Глава I . История книгоиздательства Кыргызстана завтра и сегодня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Вся история книги – это, хотя и медленное, но неуклонное улучшение приемов ее изготовления, ее внешнего и внутреннего оформления; менялись не только материалы. Идущие на книгу, но и способы ее написания.

Когда – то древнегреческий философ Платон назвал человеческую память великой и могущественной богиней. Но память, какой бы она хорошей ни была, не может вместить в себе и сохранить все знания, опыт, накопленные человеческим обществом; она частенько подводила человека, вносила путаницу в его жизнь и работу. И вот человек решил создать другую, более крепкую память, которая сделала бы его мысль вечной, сохранила бы для будущих поколений ценные сведения не только о жизни и быте. Но и об успехах культуры, воинских подвигах людей. Так появилась письменность, должна была появиться и книга.

Первые «книги» человек писал на камне, на скалах. В Египте, в долине Нила, на стенах древнего храма, высечена одна из таких «книг», «написанных» свыше трех тысяч лет назад. В ней перечисляются военные победы египетских фараонов.

Каменная «книга» писалась десятки лет. Сперва на гладко отшлифованном камне писец рисовал сложный знак – иероглиф По этому рисунку другой человек, чаще всего раб, бронзовым зубилом осторожно высекал этот знак. За малейшую ошибку, неточность полагалось смертная казнь. Понятно, раб старался изо всех сил; на каждый знак он тратил не одну неделю. И вот десятки таких людей год за годом «писали» книгу, увековечивая память не только о знаменательных событиях, но и о своей работе, трудной и кропотливой.

Но каменная книга, хотя она и вечна, неподвижна и дорога. И люди начали искать другие прочные материалы, на которых можно было бы записывать различные события и открытия. Египтянам, например, такой материал дало болотное растение папирус. Из его стебля умелые мастера делали ровные и гладкие листы, пригодные для письма. Гибкие листы папируса можно было свертывать в свитки. Опытные писцы, по указанию жрецов и фараонов, заносили на свитки все, что они считали заслуживающим внимания потомков; из свитков уже можно было собрать библиотеку. Правда, и они были по – своему громоздки; длина некоторых из них достигала 100 – 150 метров. На стапятидесятиметровом свитке были, например, записаны «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Профессии писца и библиотекаря считались в древнем Египте почетными. Библиотеки все время пополнялись сперва религиозными, хозяйственными книгами, сборниками законов. Затем научными сочинениями по астрономии, математике, медицине, произведениями художественной литературы. Но читателями этих библиотек были фараоны, жрецы, придворная знать. Простой народ не имел доступа к книгам, а значит, и к знаниям.

Почти одновременно в Ассирии возникло и развилось искусство изготовления глиняных книг. Письменность ассирийцев – клинописная – отвечала особенностям их книг; на сырых глиняных плитках легко выдавливались письменные знаки, после чего плитки отправлялись в обжиговую печь. «Странички» глиняной книги толщиной в 2,5 сантиметра, длиной примерно в 32 и толщиной около 22 сантиметра обжигались, как обжигают сейчас кирпичи.

Глиняные книги, найденные в наше время, - а им не меньше трех тысяч лет – развеяли многие библейские легенды; в «Библии», как оказалось, широко использованы предания, записанные на плитках задолго до того, как возникло христианство.

Позднее, примерно за два столетия до нашей эры, люди нашли еще один материал для книг – пергамент, приготовлявшийся из кожи ягнят или козлят» мастера обрабатывали кожи таким образом, что на них можно было писать с обеих сторон. Уже в начале нашей эры появились первые четырехугольные книги, сшитые из листов пергамента.

Когда было изобретено искусство книгопечатания, едва ли кто – либо предвидел, как гениальное сделанное открытие приобрело большое значение.

То, что писалось от руки на папирусе, пергаменте и ином материале, часто в одном лишь экземпляре подвергалось либо полному, либо частичному уничтожению. Мы не знаем и едва когда – либо будем знать, какое количество рукописных книг, погибло на земле, какие сокровища науки и искусства исчезли вместе с ними. Теперь благодаря книгоизданиям, благодаря их чрезвычайно широкому распространению, все хорошее что было создано человеческим умом, все остается закрепленным в печатных знаках и распространяется лучше чем при помощи какого – либо искусства, распространяется во многих тысячах экземпляров и будут жить целые века, если нельзя сказать, всегда.

