уже 42% экспорта Бакинской нефти.
К 1910 г. более 60% нефтяных промыслов было сосредоточено в сфере деятельности трех крупных трестов: "Ройял Датч-Шелл", "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель" и "Русское генеральное нефтяное общество", которое опиралось на французские и английские капиталы, а его правление находилось в Лондоне.
С 1874 по 1899 год в азербайджанской промышленности было учреждено 29 акционерных обществ, в том числе и с участием иностранного капитала. Все эти события и процессы, а также растущая потребность мировых промышленных центров в нефтяном горючем способствовали значительному росту нефтедобычи в Азербайджане. В начале ХХ столетия в этом регионе уже добывалось свыше 10 млн. тонн нефти, что составляло половину всей мировой добычи.
После революции 1917 года в Баку была установлена Советская власть. В 1918 году здесь было национализировано 165 самостоятельных нефтяных фирм. В том же 1918м после объявления о создании независимой Азербайджанской Республики, азербайджанское правительство 7 октября 1918 года опубликовало декрет о денационализации нефтяной промышленности и возвращении предприятий их бывшим владельцам. В 1920 году после вхождения Красной армии в Азербайджан нефтяная промышленность была повторно национализирована.
В советский период нефтяная промышленность Азербайджана несколько раз переживала периоды спада и подъема. Резкий спад добычи нефти до 3425 тыс. тонн произошел в 1918 году. Это было почти вдвое меньше количества нефти, добытого в 1917 году. Причина такого падения политические потрясения в России и Азербайджане, а также национализация нефтяной отрасли, которая не могла не сказаться на уровне добычи.
С 1923 года наблюдается стабильный рост нефтедобычи до рекордного вы 1941 году уровня 23,5 млн. тонн. В 1940 году Азербайджан обеспечил 71,5% добычи нефти по СССР.
Хотя в отдельные годы в этом промежутке и наблюдался незначительный спад, в целом же это был период мощного роста нефтяной отрасли Азербайджана, а также соответствующей инфраструктуры. Важнейшими событиями этого периода были:
" завершение в 1927 году засыпки Бибиэйбатской бухты и широкомасштабная эксплуатация Бибиэйбатского месторождения;
" завершение в 1925 году строительства магистрального нефтепровода Баку-Батуми с 13 насосными станциями, на которых были установлены поршневые насосы с дизельным приводом с подачей до 100 куб. м/час, напором 600 м;
" превращение вращательного способа бурения в основной способ. В 19261927 годах вращательным способом в Баку было пробурено уже 63% всех скважин, а в 1934 году ударное бурение прекращено совсем;
" оборудование в 1927 году штанговыми скважинными насосами 55% фонда добывающих скважин;
" начало выпуска в 1923 году отечественных глубинных штанговых насосов на заводе имени Дзержинского в Баку. Одновременно на заводе "Бакинский рабочий " было начато производство станков-качалок, групповых приводов и другого наземного оборудования;
" бурение в 1925 году вблизи Баку первой в мире морской скважины с искусственного островка на деревянных сваях;
" открытие в 19281940 годах новых нефтяных месторождений: Локбатан, Кала, Карачухур, Зых, Пирсагат, Золрат и др.;
" бурение в 1936 году строительства четырех установок термокрекинга по переработке 650 т. сырой нефти в сутки каждая;
" создание в 1931 году в Баку научно-исследовательского и проектного института нефтяного оборудования АзИнМаша;
" основание научно-исследовательского института АзНИПИнефть.
В 19411945 годах из всей добытой в СССР нефти 63,2% приходилось на долю Азербайджана. В эти годы наблюдался существенный спад нефтедобычи, причиной которого была, конечно же, вторая мировая война. В эти годы было осуществлено невиданное по размаху перебазирование нефтедобывающих мощностей Азербайджана в нефтяные районы Татарии, Башкирии другие восточные районы России. В эти регионы было переведено около 11 тыс. специалистов различного профиля (геологи, нефтедобытчики, машиностроители и др.), увезено колоссальное количество нефтяного оборудования, станков по производству оборудования для добычи нефти, даже трубопровод Баку-Батуми был разобран и впоследствии использован при сооружении трубопровода Астрахань-Саратов.
С 1947 по 1963 год наблюдался стабильный рост нефтедобычи в Азербайджане. Уровень добычи с 1964 по 1968 год составлял около 21 млн. т нефти в год.
С 1969 года началось ежегодное падение добычи нефти, которое продолжалось до 1985 года. Затем был пятилетний период стабильной добычи на уровне около 13 млн. т. " во первых в значительной степени были истощены запасы интенсивно эксплуатируемых многие десятилетия крупнейших нефтяных месторождений Азербайджана на суше, а новые, эквивалентные им по запасам и рентабельности разведать на суше не удавалось. добывать со старых месторождений нефть становилось все дороже. Значительно более высоких затрат требовала добыча на Каспии;
" во вторых, были открыты громадные месторождения в Западной Сибири, Западном Казахстане и других районах. Удельный вес азербайджанской нефти в СССР становился все меньше и меньше (с 39,1% в 1950 году он упал до 12,0% в 1960, 5,7% в 1970 и 2,4% в 1980 годах) и, вполне естественно, меньшим становилось внимание со стороны правительства к проблемам нефтедобычи в Азербайджане.
