Результаты исследований и их обсуждение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование снижения заболеваемости

В результате опроса было выявлено что в результате обучения детей плаванию, заболеваемость ОРВИ снизилась на 30%.

 

 

Рис. 3. Показатели снижения заболеваемости у детей занимающихся плаванием

 

Исходя из показателей этой таблицы безусловно, необходимо отметить, что плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.



Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой

У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Из приведенной табл. 1 видно что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течении 5–6 минут, что говорит о низкой подготовленности занимающихся. Но в результате повышения физической нагрузки, ЧСС стала снижаться до исходных данных уже на 3–4 минутах.

Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе произошли положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые привели к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

 

Таблица 1. Результаты функциональных проб с дозированной физической нагрузкой

Восстановление   Измерения ЧСС в   Измерения ЧСС в  
ЧСС по времени.   начале экспери-   конце экспери-мента.  
    мента.      
1 минута   120 уд/мин.   110 уд/мин.  
2 минута   115 уд/мин.   95 уд/мин.  
3 минута   110 уд/мин.   80 уд/мин.  
4 минута   90 уд/мин.   70 уд/мин.  
5 минута   85 уд/мин.      
6 минута   70 уд/мин.      

 


В результате мы можем сказать, что улудшилась физическая подготовленность занимающихся и улудшение сердечного ритма, это свидетельствует об укреплении сердечно-сосудистой системы.

 


Динамика изменения роста

 

Таблица 2. Динамика изменения роста у девочек и мальчиков

Мальчики   Девочки  
Рост за сентябрь 2009 г. (см) Рост за апрель 2010 г. (см) Рост за сентябрь 2009 г. (см) Рост за апрель 2010 г. (см)
123,6 127,5 123,4 127,4
122,5 133,1 120,0 132,7
124,0 135,0 123,1 135,3
120,2 136,5 122,7 138,4
122,9 134,8 121,3 127,6
123,1 128,9 120,9 128,0
120,0 128,5 123,5 131,7
124,6 134,3    

 

Делая выводы из этих показателей можно сказать: дети имеющие показатели ниже среднего роста, в соответствии с физиологическими показателями для данного возраста, повысили свои показатели до среднего, это говорит о том, что плавание способствует не только укреплению здоровья, но и повышению физических качеств организма детей. Также из таблицы видно, что рост девочек немного больше мальчиков, на контрольном измерении. Так же влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16–18 лет у женщин и 18–20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.



Измерение массы тела

 

Таблица 3. Динамика изменения массы тела у мальчиков

Май сентябрь декабрь апрель
2009 год 2009 год 2009 год 2010 год
28,2 27,9 28,0 32,0
29,5 29,0 29,0 32,6
27,4 27,0 27,1 31,4
29,3 28,8 28,8 32,8
27,0 26,5 26,7 30,9
28,8 28,1 28,1 32,3
27,4 27,1 27,1 31,5
26,7 26,3 26,4 30,4

Таблица 4. Динамика изменения массы тела у девочек

Май сентябрь декабрь апрель
2009 год 2009 год 2009 год 2010 год
25,4 25,0 25,0 30,0
26,5 26,1 26,2 30,6
27,4 27,0 27,1 31,4
26,3 25,8 25,8 31,7
28,0 27,5 27,7 31,9
25,8 25,1 25,1 29,3
26,4 26,0 26,1 30,5

В начальном периоде тренировок масса тела снизилась, затем она стабилизировалась, а в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличилась. Это говорит о том, что тренировочный процес был построен правильно.

Все выше перечисленные исследования дают нам говорить сполной уверенностью о том, что проведенное исследование позволило выявить особенности закаливания и укрепления организма, физического, нервно-психического развития, эмоционального и иммунного статуса, у занимающихся детей плаванием.



Заключение

 

По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.

Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие.

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы – сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Актуальными направлениями, существенно повышающими эффективность здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе физического воспитания детей в раннем возрасте, являются: модернизация проективных установок учебно-воспитательного процесса в соответствии с онтогенетическими и половозрастными закономерностями развития детей; реализация в практике технологий педагогического контроля физической подготовленности, учитывающих половозрастные индивидуальные характеристики физического развития; исключение из содержания физического воспитания афизиологичных средств; организация круглогодичной двигательной деятельности; коррекция организационных аспектов учебно-воспитательного процесса; адекватное проективным установкам медико-биологическое обеспечение физического воспитания; повышение уровня медико-биологической профессиональной компетентности учителей физической культуры.

Установлена актуальность формирования приоритетов в многолетнем цикле физической подготовки на основе учета онтогенетических особенностей развития детей 7–10 лет, обусловливающих необходимость акцентированных педагогических воздействий с целью интенсивного воспитания выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся.