Благодаря книги, есть возможность говорить с широкими массами. Так как книга является носителем культуры народа, поэтому каждое государство уделяет книге, книжному делу должное внимание. Состояние книгоиздательской отрасли, книготоргующих организаций – это барометр культурной жизни общества.

Нельзя стать свободным, будучи безграмотным или невежей. Нельзя стать независимым всеми уважаемым государством, управляя толпами невежественных, не знающих историю своей страны и человечества. Единственным инструментом познания всех этих богатств была, есть и будет книга.

В мировой практике существуют международные договоры и соглашения, определяющие книгу как продукт культуры. Во многих странах, понимая исключительную важность книгоиздания и книжной торговли, правительство или снижает налоговое бремя или полностью освобождает от уплаты НДС. Многое уже сделано и в соседних с нами странах Узбекистане, Казахстане. Кыргызстан рискует остаться единственной страной в мире, где приравнены спиртные напитки и книги. Результат такого отношения уже сказался на книжной торговле: на гране закрытия уцелевшие и вновь открытые немночисленные магазины города Бишкека. О региональных говорить не приходится, практически книжной торговли за пределами столицы нет.Книгоиздание влачит жалкое существование, при полном отсутствии пропаганды чтения и книг, не издается и не пользуется спросом литература на государственном языке, нет детской литературы, есть только отдельные издания, о которых практически никто не знает. Что сеется в детские души, занимая все их время компьютерными играми, “видиками” с их боевиками, ТВ с бесконечными шампунями и стиральными порошками, внедряя в их сознание, что все в мире строится на коммерции. Советский человек вырос на любви к книгам, на книжном дефиците, почему же сейчас мы лишаем своих детей книг, когда изобилие книг, наши библиотеки пусты. В наших домах нет новых книг. Наша задача не только обуть, одеть и накормить наших детей, но и дать им знание, научить их человеколюбию и доброте, тогда наше будущее может отличаться от тех “мрачных фантазий”, которые показывает второсортное американское кино. А сделать это невожможно без книг.

 



Заключение

 

И так, в дипломной работе рассмотрена тема: “Книгоиздательская деятельность Кыргызстана вчера и завтра”.

Как известно, книга – носитель культуры народа. Состояние книгоиздательской отрасли – это барометр культурной жизни общества. Поэтому рассмотренная тема очень актуальна и важна сегодня, в условиях изменения нашего общества и государства.

Рассмотренный в дипломной работе материал позволяет сделать некоторые выводы.

В истории мирового книгопечатания кыргызская книга еще очень молода. Кыргызское книгопечатание, зародившись в 1926 году, насчитывает лишь около 80 лет.

Книгопечатание начало развиваться в республике лишь с развитием письменности, алфавита, на фоне неграмотного народа.

За годы своего существования кыргызское издательское дело прошло путь, равный многим векам, стремительно развивалось и совершенствовалось.

Об этом говорят цифры: рост количества книжных издательств в стране, тиражи книг, выпускаемых ими, полиграфическое качество исполнения.

Налицо, как видим, стремительный прогресс отрасли.

Но, наряду, с громадными достижениями, книжное дело Кыргызстана сталкивается сегодня с большими трудностями и проблемами. Это, прежде всего, тяжелая экономическая ситуация в стране, переход экономики на рыночные рельсы. Наряду с материальными трудностями появились и проблемы в содержании издаваемых книг: если раньше издательства были заидеологизироваными предприятиями, то сегодня необходимы другие ориентиры в работе.

Таким образом, сегодня книгоиздание в республике испытывает большие трудности, в результате чего мало издается книг на государственном языке, нет детской отечественной литературы.

Ключевые проблемы книгоиздательств – это заметное падение спроса на книги, отсутствие системы информации об издающих организациях и их продукции, сокращение обьемов реализации книжной торговли, острые проблемы реализации книжной продукции и др.

Но государство не может стать сильным и независимым, если его граждане будут лишены таких инструментов познания человеческой культуры, как книга.

