Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности.
Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью.
Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых характеристик внимания и тревожности младших школьников.
Объектом исследования является эмоциональная и познавательная сфера психики младшего школьника
Проведенный теоретический анализ исследований таких авторов как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Гальперин П.Я., Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е. И других, по проблемам внимания и тревожности младших школьников позволил выдвинуть следующие гипотезы:
- уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны у младших школьников;
- младшие школьники, относящиеся к разным типам внимания, различаются по степени проявления тревожности;
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
- измерить уровень развития устойчивости, продуктивности, переключаемости внимания;
- выяснить степень проявления различных видов тревожности;
- выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств внимания и степенью проявления различных видов тревожности младших школьников;
- выявить типы внимания младших школьников и сопоставить их по уровням тревожности;
Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивались применением разнообразных исследовательских процедур и приемов, взаимодополняющих методик, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных.
В исследовании использовались следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и свойств внимания и тревожности младших школьников.
1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ. (Немов Р.В.,2001)
Данная методика предполагает использование как в группе, так и индивидуально и направлена на изучение уровня переключения внимания. Так как методика универсальна и может быть использована в дошкольном и младшем школьном возрасте, авторы рекомендуют организовать ее как игру.
Данная методика использовалась нами для определения уровня переключения внимания у группы испытуемых младшего школьного возраста. Выбрана она была нами из-за удобства ее использования, то есть с ее помощью можно исследовать уровень развития переключения внимания у большой группы испытуемых.
Для проведения методики использовались бланки с кольцами Ландольта в сопровождении определенной инструкции( Приложение 1). В течение первой минуты испытуемые должны были находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа ( с одной ориентацией разрыва), в течение следующей минуты- кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех 5 минут.
После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Подсчитывалось количество колец, просмотренное испытуемым за одну минуту и количество ошибок, допущенных за это же время. Затем подсчитывалось количествоо колец, просмотренных за пять минут и количество ошибок, допущенных за это же время.
Количественные данные получили путем подсчета результатов по формуле:
Где N – количество знаков, просмотренных за 5 минут,
n – количество ошибок, допущенное во время работы;
S – показатель переключения внимания;
t – время (360)
(Данные подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности.)
Затем полученные результаты были переведены в шкальные оценки соответственно таблице, приведенной в данной методике.
Благодаря возможностям данной методики, для каждого ребенка фиксировался показатель уровня развития переключаемости внимания.
2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ.
Данная методика предназначена для измерения сразу двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости. Как и в предыдущей методике, авторы рекомендуют проводить ее в игровой форме. Это позволяет не только упростить проведение, но и получить лучшие результаты за счет элемента соревнования.
Данная методика использовалась нами также для получения показателей уровня развития продуктивности и устойчивости внимания. Выбрана была эта методика ввиду того, что
-она может быть использована на большой группе испытуемых;
-с ее помощью измеряются сразу два показателя : продуктивность и устойчивость;
В данной методике мы использовали такой же бланк ,как и в предыдущей, но с другой инструкцией. Испытуемым предлагалось внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте и зачеркивать их. Работа проводилась в течение 5 минут. Через каждую минуту учитель произносил слово «черта», в этот момент ребенок ставил черту в том месте, где его застала эта команда.
После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Подсчитывалось количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все 5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определялось количество ошибок, допущенных испытуемыми в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, и в целом за все пять минут. Полученные данные вносились в формулу, по которой определялся общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания : продуктивности и устойчивости. (Эта формула была приведена в предыдущей методике).
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определились по проведенной выше формуле 6 показателей, 1- для всего времени работы над методикой(5 минут), а остальные- для каждого минутного интервала соответвтвенно переменная T в методике будет принимать значение 300 (для пяти минут) и 60(для одной минуты).
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания строится график. На основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводились (каждый в отдельности) в баллы по 10-бальной системе следующим образом :
10-продуктивность внимания очень высокая, устойчивость очень высокая,
8-9-продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
4-7-продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания- средняя;
2-3 продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания- низкая;
0-1 продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания- очень низкая;
Таким образом, благодаря этой методике, мы смогли выявить сразу два показателя : продуктивность и устойчивость внимания.
Затем мы использовали методики для выяснения степени проявления различных видов тревожности.
3. МЕТОДИКА «ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ» (Прихожан А.М., 2000г.) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности, предназначенной для взрослых. Данный вариант был адаптирован для применения в России в 1991-1993 годах Березиным Ф.Б., Мирошниковым М.П. и другими.
Данная методика была использована нами с целью выяснения степени проявления явной тревожности. Выбрана она была нами ввиду особенностей ее проведения: методика может быть использована в группе. Также следует отметить, что данная методика содержит шкалу «социальной желательности» , критический показатель которого равен девяти. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке.(Приложение ) В ходе данной процедуры испытуемым задаются вопросы о внутреннем состоянии ребенка в той или иной ситуации. Испытуемым может быть выбран лишь один вариант ответа (верно, неверно).
После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Вначале подсчитывались баллы по шкале социальной желательности. Затем подсчитываются баллы по субшкале тревожности. После подсчета «сырых» баллов, они переводятся в шкальные.(Для этого данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола).
Таким образом, благодаря этой методике мы смогли выявить степень проявления явной тревожности испытуемых.
4.МЕТОДИКА «ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ».
Данная методика была разработана в 1980- 1983 годах для определения тревожности, связанной со школьными ситуациями (школьная), с ситуациями общения (межличностная) и с отношением к себе (самооценочная).
Данная методика относится к числу бланковых, что позволило нам провести ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, и содержание методики.(Приложение) Данная методика содержит ситуации, обстоятельства, с которыми ребенок встречается в жизни После того, как учитель дает необходимую инструкцию, дети могут приступать к работе. Им следовало внимательно прочитать каждое предложение, представить себя в данной ситуации и обвести кружком одну из цифр справа-0,1,2,3,4- в зависимости от того, насколько данная ситуация неприятна для ребенка, может вызвать беспокойство, опасение, страх. (Обозначение каждой из цифр указано вверху страницы).
Подсчет результатов проводился по каждому из пунктов шкалы и оценивался в баллах. Данная первичная оценка переводилась в баллы, соответственно каждой из полученных шкал, то есть данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола по каждой шкале.
Благодаря возможностям данной методики для каждого ребенка фиксировались следующие показатели:
- уровень школьной тревожности;
- уровень самооценочной тревожности;
- уровень межличностной тревожности;
Эксперимент проводился на базе учебно-воспитательного комплекса с углубленным изучением иностранных языков «Феникс» №1666. В эксперименте были задействованы учащиеся двух классов 3 «А» (программа 1-3) и 4 «А» (программа 1-4). Возраст испытуемых 10-11 лет. Общее количество испытуемых-37 человек, среди них 19 девочек и 18 мальчиков.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.