К значительным событиям послевоенного периода развития нефтяной индустрии Азербайджана можно отнести:
" открытие и ввод в эксплуатацию ряда новых месторождений. С 1945 по 1950 год это нефтяные месторождения: Газан-булагское, Мирбаширское, Дубанинское (газовое), Умбакинское, Гюргяны-дениз, Джилов, Банка Дарбина, Нефтяные Камни. В 50е годы: Кюровдагское, Мишовдагское, Калмасское, Карабаглинское, Гумадасы, Кюрсангя, Мурадханлы, Каламаддин, Тарсдалляр и др. . В 60е годы: нефтяные месторождения Сангачалы-дениз-дубанный-дениз Хара-Зиря, имени 28 Апреля, нефтегазоконденсатное Бахар и др. . В 70е годы: Булладениз, Гарасу, Гюнешли и др. В 80е годы: Чараг, Азери и Кяпаз;
" интенсивное развитие морской добычи. Только в 19501963 годах на Каспийском море было сооружено более 800 крупноблочных оснований, с которых пробурено свыше тысячи разведочных скважин. К 1993 г. на Каспийском море уже построено около 1 300 стационарных оснований (освоена глубина моря 147 м и начато строительство и проектирование при глубинах моря 176 м и более). Общая протяженность морских эстакад сегодня превышает 450 км. Всемирную известность приобрел эстакадный комплекс "Нефт дашлары". К 1980 году удельный вес морской добычи возрос до 66% (9,6из 14,6 млн. т), а сегодня он составляет около 80%;
" достижение Азербайджаном в 1971 году миллиардного рубежа накопленной добычи нефти. На сегодня накопленная добыча нефти на суше составляет 925 млн. т, на море 400 млн. т;
" превращение Азербайджана из нефтяной республики в нефтегазовую. На 1993 год накопленный объем газа на суше составил 218 млрд. куб. м, на море 281 млрд. куб. м;
" достижение серьезных успехов в области бурения, свидетельствующих о значительном научно-техническом потенциале азербайджанских нефтяников. Так, на сегодня максимальные глубины бурения составляют на суше 8327 м, на море 6715 м.
Максимальное отклонение, достигнутое при бурении равно 2035 м. Максимальная глубине, с которой получена продукция, составляет 6206 м;
" интенсивное развитие нефтяного машиностроения. К концу 80х годов в Азербайджане производилось около 70% нефтепромыслового оборудования СССР;
" строительство вблизи Баку современного гигантского завода глубоководных оснований;
" ввод новых мощностей нефтепереработки и доведение их до 22 млн. тонн в год. Развитие нефтехимической индустрии;
" создание парка стационарных плавучих буровых установок (СПБУ) и полупогружных плавучих буровых установок (ППБУ). На 1993 г. количество СПБУ составило 6 (глубина моря до 70 м, глубина скважин до 6 500 м), а ППБУ 5 (глубина моря до 200 м, глубина скважин до 6 000 м);
" развитие морского нефтяного флота, имеющего на сегодня в своем составе 31 крановое судно, 25 судов снабжения, 13 буксиров, 70 порт-буксиров и катеров, 45 пассажирских судов, 10 спецсудов (сейсмических, изыскательских и др.), 6 танкеров водоснабжения, 2 мощных трубоукладчика, 4 самоходные баржи и еще 105 прочих судов различного назначения.
Начиная с 1990 года начался очередной этап в падении добычи нефти, основными причинами которого стали усугубление начавшегося в 80е годы общего спада в экономике СССР и ослабление экономически не обоснованных связей между республиками бывшего СССР, начавшими рыночные преобразования своей экономики.
2. Разработка новых нефтяных месторождений "Контракт века"
20 сентября 1994 года был подписан контракт между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и консорциумом западных нефтяных компаний о разработке месторождений Гюнешли, Чыраг и Азери, который в прессе получил название "контракт века".
Переговорный процесс между азербайджанскими властями и западными компаниями, начавшийся еще в 1990 году (при СССР), оказался долгим и нелегким.
Западные нефтяные компании впервые после семидесятилетнего перерыва вновь появились в Азербайджане, что стало возможным благодаря начавшейся либерализации экономики СССР и провозглашению Горбачевым курса на рыночные преобразования и широкое вовлечение иностранных инвестиций. Интерес к Азербайджану был прежде всего обусловлен открытием еще в середине 80х годов в азербайджанском секторе каспийского шельфа богатых месторождений Чыраг и Азери, а также развитой здесь нефтяной индустрии.
Отсутствие необходимых финансовых возможностей у азербайджанского правительства для самостоятельного освоения этих вновь открытых ресурсов и актуальность скорейшего начала разработки новых нефтяных месторождений для всей экономики республики побудили правительство принять решение о привлечении иностранных нефтяных компаний к проекту по разработке.
