Настроение, с которым дети идут в школу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица №4.

  часто редко Никогда  
С опасением, что не выучил урок С удовольствием. С радостью, что встречу друзей. С желанием получить новые знания. С опасением встретить вредного учителя. Боюсь не справиться с контрольной. Иду потому, что так надо. С тревогой, ведь встреча с личным врагом. Учеба меня тяготит, портит настроение. Мне безразлично.     4 8 32 6 8 6 36 4   6 4 28 20 6 30 26 28 4 12   18 24 8 12 2 4 6 6 0 24   16 12  

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оценивают ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что бояться контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. "Вредным" учителем они называют такого, который относится к ним несправедливо, готов мстить за грубое слово и другие промахи.

Присутствуют черты "школы отчуждения": значительная часть учащихся (36 человек из 40) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно не успевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет.

Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (8 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе!

В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего настроения (см. прил. №6). Количество опрошенных составляет 18 человек, их которых у 10 преобладает негативное состояние. Степень негативного состояния впечатляет, если учесть, что обучение осуществляется всего второй год. В основном это ребята, обучающиеся на четыре, и пять.

Обычное (нейтральное) состояние преобладает у отстающих. Сильно выраженное эйфорическое состояние – всего у двух девочек, которые являются отличницами. Такова общая картина настроения у школьников 2"а" класса до использования в практике создания ситуаций успеха.

После использования на практике ситуаций успеха настроение учащихся повысилось. Степень негативного состояния значительно уменьшилась. Может быть, степень негативного состояния объясняется неготовностью к обучению? Существует методика, определяющая готовность к обучению (см. прил. №2).

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Каково же это влияние?

 

Расчет производился по формуле n/N*100%, где n – количество учащихся, обучающихся на "4" и "5" , а N – общее количество учащихся.

По данным исследования видно прямую зависимость качества обучения от ситуации успеха. По всем предметам происходит повышение качества обучения, но в различной степени. Незначительное повышение наблюдается по таким предметам, как труд и чтение. Резкий скачок качества обучения произошел по таким предметам, как математика и русский язык(традиционная программа обучения). Разница составила 10 % и 19 %. Качество обучения, по таким предметам, как физическое воспитание и природоведение (мир вокруг нас, по программе Плешакова А.), осталось прежнем. Возможно, эти предметы являются самыми любимыми. Незначительное повышение по таким предметам, как труд и чтение объясняется тем, что они не требуют от школьника большого умственного напряжения. Мир вокруг нас больше всего интересует учащихся. А самые трудные предметы, по мнению учащихся, математика и русский язык. И именно на эти предметы, играющих первостепенную роль в умственном развитии учащихся, создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает значительное влияние.

В результате проведения опроса учителей (см. прил. №7), преподающих на различных ступенях общеобразовательной школы, выяснилось, что из девяти преподавателей только двое имеют представление о существовании и использовании ситуаций успеха. Но и они не смогли перечислить виды ситуаций успеха и назвать фамилии авторов, рассматривающих данный вопрос в своих работах.

Каковы представления о создании ситуаций успеха в педагогическом процессе преподавателей, принимавших участие в опросе?

Преподаватель психологии Комягина Татьяна Серьгеевна считает, что создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе оказывает влияние на развитие и формирование учебно0познавательных интересов, повышение учебной мотивации школьников. В своей педагогической деятельности Т.С. Комягина использует ситуации успеха при уровневой дифференциации. Для формирования интереса использует создание ситуации эмоционального переживания, занимательности, опоры на жизненный опыт.

Преподаватель начальных классов, Жданова Ирина Николаевна, работающая по традиционной программе(1-4), отмечает, что создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. В частности, подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает детей на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов.

Использует ситуацию успеха следующим образом: перед написанием контрольных диктантов настраивает учащихся – "Я уверена, что все вы напишите правильно!". Подбадривает школьников, если что-то у них не получается или допускают ошибки. Поддерживает эмоциональный настрой урока.

Интерес к учебному процессу формирует с помощью игровых ситуаций, ребусов, загадок, творческий заданий. Оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам, по мнению Ирины Николаевны, и связь материала с жизненным опытом детей опора на это в различных ситуациях.

На основе всего этого можно прийти к выводу, что учителя не знают никакой методики, они действуют интуитивно. Поэтому мы не можем говорить о создании ситуаций успеха в современной школе.

Для решения этой проблемы каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Что же представляет собой эта концепция? "Я-концепция"-это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:

-видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).

-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

-предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

Знания положительной "Я-концепции" необходимо для каждого учителя. Педагоги всего мира признают, что педагогические успехи определяются положительной "Я-концепцией" учителя – его эмоциональной стабильностью, способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика, личностной зрелостью, социальной ответственностью.

Заключение.

Школа, в первую очередь начальная, признана стандартизировать образование в раннем возрасте. Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. В какой бы среде он ни российский, он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника.

Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема начального обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.

Ребенок, у которого все складывалось достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение еще пяти лет, даже если учение не принесет удовлетворения. Тем не менее, если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, т.е. от пяти до десяти лет, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящее перед ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для него путями – правонарушений и ухода в себя. И хотя успехи в школе все еще возможны, шансы на их достижение с каждым годом становится все менее вероятными(6,123).

Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно, опираясь на свой разум справлялся с важными для него проблемными ситуациями; оптимистом же он был потому, что жизнь его не была лишена удовольствий, соответствующих его возрасту. Он все больше осознавал, что хоть в жизни и встречаются трудности, их можно преодолеть.

Главное заключается в том, что даже если ему что-то и не удавалось, никто не считал его неудачником.

Сообразительные дети скоро понимают то, что важно в школе, отнюдь не совпадают с тем, что требуется в реальной жизни и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Однако многие приспособиться не могут. По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся чаще всего не могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989-355.

Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:"Просвещение", 1983-96

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-169.

Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.:"Просвещение", 1991-80.

Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение", 1991-239.

Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991-71.

Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983-175.

Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982-175.

Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.:"Новая школа ", 1993-72.

Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: "Просвещение", 1986-160.

Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981-126.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995-528.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998-53.

Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: "Просвещение", 1960-140.

Смирнова Е. Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997-50.

Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960-234.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972-254.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974-569.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979-175.

Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990-№11, с.91

Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999-№10, с.31-32.

Быныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997-№2, с.14.

Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998-№6, с.46.

Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42-43.

Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.: "Издательство АСТ", 1997-300.

Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского. М.:"Педагогика", 1987-160.

Приложение № 1.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 273.