Раздел 2. Результаты исследования и их анализ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение общих данных, касающихся детей из полных и неполных семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых (см. таблица 1). Так, выяснилось, что дети из полных семей отличаются более высокой школьной успеваемостью (учатся на «отлично» в 10% и «хорошо» в 50% случаев, тогда как дети из неполных семей -соответственно в 5% и 40% случаев).

Почти одинаковое количество полных семей с 1 ребенком (45%) и 2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 15%. Совсем другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преобладают семьи с 2 детьми (50%). Семей с 1 ребенком – 25%, многодетных также 25%, причем 2 матери с 4 детьми. В неполных семьях у родителей – 45% высшее образование и 45% среднее специальное, а в полных семьях преобладает высшее образование (60%).

В обеих группах семей преобладает возраст родителей - от 30 до 40 лет.

Таблица 1. Общие данные о группах испытуемых из полных и неполных семей

 

Показатели Полная семья Неполная семья
1. Уровень успеваемости    
«отлично» 10% 5%
«хорошо» 50% 40%
«удовлетворительно» 35% 45%
«неудовлетворительно» 5% 10%
2. Количество детей в семье    
1 45% 25%
2 40% 50%
3 15% 15%
4 10%
3. Образование родителей    
высшее 60% 45%
среднее специальное 40% 45%
среднее 10%
4. Возраст родителей    
до 30 лет 25% 10%
30-40 лет 60% 65%
старше 40 лет 15% 25%

 

 

Анализ опроса

 

В обеих группах семей доминирует потребность и теплое отношение к матери («с моей мамой», «позову на помощь маму»).

В полных семьях отношение к отцу формальное («с мамой или папой», «с мамой, папой, бабушкой,…»), в неполных семьях – отстраненное. В группе полных семей присутствует положительное отношение к родительской чете («с папой и мамой», «с родителями»), в неполных семьях – в меньшей степени выражено, более неопределенно («с семьей»).

Отношение к сиблингам в обеих группах различное («пойду с братом», «не будет играть сестра»).

Отношение к бабушке в неполных семьях различное («с бабушкой», «дома останется бабушка»), в полных – отстраненное.

В неполных семьях дедушка иногда упоминается («с бабушкой и дедушкой»), в полных семьях – вообще отсутствует.

В группе неполных семей также доминирует потребность в дружбе, друзьях («с другом», «с Никитой», «с лучшими подругами»), в полных семьях эта потребность менее выражена («с родителями и другом»).

В обеих группах семей наименее выражена крайняя степень потребности в уединении – «на острове с животными: собакой, жирафами, обезьянами», «на острове с едой».

 

2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)

 

Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:

1) в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;

2) в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

3) различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;

4) дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

5) в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);

6) потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных – она вообще отсутствует;

7) нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10%;

8) в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;

9) в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже – 10%;

10) в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей – низкая самооценка (35%).

Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №2

Таблица 2. Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых

 

Элемент в рисунке Дети из полных семей Дети из неполных семей Интерпретация
1. Отсутствие ребенка 10% 35% Чувство отверженности в семье
2. Отсутствие родственников:    

 

 

Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка

матери 22%
отца 15% 80%
сестры 29% 67%
брата 67% 50%
бабушки 100% 80%
дедушки 100% 80%
3. Присутствие отца 85% 20% Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной
4. Присутствие животных 10% 5% Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле
5. Пуговицы, серьги, пряжки 15% 10% Зависимость
6. Линия основы (земля) 15% 10% Незащищенность
7. Деревья (ветви вверх) 30% 10% Жизненная энергия, энтузиазм
8. Название рисунка 15% Экстраверсия, потребность в общении
9. Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями   10%   25% Серьезные нарушения внутрисемейных контактов
10. Отсутствие ног 10% 20% Робость, замкнутость
11. Глаза без зрачков 5% 20% Импульсивность
12. Отсутствие лица 10% 10% Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)
13. Острые ногти, рога 10% 30% Агрессия
14. Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково   20%   10% Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье
15. Штриховка 15% 30% Тревожность
16. Расположение рисунка:  - вверху  - внизу   25% 20%   10% 35%   Высокая самооценка Низкая самооценка
17. Рисунок уменьшен 10% 15% Низкая самооценка, депрессия
18. Стирание 5% 10% Эмоциональная напряженность
19. Схематическое изображение 10% 5% Отсутствие эмоциональной привязанности в семье

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.