Раздел 1. Теоретические основы социологического исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§1. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе.

(Выбор концепции исследования)

Обоснование и определение концептуальных понятий исследования.

(Концептуализация понятий)

§3. Операционализация концептуальных понятий исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи

Обоснование и определение переменных исследования влияния политики на межличностные отношения

Раздел 2. Построение гипотез исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи.

§1. Обоснование и построение гипотез-оснований исследования

§2. Построение показателей для переменных исследования негативного отношения молодежи к образовательной системе

Обоснование и построение гипотез-следствий исследования

Раздел 3. Методические основы социологического исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи.

§1. Обоснование метода исследования и разработка индикаторов исследования

§2. Разработка инструмента исследования (анкеты)

§3.Построение выборочной совокупности исследования

§4. Обоснование организации полевого исследования

Раздел 4. Особенности влияния политики на межличностные отношения молодежи (аналитическая часть на примере выбранного эмпирического объекта исследования).

§1. Особенности формирования негативного влияния политики на межличностные отношения молодежи (построение показателей и описательный анализ состояния объекта исследования)

§2.Проверка и объяснение гипотез-следствий и гипотез-оснований исследования (корреляционный анализ взаимосвязи показателей объекта исследования)

Заключение

Приложение

 



Введение

Современный период развития общества характеризуется возрастающей ролью политики в общественной жизни. Она сегодня охватывает все сферы жизни общества, оказывает глубокое влияние на их развитие. Возрастание роли политики имеет свои практические причины. Они связаны с тем, что экономические, социальные, духовные проблемы общества сегодня приобретают глобальный характер, становятся более взаимосвязанными и взаимозависящими. Для своего решения эти проблемы требуют политического подхода. Ведь именно политика является той областью общественной жизни, в которой концентрируются и осмысливаются все важнейшие общественные проблемы, где сталкиваются интересы классов этнических общностей и наций.

Проблема

Политика – сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием или ниспровержением власти.

Учитывая политическую ангажированность современного общества, а также влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения, можно с полной уверенностью утверждать, что влияние политики на межличностные отношения молодежи достаточно велико. Что же является межличностным отношением? и что такое молодежь?

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.

Актуальность (важность, значительность чего-либо в настоящее время) проблемы обусловлена последним конфликтом в Южной Осетии и вызванными им последствиями. Зачастую ни средства массовой информации, ни граждане нашей страны не проводили разделительной линии между руководством Грузии и ее народом, в том числе грузинами, живущими в России. Однако, подобные проблемы существовали в России и в мире задолго до начала августовских событий. Без сомнения, внутренние и внешние политические изменения оказывают влияние на представителей тех или иных социальных групп, зачастую провоцируя конфликты. Это и есть проблема данного исследования. Примером могут служить народы Армении и Азербайджана: уже на протяжении более чем 15 лет между этими двумя государствами нет дипломатических отношений, а население считает противоположную сторону своим заклятым врагом, и подобное отношение передается и молодежи. Несмотря на то, что уже достаточно давно действует режим прекращения огня, найти общий язык представителям обоих наций представляется чересчур сложной задачей. Суть конфликта заключается в исторических обстоятельствах, приведших к развязыванию кровавой бойни в отношении армянского населения Баку, Сумгаита, а затем и Карабаха. Некогда столь дружные и сплоченные народы, как армяне и азербайджанцы, оказались по разные стороны окоп, и сегодня молодежь, как армянская, так и азербайджанская, взращена на пропаганде ненависти и отвращения по отношению к соседнему государству.

Данный конфликт не остается лишь в пределах двух государств. Армянская и азербайджанская молодежь Москвы сталкиваются с проблемами, точь-в-точь повторяющими опыт их соотечественников, живущих на родине. Ежегодно на Дне Землячеств, проводимом в РУДН, случаются столкновения между представителями двух общин, заканчивающиеся дракой и поножовщиной. Молодежные организации отказываются сделать решительный шаг и начать все с чистого листа, предпочитая продолжать линию государства, пропагандируя ненависть по отношению друг к другу.