Желая найти лучший вариант сотрудничества, правительство объявило в январе 1991 года тендер, в котором приняли участие такие известные нефтяные компании, как "Бритиш петролеум" (в альянсе со "Статойл"), "АМОКО" и "Юникал".
Итоги тендера подвели летом 1991 года победителем была объявлена американская компания "АМОКО".
Вместе с тем по решению правительства к участию в проекте совместной разработки месторождения Азери привлекли и другие компании. Таким образом, был образован консорциум под руководством "АМОКО", в котором свою долю участия получили также "Юникал", альянс "Бритиш петролеум", "Статойл", "Макдермотт" и "Ремко". После этого начался этап разработки технико-экономического обоснования и проекта нефтяного контракта. Эти работы были завершены в октябре 1992 года.
Тем временем в Азербайджане произошли важные политические события. В конце 1991 года Азербайджан стал независимым государством, а летом 1992 года в Азербайджане были проведены новые президентские выборы. Правительство в стране сменилось...
Новое правительство исходя из политических и экономических интересов страны пошло еще дальше в деле вовлечения иностранных компаний в совместную разработку нефтегазовых ресурсов Азербайджана. 7 сентября 1992 года с альянсом "Бритиш петролеум"/Cтатойл" было подписано соглашение по месторождению Чыраг и перспективной площади Шахдениз, а 1 октября 1992 года с альянсом "Пеннзойл/"Рэмко" был подписан ряд соглашений по месторождению Гюнешли.
Этими соглашениями названным компаниям предоставлялись эксклюзивные права на разработку соответствующих ТЭО и подготовку проектов контрактов. Нефтяные компании в свою очередь взяли н себя ряд обязательств, из которых отметим выплату бонуса в 30 миллионов долларов правительству Азербайджана альянсом "Бритиш петролеум"/"Статойл" сразу же после подписания соглашения и незамедлительную реализацию компанией "Пеннзойл" проекта утилизации газа, выбрасываемого в атмосферу в количестве 1,5 миллиарда кубометров в год на месторождениях Нефтдашлары и Гюнешли.
Альянс "Бритиш петролуем"/"Статойл" должен был подготовить свои предложения по месторождению Чыраг в перспективной площади Шахдениз в течение шести месяцев. Альянсу "Пеннзойл"/"Рэмко" на подготовку предложений по реабилитации месторождения Гюнешли и его дальнейшей разработке отводилось девяносто дней.
В октябре 1992 года ГНКАР, руководствуясь соображениями экономии инвестиционных и эксплуатационных затрат по разработке месторождений Гюнешли, Чыраг и Азери, а также принимая во внимание, что эти три месторождения фактически имеют единую природу, приняла решение о единой инфраструктуре по этим месторождениям. И в ноябре с иностранными компаниями были подписаны пять меморандумов взаимопонимания о единой базе снабжения, единой системе морских трубопроводов и терминала, едином флоте, единой базе снабжения и едином экспортном трубопроводе. В соответствии с этими меморандумами были созданы рабочие группы специалистов, которым было поручено в течение трех месяцев провести соответствующие исследования и подготовить технические предложения.
Таким образом, было положено начало объединения месторождений.
Последние аккорды в принятии окончательного решения о объединения были сделаны в мае 1993 года, когда был подписан шестой меморандум взаимопонимания о единой программе работ по месторождениям Гюнешли, Чыраг и Азери. И, наконец, в начале июня 1993 года совет директоров ГНКАР принял декларацию о объединения месторождений.
По договоренности с иностранными компаниями к концу июня 1993 года должны были быть подготовлены и обсуждены проекты контрактов, подготавливаемые ГНКАР и иностранными компаниями, однако в июне политические события в Азербайджане завершились сменой руководства страны. Новое руководство решило приостановить переговорный процесс для детального ознакомления с состоянием дел.
Вести переговоры с консорциумом было поручено специально созданной экспертной группе, которая завершила переговоры в октябре 1993 года. Однако достигнутые договоренности не устроили правительство Азербайджана и продолжить переговорный процесс вновь было поручено ГНКАР. Тем временем недовольство разработкой Азербайджаном каспийской нефти высказал МИД России, который в своих нотах и публичных заявлениях отвергал право Азербайджана на разработку нефти на азербайджанском участке каспийского шельфа и требовал приостановки переговоров по контракту...
Но переговоры продолжались, правительство Азербайджана решило уступить 10 % своей доли участия в проекте российской компании "ЛУКойл" и тем самым добилось смягчения позиции Москвы по этому вопросу.
Многомесячный переговорный марафон был завершен в сентябре 1994 года и мир стал свидетелем подписания исторического в судьбе азербайджанского народа, да и всего региона нефтяного контракта.
Контракт по масштабу капитальных затрат, а их объем запланирован на уровне 7,4 миллиарда долларов, поражает воображение.
" Эксплуатационные затраты ожидаются в объеме 5,9 млрд. долларов.
" Контракт заключен сроком на тридцать лет.
" Работать над выполнением контракта приедут в Баку десятки тысяч иностранных специалистов...
" Стороны контракта представляют интересы таких государств, как США, Россия, Великобритания, Турция, Саудовская Аравия, Норвегия.