Стратегической линией многолетнего процесса здоровьесбережения и здоровьеформирования младших школьников в процессе физического воспитания является обеспечение круглогодичной двигательной активности, обусловливающей нивелирование негативной тенденции снижения уровня физической подготовленности в каникулярные периоды.

Эффективной организационно-технологической основой обеспечения данного требования являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей 7–10 лет, преемственность которых базируется на основе единства проективных, содержательных, процессуальных и контрольно-учетных блоков.

Адекватная индивидуальная оценка уровня физической подготовленности учащихся может быть реализована только при наличии специальных градаций, предусматривающих взаимосвязь регистрируемых параметров с длиной и массой тела, которые в возрастном диапазоне 7–10 лет существенно изменяются, и учитывающих антропометрические параметры школьников, степень надежности контрольных упражнений и зависимость итоговой оценки тестирования от исходного уровня развития физических качеств.

В ходе формирующих педагогических экспериментов установлено когерентное влияние коррекции проективных установок физического воспитания и внедрения в учебно-воспитательный процесс перцентильной технологии педагогического контроля на формирование позитивной структуры мотивации детей 7–10 лет к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

Научно-технологические направления повышения качества процесса здоровьесбережения в ходе физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ базируются на фундаментальных общепедагогических принципах и экспериментально обоснованных организационно-методических условиях их реализации, учитывающих специфические характеристики учебно-воспитательного процесса и онтогенетические особенности развития детей.

В многолетних исследованиях экспериментально обоснована актуальность следующих организационно-методических условий реализации принципов: лабильности проективных установок: использование комплексной технологии оценки эффективности уроков физической культуры; приоритетное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей; соответствие физических нагрузок актуальному индивидуальному состоянию учащихся; перманентная коррекция учебно-воспитательного процесса; интенсификации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих детерминант: интеграция спортивно-педагогического и медико-биологического знания; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; определение степени травмоопасности физических упражнений; непрерывности и преемственности основных составляющих учебно-воспитательного процесса: организация круглогодичной двигательной деятельности; обеспечение преемственности программ физического воспитания; приоритета личности ребенка: учет индивидуальных особенностей; использование средств контроля физической подготовленности, взаимосвязанных с показателями физического развития; решение социально-психологических задач физического воспитания; гуманизация учебно-воспитательного процесса.

Разработанная и экспериментально обоснованная теоретико-методологическая концепция здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста базируется на фундаментальных общепедагогических и медико-биологических принципах, обусловливающих природосообразное и индивидуально приемлемое физическое развитие ребенка и учитывающих современные тенденции гуманизации, а также интенсификации становления потенциальных психофизиологических возможностей ребенка в ходе обучения и воспитания, создают как объективные, так и личностные предпосылки для многолетнего физического совершенствования учащихся.

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Изучив материал по теме мы пришли к следующим выводам:

1. Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

2. Эффективность функционирования педагогической системы формирования здорового образа жизни дошкольников обеспечивается, во-первых, за счет акцентированного внимания педагогов не на ознакомительно-обучающих и воспитательных, а на образовательно-воспитательных и развивающих задачах, направленных на понимание детьми смысла и качества выполняемых заданий, а не на механическое заучивания и повторение учебного материала; во-вторых, за счет активного использования метода биоуправления в процессе решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

3. Основу методологии укрепления здоровья составляют: системный подход, с точки зрения которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма; педагогический подход, основываясь на котором, процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью подчиняется закономерностям обучения и воспитания; теория и методика физического воспитания, доказывающая, что целенаправленная двигательная активность человека неразрывно связана с процессом обучения его навыкам здорового образа жизни.

Анализ показателей уровней физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей 9–10 лет, занимающиеся плаванием, проведенный в исследовании, свидетельствует о том, что они, по сравнению с детьми которые не занимаются плаванием, показатели выше по таким параметрам, как: развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уменьшение простудных заболеваний. Такая ситуация диктует необходимость ориентировать систему формирования здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях в большей мере на здоровьукрепляющие технологии физического воспитания.

4. Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

5. Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.

Таким образом обучение плаванию не только предупреждает заболевания, но и лечит. В отличие от других систем плавание развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Она стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.



Список использованной литературы

1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. Учебное пособие. – М.: ФиС, 2001.

2. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. Учебное пособие. – М. 1977

3. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. – Г. – 1992

4. Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. Учебное пособие. М. 1973

5. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. Пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

6. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999.

7. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. Пособие для тренеров. С. – П. 2000

8. Карпман В.Л. Спортивная медицина. Учебное пособие для институтов Ф.К.М.: Физкультура и спорт. 1980.

9. Левин Г. Плавание для малышей. – М.1974.

10. Макаренко Л.Т. Плавание – М.2002

11. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. Пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

12. Набатников М.Я. Плавание. – М. 1962

13. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М. 1985

14. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

15. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: Знание, 1990.

16. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М. – 2001

17. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение – 2000

Дата: 2019-05-28, просмотров: 246.