Возможное решение проблемы .

А избежание этих последствий могло оказаться не самой сложной задачей. Нынешние средства массовой информации оказывают колоссальное влияние на мнение людей. Именно они должны были взять на себя роль «миротворца», напоминая обществу о том, что еще несколько лет назад армяне с азербайджанцами отстраивали вместе Баку, жили вместе в Армении, праздновали общие праздники и с радостью познавали традиции и культуру друг друга. Однако, практически все новостные ресурсы Азербайджана преподносят армян как нацию-агрессора, а Армению – страну - оккупант.

Идеальной могла стать ситуация, когда представители интеллигенции обоих стран делали шаги во имя мира, совместно снимая фильмы, организуя концерты и играя футбольные матчи. Я более чем уверена, что ни в одной нации не присутствует ген ненависти по отношению к другой нации, и, что общие точки соприкосновения найти возможно. Вопросы политических границ должны решаться государствами, не влияя на отношения молодежи. Фактически являясь единственной надеждой на потепление отношений, молодежь предпочитает продолжать вектор, намеченный государствами.

По вышеизложенным фактам можно понять , что данная тема очень актуальна в наше время, но актуальность в основном состоит в практическом значении проблемы, т.к в теоретическом значении, по моему мнению, эта проблема не очень актуальна, т.к не предпринимается никаких действий для их решения.

Эмпирическим объектом данного исследования является молодежь Москвы. Т.к

Предметом же является влияние, оказываемое на нее политикой.

Хотя данная тема не очень разработана в нашем обществе, т.к я не встречала, в ходе своей работы и в ходе поисков материалов, никаких больших исследований на эту тему , существует очень много источников, где можно найти мнение молодежи и мнение людей всех возрастов по этому вопросу - это и журналы, и газеты, и интернет ( в частности это чаты и форумы), телевидение, данные по некоторым социологическим опросам. Так же в наше время есть очень много ученных и журналистов, исследующих эту проблему ,находящихся в стадии разработки исследования. ( но как было сказано, нет целостного исследования) это к примеру – Осипов А.Г, Дятлов В, Островский М.Я, Чичерин Б.Н, Бакунин М.А. и т.д. Они пока не установили никаких фактов, на которые можно опираться или которые можно привести как пример, они находятся на стадии развития своего исследования, но на каком они этапе пока что неизвестно.

Цель и задача исследования.

Цель моего исследования заключается в раскрытии характера влияния политики на межличностные отношения молодежи. Т.к мое исследование описательно-объяснительное, то цель составляет название социальных и социально-психологических механизмов, обуславливается влияние свойств установленных социальных факторов на свойства объекта исследования. Задача моего исследования – методологическая.

С помощью своего исследования я хочу выявить суть проблемы, выяснить причины и дать возможное решение данной проблемы.

Теоретические основы исследования :

1. Никкола Макиавелли «Государь»

2. Политическое сознание и политическая идеология

Эмпирические основы исследования:

1. www.socium.info/dict.html Социологический словарь.

2. Ю.П. Шабаев, А.П. Садохин «Этнополитология» Москва 2005.

3. опрос методом анкетирования.

4. Современный энциклопедический словарь

http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=57272&from=base

5. словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой

http://tolks.ru/?to=2&what=search&slv=all&file=%F1%EA%EB%EE%ED%ED%EE%F1%F2%FC&imageField.x=0&imageField.y=0&here=1

 


Раздел I . Теоретические основы социологического исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи (ПРЕДМЕТ исследования)

 

При определении теоретических основ предмета исследования необходимо указать те теоретические подходы, которые будут использоваться при описании свойств и характера их взаимосвязи в рамках предмета данного исследования.