Поэтому в ближайшее время, чтобы кыргызское книгоиздание жило и развивалось в будущем, нашему государству необходимо обьявить приоритет развития книжного издания, продумать механизм его поддержания и существования, ввести льготный налоговый режим и т.д.

Книгоиздательским работникам, в свою очередь, нужно задействовать свой творческий потенциал, инициативу и опыт зарубежного книгоиздательского дела, идти в ногу с требованиями времени.

Значительно помогло бы существованию и дальнейшему развитию книгоиздательского дела, по моему мнению, создание в республике Фонда поддержки книжного дела и книжной торговли, создание общественных обьединений книгоиздателей и книготорговцев.

 



Список использованной литературы

 

1. Массовым тиражом // Вечерний Фрунзе. – 1984. –11 июня.

2. «Я беседую с Гомером» // Комсомолец Киргизии. – 1989. – 1 декабря.

3. Высокая печать «Учкуна» // Слово Кыргызстана. – 2001. – 6 ноября.

4. Юным читателям // Советская Киргизия. – 1978. – 2 апреля.

5. Печатный станок не молчит // Слово Кыргызстана.- 1995. – 12 мая.

6. Литературная страница. Для читателя юного и взрослого // Иссык-Кульская правда. – 1979. – 5 мая.

7. Праздник книги // Вечерний Бишкек. – 1985. – 20 августа.

8. А с нами вот что происходит: все меньше нужных книг выходит // Вечерний Бишкек. – 1993. –5 мая.

9. Заказ делает время // Слово Кыргызстана. 1993. – 15 декабря.

10.  Меньшиков М. Книжный юбилей . – Ф., 1964.

11.  Чабров Г.Н. Издательское дело в дореволюционной Средней Азии. – Ташкент. – 1966.

12.  Бакинова И.И. Общественно – политическая книга в период становления и развития книгоиздательского дела в Киргизии. – Ф., 1969.

13.  Абакиров Б. Живительное тепло дружбы. О работе издательства «Кыргызстан» // В мире книг. – 1982. - №9. - С.15 – 16.

14.  Сарбанов Т. Книги Киргизии // Книжное обозрение. – 1982. – 2 июля. – С.2.

15.  Губарева Н.А. Кыргызстан глазами друзей. – Ф., 1970.

16.  Каракеев К.Г. Образование СССР торжество ленинской национальной политики. – Ф.,1963.

17.  Баклыкова Р. Киргизская книга в годы Великой Отечественной войны. – Ф., 1974.

18.  Десять лучших книг по художественному оформлению. – Ф., 1969.

19.  Монолдоров К. Печатные и электронные издания. – Б.,2002.

20. Материалы к отчету Киргизского областного комитета ВКП (б) на 4 Киргизской областной конференции (март – ноябрь 1927 г.). – Ф., 1927.

21. Рожинская Ф.Н. К истории издания общественно – политической литературы в Узбекистане (1918–1937гг.) // Из истории книгоиздательского и библиотечного дела в Узбекистане. – Ташкент. – 1966.

22. История Киргизской ССР. Т. 2 Кн. 1. - Ф.,1967.

23. Татыбекова Ж.С. Раскрепощение женщины – киргизки Великой Октябрьской социалистичекой революцией (1917 - 1936 гг). – Ф.,1963.

24. Очерки истории Коммунистической партии Киргизии. – Ф., 1966.

25. Каракеев К.Г. Развитие печати и повышение ее роли в коммунистическом воспитании трудящихся Киргизии в предвоенные годы // Трудящиеся Киргизии в борьбе за строительство социализма и коммунизма. – Ф.,1966.

26. Шерстобитов В.П. Историография национального государственного строительства в Киргизии // Трудящиеся Киргизии в борьбе за строительство социализма и коммунизма. – Ф.,1966.

27. Абакиров А. Киргизской книге 50 лет. – Ф.,1976.

28. КПСС о культуре, просвещении и науке. – М.,1978.

29. Книга – носитель культуры народа // Кыргыз китепканасы. – 2002. - №1. – С. 11–12.

30. Шапошников Л. Массовым тиражом // Вечерний Фрунзе. – 1984. – 11 июня.