" Контрактная территория имеет площадь в 432,4 кв. км и охватывает месторождения Чыраг, Азери и неразработанную глубоководную часть месторождения Гюнешли.
" Предполагаемые объемы добычи нефти составляют 511 млн. тонн. Из них доказанных запасов 130 млн. тонн.
" Запасы извлекаемого попутного газа составляю т 70 млрд. куб. м.
В течение тридцати дней со дня ратификации контракта подрядчик (включающий все иностранные компании) должен выплатить бонус из расчета 1,5 млн. долларов за каждый процент участия за вычетом предыдущих выплат. Еще 60 млн. долларов будет выплачено после достижения темпов добычи на контрактной территории в 40 тыс. баррелей. И еще 60 млн. долларов будет выплачено после 60дневного функционирования основного экспортного нефтепровода.
Для управления проектом будет создан Руководящий комитет, в который войдут девять представителей ГНКАР и девять представителей иностранных компаний (от каждой по одному). Председателем Руководящего комитета будет назначаться один из представителей ГНКАР.
Повседневное управление, координирование, осуществление и введение нефтегазовых операций будет реализовываться Совместной операционной компанией, формируемой консорциумов нефтяных компаний.
Добыча ранней нейти должна начаться уже после 18 месяцев. Начало подачи сырой нефти в экспортный нефтепровод. Не позднее 54 месяцев со дня вступления в силу контракта...
По общему мнению, "контракт века" должен преобразить страну и регион. Но кроме того, контракт стал яблоком раздора между различными странами.
Соглашения о крупномасштабных проектах, недавно подписанные между западными консорциумами и правительствами Казахстана и Азербайджана вызвали споры между пятью странами региона относительно правового статуса Каспийского моря и, что еще более важно, об определении границ и, соответственно, юрисдикции приморских стран. Международные спорные правовые вопросы имеют не просто академический интерес; их решение влечет за собой важные практические и коммерческие последствия и для приморских стран, и для иностранных компаний, желающих участвовать в разработке углеводородных ресурсов региона. В основном на добытую продукцию. ясно, что компании могут обладать правом на добытую нефтегазовую продукцию лишь в той степени, в какой ими обладают те приморские государства, которые выдали им разрешение на разработку ресурсов. Таким образом, неопределенность относительно прав приморских государств Каспийского региона сказывается на степени готовности компаний и их банков вкладывать капитал в широкое развитие региона, разработку ресурсов и создание необходимой экспортно-транспортной инфраструктуры.
Каспийское море крупнейший замкнутый соленый (13 частей соли на 1000 частей воды) водоем в мире.
В истории он всегда был известен как "море". Форма водоема отдаленно напоминает букву "S". Расположен он между 37 град. и 47 град. северной широты и 437 и 55 град. восточной долготы на площади в 152239 кв. мили; в длину имеет около 748 миль и в ширину от 130 до 300 миль. В него впадают десять крупных рек (среди которых Волга), образуя обширный дренажный бассейн. Этот замкнутый водоем окружен территориями пяти государств: Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Однако, он сообщается с Черным морем благодаря тому, что Волга и дон соединены Волго-донским каналом, расположенным целиком на российской территории, а дон впадает в Азовское море, представляющее собой часть Черного моря, к которому примыкают территории Украины и России.
Статус Каспийского моря по международному праву заключается в том, подпадает ли последнее под определение "море" в том его смысле, которое зафиксировано в морском праве, или его следует считать "внутренним морем" или же "международным озером".
А. Морское право.
Под определение "открытое море" Каспий не подпадает. Встает вопрос, можно ли его определить в рамках международного права как "внутреннее" или "полуоткрытое" море. Основная проблема здесь связана с тем, что до Третьей конференции по морскому праву эти понятия трактовались далеко не однозначно и мнение о них различных выдающихся юристов были достаточно противоречивы.
На Женевской конференции 1958 года был поднят вопрос об особом статусе внутренних и полуоткрытых морей. Однако, поскольку согласия по этому вопросу не удалось достигнуть, дальнейшее его обсуждение было прекращено. Таким образом, никаких постановлений по затронутой проблеме в Женевской конвенции по морскому праву не содержится. Напоминаем, что о Конвенции 1092 года удалось договориться как о соглашении по нескольким вопросам, заключенным на основе взаимных уступок. Неудивительно, поэтому, что несмотря на расхождения во мнениях, положения касательно полуоткрытых внутриматериковых морей стало частью Конвенции 1982 года, войдя в нее Статьями 122 и 123 Конвенция остается в силе для ратифицировавших ее более чем 60 стран. Многие из положений Конвенции являются параграфами международного права и обязательны для неучастников; некоторые другие положения, однако, таковыми не являются; к ним относятся статьи 122 и 123. Поскольку ни страны бывшего СССР, ни Ирак пока Конвенцию по морскому праву не ратифицировали, нет особых оснований надеяться, что они будут руководствоваться определением, содержащимся в статье 123. Однако, некоторую пользу из нее можно извлечь. "Внутриматериковое (внутреннее) море" в ней толкуется как "залив, бассейн или море, окруженные одним или двумя государствами и соединенные с другим морем или с океаном узким проливом, либо состоящие полностью или в основном из территориальных морей и исключительных зон двух или более прибрежных государств". Из такого определения нетрудно сделать вывод, что Каспийское море не удовлетворяет критериям понятия "внутриматериковое (внутреннее) море".