§1. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе (Выбор концепции исследования)

 

Выбирая концепцию исследования, я принимаю теории, которые будут положены в основу построения исследования. Так, для изучения негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (предмета исследования) я выбрала следующие теории:

1. Книга Макиавелли «Государь».

2. Политическое сознание и политическая идеология .

Макиавелли «Государь». Представителем данной теории является Никколо Макиавелли, работа была создана в Средние века и в XXI веке привлекают внимание политиков, общественных деятелей, исследователей и любителей изящной словесности: его политические трактаты полны актуальных принципов и рекомендаций. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя – вот от чего зависит, по мнению автора, успех проводимой им политики.

Макиавелли говорит, что у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью. Своим изречением о том, что «Моисей не убедил бы народ Израиля следовать за собой, дабы выйти из неволи, если бы не застал его в Египте в рабстве и угнетении у египтян» Макиавелли хотел сказать, что людям неинтересны предложения со стороны других людей, пока они не попадут в трудную для себя ситуации, только тогда они могут прислушаться к кому-то.

Невозможно не согласиться с тем, что на народ можно надеяться тогда, когда они нуждаются в государе и в государстве. Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что их у них отнимут, другие- открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами. Более того он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.

Понятия, используемые в теории:

- Государь

- Власть

- Народ

Вывод из теории:

Мы видим, что в своей работе Никколо абсолютно точно передал сущность настоящего государя. Она абсолютно точно описывает все необходимые истинному руководителю черты, включая в себя все аспекты управления и, являясь работой актуальной для любых временных периодов. Увы, не все государи в наше время таковы. Опираясь на данную теорию, можно говорить о неком идеале государя, последовательно выполняющего определенные функции, сбой в которых приводит к неблагоприятным последствиям в народе. Эту теорию я привела в пример, как теорию идеального государя, она содержит в себе безумное количество советов и последствий после неких действий. Однако, в теории, практически ничего не говорится о том, каким образом происходит само влияние на сознание народа, на их поведение и на их отношение друг к другу.

Поэтому, обращаюсь к следующей теории.

1. Политическое сознание и политическая идеология . Демидов А.И., Житенев В.А., Соловьев А.И.Данная теория была разработана несколькими авторами, включившими в нее свои работы:

1. Демидов А.И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1995.

2. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990.

3. Политология: Учеб. пособие для вузов. / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999

4. Соловьев А.И. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12. 1995. № 2-3.

5. Фарукшин М.К. Политическая культура общества // Соц. политические науки. 1991. № 4

Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.

Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.

Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.

Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника.

Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина.

Второй источник - это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио).

Третий источник - это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.

Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому "Я" анализировать мир политики и определяться по отношению к нему.

При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже может быть истинной или ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность.

В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему.

У большинства людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали, или которые они узнали из других внешних источников.

Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Следовательно, действительность оценивается через политическое сознание не сама по себе. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей.

Многие политические учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Поэтому они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.

В то же время реально несовпадение тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, общественных классов, наций, партий. Важно, чтобы обусловленная этим идеологическая и политическая борьба не перерастала в вооруженное противоборство, носила мирный, цивилизованный характер.

Политическое сознание выполняет целый ряд функций:

1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.

С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок "верхов" зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований.

2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься - политика "займется" ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она "проникает" в людей в виде политической информации.

Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации.

Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.

3. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.

Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий.

Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.

4. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только "обязаны" обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами.

В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни.

В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.

Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание. Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении. Главное в специализированном сознании - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности.

Соответствующие знания, - с одной стороны, - вырабатываются различными идеологиями и закреплены в политической культуре. С другой стороны, такие знания "добываются" и собственной практикой массовых социальных групп. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других. В реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания. Иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Возможна и обратная ситуация: в массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово. Очевидно, что для конструктивного и стабильного социально-политического развития общества крайне важно не только взаимодействие специализированного и массового сознания. Еще более важна их обоюдная чуткая реакция на все изменения в умонастроениях людей и общества в целом, и составляющих его социальных групп. В политическом сознании можно выделить такие уровни:

1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. На этом же уровне происходит адаптация (приспособление) интересов общества, общественного мнения.

