ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме взаимосвязи внимания и тревожности обусловлено той ролью, которую внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника.
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.
Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.
К сожалению, в указанных работах не достаточно рассмотрен вопрос взаимосвязи внимания и тревожности в младшем школьном возрасте. В связи с этим, целью данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью.
Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых характеристик внимания и тревожности младших школьников.
Объектом исследования является эмоциональная и познавательная сфера психики младшего школьника
В качестве гипотез мы выдвинули предположения о том, что
- уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны
у младших школьников;
- младшие школьники, относящиеся к разным типам внимания, различаются по степени проявления тревожности;
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были определены следующие задачи:
- определить понятие и значение внимания в развитии личности младшего школьника;
- определить понятие тревожности и ее влияние на процесс внимания;
- измерить уровень развития устойчивости, продуктивности, переключаемости внимания;
- выяснить степень проявления различных видов тревожности;
- выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств внимания и степенью проявления различных видов тревожности младших школьников;
- выявить типы внимания младших школьников и сопоставить их по уровням тревожности;
Достоверность и надежность полученных в ходе исследования данных обеспечивались применением разнообразных исследовательских процедур и приемов, взаимодополняющих методик, с сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных. В исследовании использовались методики, ориентированные на изучение уровня внимания и тревожности младших школьников.
Методики исследования : «Детский вариант шкалы явной тревожности», «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет», методики для определения переключения, устойчивости и продуктивности внимания.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
База исследования Исследование проводилось в школе 1666 ВАО г.Москвы в 3-ем и 4-ом классах (37 человек)
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обобщение теоретического материала, предшествующего эмпирическому исследованию, позволяет сделать следующие выводы:
1.Большинство ученых, занимающихся вопросом развития внимания отмечают, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Они подчеркивают, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех трудовых процессов.
2. Обучение в начальной школе – это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника. В период обучения в начальной школе, внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения, все виды внимания становятся более совершенными. Учащиеся четвертого класса становятся более внимательными, чем учащиеся первого класса : у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания.
3.Как и любой другой процесс , внимание зависит от различных факторов, одним из которых является тревожность. В литературе нет однозначного подхода к определению тревожности. Также авторы придерживаются различных точек зрения в отношении причин возникновения и развития тревожности.
Количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:
1.Существует взаимосвязь между уровнем развития свойств внимания и проявлением тревожности.
2.Среди детей можно выделить группы на основе сочетаний определенных характеристик внимания.
3. Эти группы детей различаются не только характеристиками внимания, но и степенью проявления тревожности.
4.Дети, с относительно устойчивыми характеристиками внимания обнаруживают более низкий уровень проявления различных типов тревожности.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезы о том, что уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны у младших школьников; младшие школьники, относящиеся к разным типам внимания, различаются по степени проявления тревожности;
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме взаимосвязи внимания и тревожности обусловлено той ролью, которую внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника.
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.
Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.
К сожалению, в указанных работах не достаточно рассмотрен вопрос взаимосвязи внимания и тревожности в младшем школьном возрасте. В связи с этим, целью данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью.
Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых характеристик внимания и тревожности младших школьников.
Объектом исследования является эмоциональная и познавательная сфера психики младшего школьника
В качестве гипотез мы выдвинули предположения о том, что
- уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны
у младших школьников;
- младшие школьники, относящиеся к разным типам внимания, различаются по степени проявления тревожности;
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были определены следующие задачи:
- определить понятие и значение внимания в развитии личности младшего школьника;
- определить понятие тревожности и ее влияние на процесс внимания;
- измерить уровень развития устойчивости, продуктивности, переключаемости внимания;
- выяснить степень проявления различных видов тревожности;
- выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств внимания и степенью проявления различных видов тревожности младших школьников;
- выявить типы внимания младших школьников и сопоставить их по уровням тревожности;
Достоверность и надежность полученных в ходе исследования данных обеспечивались применением разнообразных исследовательских процедур и приемов, взаимодополняющих методик, с сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных. В исследовании использовались методики, ориентированные на изучение уровня внимания и тревожности младших школьников.
Методики исследования : «Детский вариант шкалы явной тревожности», «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет», методики для определения переключения, устойчивости и продуктивности внимания.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
База исследования Исследование проводилось в школе 1666 ВАО г.Москвы в 3-ем и 4-ом классах (37 человек)
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ТРЕВОЖНОСТИ.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.