Описание групп
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4-х классов специализированной школы №69 с углубленным изучением английского языка.
В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина.
1.2. Описание методик
Для исследования восприятия семьи детьми из полных и неполных семей использовались следующие методики:
1) метод опроса;
2) формализованная анкета;
3) кинетический рисунок семьи;
4) методика Рене Жиля.
Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.
1) Метод опроса. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям. Бланк для опроса находится в приложении №1. [24; стр.142]
2) Формализованная анкета заполнялась на каждого ребенка при активном участии классного руководителя. В анкете представлена информация о семье ребенка, особенностях поведения его в школе, успеваемости, взаимоотношениях с одноклассниками. Бланк формализованной анкеты находится в приложении №2.
3) Кинетический рисунок семьи.
Историческая справка. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана.
Бернс и Кауфман определили свою методику «Кинетический рисунок семьи» как «новый инструмент для понимания детей, особенно трудных детей». [17; стр.25]
Дается следующая инструкция:
«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».
Этот акцент на «делании» показывает изменения в отличии от «Рисуночного теста семьи» Халса. [2; стр.12]
«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая методика, датируемая лишь 1970 годом.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением. Бланк обработки теста находится в приложении №3. [24; стр.131]
Эта методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. [18; стр.37]
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. [24; стр.133]
4) Методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. [16; стр.418]
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. [25; стр.136]
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменный, характеризующий конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, осетра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы выделяют 12 признаков:
отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как семейной чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию,
общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. [16; стр.419]
В процессе обработки данных этой методики нами были внесены изменения в «ключе»:
1) в шкале «отношение к матери» включить в состав заданий задание №5, так как ребенок может отмечать «во главе стола» свою мать (см. задание №5);
2) в шкале «закрытость, отгороженность» включить в состав заданий задание №18, так как он также отражает отношение ребенка к миру, людям.
Проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста Рене Жиля. [3; стр.205]
Методика PARI (Parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Методика адаптирована российским психологом Т. В. Нещерт.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1 - эмоциональный оптимальный контакт; 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3 -излишняя концентрация на ребенке. [31; стр.757]
Выделены следующие признаки:
1) Вербализация;
2) Чрезмерная забота
3) Зависимость от семьи;
4) Подавление воли;
5) Ощущение самопожертвования;
6) Опасение обидеть;
7) Семейные конфликты;
8) Раздражительность;
9) Излишняя строгость;
10) Исключение внесемейных влияний;
11) Сверхавторитет родителей;
12) Подавление агрессивности;
13) Неудовлетворенность ролью хозяйки;
14) Партнерские отношения;
15) Развитие активности ребенка;
16) Уклонение от конфликта;
17) Безучастность мужа;
18) Подавление сексуальности;
19) Доминирование матери;
20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка;
21) Уравнение отношения;
22) Стремление ускорить развитие ребенка;
23) Несамостоятельность матери. [16; стр.451]
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5. [16; стр.438] Опросный лист находится в приложении №4.
Валидизация теста проводилась по коэффициенту синхронной надежности с помощью критерия Кронбаха (альфа). Данный показатель отражает однородность, внутреннее постоянство или устойчивость по отдельным шкалам теста. Анализ коэффициента пригодности теста атрибутивного стиля установил высокий результат, Альфа Кронбаха = 0,943. [22; стр.398]
Бурлачук Л.Ф. указывает на высокую информативность теста при анализе семейных конфликтов, воспитательных проблем, при невротических расстройствах и нарушениях поведения в случае развода в семье, при проблемах с обучением в школе. Опросник находит применение и в клинической практике. [3; стр.289]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.