"Государственное" сознание регулирует политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, решений, конституций, поправок к их статьям и т.д.

Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления. Для него также характерен позитивно-прагматический способ восприятия политической действительности, - т. е. ориентация на достижение успеха, выгоды в процессе приобретения, расширения или удержания власти.

2. Теоретический. Данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов.

В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы:

а) сущностные проявления политики; б) закономерные политические тенденции и процессы; в) причины, их вызывающие; г) реальный ход политических позиций; д) действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями.

Будучи реализованы на практике, такие программы, декларации и доктрины закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента в свою очередь зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики.

3. Эмпирический. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей малых и крупных социальных общностей.

Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. Взятые в единстве с теоретическими воззрениями в области политики, они служат, во-первых, питательной почвой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а во-вторых, духовной основой политической культуры общества.

4. Обыденный. Обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов.

Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям.

Таким образом, политическое сознание представляет собой чрезвычайно сложное и многомерное явление. Оно является важнейшим элементом духовной политической культуры. Оно влияет на динамику политической культуры, во многом определяет ее содержание и ее уровень.

Политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.

Соответственно политическое сознание играет важную роль в том, какое реальное и качественное содержание имеют общественно-политическая жизнь, мир политики в целом.

2. Политическая идеология и её основные разновидности.

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической жизни общества. Для начала разберемся, что представляет собой идеология?

Создателями теории идеологии являются немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. Идеология приобретает реакционный характер по мере того, как выражаемые в ней социальные интересы классов и социальных групп приходят в противоречие с объективным ходом истории.

Итак, основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. А. это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения. Идеологические системы включают в свое содержание экономические, политические концепции. При этом они опираются на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы.

Поскольку в социально-структурированном обществе существуют различные социальные группы и классы, интересы которых не совпадают, постольку в нем постоянно происходит идеологическая борьба. Одна из важных задач идеологической борьбы - особым интересам господствующих групп и классов придать форму всеобщего интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества.

Весьма распространенный прием, служащий этой цели - этернизация (от латинского aeterneus - вечный) ценностей. Всякий господствующий класс в своей идеологии объявляет неизменными те учреждения, идеи и ценности, которые наиболее существенны для данного строя и выводит эту абсолютную значимость из тех идей и принципов, которые в данное время господствуют в человеческом сознании и поэтому оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок и экспансию (резкое расширение), силовое навязывание этого мировоззрения и установок с помощью социальных институтов. В прошлом такими инструментами служили по преимуществу церковь, система воспитания и образования, в современном государстве целенаправленная деятельность по формированию общественного сознания осуществляется средствами массовой информации и коммуникации.

Таким образом идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит.

Исследователи выделяют политическую, правовую, религиозную идеологию.

Политическая идеология образует стержень идеологической системы. Политическая идеология возникает из общественной потребности в регуляции отношений коренных интересов каждого класса и социальной группы с интересами других классов и социальных групп с точки зрения их борьбы за государственную власть или иных форм участия в делах государства. С этой точки зрения политическую идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязание того или иного класса, социальной группы на власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этими целями подчинения общественного мнения ее идеям.

Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Фашизм – одна из политических идеологий. В настоящее время она значительно утратила свое влияние, хотя ее рецидивы встречаются в различных странах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и политических движений, утверждающих превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ.

Понятия, используемые в данной концепции:

- механизм

- политическая ситуация

- политическая идеология

Основываясь на этой концепции можно сделать некий вывод:

Из этой теории можно понять, что в наши дни одним из институтов социализации является именно политика, и что политический выбор человек не делает самостоятельно, а это навязывается ему в семье и через средства массовой информации, что приводит к общему, массовому политическому сознанию, неспособности индивида реально оценивать политическую ситуацию и делать политический выбор.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.