Одним из обязательных критериев для суждения о том, является ли водоем морем, заключается в следующем: водоем должен определяться как "международные воды", в которых суда третьих стран пользуются такими же правами навигации, что и в открытых морях, или эксклюзивных экономических зонах прибрежных государств. В порядке приведения исторической справки заметим, что Каспийское море никогда не было открыто третьим странам (по соответствующим договорам между Персией (Ираном) и Россией (СССР). Таким образом, Каспийское море не соответствует каким-либо определениям "международных вод" или "моря" в рамках морского права, будь то договорное право или обычное право.
Как следствие этого, ни один из методов делимитации морских границ, опирающихся на морское право, не может быть автоматически применен в случае Каспия.
Б. Международное озеро?
За невозможностью определить Каспий как море, нужно считать его водоемом, территория которого включена в территорию окружающих его стран. Это значит, что его следует рассматривать либо как совпадение (совместный суверенитет на основе полного равенства), либо как водоем с совместным но не равным правом суверенитета на который пользуется все прибрежные государства, либо как внутренний водоем, включенный в территориальные владения окружающих государств и соответственным образом разделенный по медиане (обычно согласно условиям договора).
Вообще, в международном праве выявилась тенденция к неиспользованию понятия "совместного суверенитета" в применении к международным озерам. Вспомните примеры Женевского озера (1923 г., Германский уголовный апелляционный суд) или озеро Констанц (1975, Швейцарский федеральный трибунал). Однако, был один случай (1992 г., Международный суд, дело "The Lfnd" об островных и морских границах), когда Международный суд признал известный в истории залив совместным владением, исходя из доказуемого непрерывного и мирного использования его вод всеми прибрежными государствами после обретения ими независимости. Можно утверждать, что этот случай отражает признанный действительным и обязательным закон о совпадении и государственном наследовании в применении к морской территории. Некоторые авторы утверждают , что этот случай отличается от случая с Каспием. Во-первых, речь шла о водоеме, подпадавшем под морское право. Во-вторых, рассматривался водоем, прежде принадлежавший единственному владельцу, тогда как Каспий водоем подпадающий под юрисдикцию двух государств. Однако, это сравнительно слабые аргументы, которые не подрывают принципов, установленных международным судом.
Любое определение совместного суверенитета, включая и совладение, должно учитывать государственную практику, существовавшую до распада Советского Союза. Это необходимо, чтобы определить, наблюдался ли до возникновения новых независимых государств факт ирано-советского совпадения или совместного суверенитета. Тогда можно было бы рассуждать об унаследовании этого статуса прибрежными государствами.
Договор между Ираном и СССР 1921, 1927 и 1940 гг. содержали положения о равных правах на свободу навигации (за исключением военных судов) и создании десятимильной рыболовной зоны. В письмах, которыми обменялись Министерства иностранных дел Ирана и СССР по поводу договора от 25 март 1940 года определенно заявляется, что "Каспийское море, которое рассматривается договаривающимися сторонами, как море, принадлежащее СССР и Ирану, представляет исключительный интерес для договаривающихся сторон". К сожалению, договора ничего не говорят о режиме совместного суверенитета, и поэтому не следует преувеличивать значение этих писем. Однако, эти письма, подкрепленные государственной практикой и отсутствием какой-либо делимитации границ, ставят вопрос о том, что в советский период Каспийское море имплицитно было предметом совместного суверенитета. Что касается практики обоих государств, то не подлежит сомнению, что оба они относились к Каспию как к своему владению, исключая право на него какой-либо третьей стороны, и что они разрабатывали природные ресурсы этого региона как ресурсы, находящиеся на территории им принадлежащей.
В ноте, представленной в ООН Иранским правительством в 1973 году, говорится, что " в отношении Каспийского моря будут продолжать применяться права, касающегося внутренних морей". Авторитетный международный юрист Оппенхайм использует выражение "внутренние моря" и "международные озера" как синонимы. Если он прав, тогда его точка зрения формулируется так: "Здесь применим закон, о границах на суше". Обычно такая делимитация границ определяется договором. В советский период существовала неофициальная линия, разграничивающая советский и иранский секторы, и, хотя Иран не признавал ее в качестве официальной границы, никакие военные суда или самолеты без разрешения ее не пересекали. Можно утверждать, что в данном случае делимитация границ подпала под положением обычного права. Недавняя юридическая практика международных трибуналов четко устанавливает принцип стабильности государственных границ в случаях государственного наследования. Общая практика в отношении африканских озер в период после деколонизации состояла в том, что при включении международных озер в территорию суши, новые государства наследовали существовавшие границы.