1 Абакиров А. Киргизской книге 50 лет.-Ф.,1976.

1 Меньшиков М. Книжный юбилей. – Ф.,1964.

1 Абакиров А. Киргизской книге 50 лет.-1976.

1 Бакинова Р. Общественно – политическая книга в период становления иразвития книгоиздательского дела.-Ф.,1969.

1 Киргизская ССР. Энциклопедия.-Ф., 1982.

1 Каракеев К.Г. Образование СССР торжество ленинской национальной политики.-Ф.,1974.

1 Абакиров А. Киргизской книге 50 лет.-Ф.,1976.

1 Сарбанов Г. Книги Киргизии выпускаемые к 60 – летию образования Кыргызской ССР.-Ф.,1982.

1 Для юного и взрослого // Иссык-Кульская правда. –1979. –5 мая

1 Киргизская ССР.Энциклопедия.- Ф.,1982.

1 Для юного и взрослого читателя // Иссык – кульская правда.-1979.-5 мая.

1 Юным читателям // Советская Киргизия. –1978. –2апр. –С3

1 Для читателя юного и взрослого // Иссык – Кульская правда.-1979.-5 мая.

1 Праздник книги // Вечерний Бишкек. – 1985. –20 августа.

1 Печатный станок не молчит // Слово Кыргызстана.-1995.-12 мая.

1 Печатный станок не молчит // Слово Кыргызстана. –1985. –12 мая

1 Высокая печать «Учкуна» // Слово Кыргызстана.-2001.-6 нояб.

1 Киргизская ССР. Энциклопедия.-1982.

1 Юным читателям // Советская Киргизия.-1978.-2 апр.

1 Абакиров А. Киргизской книге 50 лет.-Ф., 1976.

1 Культурное строительство в Киргизии. Т.1.-Ф., 1967.

1 Полиграфическая промышленность // Абакиров А. Киргизской книге 50 лет.-Ф.,1976.


Введение

Вся история книги – это, хотя и медленное, но неуклонное улучшение приемов ее изготовления, ее внешнего и внутреннего оформления; менялись не только материалы. Идущие на книгу, но и способы ее написания.

Когда – то древнегреческий философ Платон назвал человеческую память великой и могущественной богиней. Но память, какой бы она хорошей ни была, не может вместить в себе и сохранить все знания, опыт, накопленные человеческим обществом; она частенько подводила человека, вносила путаницу в его жизнь и работу. И вот человек решил создать другую, более крепкую память, которая сделала бы его мысль вечной, сохранила бы для будущих поколений ценные сведения не только о жизни и быте. Но и об успехах культуры, воинских подвигах людей. Так появилась письменность, должна была появиться и книга.

Первые «книги» человек писал на камне, на скалах. В Египте, в долине Нила, на стенах древнего храма, высечена одна из таких «книг», «написанных» свыше трех тысяч лет назад. В ней перечисляются военные победы египетских фараонов.

Каменная «книга» писалась десятки лет. Сперва на гладко отшлифованном камне писец рисовал сложный знак – иероглиф По этому рисунку другой человек, чаще всего раб, бронзовым зубилом осторожно высекал этот знак. За малейшую ошибку, неточность полагалось смертная казнь. Понятно, раб старался изо всех сил; на каждый знак он тратил не одну неделю. И вот десятки таких людей год за годом «писали» книгу, увековечивая память не только о знаменательных событиях, но и о своей работе, трудной и кропотливой.

Но каменная книга, хотя она и вечна, неподвижна и дорога. И люди начали искать другие прочные материалы, на которых можно было бы записывать различные события и открытия. Египтянам, например, такой материал дало болотное растение папирус. Из его стебля умелые мастера делали ровные и гладкие листы, пригодные для письма. Гибкие листы папируса можно было свертывать в свитки. Опытные писцы, по указанию жрецов и фараонов, заносили на свитки все, что они считали заслуживающим внимания потомков; из свитков уже можно было собрать библиотеку. Правда, и они были по – своему громоздки; длина некоторых из них достигала 100 – 150 метров. На стапятидесятиметровом свитке были, например, записаны «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Профессии писца и библиотекаря считались в древнем Египте почетными. Библиотеки все время пополнялись сперва религиозными, хозяйственными книгами, сборниками законов. Затем научными сочинениями по астрономии, математике, медицине, произведениями художественной литературы. Но читателями этих библиотек были фараоны, жрецы, придворная знать. Простой народ не имел доступа к книгам, а значит, и к знаниям.

