В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют три периода. Ранний период (IX – VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых «семи мудрецов») формируется философский подход к проблемам государства и права.
Второй период (V – первая половина IV в. до н.э.) – это время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли (учения Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля).
Третий период (вторая половина IV – II в. до н. э.) период эллинизма, время упадка древнегреческой государственности, подпадания Греции под власть сперва Македонии, а затем и Рима (учения Эпикура, стоиков и Полибия).
В процессе развития древнегреческой правовой мысли, ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы, Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследованиям государства и права.
Одной из самых древнейших в системе юридических наук является – Естественно-правовая Юриспруденция. Она возникла одновременно с появлением общественной мысли, предметом её являлось общество, государство и право.
Первыми её представителями стали софисты. Эта школа появилась в V веке до н.э., в Афинах и связана с установлением и укреплением демократического строя. Появилась необходимость в ораторском искусстве, в развитии идеологии, в подготовке к политической деятельности.
Первыми представителями были старшие софисты (Протагор, Гиппий, Горгий). По их понятиям нормы права и нравственности являются достижением богов. Право и справедливость – есть договор людей о том, что считать правом, что считать справедливостью. Если все люди данного общества соберутся и заключат договор оправе, то это право будет называться божественным, т.к. оно есть золотая середина всего.
Закон по представлениям Гиппия – реализация справедливости и добродетели с точки зрения каждого конкретного человека. Выделяются добродетели мужчины или женщины, мальчика или старика и соответственно выделяются разные обязанности.
По Демокриту закон создаётся руководителем государства (царём), который как мудрый человек знает, что нужно его народу.
Особым этапом в развитии Естественно-правовой Юриспруденции, является греческий идеализм трёх греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ, как и софисты, различал Естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и Естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Политический идеал Сократа можно выразить в виде принципа: «Править должны знающие». Сам он говорил об этом так: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия и насилия, обманом, но те, которые умеют править».
Смысл философского учения Платона об идеях состоит в том, что «истинное бытиё – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи, а тела, вещи и явления – не истинны, поскольку относятся не к бытию, а чему-то подвижному».
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Говоря об идеальном справедливом государстве, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчёркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а напротив схож с ним.
Справедливость же по Платону состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчинённости этих начал во имя целого.
Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств, Платон видит в том, что в нём преодолён раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство представляет собой множество государств. В нём как бы заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей.
Правление философов и действие справедливых законов для Платона – два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта.
Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. Большое значение он придаёт разработке и изучению науки о законах.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 –322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг – истина».
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.
Государство, по Аристотелю – понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определённую совокупность граждан. Гражданин по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве.
Политическое право делится им на естественное и условное. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Политическое правление – это по Аристотелю, правление закона, а не людей, потому что правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».
Политико-правовая мысль следующего периода – эллинизма (вторая половина IV – II в. до н.э.) нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. С таким пониманием смысла и назначения политического общения связана и эпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности.
Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве естественного (общего) закона, который в тоже время имеет божественный характер и смысл.
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, договорное, условное объединение.
Продолжателем учений стоиков, стал видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода – Полибий (210 – 123гг. до н.э.). Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Согласно Полибию имеется шесть основных форм государства, которые располагаются в порядке возникновения и смены следующим образом: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Так царству сопутствует тирания, а демократии – необузданное господство силы. Исходя из этого, Полибий заключает, что наиболее совершенной формой государства является та, в которой объединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённым формам правления.
Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.