Коломбос предложил следующее: "В случае когда берега замкнутых морей принадлежат двум или более странам и между ними не имеется соглашения об обратном, которое фиксировало бы пределы их соответствующих границ, суверенность каждой страны в зоне ее территориальных вод должна уважаться, и правовой режим в центральной части моря должен быть приравнен к режиму открытых морей". Эту точку зрения, однако, следует рассматривать в свете того факта, что, по Батлеру, "в Каспии не существует территориальных вод, есть лишь десятимильная рыболовная зона". Установление таких рыболовных зон не является несовместимым с возможностью совладения или совместного суверенитета, и, более того, не существует ничего, что может помешать прибрежным государствам договориться о соответствующих режимах (режиме рыболовства, режиме охраны окружающей среды, режиме использования природных ресурсов) либо на основе совладения, либо на основе совместного суверенитета, тем самым разделить между собой водоемы или ресурсы.
Ни одно из новых независимых приморских государств не аннулировало в явном виде советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов. Более того, они являются составной частью СНГ и в качестве таковых приняли все положение Алма-атинской декларации, тем самым они заявили свое согласие придерживаться существующих территориальных границ.
С 1933 года всеми приморскими государствами бывшего СНГ неоднократно делались односторонние заявления и предложения по поводу договора о Каспийском море. Туркменистан выдвинул претензию на исключительную юрисдикцию в отношении природных ресурсов у побережья Туркменистана. В 1993 году Казахстан предложил проект договора, который разделил бы Каспий на секторы по методу срединной линии, в результате чего каждое приморское государство стало бы обладать исключительной юрисдикцией в соответствующем секторе. Азербайджан, по всей видимости, придерживался подобного же подхода к делу, предложив в начале 1994 года проект договора, объявляющего Каспий международным озером. Иран оставался сравнительно сдержан, несмотря на вербальную ноту, предъявленную ООН, в которой Каспий объявлялся внутренним морем. В России, по-видимому, существует несколько точек зрения. Министерство иностранных дел последовательно утверждает, что Каспийское море является внутренним водным бассейном, подлежащим совместному использованию всеми прибрежными государствами, и что любые односторонние действия в отношении его природных ресурсов являются незаконными. "Роскомнедра", комитет, который в настоящее время несет ответственность за выдачу разрешений на разработку углеводородных ресурсов, официально придерживается подобной же точки зрения. Тем временем, Министерство топливно-энергетической промышленности, так же как Премьер-министр, по-видимому, поддерживают руководство российской нефтяной промышленности в том, что пока за Россией закреплена ее доля прибрежные государства могут заниматься лицензированием деятельности в своих собственных секторах.
Вообще говоря, соглашений о размерах рыболовной зоны (которая варьируется от 10 миль в России до 40 миль в Азербайджане), или о политике в области охраны окружающей среды ( в частности в отношении разработки ресурсов к северу от 45 параллели, что являлось советской охранной зоной) не существует.
Между тем, после заключения "сделки века" между Азербайджаном и Консорциумом и после достижения соглашения на Астраханской конференции 1993 года, переговоры между соответствующими министерствами прибрежных стран все продолжаются в попытке достичь договоренности о статусе Каспия и об использовании и разработке его ресурсов. К сожалению, консенсуса им пока не удалось достичь.
Г. Путь вперед
В ближайшем будущем для того, чтобы обеспечить возможность продолжать разработку ресурсов и поощрять внутренние инвестиции в регионе, прибрежным государствам нужно было бы достигнуть соглашения о том, что Каспийское море является "зоной совместной разработки", несмотря на отсутствие договоренности о делимитации границ (как это было успешно проделано в отношении прибрежных зон в юго-восточной Азии).
Если это возможно, то тогда нужно (дабы не были свернуты проекты разработки углеводородных ресурсов и создания таких инфраструктур, как Транкаспийский трубопровод), чтобы был заключен договор о Каспийском море между всеми приморскими государствами. Сделать это нужно как можно скорее. В случае необходимости, можно было бы привлечь на помощь для разработки договора какую-либо международную организацию. Естественно, такой договор должен рассматривать Каспий как единую экосистему и предусматривать необходимые режимы охраны окружающей среды и рыболовства, не говоря уже о разрешении делимитационной проблемы. Совершенно ясно, что выход из нынешнего тупика и использование всех экономических и геополитических выгод, вытекающих из несомненно эффективной и безопасной разработки природных ресурсов региона, соответствовали бы интересам всех приморских государств.
Вторая существенная проблема "Контракт века" это транспортировка нефти. На сегодняшний день нет определенного решения относительно этой проблемы, но специалисты активно изучают возможный маршрут транспортировки азербайджанской нефти в Европу. Существует очень много различных вариантов, но основные это:
1. Российский вариант Баку Новороссийск
2. Турецкий вариант
У турецкой стороны 7 альтернативных вариантов. Но особую заинтересованность она проявляет в том, чтобы каспийская нефть транспортировалась наземным путем. Этот вопрос Турция увязывает с ситуацией, складывающейся в Босфорском проливе, через который она отказывается пропускать танкеры с нефтью. Корабли, входящие в пролив из Черного моря, должны осуществить маневрирование в 13 точках, а в обратном направлении в 16. Особую угрозу танкеры при малейшей катастрофе могут нанести Стамбулу, в котором проживают 12 млн. человек. Турецкая сторона наиболее перспективными считает следующие проекты:
1. Баку Тбилиси Джейхан (длина 1695 км, стоимость 983 млн. долл.).
