Сотрудничество или противостояние?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По мнению ребят, главное требование учителей к ним – это дисциплинированность и послушание. Хороший ученик – послушный, исполнительный, вежливый, скромный, отзывчивый, общительный, не думающий, не имеющий собственного мнения, услужливый, не мешающий работать. Вторым качеством называли прилежание, внимательность, работоспособность, старательность, на третьем месте – способность, понятливость, ум, сообразительность, самостоятельность.

Здесь же можно упомянуть и интерес к предмету, и желание учиться. Получается, что ребята неправильно оценивают ожидания педагога, не понимают его требования. Возможно ли сотрудничество на этой основе?

Противостояние проявляется и в отношении к отметкам. По мнению ученика, отметка оценивает: знания, отношение учителя к ученику, средний уровень успеваемости в классе и в последнюю очередь способности ученика. Некоторые учащиеся считают, что отметки бывают несправедливые и используются как способ давления. В то же время учителя уверены, что они используют отметку, как стимул индивидуального развития учащихся, как поощрение или наказание, ориентир для достижений.

Отчего теряется интерес к учебе? Школьники не хотят учиться, они считают, что их кто-то должен увлечь. Уклоняясь от развития интереса к знаниям, к процессу познания, педагоги занимаются тренировкой памяти и послушания. Поэтому не происходит развития личности.

Довольно большая часть ребят признают, что школа деформирует их; некоторые утверждают, что за ее пределами они становятся совсем другими людьми. Какими видят себя выпускники? Способными, жаждущими деятельности, проявляющими интерес к знаниям, общительными.

Некоторые выпускники признались, что у них нет достаточных способностей для успешной учебы, столько же не хотят ничего делать, в том числе учиться, и предпочитают уйти в себя (защитная реакция)- держаться ото всех подальше, никому не раскрывать душу, чтобы добиться успеха.

Школьные радости. На вопрос: “Что вас радует в школьной жизни?” – были получены ответы: общение с друзьями, каникулы, перемены, успехи в учебе, любые предметы, когда все получается на уроке. Вопрос о радостях несет в себе не только общую оценку микроклимата, он выявляет направления дальнейшего совершенствования. Можно осуждать желание ребят общаться на уроке, но можно задаться вопросом: почему оно приносит ущерб. А что если найти способ объединять их в небольшие группы с целями обучения?

Учащиеся высказывают довольно много критических замечаний в адрес учителей. Почти треть опрошенных не считают их интересными людьми, половина пишут, что учителя не умеют делать уроки привлекательными, больше половины не убеждены, что учителя хотят понять ученика. И в то же время столько же ребят заявляют, что у них есть любимая учительница.

За что же любят педагогов. За добрый характер, человеческие качества, за умение заинтересовать предметом. За способность понять, за простое и доброжелательное отношение!

Приложение № 4.

Эмоциональное поглаживание.

Бунтующий ребенок заставляет учителя как-то анализировать собственные действия, продумывать собственные действия, продумывать способы выхода из конфликта. А если ребенок молчит, ушел в себя? Тогда очень плохо. Как работать с “сомневающимися”? Приемов много. Я остановлюсь на наиболее интересном.

Эмоциональное поглаживание. Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать “молодец”, тридцать раз – “умница” и раз десять “Ребятки, я горжусь вами”. Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: “молодец”, “умница” – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта. Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я “молодец”, да, я “умница”. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я “молодец!” Может быть такая логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, вполне допустимо.

Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия – это и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.