Почти одновременно в Ассирии возникло и развилось искусство изготовления глиняных книг. Письменность ассирийцев – клинописная – отвечала особенностям их книг; на сырых глиняных плитках легко выдавливались письменные знаки, после чего плитки отправлялись в обжиговую печь. «Странички» глиняной книги толщиной в 2,5 сантиметра, длиной примерно в 32 и толщиной около 22 сантиметра обжигались, как обжигают сейчас кирпичи.

Глиняные книги, найденные в наше время, - а им не меньше трех тысяч лет – развеяли многие библейские легенды; в «Библии», как оказалось, широко использованы предания, записанные на плитках задолго до того, как возникло христианство.

Позднее, примерно за два столетия до нашей эры, люди нашли еще один материал для книг – пергамент, приготовлявшийся из кожи ягнят или козлят» мастера обрабатывали кожи таким образом, что на них можно было писать с обеих сторон. Уже в начале нашей эры появились первые четырехугольные книги, сшитые из листов пергамента.

Когда было изобретено искусство книгопечатания, едва ли кто – либо предвидел, как гениальное сделанное открытие приобрело большое значение.

То, что писалось от руки на папирусе, пергаменте и ином материале, часто в одном лишь экземпляре подвергалось либо полному, либо частичному уничтожению. Мы не знаем и едва когда – либо будем знать, какое количество рукописных книг, погибло на земле, какие сокровища науки и искусства исчезли вместе с ними. Теперь благодаря книгоизданиям, благодаря их чрезвычайно широкому распространению, все хорошее что было создано человеческим умом, все остается закрепленным в печатных знаках и распространяется лучше чем при помощи какого – либо искусства, распространяется во многих тысячах экземпляров и будут жить целые века, если нельзя сказать, всегда.

Благодаря книги, есть возможность говорить с широкими массами. Так как книга является носителем культуры народа, поэтому каждое государство уделяет книге, книжному делу должное внимание. Состояние книгоиздательской отрасли, книготоргующих организаций – это барометр культурной жизни общества.

Нельзя стать свободным, будучи безграмотным или невежей. Нельзя стать независимым всеми уважаемым государством, управляя толпами невежественных, не знающих историю своей страны и человечества. Единственным инструментом познания всех этих богатств была, есть и будет книга.

В мировой практике существуют международные договоры и соглашения, определяющие книгу как продукт культуры. Во многих странах, понимая исключительную важность книгоиздания и книжной торговли, правительство или снижает налоговое бремя или полностью освобождает от уплаты НДС. Многое уже сделано и в соседних с нами странах Узбекистане, Казахстане. Кыргызстан рискует остаться единственной страной в мире, где приравнены спиртные напитки и книги. Результат такого отношения уже сказался на книжной торговле: на гране закрытия уцелевшие и вновь открытые немночисленные магазины города Бишкека. О региональных говорить не приходится, практически книжной торговли за пределами столицы нет.Книгоиздание влачит жалкое существование, при полном отсутствии пропаганды чтения и книг, не издается и не пользуется спросом литература на государственном языке, нет детской литературы, есть только отдельные издания, о которых практически никто не знает. Что сеется в детские души, занимая все их время компьютерными играми, “видиками” с их боевиками, ТВ с бесконечными шампунями и стиральными порошками, внедряя в их сознание, что все в мире строится на коммерции. Советский человек вырос на любви к книгам, на книжном дефиците, почему же сейчас мы лишаем своих детей книг, когда изобилие книг, наши библиотеки пусты. В наших домах нет новых книг. Наша задача не только обуть, одеть и накормить наших детей, но и дать им знание, научить их человеколюбию и доброте, тогда наше будущее может отличаться от тех “мрачных фантазий”, которые показывает второсортное американское кино. А сделать это невожможно без книг.

 



Глава I . История книгоиздательства Кыргызстана завтра и сегодня

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.