2. Баку Армения Нахичевань Джейхан (1632 км, 958 млн. долл.).
3. Баку Иран Нахичевань Джейхан (1677 км, 987 млн. долл.).
Однако ни один из обсуждавшихся вариантов маршрута нефтепровода (как существующих, так и предполагаемых) не устраивает абсолютно все заинтересованные стороны.
На севере Азербайджана Чечня, путь через Закавказье упирается сразу в два конфликта армяно-азербайджанский и грузино-абхазский.
Южный вариант маршрута нефтепровода через Иран устраивает Запад меньше всего. Речь идет о западном направлении. Весь вопрос лишь в том, по какую сторону Кавказского хребта он будет проложен северную или южную . Первый вариант устраивает Россию, второй Турцию. Каждый из них имеет свои минусы, которые искусно используются оппонентами, прекрасно понимающими, что вопрос маршрута нефтепровода означает стратегический контроль над жизненно важными коммуникациями.
3. Перспективы вхождения Азербайджана в мировой нефтяной рынок
Важнейшими факторами, обуславливающими перспективы и место Азербайджана на нефтяном мировом рынке является качество и количество экспортируемой нефти. В течение многих десятилетий нефтяной бизнес и рынок во многом сформировались и вхождение в его сферу новых государств сопряжено с огромными трудностями.
Одним из базовых факторов предопределяющих нефтяную политику той или иной страны, являются, как известно, запасы нефти. Запасы нефти являются фундаментом всех возможных инвестиций. При этом важным обстоятельством является то, что эти запасы располагались в климатически и географически благоприятных условиях, чем выгодно отличается Азербайджан.
Ближний и Средний Восток Северная Америка Южная Америка Африка Австралия Океания и Юго-Восточная Азия Западная Европа Россия Азербайджан
Запасы млрд. т. 90,1 11,8 9,9 8,2 3,4 1,37 14,2 3,4
Если в ближайшее время не будут найдены новые виды энергоносителей, то в обозримом будущем мир будет в значительной степени зависеть от Ближнего и Среднего Востока.
Как видно из приведенных данных запасы нефти по регионам мира, Азербайджан выглядит довольно убедительно: его запасы равны запасам стран Юго-Восточной Азии, Австралии и стран Океании вместе взятых и почти вдвое превышают запасы Западной Европы. Запасы Северной Америки превышают запасы Азербайджана почти в три с половиной раза.
Однако, при этом не надо забывать, что на поисковые работы в Северной Америке вложены огромные средства. Решающим фактором при подходе к залежам нефти является возможность организации добычи нефти. добыча нефти характеризует как политико-экономическое, так и техническое состояние той или иной страны. Политическая и экономическая стабильность, особенно, в развивающихся странах, во многом зависит от нефтедобычи.
Объем добычи нефти в Азербайджане значительно сократился, по приведенным в предыдущих главах работы причинам. Но в ближайшей перспективе ожидается значительный рост, с помощью привлеченных иностранных инвестиций.
Что касается разведанных запасов нефти на территории бывшего СССР, то по оценкам западных исследовательских служб, в середине 70х годов они оценивались от 8 до 12 млрд. т. По данным вице-президента Международного Энергетического клуба А. Шейндлина "...сейчас по всей видимости извлечено почти 12% запасов нефти. Следует ожидать, что через 20 лет эта цифра поднимется до 3035% . Затраты на обустройство новых месторождений и саму добычу стремительно растут, а средний дебит новых скважин столь же стремительно падает. Исходя из вышеприведенных оценок академика А. Шейндлина можно утверждать, что при ежегодной добычи нефти в среднем 400500 млн. т. нефти в России хватит на 20 лет. При этом следует учитывать, что добыча нефти на поздней стадии эксплуатации потребует дополнительных энергетических мощностей и значительных инвестиций, в том числе валютных. Мировой опыт показывает, что на этой стадии эксплуатация и страна-производитель с трудом покрывает свои затраты и не приходится говорить об экспорте.
По модели межведомственной комиссии по энергетической стратегии России до 2000 года будет преодолен спад в добыче нефти. для этого необходимо удерживать ежегодную добычу нефти на уровне 270280 млн. тонн. При этом предполагается дальнейшее углубление переработки нефти до 75% в 2000 г. и до 8384% в 2010 г.
В этих условиях будет возрастать интерес России к каспийской нефти. Выходом из спорных вопросов о разработке морских месторождений Каспия может явиться соглашение между ГНКАР Азербайджана с "ЛУКойл по разработке морских месторождений "Азери" и "Чыраг". С 10% долей "ЛУКойл".
Российская компания "ЛУКойл" может стать одним из основных партнеров по сотрудничеству в области нефтяной промышленности Азербайджана, а ее опыт и организационные преобразования могут быть полезными для ГНКАР.
Как отмечает газета "Financial Times”, “ЛУКойл" планирует направить более 20% своих акций для внутренней реализации и 15% иностранным инвесторам в течение второго раунда приватизации. "ЛУКойл" производит 50 млн. т. нефти в год, в том числе 15% сырой нефти из Западной Сибири, является первой нефтяной компанией, предлагающей свои акции западным инвесторам. Эта компания является главным владельцем собственности распавшегося акционерного общества "Роснефть" и унаследовала ряд месторождений, которые как она считает, относятся к самым крупным в мире. В последние 6 месяцев компания заморозила цены на свою продукцию, а также стремится снизить стоимость производства, уменьшить управленческий аппарат, сократить расходы по бурению и ремонтным бригадам. "Лукойл" намеревается предложить в дальнейшем для реализации еще 10% своих акций, если это будет одобрено правительством РФ. У компании очень много крупных проектов не только в нефтяной отрасли, но и в других отраслях экономики как на территории России, так и за рубежом.
Правительство намерено обеспечит повышение качества статистических данных и своевременность предоставления информации соответствующими источниками. В этой связи с января 1995 года в качестве основного показателя инфляции используется новый индекс потребительских цен. Азербайджан будет продолжать обращаться за технической помощью в области статистики в МВФ и другие многосторонние организации, а также к двусторонним донорам.
Глава IV. Заключение. Влияние иностранных инвестиций на политическую стабилизацию в Азербайджане
Необходимость крупных инвестиций и длительное время на поставку соответствующего оборудования для разработки месторождений нефти на морском шельфе, означает, что достижения ожидаемого роста добычи потребуют определенного времени. В первые годы основная часть влияния на экономику будет сказываться крупными первоначальными капвложениями, которые потребуются для реализации этих проектов. Эти инвестиции приведут к значительному притоку капитала в экономику Азербайджана. Основную часть инвестиций будет составлять иностранный капитал. Более того, в последующие годы иностранные нефтяные компании увеличат экспорт нефти из Азербайджана с тем, чтобы компенсировать затраты на инвестиции и получить прибыль. Нефтяной экспорт этих компаний, который представляет для Азербайджана по сути издержки по финансированию и реализации проектов, будет ограничивать рост экспортных доходов правительства.
Как предполагается для разработки неиспользуемых месторождений нефти на мировом шельфе, Азербайджану потребуется инвестиции в объеме около 11,6 млрд. долларов, из которых около 9,0 млрд. долл. будет вложено до 2000 года. В общую сумму инвестиций входят около 1,8 млрд. долл. н строительство экспортных нефтепроводов, что является необходимым условием для увеличения экспорта сырой нефти. Сюда также входят 1,6 млрд. долл. на создание общей морской и береговой инфраструктуры для обустройства новых нефтяных месторождений. Характерной чертой инвестиций является крупный объем вложений, требуемых до начала любого производства (за исключением месторождения Гронешли, которое уже дает нефть.
Влияние нефтяных инвестиций на экономику в значительной мере будет зависеть от доли средств, использованных на месте по отношению к затратам на импорт элементов инфраструктуры, оборудования и услуг. Принимая во внимание географическое расположение Азербайджана, необходимо, чтобы нефтяные кампании производили на месте самые крупные компоненты морских платформ (в других частях мира эти компоненты часто производятся в третьих странах и доставляются морским путем к месту установки. В Азербайджане уже имеются значительные мощности, подходящие для этих целей. Следует также отметить, что Азербайджан являлся основным в СССР центром по производству оборудования для нефтяных месторождений. В республике производилось около 70% оборудования по обслуживанию скважин, нефтедобычи, а также ремонта и профилактики, которое предназначалось для всех республик бывшего СССР. Промышленность Азербайджана представляет собой крупнейшую в мире концентрацию таких предприятий после США. В промышленности занято 13 тыс. чел. и она дает 4% всего промышленного производства страны и состоит из 14 предприятий, производящих сотни наименований различной продукции. Ряд совместных предприятий с участием иностранного капитала ведут переговоры об участии в реализации проектов в нефтяном машиностроении. дополнительное влияние на местную экономику будет оказываться текущими расходами на эксплуатацию нефтяных месторождений. Ожидается, что они могут возрасти до 500 млн. долл. ежегодно к 2000 году. Предполагается, что основная часть (более 50%) этих расходов будет потрачена на местном рынке на рабочую силу, приобретение материалов и услуг, давая дополнительные стимулы для развития экономики.
Следует также отметить, что подписав контракт с гигантами нефтебизнеса, Азербайджан автоматически вошел в зону интересов западных правительств, которым теперь нужна политическая стабильность в закавказской республике. А стабильность для Азербайджана означает завершение войны и возврат оккупированных территорий.
Список литературы
Справочные материалы ГНКАР (Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики). Баку, 1994.
Information for investors: Aserbaijan, EDRD. London, 1995.
Азербайджан в цифрах. 1994 г. Баку: Госкостат Азерб.Республики,1994.
Газета "Financial Times".
Справочные материалы Госкомстата Азерб. Республики за 19941995 гг.
Ctntral European Review.
Reports of CGES. London, 1995.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 241.